Упрощение форматов, популяризация стриминговых платформ, стагнация СМИ в условиях нарастающих геополитических разногласий
Одной из проблем современных СМИ является заказная журналистика «эпохи постправды».
Владимир Васильевич Карасёв, политолог ИА «Ньюс-Фронт»:
Украина на современном этапе по сути является полигоном коллективного Запада по управлению массами с помощью «постправды». В 1990-е, 2000-е гг. методы манипулирования общественным сознанием различались в зависимости от технологического развития. Начиналась пропаганда с территорий Западной Украины и установления контроля над СМИ.
Первые удары были нанесены православию, предпринимались попытки переписать историю и очернить Великую победу, происходили гонения на русский язык. Помимо пропаганды в католических церквях (раздача после проповедей брошюр о пособниках гитлеровскому режиму – Бандере, Шухевиче и др.), были перепрофилированы детские лагеря, где польские и чешские представители обучали подрастающее поколение в русофобском ключе. В 2000-х гг. в детских книжках появились материалы о голодоморе и о Бандере.
После начала событий на Украине в 2013-2014 гг. оставались лидеры общественного мнения, ориентированные на Российскую Федерацию. Для борьбы с ними использовались неправомерные жестокие методы. К примеру, в апреле 2015 г. был расстрелян О.И. Калашников, причем это было сделано публично, чтобы подчеркнуть безнаказанность подобных мер.
При формировании контента важно учитывать специфику целевой аудитории, в том числе возрастные особенности. При этом, важно учитывать, что даже в рамках одной возрастной категории общество не однородно. Каким должен быть особенности при формировании контента для молодежи?
Александр Георгиевич Стоппе, профессор, ведущий научный сотрудник Центра международный инноваций Финансового университета при правительстве РФ:
Молодое поколение является более космополитическим, более ориентированным на глобальные (западные) ценности. У молодежи изначально был шире диапазон возможностей, что в конечном итоге, привело к росту индивидуализма и вседозволенности, стремлению к свободе. Молодые люди живут здесь и сейчас, не осознавая, что такое стратегическое планирование.
Среди других особенностей молодежи следует выделить многозадачность, желание делать несколько дел одновременно. Геймификация и визуализация информации привела к фрагментарному (зачастую поверхностному) восприятию удобной для молодого поколения информации. У поколения Z низкий уровень концентрация внимания.
Журналистика становится инструментом реализации технологии Окна Овертон. Является этот процесс девальвацией профессии или новой этики?
Алексей Юрьевич Быков, и.о. заведующего кафедрой телерадиожурналистики, доцент кафедры международной журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет:
Технология Овертона — социологическая концепция существования рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях политиков и активистов с точки зрения текущего общественного дискурса. Концепция используется политологами, политическими аналитиками, историками, культурологами и т. п. во всём мире. Мы можем переводить внимание аудитории, делая из чего-то привычного радикальное и, наоборот, из радикального – привычное.
Это технология используются для легализации негативных явлений (пример: легализация нацизма), для изменения общественных ценностей (отношение к детской эвтаназии, нетрадиционная сексуальная ориентация). На первом этапе недопустимое становится обсуждаемым, затем более привычным и, в конечном итоге, неотъемлемым элементом нашей жизни.
Что касается мира медиа, СМИ обычно воспринимаются как инструмент для реализации технологии Окна Овертона. С другой стороны, журналистика становится объектом, с использованием данной технологии меняется представление о роли и предназначении самой журналистики.
Рассмотрим на примере традиционной этики. Первая половина XX в. в США принимаются этические кодексы на уровне отдельных медиа-предприятий, а затем и на общенациональном. В них провозглашаются такие ценности, как объективность и сбалансированность в работе журналиста, его ответственность перед аудиторией, забота об интересах общества, о свободе прессы, независимость журналистов от различных влияний, за исключением общественных интересов, аккуратное и точное изложение фактов.
С приходом новых медиа возникает необходимость новой этики, в т.ч. в силу технологических аспектов. Происходят динамичные изменения традиционных стандартов журналистского труда. Появляются новые вопросы (дилеммы): Точность, аккуратность или скорость? (точность и аккуратность зачастую уходит на второй план); Где источник информации? Механическая перепечатка чужих материалов или собранных другими фактов? Возможность внесения исправлений в уже опубликованный текст?
В дополнение к этому наблюдаются фундаментальные изменения. Расширяются рамки допустимого в новых этических кодексах и корпоративных документах. Многие компании принимают внутренние документы, которые регулируют поведение сотрудников этих компаний и пользователей. В частности, у компании Meta (запрещена в России) в качестве принципов выделяется транспарентность, присутствует пользовательское соглашение, есть коммерческие условия. Китайские компании также вводят свои правила.
Такие правила либо уже содержат ограничения, либо включают положение, которое допускает введение ограничений на появление контента для тех, кто пытается обнародовать информацию на данных платформах. Затем наступают реальные действие – ограничение компаниями свободного изложения информации. Наконец, такие изменения (ограничения) закрепляются документально.
Например, в 2020 г. Facebook (запрещена в России) был выпущен документ о защите выборов, в котором закреплялись ограничения на высказывания политиков и на политическую рекламу. Подчеркивалось, что данная платформа была создана для того, чтобы предоставить людям право голоса, но это не означает, что люди могут говорить все, что хотят (этническая и расовая принадлежность, мигранты, беженцы и др.).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs