ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Новая книга «Рассказы о художниках. Дороги Великой войны»

15:02 26.01.2023 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Дмитрий Васильевич Беляев «Голубой март», 1981 г.

Новая книга «Рассказы о художниках. Дороги Великой войны» известного искусствоведа, ленинградской блокадницы Надежды Борисовны Нешатаевой была презентована в Союзе художников Санкт-Петербурга ко дню снятия блокады (08.09.1941 – 27.01.1944). В книге 16 рассказов, каждый из которых посвящен творчеству отдельного художника, все они фронтовики и ни одного из них уже нет в живых. Имена этих замечательных мастеров живописи, графики, скульптуры знакомы каждому петербуржцу и известны далеко за пределами России, ибо работы их украшают крупные музеи и частные коллекции, фонды таких стран, как Финляндия, КНР, Великобритания, США, Франция, Италия, Япония и др.

Как рассказала журналу «Международная жизнь» Надежда Нешатаева, с каждым из художников, а это - Аникушин М. К., Астапов В. П., Беляев Д. В., Варичев И. М., Володимиров Н. Н., Еремин А. Г., Звонцов В. М., Лоховинин Ю. Н., Непринцев Ю. М., Николаев Я. С., Петров С.А, Романычев А. Д., Савинов А.И., Судаков В. М., Ушин А. А., Януш Л. Б. – автор книги была знакома лично, любит и ценит их творчество, с каждым были добрые человеческие отношения. «Кто-то из них вышел из блокады и стал художником, кто-то уже был мастером, - вспоминает Надежда Борисовна.

Василий Братанюк «Блокадница. Искусствовед Н.Б.Нешатаева», 2019

В конце 30-х, начале 40-х годов XX в. Союз художников располагался в здании на Герцена, 38 – одной из улиц близ Невского проспекта. Под бомбежками и по зимнему холоду, лютовавшему в блокадном Ленинграде, было трудно добираться туда. Поэтому многие художники оставались там жить и там же работали, старались сделать что-то для обороны города, для людей; скульпторы лепили панно, графики выпускали плакаты «Боевой карандаш», где в карикатурной форме повествовали о действиях захватчиков. Но всё это в перерывах между основной работой – обороной города. Сражения на «Невском Пятачке» вошли в историю блокады отдельной трагической страницей. Напомним, что Невский Пятачок – название условное и произошло как раз в дни войны в связи с блокадой. Советская монета достоинством 5 копеек – пятачок - на военной карте полностью закрывала географическую точку (два кв. км) на левом берегу Невы, которую и стали называть Невский Пятачок. Эта территория в два квадратных километра стала плацдармом для прорыва блокады Ленинграда. Среди защитников Невского Пятачка был художник Дмитрий Васильевич Беляев. Кстати, на обложке книги – его картина «Голубой март», на которой изображен дом, принадлежавший до революции князьям Шаховским, а с 1930-х гг. в нем обосновалась Творческая дача Художественного фонда РСФСР «Старая Ладога», на высоком берегу реки Волхов. Туда по весне выезжали художники, чтобы рисовать свои этюды на пленере.

Все герои книги Н. Б. Нешатаевой служили на фронтах Великой Отечественной войны. Так скульптор-монументалист, заслуженный художник РСФСР Юрий Николаевич Лоховинин воевал под Мурманском, в том числе охранял северные конвои, имеет орден «За Оборону Советского Заполярья». Михаил Константинович Аникушин, бывший председателем правления Союза художников в Ленинграде, вернувшись с фронта, восстанавливал многие архитектурные памятники города, скульптуры. Он автор знаменитого памятника А.С. Пушкину у Русского музея в Санкт-Петербурге. Аникушин стал автором знаменитого масштабного мемориала «Блокада», посвященного блокадному Ленинграду в историческом районе на юге Санкт-Петербурга Средняя Рогатка. Внутри памятника – скульптура матери и девочки в момент бомбежки, как они помогают друг другу из последних сил. Такую достоверность чувств в их изваяниях можно было передать только человеку, лично пережившему ужасы налетов вражеской авиации.

Скульптор М. К. Аникушин

Надежда Борисовна выделила работы заслуженного художника РСФСР, гравера Ушина Андрея Алексеевича, до войны он жил в доме на Васильевском острове, и в блокаду у него умерли все родные. В память об измученном блокадой городе он создал цикл гравюр на линолеуме. «Трагичнее его черно-белых гравюр о блокадном Ленинграде (жизнь и смерть) не могу припомнить, хотя многие художники создавали неповторимые по силе и выразительности произведения об этих страшных днях.

А.А.Ушин «Блокада»

Отмечу военные картины Непринцева Юрия Михайловича, его гравюры», - говорит Надежда Борисовна. У Ю.М. Непринцева есть серия графических работ о блокаде, которые он назвал по месяцам года. В частности на картине «Апрель» - девушка у полузаколоченного раскрытого окна греется на солнышке, которого так давно не было.

Ю.М.Непринцев «Апрель»

Интересны работы народного художника РСФСР Алексея Григорьевича Ерёмина из Заонежья. Он прославил свой родной Озёрный край с его деревянными православными храмами, писал их много, но одно полотно впечатляет особенно. О нем Надежда Нешатаева сказала так: «На картине изображено черное вскопанное поле, на горизонте виден поезд, который везет отремонтированные танки на фронт, а на переднем плане – пожилая женщина сидит в задумчивости и вместе с молодой женщиной смотрит вслед уходящему поезду, а рядом маленькая девочка с желтыми цветочками сидит на земле. Очень понятная война». Народный художник РФ Иван Михайлович Варичев прошел всю войну, «истинно русский художник, как Сергей Есенин в поэзии», - отметила Надежда Борисовна. Он любил Старую Ладогу и писал её зимой и летом, - это заветное для каждого ленинградца место было сердцевиной его творчества.

В работах Звонцова В.М. Надежда Нешатаева выделила особую тему: «Среди художников-фронтовиков были чудесные графики: Василий Михайлович Звонцов оставил в графике пушкинские места, он дружил с Семеном Гейченко, директором музеев Пушкиногорья, постоянно там рисовал, создавая нежное, красивое, ведь очень нелегко иглой по металлу творить офорты, тем более пейзажи – зимние, осенние. У него в мастерской всегда стояли цветы, звучал Г.Свиридов, его пушкинские темы».

Надежда Борисовна Нешатаева несколько лет вела на телевидении и радио Ленинграда, а затем Санкт-Петербурга передачи о художниках (Василий Суриков, Михаил Нестеров, Виктор Борисов-Мусатов и др.), снимала фильмы о российских монастырях, об исторических городах, таких как Суздаль, Владимир, пригороды Ленинградской области. На основе сценариев к своим передачам и фильмам во многом и была создана первая книга, посвященная любимым художникам XVIII-XIX вв., а также – новая, о которой идет речь.

После презентации «Рассказов о художниках. Дороги Великой войны» Надежда Борисовна поделилась воспоминаниями о работе над фильмами о монастырях. Один из них – Свирский мужской монастырь в Лодейнопольском районе Ленинградской области. Знаменитая православная обитель XVI в. на реке Свирь в годы войны была полностью разрушена и в 90-е гг. XX в. восстановлена. А в сорока километрах от Свирского монастыря уже в наши дни возник новый – Тервенический монастырь (от финского слова терве - «здравствуйте»). Фильм о нем Надежда Борисовна назвала «Монастырь на горе», где рассказывается, как молодыми девушками монашенками там был сначала восстановлен разрушенный в войну храм, а уже вокруг него по архитектурному проекту одной из сестер выстроен монастырь теми же девушками монашенками. Они сами расписали его фресками и сами написали иконы. Очень живописное место вокруг – леса и огромное озеро у подножия монастыря.

В Санкт-Петербургский Союз художников на презентацию новой книги Надежды Нешатаевой пришли известные искусствоведы, художники, реставраторы, музейщики, коллекционеры, историки, сотрудники библиотек, профессора и учащиеся Российской Академии художеств, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, журналисты, любители живописи. На титульном листе автор издания, Н. Б. Нешатаева написала: «Я посвящаю эту книгу светлой Памяти ленинградских художников, прошедших дорогами Великой Отечественной войны и творчеством своим прославивших наш город…»

Сколь актуальна эта книга сегодня, понимаешь, оценивая международную обстановку в мире XXI века, где практически в каждой европейской стране политики и государственные деятели «забыли» недавнюю историю освенцимов и майданеков, маутхаузенов и саласпилсов, печи, в которых заживо сжигали людей, детей, где как факелы, горели целые деревни с мирными жителями…а блокадному Ленинграду был вынесен смертный приговор. К чуду спасения обреченного города была причастна вся страна, но главный подвиг мужества совершили ленинградцы, а художники, как и писатели, и режиссеры, актеры, рассказали, как это было. Теперь и о них есть память, собранная в книге «Рассказы о художниках. Дороги Великой войны».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати