Германского вторжения во время Второй мировой войны избежали страны, сотрудничество с которыми было у немцев налажено еще до войны. Швецию, например, спасли личные связи деловой элиты страны с нацистским руководством и старые традиции германофильства. В Первую мировую шведский правящий класс в целом с симпатией относился к Германии, потому что немецкая промышленность остро нуждалась в железной руде, добываемой на рудниках Кируны, а также в нефтепродуктах, которые шведы с выгодой перепродавали немцам. Да и король Густав V, женатый на немецкой принцессе, сочувствовал германскому делу.
Симпатии к немцам не угасли и после Первой мировой. Некоторые германские офицеры, обвиненные союзниками в совершении военных преступлений, смогли укрыться в Швеции. Среди беглецов был и бывший командир эскадрильи Герман Геринг. В Швеции будущий рейхсмаршал увел от мужа Карин фон Катцов, происходившую из знатного рода фон Розен. Женившись на Карин, Геринг свел знакомства со многими представителями шведской элиты. В дальнейшем брак Геринга позволил установить почти семейные отношения между германским руководством и крупнейшим в мире производителем подшипников — шведским концерном SKF: родственник Карин — Гуго фон Розен входил в руководство SKF, а ее сын от первого брака работал на предприятии, входившем в состав этого концерна. Президент концерна Свен Уингквист также поддерживал личные отношения с Герингом. Когда же нацисты пришли к власти, влиятельных шведов, желавших дружить с рейхсмаршалом, стало еще больше. В их числе были внук короля герцог Вестерботтенский, крупный промышленник Биргер Далерус, богатейший человек в Швеции Аксель Веннер-Грен, владевший производителем вооружений Bofors и производителем электроприборов Electrolux, и многие другие.
Рейх не мог обойтись также без основной продукции SKF — шарикоподшипников, без которых танки не могли бы ползать, а самолеты — летать. Концерн имел дочерние предприятия в Германии, США и Великобритании, но 60% подшипников, произведенных SKF во всем мире, отправлялось в Германию. SKF был не просто флагманом шведской промышленности, он был средоточием всей экономической жизни королевства. В его совет директоров входили представители всех значимых предприятий страны, а его интересы за рубежом представляли послы и консулы Швеции. Путь в политику и дипломатию для многих шведских деятелей лежал через SKF. Так, накануне войны шведским послом в Лондоне был назначен Бьерн Иритц, прежде занимавший видный пост в SKF.
В войну подшипниковый гигант снабжал своей продукцией обе стороны, но при этом оказывал явное предпочтение немцам. Более того, филиал SKF в США занимался откровенным вредительством и шпионажем в пользу нацистов. Во главе этого филиала стояли родственник жены Геринга Гуго фон Розен и американец Уильям Бэт, занимавший пост заместителя начальника управления военного производства. Немецкие шпионы, окопавшиеся в SKF, посылали в Германию похищенные чертежи и техническую документацию вместе с дипломатической почтой Швеции, которую американцы не досматривали. SKF производил в США больше подшипников, чем официально сообщалось. Излишки отправлялись в Латинскую Америку, где их скупали филиалы Siemens и других немецких компаний для отправки в Германию. Перепродажей подшипников занимался и шведский Electrolux. В результате нацисты ежегодно получали около 600 тыс. подшипников, произведенных в США.
В то же время американские потребители нередко получали от SKF бракованные подшипники, из-за чего самолеты не могли оторваться от земли или даже разбивались. Сам фон Розен с увлечением играл роль шпиона, сопровождая грузы подшипников донесениями, достойными бульварных романов: «Получена дикая утка в желе, вместе с ней шнапс». Впрочем, американским летчикам было не до смеха. Когда в 1943 году американцы попытались разбомбить завод SKF в немецком Швайнфурте, их ждала настоящая засада сил ПВО и люфтваффе. Генерал Генри Арнольд, командовавший операцией, утверждал: «Они бы не смогли организовать оборону, если бы не были предупреждены заранее». В общем, шведский нейтралитет был не таким уж нейтральным.
Швейцария тоже сумела сохранить нейтралитет, поскольку наладила связи с Германией еще до войны. На первый взгляд маленькая мирная страна с банками, набитыми золотом, казалась идеальным объектом для захвата. План немецкого вторжения в горную республику под кодовым названием «Танненбаум» действительно существовал, однако в Берлине решили, что Швейцария принесет больше пользы рейху, если останется независимой и мирной страной. Дело было в том, что международные расчеты велись в основном в валюте, а не в золоте, так что, захватив Швейцарию, немцы овладели бы драгоценным металлом, который нельзя было пустить в оборот. Нейтральная же Швейцария становилась для закрытой немецкой экономики воротами в мир.
В 1934 году в Швейцарии был принят закон о банковской тайне, разрешавший создание анонимных номерных счетов, после чего многие нацистские руководители воспользовались открывшимися возможностями. В 1941 году британские дипломаты отмечали: «Все видные представители правящих кругов стран «оси» держат деньги в Швейцарии. Некоторые владеют там собственностью». Всего за годы войны нацистские вожди вложили в швейцарские банки порядка 15 млрд рейхсмарок. Непрозрачность финансовых потоков, проходивших через швейцарские банки, оказалась весьма кстати, когда Германии пришлось покупать валюту за награбленное золото и оплачивать поставки зарубежного сырья.
На страницах издания Die Welt Свен Феликс Келлерхофф подробно рассказал о роли швейцарских банков в данных схемах, которые использовали нацисты.
Для того, чтобы разобраться в операциях Третьего рейха с золотом, в частности, во время Второй мировой войны, необходимо распределить золото, о котором идет речь, по отдельным категориям. «Во-первых, существовало золото, которым немецкий Рейхсбанк владел еще до 1933 года, то есть оно, несомненно, было приобретено законным путем. Такое золото можно назвать чистым, - поясняет Келлерхофф. - Во-вторых, было золото, которое нацистское правительство изымало у евреев и других подвергавшихся преследованию людей, - в форме слитков, монет или украшений. (...) Здесь подойдет название «золото жертв». В-третьих, почти во всех оккупированных странах вермахт конфисковывал золотые резервы местных эмиссионных и коммерческих банков. Это по сути было награбленным золотом. Наиболее ужасающим видом золота во Второй мировой войне было золото, которое в форме украшений и золотых зубов изымали у убитых жертв Холокоста - в отличие от золота жертв его можно назвать золотом мертвых».
Сегодня, многие страны хранят часть своих золотых резервов не в собственных центробанках, а в Берне, Цюрихе, Лондоне, Париже и Нью-Йорке. "Так было и во время Второй мировой войны. Но дополнительно золото всех четырех видов физически перевозилось из Германии в Швейцарию - в общей сложности речь шла о золоте стоимостью 1,7 млрд швейцарских франков или около 349 тоннах чистого золота. Так как золотые резервы рейха в 1939 году были практически растрачены из-за колоссального наращивания вооружений, (...) среди него было очень мало чистого золота». Большая часть перевезенного в Швейцарию с 1940 по 1945 год золота была награбленной. Вермахт конфисковал 201 тонну золота в Бельгии, 122,2 тонн золота в Нидерландах и 4,3 тонны золота в Люксембурге. «Львиную долю транспортированных в Швейцарию слитков стоимостью 1,7 млрд франков, а именно 70 % или 246,4 тонны, Национальный банк Швейцарии выкупил у Германского рейха за валюту. Остальное золото, переданное на хранение Берну, ушло в Португалию (43,5 тонн стоимостью 212 млн швейцарских франков), Швецию (около 18 тонн или 87 млн франков) и в Банк международных расчетов (58 млн). Португалия получала золото главным образом в качестве оплаты за поставки вольфрама Третьему рейху, Швеция - за железную руду», - говорилось в статье.
«Насколько большой была доля золота жертв, никогда нельзя будет установить точно. (...) Большая часть его, вероятно, исчезла до того, как золото было зарегистрировано официально. Во время операции «Рейнхард», массового убийства почти двух миллионов людей в лагерях смерти Белжец, Собибор и Треблинка в оккупированной немцами центральной Польше, согласно официальным подсчетам, было собрано более 1,8 тыс. кг золота и 10 тыс. кг серебра. С большой долей вероятности можно предположить, что его было намного больше, однако приспешники СС, очевидно, присвоили себе большую его часть», - указывает издание. Точных данных о золоте мертвых также нет. «Французский зубной врач, работавший в специальном подразделении в Освенциме, выступая вскоре после войны свидетелем в одном из процессов, ориентировочно говорил о 17 тоннах золота», - пишет Келлерхофф.
В соглашении, подписанном в 1946 году, Швейцарии пришлось согласиться на выплату штрафа в размере 250 млн долларов за сделки с Третьим рейхом. Однако это соглашение было реализовано лишь частично, отмечает издание.
Свою роль сыграла и холодная война. «Уже спустя полтора года после капитуляции фашистской Германии на переговоры об оставшемся награбленном золоте не стоило и надеяться. Одно только это обстоятельство способствовало сохранению мифов об огромных золотых сокровищах нацистов», - говорится в публикации Die Welt.
В конце 2020 года в Службе Внешней Разведки России (СВР) опубликовали любопытнейший документ. Это фотокопия телеграммы, в которой шла речь о закулисных контактах Запада с нацистами незадолго до разгрома Германии. Шифровка была передана в Москву резидентурой советской внешней разведки в Британии 12 апреля 1945 г. и подписана оперативным псевдонимом «Боб». «Немецкие армии на западном фронте отступают по договорённости с союзниками, состоявшейся в Швейцарии, куда недавно приезжали немецкие генералы для переговоров с англо-американцами, – писал «Боб». – Немцы открыли фронт союзникам, но будут продолжать сопротивление на востоке, чтобы не допустить в Берлин Красную армию». Удивительной выглядит и другая информация: «Захваченное американцами немецкое золото в Брюсселе доставлено в соляную шахту за 36 часов до прибытия туда американских войск. Шахта охранялась специальной немецкой охраной, от которой американцы получили сообщение о местонахождении золота. Золото было передано американцам вице-директором Рейхсбанка, якобы специально командированным для этой цели из Берлина».
Что это было за золото и зачем нацисты вдруг решили передать его своему противнику – американцам? Какие общие интересы связывали верхушку Третьего рейха с финансово-политическими кругами Великобритании и США? Об этом в интервью «Аргументам и Фактам» рассказал доктор политических наук, профессор Игорь Панарин. «В шифротелеграмме, рассекреченной СВР, упомянута тайная операция по доставке в соляные шахты на территории Бельгии слитков золота, собранного у узников концлагерей. Курировал операцию и сопровождал золото не кто иной, как вице-президент Рейхсбанка фашистской Германии Эмиль Пуль. Он был не только вторым человеком в Рейхсбанке, но и одновременно входил в совет директоров швейцарского Банка международных расчётов (БМР). Эта структура со штаб-квартирой в Базеле, основанная ещё в 1930 г., существует и поныне. И о ней стоит сказать особо. Во время войны именно швейцарский БМР стал площадкой для сотрудничества Банка Англии, американского капитала во главе с банкирским домом Моргана и нацистским Рейхсбанком. То есть война войной, а бизнес шёл «по расписанию». Общая сумма проведённых через БМР операций достигала, по некоторым оценкам, 500 млрд долл. Германии нужно было покупать товары в Швеции и других нейтральных странах, для этого нацистам требовалась валюта. И БМР обменивал на валюту их золото, причём не только захваченное в покорённых Гитлером государствах, но и добытое в концлагерях – Майданеке, Освенциме и др. Возможно, миллионы людей прогонялись через газовые камеры лишь для того, чтобы фашисты могли извлечь из их трупов золотые коронки. «Стоматологическое» золото вместе с ювелирными украшениями, отобранными у узников и жителей захваченных территорий, переплавлялось в слитки по 20 кг. Общий объём драгметалла подсчитать трудно. Но, по имеющимся данным, только из Освенцима было поставлено 8 тонн золота. Судя по сообщению агента «Боба», «золотое сотрудничество» продолжалось вплоть до самого конца войны в 1945 г. И для западных партнёров рейха по бизнесу это страшное золото, похоже, совсем не пахло…
По материалам «Коммерсантъ.Власть», Die Welt, «Аргументы и Факты»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs