ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Копьё» для самураев

10:51 19.01.2023 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев 14 декабря в своём Telegramm-канале заявил, что премьер-министр Японии Фумио Кисида выступил как обслуживающий персонал США и предал память сотен тысяч жертв атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Комментарии Д. Медведева относятся к содержанию совместного заявления Джо Байдена и Фумио Кисиды по итогам саммита, состоявшегося 13 января в Вашингтоне. Текст документа «пронизан» антироссийской и антикитайской риторикой, на её фоне даже критика политики Пхеньяна уже не так бросается в глаза[1].

Встреча американского и японского лидеров во многом была нацелена на обсуждение конкретных шагов по закреплению ключевой роли японо-американского альянса в выстраиваемой вокруг Пекина «паутине коалиций», в которую уже «подтягиваются» Австралия, Великобритания, Южная Корея и некоторые из стран АСЕАН. При этом в дополнение к «классическому» военному инструментарию, новыми «полями битвы» становятся космос, киберпространство, цепочки добавленной стоимости, зоны свободной торговли, технологические стандарты и др. Помимо Китая, в фокусе внимания Вашингтона и Токио находятся КНДР и Россия. Если состоявшиеся в преддверии саммита (11 января) консультации США и Японии в формате «два плюс два» (главы оборонных и внешнеполитических ведомств) были направлены больше на обсуждение военно-политических аспектов сотрудничества, то повестка встречи глав государств была несколько более широкой.

В частности, обсуждались вопросы экономической кооперации и противодействие изменению климата, но существенного прорыва на этих треках не произошло. Именно «полная гармония» во взглядах Джо Байдена и Фумио Кисиды на вопросы военно-политического сотрудничества оказалась в эпицентре международного внимания.

Американского президента сильно заинтересовали новые перспективы синхронизации американской стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе с планами Японии по приданию Силам самообороны новых военных возможностей, анонсированных Токио «под занавес» ушедшего года. Ещё во времена холодной войны в японо-американских отношениях по безопасности сложилась практика, при которой подвижки в оборонной политике Токио всегда предполагают «сверку часов» с Вашингтоном. Это осуществляется, в частности, путём проведения консультаций в формате «два плюс два», а наиболее значимые сдвиги в японской стратегии  находят своё отражения в принятии новых Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области безопасности. Их актуальная версия утверждена в 2015 г., и сейчас следует ожидать активной работы над новым текстом документа, поскольку Япония 16 декабря обнародовала наиболее радикальное в своей послевоенной истории обновление программных документов в сфере оборонной политики: Стратегии национальной безопасности (на 10 лет), Основных направлений программы национальной обороны, Среднесрочного оборонного плана (на 5 лет). В соответствии с перечисленными документами предполагается, например, оснастить Силы самообороны дальнобойными ракетами, которыми «в случае вооружённого конфликта» может быть нанесен удар по пусковым установкам противника и его командным пунктам.

Чтобы оплатить закупки в США ракет «Томагавк», глубокую модернизацию собственных ракет, другие передовые вооружения и военные технологии, Япония увеличит расходы на оборону до 2% валового внутреннего продукта в течение пяти лет, в результате чего её военный бюджет станет третьим по величине в мире, уступая только США и Китаю. Ещё со времён холодной войны в Японии соблюдали неформальное самоограничение оборонных расходов в размере около 1% ВВП, не разрабатывали и не приобретали наступательные вооружения (ракеты, бомбардировщики и т.д.), вполне комфортно чувствуя себя в роли «щита» в американо-японском альянсе, позволяя Вашингтону нести «копье»[2]. Правительство Фумио Кисиды практически завершило пересмотр наиболее чувствительных самоограничений в оборонной сфере, при этом политическое «табу» на участие в коллективной самообороне и на экспорт японской вооружений были сняты ещё в «эпоху Абэ». Подобные самоограничения, хотя и имели неформальный характер, являлись, по мнению многих японских политиков и их избирателей, практической реализацией пацифистских положений японской конституции, став «визитной карточкой» внешней политики Японии. Поскольку сегодняшние нововведения Токио в оборонной сфере, как отмечалось выше, имеют беспрецедентный характер с точки зрения японской политической традиции, стороны посчитали нужным не ограничиться консультациями «два плюс два», а провести ещё и полноценную (оффлайн) встречу лидеров с целью демонстрации Вашингтоном полной поддержки «смелого лидерства Японии». Здесь как раз пришлось кстати запланированное на 2023 г. турне Фумио Кисиды в качестве председателя Группы семи по всем странам этого объединения, за исключением Германии, ожидалось, что во время пребывания в Европе Кисида заедет и в Киев[3].

 Покровительство со стороны США особенно важно для Фумио Кисиды в условиях неоднозначного отношения японских избирателей к деятельности возглавляемых им правительства и Либерально-демократической партии Японии, а также к его новому курсу в сфере оборонной политики. До сих пор правящая партия не оправилась и от последствий скандала вокруг связей Синдзо Абэ и его видных однопартийцев с религиозными сектантами. Правительство Фумио Кисиды смогло использовать эскалацию украинского кризиса, а также напряжённость вокруг Тайваньского пролива для получения поддержки со стороны более 60 процентов японских избирателей своих планов по обретению Японией новых военных возможностей. Однако, настроения стали меняться, когда выяснились финансовые детали. Хотя основные объёмы средств предполагалось получить за счет перераспределения и более эффективного использования статей бюджета, без повышения налогов здесь не обойдётся. Помимо роста налогов с корпораций и акцизов на табачные изделия, поднимут и подоходный налог. С точки зрения японского менталитета, любое повышение налогового бремени на население является крайне чувствительной темой. Проведенный 17-18 декабря газетой «Асахи» опрос общественного мнения показал, что за повышение военных расходов высказалось лишь 46 процентов респондентов, снизился и уровень поддержки нынешнего правительства до 31 процента[4].

Судя по первым впечатлениям, японский премьер может занести в свою политическую копилку взаимно комплиментарный характер встречи, на фоне которого проходила встреча, обмен заверениями в поддержке общих ценностей и важности японо-американского альянса. При этом сам Фумио Кисида, по всей видимости, пока не дал внятного ответа Джо Байдену на вопрос о присоединении Японии к инициативам США в сфере ужесточения экспортного контроля, в частности, по ограничению доступа китайских производителей к американским технологиям по производству микрочипов. Тем не менее, американские СМИ уже назвали эту встречу наиболее важным дипломатическим событием текущего года, «цементирующим более высокий уровень оборонного сотрудничества в условиях возрастания угрозы со стороны Коммунистической партии Китая»[5]. Для Байдена может быть важным и то, что саммит состоялся до запланированного на начало года визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай, что, считается, может усилить американские позиции на этих переговорах[6].

Что касается итогов консультаций «два плюс два», то их итог заключается в том, что при Фумио Кисиде, Япония, несмотря на готовность принять большие обязательства, не только сохранила, но и, скорее, даже закрепила свою зависимость от американцев. Достигнуты договорённости о том, что имеющиеся военные возможности США в Японии будут адаптированы к рискам, которые могут возникнуть для Японии в случае возможной эскалации в Тайваньском проливе. В частности, предполагается создание на основе уже имеющегося в Японии контингента «прибрежного» (ориентированного на береговую оборону) полка морской пехоты США - высокомобильного подразделения, предназначенного и для защиты так называемых «отдалённых территорий Японии», за безопасность которых сильно опасается Токио из-за их близости к Тайваню. При его оснащении будет сделан акцент на дронах, мобильных противокорабельных ракетных комплексах вместо традиционных тяжёлых вооружений. Создание тренировочной базы воздушных Сил самообороны в префектуре Кагосима, на которой «самураи» планируют проводить учения вместе со своими американскими коллегами, также свидетельствует о планах союзников «подвинуть» свою авиацию ближе к Тайваньскому проливу. А ведь во времена администрации Барака Обамы, в которой Джо Байден был вице-президентом, Вашингтон уклонялся от чёткого ответа на вопрос, входят ли отдалённые острова, например, Сэнкаку, в зону действия Договора безопасности, либо он покрывает только «мainland». Теперь Вашингтон не только дал внятный ответ на этот вопрос, но и подтвердил слова конкретными планами.

Стороны также договорились усилить двустороннюю кооперацию в направлении создания японских противоударных возможностей в тесной координации с США. Также было заявлено, что действие Договора безопасности 1960 г. распространяется уже и на космическое пространство, статья V которого обязывает защищать японские территории, находящиеся под административным контролем Японии. Хотя в космическом пространстве отсутствуют границы, однако Япония и США определяют японские спутники как находящиеся под административным контролем страны.

В начальный период холодной войны в США рассматривали свои односторонние обязательства по защите Японии как оправданную плату за предотвращение её возрождения в качестве самостоятельной военной силы. Постепенно эти страхи сошли на нет, и на их место пришло желание заставить Токио брать на себя бОльшую роль в военной стратегии Запада, стараясь полностью вписать Японию в свою «стратегию доминирования» в мире, заставляя поменять свой традиционный «щит» на «копье».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

[1] Japan-U.S. Joint Leaders’ Statement: Strengthening the Free and Open International Order | The White House

[2] Kishida wins Biden backing for defense boost amid China challenge | The Japan Times

[3] https://t.me/golovnin_tokyo/2223

[4] https://t.me/golovnin_tokyo/2180

[5] Cementing the U.S.-Japan Defense Alliance - WSJ

[6] https://www.kommersant.ru/doc/5771621

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати