Санкции Запада против РФ ведут к усилению процессов формирования альтернативной финансовой, страховой, торговой инфраструктуры. Ущерб для позиций Америки и Европы в мировой экономике будет непоправимым, считают многие эксперты.
Глобализация в нынешнем виде достигла пика к концу 2000-х. По данным, которые приводит The Economist, тогда 78 процентов всех прямых иностранных инвестиций приходились на долю Запада. Казалось несомненным, что экономики «золотого миллиарда» являются главными бенефициарами сложившейся модели международного разделения труда. Однако уже вскоре положение дел стало меняться, причем невероятно быстрыми темпами. Глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов потряс банковскую систему западных стран. Он также показал, что продвигаемые Западом подходы к выравниванию диспропорций мирового экономического развития в лучшем случае работают лишь на его интересы. В худшем – подрывают перспективы долгосрочного развития для всех.
Примерно в то же время компании из ведущих незападных государств стали стремительно выходить на мировой рынок, буквально за несколько лет серьезно потеснив прежних западных лидеров в ряде наиболее перспективных секторов экономики и финансов. По данным The Economist, с 2010 года темпы прироста зарубежных продаж у торгуемых на биржах компаний США и ЕС упали в четыре раза, по сравнению с 2000-ми, и в пять раз, по сравнению с показателями 1990-х. А объем прямых иностранных инвестиций, поступающих из западных стран, сократился, по данным ЮНКТАД, с пика в 659 млрд. долларов в 2015 году до 216 млрд. в 2021-м. В результате, доля Запада в мировых ПИИ упала с 78 до 71 процента.
Ведущий гегемон Запада, США, спохватился первым и пытается сохранить доминирующие позиции. При этом выбрана агрессивная и прямолинейная стратегия - стремительно набрала обороты политика санкций и финансово-экономического давления. В Америке и Европе также широко распространилась точка зрения о необходимости переосмысления внешнеполитических подходов, доминировавших в предыдущие десятилетия. В частности, концепция, согласно которой сотрудничество со странами-соперниками, их вовлечение в международные институты и процессы мировой торговли до уровня взаимозависимости, позволявшая превратить их в «добросовестных» членов международного сообщества и конструктивных партнеров, стремительно ушла в прошлое. Поскольку стало понятно, что «добросовестность» западные и остальные участники международных отношений понимают кардинально различным образом.
Однако подобная линия привела лишь к интенсификации дискуссий о перспективах создания финансово-экономической системы или систем, не зависящих от Америки. Ускорились процессы консолидации как политических, так и финансово-экономических альянсов локального и панрегионального уровня в Евразии, Азии, Африке. И едва ли не главным условием их функционирования всё чаще становилось условие, пусть и негласное порой, об отсутствии среди участников крупнейших западных экономик. Ведущую роль в этих процессах играют Россия и Китай. Растущее число незападных стран проявляют интерес к участию в таких форматах равноправного многостороннего сотрудничества, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский экономический союз, либо к партнерству с ними.
Эскалация конфликта вокруг Украины показала, насколько по-иному большинство незападных стран рассматривают процессы трансформации международной системы. 52 страны, включая большинство государств Африки и Азии, высказались против или воздержались при голосовании предложенной западными дипломатами резолюции Генеральной ассамблее ООН «с осуждением действий РФ на Украине». Речь идет о нациях, составляющих практически половину населения Земли. Не приняли участия в голосовании крупнейшие экономики мира - Китай, Индия и Пакистан.
Еще важнее, как отмечает российский эксперт Сергей Полетаев, набирающий скорость и масштаб процесс «эрозии инфраструктуры западной экономической монополии». Отключение неугодных Западу стран от системы межбанковских коммуникаций SWIFT ведет «к созданию альтернативных систем межбанковского обмена и платежей. Запрет на перестраховки со стороны западных компаний — к развитию национальных страховых рынков, и так далее. Раньше параллельной экономической инфраструктуры никто не создавал не потому, что это невозможно — а потому, что это не было нужно». Уже существующие механизмы, по меньшей мере, дешевле.
Недвусмысленные попытки Запада диктовать другим странам, с кем те могут вести дела, а с кем - нет, приводят незападный мир к пониманию, жизненно важной роли наличия независимой инфраструктуры финансово-экономических отношений. Эти процессы «… и есть самая явная и важная примета деглобализации и перехода к многополярности. Иронично, что именно Запад выступает здесь катализатором, выменивая даже не тактические, а сиюминутные медийные успехи на стратегический проигрыш: рано или поздно отдельные альтернативные экономические инфраструктурные очаги начнут сливаться в самостоятельные системы, и Запад обнаружит себя изолированным от большей части мировой экономики», - считает эксперт.
Буквально на днях президент Индонезии, седьмой по величине ВВП экономики мира, Джоко Видодо обратился к согражданам с призывом «отказаться от использования иностранных платежных сетей, таких как MasterCard и Visa» в пользу отечественных аналогов. Видодо почеркнул, что доступность национальных банковских карт для каждого жителя страны является одним из важнейших факторов сохранения ее национальной независимости. «Будьте очень осторожны. Мы должны помнить о санкциях, введенных США в отношении России. Visa и Mastercard могут стать проблемой».[i] Заметим, что, согласно прогнозам экономистов, к 2050 году Индонезия поднимется на третье место в мире по размерам экономики.
Новым ударом по позициям Запада в мировой экономике может стать охватившая Америку и Европу кампания по усилению протекционизма и наращиванию государственных субсидий. Размышления о целесообразности ревизии нынешней геоэкономической модели звучали уже в ходе кризиса 2008-2009 годов, который показал, что концепция переноса производственных мощностей из старых стран рыночной экономики в «развивающиеся экономики» не способен обеспечить поддержание экономического баланса западной системы на длительном историческом горизонте. Пандемия коронавируса продемонстрировала крайнюю зависимость Запада от импорта многих жизненно важных товаров, а также уязвимость международных цепочек поставок.
Сегодня, понеся огромные убытки вследствие попыток задавить РФ санкционным ударом невиданных прежде масштабов, а также напуганные продолжающимся стремительным экономическим подъемом Китая и ряда стран глобального Юга, западные государства объявляют всё новые программы госсубсидий. Которые призваны не только стимулировать развитие «зеленых» отраслей, но и вернуть производственные мощности и капиталы домой, из лона стран-геополитических соперников.
Байден нанес удар первым, предложив политику экономического национализма «во всем его многообразии». Америка бьет по всем без разбора, отвергая, к примеру, идею формирования общего трансатлантического технологического пространства. Под лозунгом «Вернем американские производства домой», администрация Байдена выделяет 280 млрд. долларов на субсидии микроэлектронной промышленности. И еще 370 миллиардов – другим отраслям в рамках т.н. Закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA). Есть много сомнений в отношении результатов этих финансовых вливаний.
Вслед за Америкой стремление к протекционизму охватывает Европу и ведущие экономики Азии, Японию и Южную Корею. Остальные страны, порой вынужденно, порой осознанно, включаются в гонку государственных субсидий и «исключений» из правил международной торговли. Запад не только желает «сохранить лидерство» над остальными, он готов «ставить подножки» всем потенциальным конкурентам. В сентябре прошлого года помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан заявил, что цель Вашингтона – не просто сохранить превосходство над всеми конкурентами, но что теперь Америка должна проводить политику подавления их экономического и технологического развития. Салливан прямо назвал лишь наиболее очевидные цели – Россию и Китай. Но, все понимают, что «лиха беда начало».
Когда одни участники международного сообщества столь откровенно попирают существующие правила, не стоит удивляться, что другие страны вынуждены защищаться всеми доступными способами. К примеру, поставщики сырья больше не хотят играть второстепенную роль и желают получать адекватную цену за свои товары. Та же Индонезия запретила экспорт никеля, стремясь развивать мощности по его глубокой переработке. Боливия, Чили и Аргентина, по данным The Economist, рассматривают перспективу создания картеля поставщиков лития, ключевого элемента для производства электрических батарей высокой емкости.
Ряд стран, еще недавно рассматривавших Америку в качестве главного потенциального союзника, пересматривают свое отношение к ней, видя, насколько неприкрыто эгоистичной становится политика Вашингтона. Один из недавних примеров – «Всестороннее и прогрессивное соглашение о транс-тихоокеанском партнерстве», участники которого продолжили сотрудничество друг с другом, несмотря на охлаждение к проекту Соединенных Штатов.
Запад, как в годы «холодной войны», вновь пытается навязать мировому сообществу логику «игры с нулевой суммой». Пока что - в сферах экономики и финансов. Страны «золотого миллиарда» явно рассматривают свой опыт геоэкономической борьбы периода 1945-1991 годов как успешный. Однако, как показали последние встречи в формате G20, повестка, настойчиво продвигаемая западными странами, всё меньше интересна остальному миру. Попытки навязать политику разрыва отношений с «неудобными» государствами, попытка изоляции России от системы международных хозяйственных связей, эмбарго и санкции, приводят лишь к изменению направлений перемещения товарных и финансовых потоков. Незападные страны всё лучше понимают преимущества многополюсной конфигурации международной экономической системы, в которой Западу придется адаптироваться к роли лишь одного из ее полюсов, иначе, ему там может попросту не найтись места.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[i] https://english.almayadeen.net/news/economics/widodo-urges-indonesia-to-abandon-visa-mastercard-to-be-inde
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs