В минувшую субботу и воскресенье Китай и США провели официальные переговоры по вопросу импортных пошлин. Американский министр финансов Скотт Бессент и вице-премьер Госсовета Китая Хэ Лифэн встретились в Швейцарии. Переговоры стали первой встречей представителей двух стран на высоком уровне с момента инаугурации Трампа». В апреле Трамп объявил о введении пошлин на импорт из Китая в размере до 145 процентов. В ответ Пекин повысил размер пошлин на импорт из США до 125 процентов.
Накануне встречи Трамп заявил, что «он не намерен делать уступки» Пекину в вопросе пошлинам с целью ускорить начало переговоров по вопросам торговли. Бессент предполагал, что для достижения договоренности понадобится много времени. А речь на переговорах пойдет о деэскалации, а не о «большой торговой сделке»». Чуть позже Трамп написал в своей соцсети Truth Social, что может понизить пошлины на китайский импорт до 80 процентов. Во встрече в Женеве, помимо Бессента, принял участие и торговый представитель США Джеймисон Грир. С китайской стороны, кроме Хэ Лифэна, участвовали два заместителя министров. При этом наблюдатели отметили, что в состав американской делегации не вошел главный идеолог резкого повышения импортных тарифов советник Трампа Питера Наварро.
Уже в воскресенье, 11 мая, Трамп охарактеризовал первые результаты встречи как «полную перезагрузку» в торговых отношениях между США и Китаем. А китайское государственное агентство «Синьхуа» назвало первые итоги «важным шагом на пути к урегулированию спора». 12 мая стороны объявили, что достигли договоренности о взаимном снижении торговых пошлин на 90 дней. По данным министра финансов США Бессента и министра торговли КНР Ли Ченьяна, американские пошлины на большую часть китайских товаров будут снижены до 30 процентов. При этом изменения не будут касаться секторальных пошлин, которые Трамп ввел для всех торговых партнеров Вашингтона. Китайские пошлины на импорт из Америки будут установлены на уровне в 10 процентов. Соглашение вступит в силу 14 мая.
Затем, Вашингтон и Пекин «создадут механизм для продолжения обсуждения экономических и торговых отношений. Представителем китайской стороны на этих обсуждениях будет вице-премьер Государственного совета Хэ Лифэн, а представителями американской стороны — министр финансов Скотт Бессент и торговый представитель США Джеймисон Грир. Эти обсуждения могут проводиться поочередно в Китае и США или в третьей стране по согласованию сторон. При необходимости стороны могут провести консультации на рабочем уровне по соответствующим экономическим и торговым вопросам.
Торговый представитель США Джеймисон Грир отметил, что договоренность позволит сократить дефицит торгового баланса США в размере 1,2 трлн. долларов. Грир особо подчеркнул скорость достижения соглашения. По мнению американского представителя, «возможно, разногласия были не столь значительными, как считалось ранее». Вице-премьер Госсовета КНР Хэ Лифэн заявил, что потенциал для сотрудничества между двумя странами широк, у них есть общие интересы, «а суть их торгово-экономических отношений заключается во взаимной выгоде». Как также отметил представитель КНР, «разногласия и трения между странами, обладающими разными экономическими системами, являются нормой, и основным инструментом для их разрешения должен быть диалог на равноправной основе.» Хэ Лифэн подчеркнул, что торговая война с США не является целью политики Китая, однако Пекин готов предпринять ответные меры, если США будут продолжать ущемлять его интересы.[i]
К началу мая, тарифы, которые Америка и Китай наложили друг на друга, стали настолько высоки, что можно было говорить практически о взаимном торговом эмбарго между двумя крупнейшими экономиками мира. Экспортные заказы в Китае сократились, а заказы на контейнерные суда в Америку упали. В США, в свою очередь, в первом квартале экономика сократилась на 0,3 процента в годовом исчислении. Дефицит торгового баланса увеличился, поскольку компании поспешили нарастить запасы иностранных товаров до вступления в силу тарифов.
По данным китайской таможни, товарооборот КНР с США сократился в апреле на 20 процентов год к году. Тем временем, мировой экспорт Китая в апреле вырос на 8,1 процента по сравнению с предыдущим годом. Эти неожиданно высокие показатели продемонстрировали серьезную неудачу для политики Вашингтона, поскольку они укрепляют позиции Пекина перед переговорами и демонстрируют, что недавние усилия Китая по расширению торговли с другими странами сработали. Пекин перенаправил торговые потоки в Индо-Тихоокеанский регион и Европу, при этом наибольший рост объемов исходящих поставок пришелся на Индонезию, Таиланд и Вьетнам.
Если бы Вашингтону и Пекину не удалось быстро договориться, серьезные последствия начали бы ощущаться уже через месяц, когда сокращение торговли с Китаем стало бы оказывать влияние на американскую экономику. Если шок все же произойдет, он серьезно нарушит цепочки поставок товаров и обрушит спрос на услуги, связанные с торговлей, такие как грузоперевозки. Ассортимент товаров в магазинах США может также сократиться. В случае обострения торговой войны, американским компаниям предстоят огромные новые капитальные расходы, «рост себестоимости, падение продаж из-за пошлин». Наконец, в случае нарастания торгового противостояния США и КНР, усилятся и риски для сырьевых рынков.
Противники Китая настаивают, что у Пекина «нет выгодной переговорной позиции»: если Поднебесная пойдет на уступки США, то переход к затяжной рецессии «будет плавным». Если торговая война продолжится, то «рецессия будет совсем скоро». При этом аналитики BCA Research полагают, что усилия по снижению торговой напряженности между США и КНР могут не изменить тенденции к ухудшению экономических перспектив Китая. «Незначительная деэскалация тарифов» между США и Китаем не обязательно приблизит стороны к заключению устойчивого торгового соглашения, между тем как «экономический ущерб продолжает нарастать». BCA Research оценила «вероятность достижения соглашения во время президентского срока Трампа всего в 50 процентов». [ii]
В случае дальнейшего снижения китайского экспорта, существенно вырастут и риски для глобальной торговли. Однако многие западные экономисты и инвесторы больше уповали на широко распространенное мнение, что позиция Трампа по вопросу протекционизма может быстро меняться под давлением внешних обстоятельств. К концу апреля, глава Белого дома уже смягчил одни тарифы и отложил введение других для целого ряда стран. А в начале мая, как отмечалось выше, Трамп не стал исключать и возможность снижения пошлин на импорт из КНР.
Теперь наблюдатели будут спорить, какая из сторон добилась больших успехов? По мнению ведущих французских СМИ, «для Китая договоренность с США о взаимном снижении пошлин является важной дипломатической победой». При этом Белый дом добился сохранения тарифов, которые превышают китайские пошлины на товары из США на 20 пунктов. Это позволит администрации Трампа заявить о своей «победе».
Оборот китайско-американской торговли составил в 2024 году 688 млрд. долларов. Поставки из КНР составили 525 млрд. долларов, а экспорт из США – 164 млрд. долларов. Как отмечает известный российский китаист Николай Вавилов, «пошлины в 30 процентов будут воздействовать на огромную часть импорта в США и не так значительно будут воздействовать на экспорт в Китай». Этот факт можно трактовать в пользу американцев. А в целом - «…снижение пошлин выглядит как ничья, но учитывая, что Трамп эту войну развязал - ничья в пользу Китая, который дожал Трампа до резкого снижения пошлин».[iii]
Реалисты разумно замечают, что «в войне пошлин нет победителей». По мнению Capital Economics, хотя теперь уровень пошлин не выглядит как запретительный, но они остаются высокими. Трамп не отменил меры, введенные еще в его первую каденцию. С учетом этого обстоятельства, средняя ставка пошлин на импорт из КНР составит 40 процентов. В свою очередь, китайские пошлины на экспорт из США составят 25 процентов. Министр финансов США Бессент назвал нынешний уровень тарифов для Китая «нижним пределом». Согласно первым оценкам Bloomberg, если договоренность о снижении пошлин продержится достаточно долго, суммарная тарифная нагрузка на весь импорт США снизится в два раза - до 10,4 процента. Однако и такой уровень тарифов может уменьшить прирост ВВП в текущем году на 1,5 процента. По мнению одного из источников The Financial Times, достигнутая договоренность лучше предсказаний алармистов, но хуже ожиданий, которые инвесторы возлагали на Трампа в феврале. Поскольку в результате нынешней «сделки» условия торговли всё равно ухудшатся.
Таким образом, в Женеве Америка и Китай провели, скорее, «разведку боем». Стороны присматриваются друг к другу, а до обсуждения каких-то существенных уступок еще далеко. В первую каденцию Трампа, американо-китайские торговые переговоры заняли 22 месяца. Сегодня, вопросы, стоящие перед США и Китаем, еще более весомы и сложны. В послужном списке Трампа есть немало примеров пересмотра позиции под давлением ухудшающейся рыночной конъюнктуры и падающих рейтингов одобрения. Вместе с тем, даже если Белый дом пойдет на определенные уступки, пошлины на китайские товары вряд ли вернутся на прежний уровень. Конечный результат может оказаться хуже, чем многие теперь ожидают, и всё равно приведет к серьезным проблемам в торговле.
На сегодняшний день, стороны ударили по рукам еще до того момента, когда реально почувствовали весь масштаб потенциальных негативных последствий. Однако цели администрации Трампа по-прежнему остаются неясными. Ни США, ни КНР, не готовы дать друг другу то, чего больше всего хочет другая сторона. На данный момент, для обеих стран важнее создать ситуацию готовности к конструктивным переговорам, чтобы сохранить доверие рынков, а для США – еще и политическую поддержку у себя дома. По итогам женевской встречи, Вашингтон и Пекин согласились временно прекратить обострять ситуацию. Хотя ни для кого не секрет, что не Китай создал эту проблему. Поэтому любой прогресс может оказаться лишь передышкой. А шансы на возобновление эскалации остаются весьма высоки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/682157de9a79479cf4957739
[ii] https://ru.investing.com/news/economy-news/article-2745148
[iii] https://t.me/shuohuaxia/17544
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs