ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Что можно ожидать от очередных всеобщих выборов в Турции?

09:51 21.03.2023 • Станислав Иванов, к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Предстоящие 14 мая 2023 года в Турции парламентские и президентские выборы являются важным событием не только в политической жизни этой страны, но и имеют прямое отношение к стратегическим интересам России в регионе. Москва не скрывает своей заинтересованности сохранить сложившийся статус-кво в Турции и стратегические партнерские отношения с Анкарой, продолжить взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, энергетической и других областях.

 При этом учитывается, что Турция является активным членом НАТО, на ее территории находятся военные базы США и даже склад ядерных боеприпасов, президент Эрдоган не скрывает отличной от России позиции по ряду международных и региональных проблем, в том числе по ситуации на Украине. Представители Турции не только голосуют в поддержку антироссийских резолюций ГА ООН по Украине, но турецкие предприниматели поставляют Киеву дроны, другое военное имущество.

Наряду с этим, Анкара пытается проводить независимый от Вашингтона и Брюсселя внешнеполитический курс, выступает посредником по так называемой зерновой сделке с участием России и Украины, сотрудничает с РФ и Ираном по урегулированию ситуации в Сирии и развивает сотрудничество с Россией во многих областях.

При этом непростые отношения складываются у Тайипа Эрдогана  с Евросоюзом, который в ультимативной форме требует адаптации турецкого законодательства к европейским стандартам и смягчения внутренней политики по отношению к оппозиции и национальным меньшинствам. Вот уже несколько десятков лет ЕС под различными предлогами отказывается принимать в члены этой организации Турцию. Анкара, в свою очередь, не спешит давать согласие на прием в НАТО Швеции и Финляндии, требуя от них выдачи функционеров запрещенной в Турции партии (РПК) и снятия введенного из-за военной операции Турции в Сирии эмбарго на поставки в страну товаров двойного и военного назначения.

Закупки в РФ ЗРК «С-400», строительство с помощью российских специалистов АЭС «Аккую», проект создания газового хаба на своей территории – все это укрепляет суверенитет страны и отвечает национальным интересам Турции, но не вписывается в стратегию коллективного Запада по изоляции России. Более того, Анкара поддерживает многополярность в международных отношениях, проявляет интерес к интеграционным процессам в рамках авторитетных региональных организаций, таких как ОЧЭС, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, где Россия играет весьма важную роль. 

Очередная выборная кампания в Турции началась в условиях сохраняющегося сложного финансово-экономического положения в стране (высокий уровень инфляции, падение курса национальной валюты) и катастрофических последствий масштабного землетрясения. Все это негативно сказывается на авторитете нынешней власти и имидже президента Эрдогана.

Оппозиции удалось выдвинуть единого кандидата на пост президента - лидера кемалистской Народно-республиканской партии (CHP) Кемаля Кылычдароглу. Пока трудно сказать, у кого больше шансов на победу на предстоящих выборах и сохранят ли за собой лидирующее положение в стране Тайип Эрдоган и правящая Партия справедливости и развития (ПСР). Итоги первых опросов избирателей пока показывают небольшое преимущество кандидата от оппозиции.

Кемаль Кылычдароглу заявляет, что в случае победы он намерен сохранить отношения с Россией на институциональном уровне, т.е. без персонализма и конъюктурных шагов. «Россия – наш важный сосед, и, когда того требуют обстоятельства, партнер по сотрудничеству в регионе. Конечно, у нас могут быть определенные расхождения во взглядах, хотя мы и действуем сообща в деле обеспечения регионального мира и стабильности. Я не думаю, что есть какие-то причины для изменения наших отношений, которые построены на взаимном уважении. И считаю, что они будут еще больше укрепляться» - сказал  Кылычдароглу в беседе с обозревателем портала Medya Gunlugu  Айдыном Сезером. Его советник по внешней политике Унал Чевикез также заявил, что оппозиция сможет поддерживать хорошие и сбалансированные отношения с Россией в случае прихода к власти ее кандидата в президенты.

В этой связи можно предположить, что, кто бы не победил на президентских выборах в Турции, турецко-российские отношения в торгово-экономической сфере сохранятся, поскольку отвечают интересам обеих стран. Вместе с тем, ряд политиков и экспертов высказывают мнение, что победа оппозиции неизбежно приведет к определенному крену Турции во внешней политике в сторону США и ЕС.  

 Предполагаю, что российское руководство с уважением отнесется к выбору турецкого народа и продолжит курс на стратегическое партнерство со своим южным соседом. Главной угрозой для Турции и региона может стать дальнейшее обострение политической борьбы и выход ее за рамки закона. В случае примерного равенства голосов избирателей и непризнания одной из сторон итогов предстоящих выборов, нельзя исключать массовых митингов, демонстраций протеста, уличных беспорядков. Все углубляющийся раскол турецкого общества, рост националистических и исламистских настроений, нарастающее недовольство беднейших слоев населения и среднего класса падением уровня жизни – все это может создать предпосылки к попытке нового государственного переворота. А это не нужно ни одному из соседей Турции.

Оба соперника уже сейчас включились в активную борьбу за голоса избирателей. Особым их вниманием пользуются национальные меньшинства, в частности, курды. Уместно напомнить, что в Турции проживает около 20 млн. курдов, т.е. каждый четвертый гражданин страны – этнический курд. Хотелось бы разрушить сложившийся стереотип о них, как упрямых сепаратистах и противниках турецкого государства. К настоящему времени на территории Турции вооруженных курдских группировок нет, подавляющее большинство курдов является законопослушными гражданами, они интегрированы в турецкое общество. Прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) уверенно набирает на парламентских выборах необходимые 10 % голосов и проходит в Меджлис, где ведет легальную борьбу за права и свободы всех национальных и конфессиональных меньшинств. Курды активно участвуют в работе центральных и региональных органов власти, служат в армии, полиции, спецслужбах. Лидер запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулла Оджалан отбывающий пожизненное тюремное заключение, давно уже снял лозунг не только создания курдского государства, но даже какой-либо курдской автономии. Турецких курдов сегодня вполне устраивает равенство их прав и свобод с титульной нацией - турками, в том числе право обучаться и общаться на курдском языке. Эрдоган обещает курдам ускоренное развитие наиболее отсталых в социально-экономическом отношении районов их компактного проживания, создание СМИ на курдском языке и т.п.

Кемаль Кылычдароглу сам является выходцем из курдского региона, к тому же относится к религиозному меньшинству алевитов, поэтому пытается наладить более тесные отношения с ДПН и заручиться поддержкой ее электората. Турецкая оппозиция уже много лет выступает за признание Башара Асада легитимным президентом Сирии и вывод из этой страны турецких вооруженных сил. В таком случае можно будет говорить о возврате к ранее провозглашенной внешней политике Турции: «ноль проблем с соседями».

Впереди чуть меньше двух месяцев напряженной политической борьбы, и на данном этапе  шансы у претендентов примерно равны, но действующий президент является более опытным политиком, к тому же обладающим госресурсом,  и не исключено, что в оставшееся время ему удастся провести  активные мероприятия во внутренней и внешней политике, чтобы повысить свой рейтинг и одержать очередную победу на президентских выборах.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати