ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Россия преодолевает дипломатическое рейдерство на Южном Кавказе

11:32 27.03.2023 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

Последнее время российские политики и высокопоставленные лица, включая главу МИД Сергея Лаврова[1] и Председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина[2], не скрывали своего негативного отношения к высказываниям и решениям, принимаемым Ереваном.

Россия недовольна политикой Армении по нескольким причинам. При посредничестве Москвы подписаны четыре документа[3][4][5][6], четко прописывающие все этапы обеспечения мира между двумя закавказскими республиками - Азербайджаном и Арменией (российский формат). Ереван вместо того, чтобы выполнять свою часть обязательств, пытается выгадать лучшие условия, выискивая новые переговорные площадки на Западе (Брюссельский, Пражский и Вашингтонский форматы), на которых происходит ревизия договоренностей, достигнутых на российском треке. Армения усилила курс на отдаление от России: в момент масштабного геополитического противостояния России с Западом правительство союзника впустило на свою территорию западных силовиков («гражданскую» миссию наблюдателей ЕС, в состав которой вошли французские жандармы и германские полицейские), да еще с перспективой расширения их состава, что может расцениваться в Москве как отказ от предыдущих договоренностей.

На этом фоне несколько неожиданным прозвучало сообщение о телефонном разговоре армянского премьера с президентом России Владимиром Путиным 13 марта с.г. Беседа состоялась по инициативе Никола Пашиняна накануне пресс-конференции последнего. При этом пресс-релизы для СМИ, подготовленные в Ереване[7] и Москве[8], имели значительные расхождения. Армянскому премьеру был важен сам факт телефонной беседы, чтобы убедить внутреннюю аудиторию в хороших отношениях с союзником. Согласно пресс-релизу Кремля, российский лидер дипломатично призвал Пашиняна решать все возникающие вопросы по «обеспечению стабильности и безопасности на армяно-азербайджанской границе», а также «текущей ситуации вокруг Нагорного Карабаха», «в конструктивном ключе, в тесном контакте и взаимодействии сторон с российскими миротворцами».

Иными словами, нужно не искать, на кого бы переложить вину и ответственность, а действовать по принципу, сформулированному «железным канцлером» Отто фон Бисмарком: «Политика есть искусство возможного». Следовательно, политика имеет дело только с реальностью, с целями, достижимыми при конструктивном подходе. Всё то, что лежит за гранью возможного (реального), — это не политика, а благие пожелания и пустые декларации.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян 14 марта провел пресс-конференцию[9], в которой приняли участие около четырех десятков представителей СМИ. Целью мероприятия, по выражению главы кабинета, было «поговорить с журналистами об итогах и проблемах прошедшего года, а также о текущем состоянии внешней и внутренней политики, в формате вопросов и ответов».

Именно благие пожелания и запутанные декларации продемонстрировал Пашинян на упомянутой пресс-конференции. В его выступлении было много противоречащих друг другу тезисов и положений, которые не позволяют говорить о том, что у армянского руководства сформировалась какая-то цельная картина будущего и даже настоящего.

Основные тезисы Н.Пашиняна на пресс-конференции 14 марта:

  • «С Россией наши отношения очень искренни. Кризиса в отношениях нет… гарантом безопасности Нагорного Карабаха является Российская Федерация».

Данное заявление сразу объяснило цель телефонного звонка в Кремль накануне: показать гражданскому обществу Армении «хорошую мину при плохой игре». Однако стоит отметить, что в трехсторонних заявлениях российского формата нет никаких упоминаний о гарантиях со стороны России в отношении Карабаха. Задача же миротворческого контингента, введенного Россией по договоренности сторон, сформулирована в соответствии правилами ООН: «следить за соблюдением международных договорённостей участников конфликта и не допускать вооруженных столкновений между участниками конфликта»[10]. Миротворцам запрещено использовать оружие в отношении гражданских лиц и принимать чью-либо сторону конфликта.

Таким образом, Пашинян пытался полностью снять с себя ответственность за судьбу 120 тыс. карабахских армян, большинство из которых имеют паспорта Республики Армения. В этой связи следует напомнить, что в ходе внеочередных парламентских выборов 2021-го года программа кандидата-Пашиняна включала реализацию права Карабаха на самоопределение без ограничений и многое другое на этом направлении.

Как можно говорить об искренности российско-армянских отношений, если в Ереване поощряют проведение антироссийских манифестаций, для которых перекрывают дороги и которые бережно охраняет полиция[11]. Ссылки на свободу собраний и митингов выглядят сомнительно - без одобрения руководства страны такие акции организовать в Армении было бы невозможно.

  • «ОДКБ хочет или не хочет, но покидает Армению, и это нас беспокоит»

Этот тезис, не имеющий под собой никакой реальной основы, Никол Пашинян упорно пытается внушить неискушенной внутренней аудитории. Факты говорят о другом. Организация никогда не отказывалась от помощи Еревану. Армянские власти на самом деле сами фактически препятствовали приезду мониторинговой миссии наблюдателей ОДКБ, а затем принятию решения о содействии со стороны Организации[12]. Дело в том, что в рамках пражского формата Ереван пригласил в страну европейских наблюдателей, мандат которых пока что ограничен двухлетним сроком. В этом же контексте лежит цепочка отказов Армении от работы в ОДКБ: сначала Никол Пашинян не подписал документы ереванского саммита ОДКБ, затем республика отменила учения Организации на своей территории, теперь отказывается от должности заместителя генсека[13].

Для объяснения своего последнего решения глава правительства на пресс-конференции применил странную казуистику: «Мы с удовольствием получим квоту замгенсека ОДКБ, если с получением этой должности не выйдет, что мы неверный посыл направляем нашему народу, если это будет ещё одним фактором к безопасности». Это заявление перекликается с подобным, высказанным во время предыдущей пресс-конференции. Тогда он отметил, что российское военное присутствие в регионе может представлять угрозу безопасности страны, поскольку в Баку могут неправильно это истолковать.

Другими словами, Ереван, на мой взгляд, анонсирует свой выход из Организации, возлагая всю ответственность на нее же. «Пресс-конференция Пашиняна – тотальная манипуляция»[14],- вынуждена была признать армянская правозащитница Нина Карапетянц.

  • По версии Пашиняна в армянской армии действовала «пятая колонна», которая и привела к поражению в 44-дневной войне

По мнению бывшего замминистра обороны Армении Артака Закаряна, «премьер Пашинян в присущем ему стиле манипулирует общественным мнением, и, таким образом, пытается убедить народ в том, что он не несет ответственности за поражение и потерю обширных территорий». Цель данной манипуляции, считает армянский политтехнолог Виген Акопян, завуалированно указать, что поскольку «силовые структуры РА обучены и сформированы в России, то и «пятая колонна» должна быть связана с РФ»[15].

Если это так, то Пашинян посылает месседж о том, что против пророссийски настроенных военных («пятой колонны») в Армении будут проведена люстрация. Это так?

  • Никол Пашинян предпочитает западные переговорные форматы, но предлагает их укрепить «гарантами»

С точки зрения армянского премьера, брюссельский формат переговоров «не является эффективным, так как договорённости в этом формате не соблюдаются», тогда как формат пражский (Армения, Азербайджан, ЕС и Франция) был «мега продуктивен». Напомним, что именно в Праге Пашинян с подачи своих западных спонсоров провел ревизию трехстороннего документа от 9 ноября 2020 года (остановившего боевые действия), и, признав Карабах частью Азербайджана, ликвидировал такое понятие, как «Лачинский коридор под контролем РМК». Баку выступил категорически против участия Франции в качестве посредника в связи с ее ангажированностью. Учитывая то, что Евросоюз подписал с Азербайджаном документ о стратегическом партнерстве в области энергетики и недавно выделил ему пакет финансовой помощи в размере 2 млрд. евро в рамках плана экономических инвестиций[16], при этом Ереван тоже не считает ЕС беспристрастным, хотя старается об этом не распространяться. В Армении все больше убеждаются, что флирт с Западом не дает особого результата, но руководство страны продолжает свои усилия на этом направлении. Вместо того чтобы постараться восстановить репутацию верного союзника, он предложил на пресс-конференции дополнить западный формат Германией и США, которые, мол, и должны стать «гарантами реализации договорённостей Еревана и Баку». Однако у потенциальных «гарантов» другие геополитические и геоэкономические интересы, что наглядно иллюстрирует деятельность европейских наблюдателей в Армении. Они даже не смогли выступить посредниками для вывоза тел убитых армянских солдат с нейтральной территории после прошлогоднего обострения конфликта. Представитель ЕС также предупредил, что их наблюдатели «не гарантируют статус-кво»[17]. Более того, они разместились недалеко от границы с Нахичеванью, где инциденты происходят крайне редко, но откуда очень удобно наблюдать за иранской границей и территорией Ирана. «Техника и аппаратура, которую ЕСовские наблюдатели с собой привезли, предназначена не только для контроля за армяно-азербайджанской границей…. Очевидно, их цель – наблюдение за Ираном. Также будут наблюдать и за российскими миротворцами»[18],- уверен эксперт Григор Баласанян.

Пресс-конференция С.Лаврова и А.Мирзояна 20 марта

После многочисленных поездок по западным столицам глава МИД Армении Арарат Мирзоян нашел время посетить Москву для встречи со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. По результатам беседы главы внешнеполитических ведомств встретились с журналистами и сделали ряд важных заявлений[19].

По мнению С.Лаврова, даже после отказа Еревана отстаивать реализацию права Карабаха на самоопределение представители армянского региона и Баку должны решать напрямую вопросы обеспечения безопасности и прав жителей Нагорного Карабаха, касающихся языка, местного самоуправления, образования и культуры. Качественность договоренностей будет зависеть от порядочности посредников. Российский министр напомнил, что в двух похожих случаях, когда были заключены Минские соглашения (между Киевом и Юго-Востоком Украины) и договор о Сообществе сербских муниципалитетов Косова (между Белградом и Приштиной), западные посредники повели себя непорядочно, потворствуя одностороннему нарушению договоренностей. Таким образом, Лавров предостерег Ереван от чрезмерного упования на эфемерные «международные гарантии безопасности».

На самом деле так называемые западные посредники, по словам российского министра, занимаются «дипломатическим рейдерством» - «они пытаются подмять под себя трехсторонние договоренности между Арменией, РФ и Азербайджаном, пытаются навязать свое кураторство всей этой работе, прямо подрывая ключевые принципы документов, которые предполагают активное участие Москвы и в разблокировании экономических и транспортных связей, и делимитации, и содействия сторонам в подписании мирного договора».

Кроме того, Сергей Лавров сообщил, что в ходе переговоров с армянским коллегой было достигнуто понимание, что Армения окончательно не отказалась от идеи принять миссию ОДКБ для размещения на границе с Азербайджаном. По словам министра, такая миссия отвечала бы интересам обеспечения безопасности в регионе. Ключом к урегулированию обстановки, включая проблему Лачинского коридора, должно быть строгое «в полном объеме, без каких-либо импровизаций выполнение всех трехсторонних договоренностей, которые были достигнуты между Президентами России и Азербайджана и Премьер-Министром Армении». Оба участника пресс-конференции подтвердили, что трёхсторонняя министерская встреча России, Армении и Азербайджана, отложенная в декабре прошлого года, состоится в Москве, дата ее проведения уточняется.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

[1] https://www.rbc.ru/politics/28/02/2023/63fde4829a7947ec9855e8cc

[2] https://rg.ru/2023/02/13/volodin-vystupil-protiv-privlecheniia-struktur-es-k-uregulirovaniiu-v-karabahe.html

[3] http://kremlin.ru/acts/news/64384

[4]http://kremlin.ru/supplement/5606

[5] http://kremlin.ru/events/president/news/67203

[6] http://kremlin.ru/events/president/news/69729

[7] https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2023/03/13/Nikol-Pashinyan-Telephone-Conversation/

[8] http://www.kremlin.ru/events/president/news/70666

[9] https://www.primeminister.am/ru/interviews-and-press-conferences/item/2023/03/14/Nikol-Pashinyan-Press-Conference/

[10] https://www.un.org/ru/aboutun/booklet/peace.shtml

[11] https://clubfactov.ru/2023/02/25/v-erevane-na-mitinge-u-posolstva-rf-pod-kriki-proshhaj-nemytaja-rossija-sozhgli-portret-putina/?ysclid=lffuits3xm464642796

[12] https://interaffairs.ru/news/show/38381

[13] 10 марта стало известно, что Армения обратилась в ОДКБ с отказом от своей квоты заместителя генсека ОДКБ. В начале января премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения отказалась принять на своей территории военные учения "Нерушимое братство-2023" Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.

[14] https://yandex.ru/video/preview/7356035631735805264

[15] https://news.am/rus/news/749946.html

[16] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13624655?ysclid=lfcdvkvrk0340665940

[17]https://news.am/rus/news/743741.html

[18] https://ru.armeniasputnik.am/20230315/doroga-v-nikuda-politolog-ob-opasnosti-komplementarnykh-igr-armyanskoy-vlasti-56778535.html?ysclid=lfab8qks7o851005598

[19] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1858773/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати