ГЛАВНАЯ > Дискурс

V «Медиафорум-2022: свобода журналистики в контексте прав человека, новых технологий и международной информационной безопасности». Ярославль, 1-3 ноября 2022 г. Часть 3 (Окончание)

13:51 09.03.2023 • Валерия Булва,

1 ноября 2022 г. мировой суд Таганского района Москвы оштрафовал на два миллиона рублей проект Wikimedia Foundation, который управляет онлайн-энциклопедией «Википедия». Как цифровые платформы выстраивают свои отношения с государствами?

Максим Львович Поляков, профессор кафедры международной журналистики МИГИМО МИД России, журналист, менеджер масс-медиа, предприниматель:

В отношениях цифровых платформ и государств есть признаки монополизма, глобального и локального, а также признаки трансфера власти.

Платформа – предприятие, обеспечивающее взаимовыгодные взаимодействия между сторонними производителями и потребителями с использованием алгоритмов и цифровых технологий, которое дает открытую инфраструктуру и устанавливает правила (Паркер, Альстин, Чаудари, 2017). Успешные платформы меняют в корне индустрию.

В 2021 г. ООН проводила исследование цифровых платформ. Были определены 100 крупнейших платформ мира по их капитализации на конец 2021 г. (совокупная капитализация этих платформ – 8 трлн долл.). примечательно, что 78 % приходится на США, на втором месте Азия, далее – Европа.

Что касается доходов цифровых платформ, они сопоставимы с доходами целых государств. К примеру, доход бюджета Аргентины за 2021 г. – 120 млрд долл., компании Meta – 118 млрд долл., России – 325 млрд долл., компании Alphabet – 257 млрд долл.

90 % всех поисковых запросов приходится на Google (фактически глобальный монополист), в то время как на Yandex приходится 0,57 % глобального рынка. 85-88 % цифровой рекламы распространяется через Google, Facebook (запрещен в России), Amazon. В России ситуация схожая, 78 % рекламного рынка находится в руках 4 платформ – Яндекс, Google, VK Group, Facebook (запрещен в России).

Концентрация капитала в рамках отдельных платформ привела к тому, что ряд государств попытались ограничить их деятельность. Лидером стал Китай с системой Firewall. Были случаи блокировки платформ в Индии (TikTok и еще 29 китайских приложений), Австралии (запрещенный в России Facebook), России (Telegram, Google, Wikipedia и запрещенные в России Facebook, Instagram).

В то же время, есть и обратное движение. Цифровые платформы блокируют государства. Так, в России такие действия предприняли App Store (около 600 тыс. приложений), Apple Music (всех, кто в России), Google Ad и Meta (всех рекламодателей в России), Youtube (всех блогеров из России), TikTok (часть видео из России), Netflix, Spotify, Zoom, Master Card (всех из России), (всех рекламодателей в России).

Американские законодатели для ограничения власти цифровых платформам издают акты, которые приводят к разукрупнению и национализации компаний. В действительности, это практически невозможно, поскольку компании облачные, действуют на территории разных государств.

Приводит ли введение запретов и ограничений к фрагментации Интернета и «островизации» информационного пространства?

Зиновьева Елена Сергеевна: Интернет был создан как правительственный проект, который финансировался в основном через ARPANET. Когда мы говорим о фрагментации Интернета, это вопрос не только файерволов, это и проблемы блокировки контента, инфраструктурные аспекты, локализации данных и приземления этих платформ. Когда мы говорим о том, как эти платформы связаны с государством, мы наблюдаем масштабный процесс по принципу макрорегионов, который получил название «огораживание» глобального информационного процесса. США в кругу союзников формируют правила для своего Интернета (Альянс за будущее Интернета, Декларация о будущем Интернета) с возможностью ограниченного участия государств. В данном варианте фрагментация Интернета выглядит жестко и ведется агрессивно.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати