Мир может попасть в новую глобальную зависимость, но уже не от российской нефти, а от китайских ресурсов. Пекин стал монополистом на рынке редкоземельных металлов, намного опережая на нем остальных, что, по мнению Bloomberg, является «дурным предзнаменование для стабильности в XXI веке».[1]
Хочу напомнить, что группа редкоземельных металлов (РЗМ) включает 17 элементов и входит в свою очередь, в группу редких металлов (всего более 60), наряду с тугоплавкими, легкими, рассеянными и радиоактивными. По запасам редких металлов Россия занимает второе место после Китая, но ее доля в мировом производстве – менее 2%.
Эти металлы используются в различных промышленных сферах: в радиоэлектронике, атомной энергетике, машиностроении, химической промышленности и металлургии. Без них не было бы смартфонов, автомобилей, ветряных турбин, военной техники, и многого другого. В современном технологичном мире обойтись без них невозможно и поэтому странам-производителям необходим постоянный и надёжный доступ к этому ресурсу. Особенно на фоне торговой войны, развязанной США против Китая, и растущего спроса.
При этом их добыча и переработка — сложный и, порой, опасный процесс, связанный с большими экологическими рисками, что в начале 1980-х гг. привело к сворачиванию добычи в США, которые обеспечивали более 60% мировой добычи. Несмотря на четвертое место по запасам РЗМ в мире, российская промышленность после развала Советского Союза тоже потеряла большую часть мощностей по разделению редкоземельных руд и сейчас тоже зависит от зарубежных поставок.
В настоящее время самым крупным мировым производителем редких и редкоземельных металлов является Китай. Основа его минерально-сырьевой базы — гигантское месторождение во Внутренней Монголии, на котором оксиды редких земель (РЗО) добываются из железо-ниобиевых руд в качестве попутного продукта (кстати, геологи утверждают, что значительная сырьевая база может быть создана в Северной Корее с ее уникальным месторождением Чонджу, которое, по предварительным оценкам, даже больше китайского).
Специфика добычи и переработки редких металлов и растущий спрос со стороны китайской промышленности обусловили сокращение их китайских поставок на внешний рынок в 2010-2011 гг., что привело к значительному (в 10-20 раз) повышению цен. Потребители Японии, США и других стран были вынуждены использовать складские запасы и/или начинать новые проекты по разведке и добыче редких металлов.[2]
И здесь нельзя не напомнить, что редкие металлы не зря называют «новой нефтью». На их рынке, как и на мировом энергетическом рынке, четко разделяются две группы стран: производители и потребители. В случае с редкими металлами Соединенные Штаты пошли по знакомому для себя пути: в июне 2022 г. США и Япония объявили о создании новой международной структуры, которая сможет гарантировать её участникам доступ к редким металлам. Предполагалось, что в организацию войдут более десяти стран, включая Канаду, Австралию и ряд государств Азии. По замыслу, структура обеспечит необходимые объёмы инвестиций для разработки новых месторождений и функционирование надёжных логистических цепочек поставок этого стратегического сырья. По мнению российских экспертов, это попытка крупных игроков во главе с США забрать под свой контроль сырьевую базу.[3]
Эта логика стран-потребителей. Уравновесить ее, причем вполне рыночными методами, можно, только объединившись со странами-обладателями ресурсов, прежде всего с Китаем. И такая возможность уже обсуждается.
Взять, например, такой легкий металл, как литий, ключевой элемент для батарей электропитания. Reuters утверждает, что в настоящее время Европа не добывает ключевые элементы для батарей электропитания и не может быстро отказаться от внешних поставок, при том, что именно Китай и Россия обладают необходимыми ЕС минералами.[4]
Для России это было бы особенно важным. Потребность в редких металлах до начала специальной военной операции на Украине закрывалась в основном за счет импорта. А сейчас у отечественного ВПК она резко выросла. Минпромторг включил в стратегию развития российской металлургии до 2030 г. цели по производству и импортозамещению редких металлов.
Таким образом, как и в энергетике, в случае редких металлов Россия и Китай опять могут помочь друг другу, опираясь на взаимодополняющие возможности, причем не «против кого-то», а на основе рыночных отношений, которые, странным образом, стали так «нелюбимы» на Западе, где их пытаются заменить на «экономическую модель» санкций, ограничений и конфискаций.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «У Китая есть диспрозий, и это проблема. Bloomberg: дальновидность Китая позволит ему диктовать мировую политику», https://inosmi.ru/20230110/resursy-259556328.html
[2] «Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2012 году» от 11 апреля 2014 года», https://nedradv.ru/nedradv/ru/msr?obj=ca79a46078f5785d6a24f2c3830d59b6
[3] «Сергей Михневич об укреплении сотрудничества России и Китая по линии добычи и продажи редкоземельных металлов», https://rspp.ru/events/news/sergey-mikhnevich-ob-ukreplenii-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya-po-linii-dobychi-i-prodazhi-redkozem-629f52d278fe5/
[4] «Reuters посчитал ресурсы Европы в новом возможном эпизоде торговой войны», https://www.rbc.ru/politics/25/12/2022/63a78f889a7947d7717407c7
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs