ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Кто «моргнёт первым»: Евросоюз и США на пороге торговой войны?

12:14 16.06.2025 • Валерия Беляева, журналист

Европейский бизнес крайне обеспокоен – похоже, при всём стремлении избежать торговой войны Евросоюз и США на переговорах не слишком продвинулись к компромиссу. Между тем календарный счётчик неумолимо приближается к 9 июля – дате, до которой глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент США Дональд Трамп договорились по телефону о тарифном перемирии, чтобы найти взаимоприемлемые решения. Всё-таки на кону крупнейшая в мире трансатлантическая торговля объемом 1,6 триллиона евро в год. В 2024 году у Соединенных Штатов, по данным Управления торгового представителя США, был дефицит в торговле товарами с Евросоюзом в размере 235,6 миллиарда долларов - что на 12,9% больше, чем годом ранее. По информации же Eurostat, в 2023 году положительное сальдо ЕС в торговле товарами с США равнялось 157 миллиардам евро.

Попытка Брюсселя выйти на вариант нулевых пошлин в торговле друг с другом почти по всему спектру промышленных товаров – от автомобилей, пластика и химикатов до фармацевтических препаратов – Вашингтон до сих пор не устроила. Новое дополнительные предложения европейцев – увеличить закупки американского сжиженного газа, передовых технологий искусственного интеллекта и соевых бобов, а также скоординировать политику на мировом рынке стали, чтобы притормозить переизбыток китайского стального экспорта, тоже не смогли растопить сердце вашингтонского любителя сделок.

Напротив, словно играя в кошки-мышки с оппонентами, Трамп на фоне переговоров демонстративно повысил 4 июня пошлины США на ввозные сталь и алюминий с 25 до 50 процентов. Единственной страной, которую он избавил от этого таможенного прессинга, осталась Великобритания, ей сохранен 25-процентный тариф на экспортируемые металлы. Такая тактика ранее заставила кое в чем пойти на уступки канадцев, может, и европейцев удастся сделать ещё посговорчивей?

Во всяком случае, напористый хозяин Белого дома явно хочет показать всем, что настроен решительно и готов «перелопатить» любой торговый баланс во имя «величия Америки». В своем сообщении в соцсети Truth Social президент не без бахвальства заявил, что его намерение ввести для ЕС 50-процентную пошлину увенчалась успехом, подтолкнув Евросоюз к ускорению переговоров. «Я был чрезвычайно удовлетворен выделением 50% пошлины на импорт для Европейского Союза, особенно с учетом того, что они (мягко говоря!) медленно вели наши переговоры с ними». (В настоящее время Евросоюз сталкивается с той же ставкой таможенных пошлин в размере 10 процентов, что и другие страны).

В Брюсселе, по-видимому, не исключают, что торговой войны с Вашингтоном избежать не удастся, и угроза для европейских экспортёров попасть под каток американских 50-процентных пошлин на все товары ЕС с 9 июля весьма вероятно может стать реальностью. О тревожных настроениях в штаб-квартире ЕС пишет, в частности, издание Politico. Однако на публике пока демонстрируется оптимизм. Торговый комиссар ЕС Марош Шефчович после встречи с торговым представителем США Джеймисоном Гриром в Париже обтекаемо сообщил журналистам, что переговоры идут «в правильном направлении», пообещав «сохранить импульс». Кроме того, он провел телефонный разговор с министром торговли США Говардом Лютником, подчеркнув, что обе стороны сосредоточены на «более глубоком сотрудничестве в нескольких стратегических секторах». Еврокомиссар сообщил, что теперь переговоры сосредоточены на «очень конкретных» вопросах, таких как «экономическая безопасность, тарифные линии и доступ к рынкам». Со своей стороны, Грир подтвердил удовлетворенность американской стороны конструктивной линией ЕС.

«Мы должны сделать все возможное, чтобы найти дружественное решение и заключить сделку до 9 июля. Это, безусловно, является амбициями с нашей стороны, но я думаю, что это также является амбициями со стороны США», — заявил Шефчович журналистам. По его словам, есть возможности для позитивного взаимодействия с Вашингтоном по вопросам закупок полупроводников, чипов искусственного интеллекта, закупок сжиженного природного газа и разработки общего подхода к сырью, а также решения проблемы мирового перепроизводства стали. Комментируя решение Трампа удвоить импортные пошлины на сталь, Шефчович назвал его ошибочным ударом по союзникам Америки, пояснив, что реальная угроза кроется в глобальном избытке мощностей в сталелитейной отрасли, а не в экспорте из Европы, тем более что в этом плане ЕС вообще не является источником проблемы, поскольку экспортирует всего около 4 миллионов тонн специализированной стали. По данным Всемирной ассоциации производителей стали, крупнейшими мировыми экспортёрами являются Китай, Индия, Япония, Россия и сами США. 

Между тем вряд ли стоит ожидать, что в Брюсселе уже готовы заключить примирительное торговое соглашение с США только потому, что давление Дональда Трампа напугало европейцев. Не случайно на днях Европейская комиссия предупредила, что ответит встречными пошлинами на сумму до 120 млрд. евро, если не будет достигнуто взаимовыгодное соглашение. Европейцы не забыли, что с момента вступления в должность 20 января Трамп настроил против себя ЕС сильнее, чем когда-либо, назвав этот Союз «более отвратительным», чем Китай, и заявив, что он был создан, чтобы «насолить» Соединенным Штатам. В нынешнем контексте в Европе часто вспоминают неудачную попытку десятилетней давности заключить соглашение Евросоюза с США о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТIP), хотя обе стороны тогда были куда более близки к снижению тарифов, чем сегодня. Но тогда идея соглашения не получила шансов из-за глубоких разногласий по сельскохозяйственным стандартам и неясной затеи создания некоего арбитражного механизма, который позволял бы транснациональным (читай, американским) корпорациям подавать в суд на европейские правительства.

Теперь, отмечают СМИ, европейские политики очень четко обозначают пределы того, о чем можно договориться, и не намерены идти на большие уступки Белому дому. Брюссель, например, исключил возможность устранения раздражающих США факторов - НДС и различных юридических норм и правил, которые, по мнению Трампа, дают ЕС несправедливое преимущество в торговле. «У Европы нет политического аппетита возвращаться к кошмару последней попытки создать всеобъемлющий торговый пакт ЕС-США — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, - пишет Politico. - Поспешное соглашение, удовлетворяющее основные торговые интересы Америки почти десятилетие спустя, оказалось бы столь же травмирующим и токсичным. Франция и Германия знают, что их электорат не умерил своё отвращение к химически промытой курице, и все ещё опасаются, что американские корпорации будут использовать международные арбитражные уловки для подрыва стандартов ЕС в области здравоохранения и охраны окружающей среды». Так что противоречия живы и о них помнят.

Тот же убеждённый атлантист канцлер ФРГ Фридрих Мерц, оговорившись после вполне позитивной встречи с Трампом, что наличие ТТIP, возможно, не привело бы к нынешнему обострению европейско-американских торговых противоречий, все же назвал идею ТТIP теперь «пролитым молоком», а в офисе президента Франции и вовсе не хотят слышать о подобном документе («Французы не хотят, чтобы их беспокойные фермеры покрывали Елисейские поля соломой и навозом»). Кроме того, в ЕС весьма заметны настроения опасения и недоверия в отношении нынешней администрации США, связанные со сложностью и ненадежностью самого Трампа как партнёра. Мол, он показал, что с легкостью разорвет любую сделку, которую он заключит, как это обнаружили, например, мексиканцы и канадцы.

С учетом всех этих нюансов в Брюсселе делают ставку на хотя бы скромный прогресс. Например, чтобы облегчить и увеличить поставки американских автомобилей в ЕС, обсуждается идея о возможном соглашении, признающем стандарты США в области автобезопасности. Хотя такая уступка уже сейчас подвергается критике европейских экспертов по безопасности. В США и ЕС здесь действуют совершенно разные подходы. В США принята модель самосертификации, при которой автопроизводители, по сути, обещают, что их автомобили соответствуют стандартам. В ЕС новые автомодели проходят процедуру утверждения, в ходе которой власти проверяют, соответствуют ли автомобили евростандартам.

В лондонском исследовательском центре Capital Economics считают, что экономическое давление не позволит Трампу добиться от Брюсселя очень больших уступок. При всех вариантах развития событий Евросоюзу есть чем ответить. Ещё в апреле Брюссель был готов ввести чувствительные ответные пошлины в отношении широкого спектра американских товаров, включая, в особенности, значительную долю сельскохозяйственной продукции - птицу, говядину, некоторые морепродукты, орехи, яйца, молочные продукты, сахар и овощи. Кроме того, Брюссель рассматривает возможность принятия ограничений на экспорт в США стального лома и химикатов. Эксперты также указывают на то, что ЕС - ключевой рынок для американского экспорта услуг, особенно финансовых, цифровых и развлекательных платформ, где у США как раз заметный профицит, а потому они не могут позволить себе потерять европейский рынок. На Европейский Союз, по данным за 2024 год, пришлось 25% американского экспорта услуг на сумму 275 миллиардов долларов. «Если мы будем действовать как единое целое, то у ЕС будут такие же рычаги влияния, какие есть у Китая», - убежден один из экспертов.

Однако при всём своём оптимизме там признают, что не могут достаточно защитить от тарифов Трампа своё главное достояние – европейский автопром. В торговой войне он становится основной мишенью для атак и особенно уязвим именно сейчас, когда отрасль испытывает трудности с переходом на выпуск электромобилей и борется с конкурентами из Китая, а также сталкивается с тенденцией к деиндустриализации на всем европейском континенте. Цены на сталь и алюминий уже создают автоконцернам проблемы. Но заявленные Трампом 25-процентные пошлины для ввозимых в США автомобилей и запчастей – это не просто прямое нарушение правил ВТО, это и путь разрушения всего трансатлантического делового партнерства, считают европейские эксперты. Так, бывший еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем, работавшая ещё в годы первого президенства Трампа, не исключает, что при отсутствии компромисса с Вашингтоном Брюссель может использовать «механизм ЕС против принудительных мер», разработанный в конце 2023 года. Тогда Китай ввёл торговые ограничения против Литвы, после того как её власти дали согласие на открытие Тайванем своего представительства в Вильнюсе. До сих пор механизм не применялся, но Евросоюз выработал его для использования в возможных будущих конфликтных ситуациях. По словам шведки, если ЕС решит, что действия Трампа равносильны «экономическому принуждению», Брюссель будет иметь законные полномочия принять ответные меры. Это могут быть как торговые тарифы, так и другие рестрикции или ограничения на американский экспорт, это может повлиять на инвестиции или госзакупки. «Спектр потенциальных инструментов довольно широк», - уверяет бывший еврокомиссар.

Между тем Трамп угрожает еще больше повысить пошлины на автомобили «в ближайшем будущем». Он убеждён, что чем выше пошлины, тем больше вероятность того, что иностранные автоконцерны построят свои заводы в США. Ситуация для европейских автопроизводителей усугубляется и тем обстоятельством, что они невольно стали заложниками торговой войны Вашингтона с Китаем. Пекин, желая надавить на США, ввёл в апреле жесткий экспортный контроль на поставки изделий из семи редкоземельных металлов, в том числе магнитов, применяемых во многих автомобильных деталях - от тормозных систем до усилителей руля. В итоге нарушились цепочки поставок для автозаводов, производственные линии в Европе частично встали. Хотя этот шаг был ответом Пекина на тарифы США, меры контроля распространяются на все страны и требуют от компаний подавать заявку на получение лицензии на каждую поставку. Обработка заявки занимает месяц или больше, что вынуждает крупные компании отправлять магниты в Европу самолётами вместо контейнеровозов. А это влечет за собой пятикратное увеличение затрат поставщиков запчастей, а следом и автопроизводителей.

Еврокомиссар Шефчович поднял вопрос о «тревожной ситуации» в беседе со своим коллегой, министром коммерции КНР Ван Вэньтао во время недавней встречи в Париже. В Брюсселе полагают, что вся эта китайская бюрократия в отношении европейских компаний нацелена на то, чтобы помешать сближению ЕС с США в торговой политике в преддверии саммита ЕС-Китай в июле. Как известно, Трамп уже не раз требовал от стран ЕС присоединиться к его торговому противостоянию с Китаем. Ожидается, что на июльском саммите с ЕС Пекин в свою очередь попытается склонить Брюссель на свою сторону. Во всяком случае, китайские ответные меры в поставках редкоземельных металлов уже дали свои плоды: на переговорах по тарифам в Лондоне КНР и США договорились о первом компромиссе - Китай согласился вновь поставлять американцам редкоземельные металлы и магниты, а китайские студенты получат возможность и дальше учиться в университетах и ​​колледжах США. Об этом сообщил 11 июня Дональд Трамп на своей платформе Truth Social. Правда, это соглашение еще не было официально подтверждено лидером Китая Си Цзиньпином. А что насчет европейцев? Этот вопрос пока остался открытым. И в ЕС гадают, каких уступок потребует Пекин взамен?

Канцлер Германии Фридрих Мерц приветствовал этот торговый компромисс между Китаем и США. И выразил надежду на позитивные шаги в торговом споре ЕС и США в ходе начинающегося 16 июня саммита G7 в Канаде.

Хотя 9 июля, последний временной рубеж для соглашения Евросоюза с Трампом, всё ближе, чем закончится трансатлантический торг, не берётся предсказывать никто. Сейчас головной болью Еврокомиссии скорее всего становится обеспечение единства европейских рядов и недопущение фрагментарного подхода стран-членов ЕС к собственным переговорам с Белым домом. А такой риск есть – ведь их интересы заметно отличаются. Страны ЕС, которые получают очень весомую долю своего импорта из США, как Бельгия, Франция, Ирландия и Нидерланды, могут беспокоиться, что ответные пошлины Союза подстегнут у них инфляцию. А те страны, которые рассматривают США как важный рынок экспорта, например, Германия и Италия, могут опасаться непредсказуемого финансового ущерба в случае эскалации торговой войны. Один из экспертов Евросовета на этом фоне поделился остроумным наблюдением: мол, очевидным фактом является то, что «Трамп часто моргает первым»: он отложил введение своих «всемирных взаимных пошлин» всего через несколько дней после объявления о них в начале апреля, и он первым отступил в конфронтации с Пекином, согласившись на торговое перемирие в середине мая. Может, европейцы решатся и дождутся, когда старина Трамп и в этот раз «моргнет первым»? Во всяком случае, такие признаки уже есть. Министр финансов США Скотт Бессент, выступая в Палате представителей, сказал, что «весьма вероятно», что для ЕС в случае «добросовестных переговоров» их срок может быть продлён. Это первый случай, когда официальный представитель США просигнализировал о некоторой гибкости, отметили СМИ.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати