Николай Буртов «Дождь за окном», Москва, 2020
Выставка петербургских и московских мастеров живописи открылась в залах Союза художников Санкт-Петербурга в честь 90-летия этого уважаемого объединения профессионалов. На Большой Морской, 38 в городе на Неве широко представлены образцы всех секций академических искусств – живописи, иконописи, графики, фотографии, театрального дизайна, пластики, скульптуры, инсталляции, мозаики, станковой и монументальной живописи и др. Выставка готовилась пять лет и собрала в экспозиции около 3 тысяч экспонатов. Интересна и значительна экспозиция по многим параметрам. Во-первых, итогом многолетних творческих исканий не одного поколения мастеров Союза художников. Во-вторых, - невероятной единовременной возможностью посетителям осмыслить исторические периоды в жизни страны через эмоцию, идею, уровень мастерства того или иного художника, отразившего в своем творчестве традицию отечественной школы, преемственность фундаментальных приемов предшественников, и то новое, чем вдохновлены были кисть мастера, стека, резец или карандаш. Масштаб экспозиции поражает воображение – все-таки своеобразный творческий «отчет» за 90 лет! Перед посетителями зримо проходит антология изобразительного искусства, не в каталогах и альбомах, не в документальных фильмах и монографиях, а наяву. Тем динамичнее и ярче ощущается энергетика пространства, наполненного ритмами, мелодиями, интонациями, выплеснутыми на полотна чувствами, выверенными в пластике графических линий, в упругости скульптурных форм, в замыслах инсталляций.
Александр Гришин «Красный закат», Санкт-Петербург, 2021
Как сказала журналу «Международная жизнь» известный искусствовед, автор многочисленных сценариев документальных фильмов об искусстве, о художниках, монастырях, исторических городах, петербурженка, пережившая блокаду Ленинграда, Надежда Борисовна Нешатаева на вопрос, «Что Вы ждете от данной выставки?»: «Я жду картину, чтобы можно было подумать, сравнить, увидеть, какие ключевые моменты акцентированы, какие смыслы надо открывать». По словам Надежды Нешатаевой, выставки – это не только экспозиции, это большая работа, в орбиту которой входят издание каталогов, альбомы, что со временем дают возможность сравнить, осмыслить этапы пройденного, увидеть тенденции на перспективу.
Ценители и знатоки, искусствоведы и профессора, академики и заслуженные мастера, каждый в своем виде и жанре, а также пытливые умы, предпочитающие «один раз увидеть, чем сто раз услышать», ждали этой грандиозной выставки, готовились к ней, предвкушая встречу с прекрасным, умным, вдумчивым и щедрым на откровенный диалог искусством. Московская школа приняла деятельное участие в выставке, украсив её своим столичным колоритом с учетом знаменательной даты Союза. Не соперничество и антитеза, а согласие и перекличка в темах, смыслах, образах, мастерстве – вот, чем отмечена эта широкомасштабная экспозиция «Санкт-Петербург – Москва» - 90-летию Союза художников Санкт-Петербурга». А какие имена учителей тех, чьи работы сегодня представлены в этом храме искусства! Тех, на чьих плечах стоят ныне здравствующие мастера: Ю.М. Непринцев, О.А. Еремеев, Б.С. Угаров, И.М. Варичев, Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников, И.И. Бродский, А.И. Лактионов, П.Д. Бучкин, братья Ткачевы Алексей и Сергей, И.С. Глазунов, В.И. Рейхет, И.А. Володимиров, В.Д. Бернадский, А.М. Грицай, Е.И. Зверьков, В.М. Орешников, П.Т. Фомин и многие другие.
Евгений Ромашко «Середина лета. На Тверской земле», Москва, 2021
По сложившейся академической традиции картины с выставки, как правило, приобретали галереи, музеи, коллекционеры, аукционные дома, и художники были заинтересованы знать, куда уходят их произведения. К сожалению, в 90-е годы XX в. многие замечательные полотна отечественных живописцев, а также иконы уходили за рубеж, многие нашли свое место в США и Великобритании, в Китае, в музеях или частных фондах других стран. Но, набирая впечатления от данной выставки, понимаешь, что картины эти суть и соль твоей страны, твоего народа, ибо им нет смысла быть на чужбине. Контекст самой истории этому противится, как и наше восприятие их содержания и энергетики. Осмысливая некоторые полотна, испытываешь боль и даже вину оттого, что … «а что сделал ты»?
Андрей Мельников «Флора», С-Петербург, 2022
Всмотритесь в картину Андрея Мельникова «Флора». Военный 1941 год, гитлеровцы подходят к Ленинграду. Гатчина, Павловск, Петергоф - это музеи, в парках которых множество статуй, и участь большинства из них была предрешена: вскоре стать военными трофеями гитлеровцев. Понимая ценность каждого памятника, сотрудники музеев неимоверными усилиями воли и любви пытались уберечь народное достояние, пряча парковые экспонаты от нашествия варваров XX в. В основном, как и сегодня, в музеях работали женщины, они-то и проявляли примеры самоотверженности. О том, насколько близко к сердцу принимали музейные сотрудницы ценность наследия культуры, говорит и это полотно Андрея Мельникова. Скорее всего, взявшись за разработку непопулярной темы, художник слышал многочисленные истории о спасении памятников в своем родном городе от очевидцев или от родственников, или на экскурсиях. Так директора музея Павловского дворца Анну Зеленову помнят по сей день, как совершившую гражданский подвиг, возглавив в 1941 году эвакуацию экспонатов, в том числе и объемных, подобных «Флоре», тяжелых статуй. Многие из них пришлось упрятать на пятиметровую глубину на территории дворцового парка. Немцы нашли план временных «захоронений», но, логически рассуждая, что 2,5 метра – максимальная глубина, - отказались от поисков, решив, что план – это обманка. А когда в 1944 году Анна Зеленова вернулась в Павловск, там от дворца остались остовы колонн, все остальное - развалины. На картине художника Мельникова запечатлен момент снятия богини «Флоры» с постамента. Как напряжены лица женщин, как они сосредоточены на том, чтобы не повредить произведение искусства. Укутав «Флору» в грубую холстину, они не сводят глаз с её фигуры, не забывая об усилии удержать и не повредить памятник. А сколько таких же скульптур перенесли и укрыли от врагов эти молодые женщины! Частный случай вырастает в осмысление высокой степени духовного богатства собственного народа, понимавшего бесценность культурного наследия мирового искусства. Среди спасающих «Флору» мы видим и лицо 28-летней Анны Зеленовой: художник запечатлел её образ, памятный не одному поколению ленинградцев, петербуржцев. А теперь памятник Анне Зеленовой, отлитый в бронзе, будет стоять в парке Павловского дворца.
Виктор Иванов «На реке», Москва, 2021
Из той же когорты преданных своему делу, родной земле, природе - портрет рыбачки на веслах, принимающей свою судьбу и женскую долю естественно и молчаливо. Художник Виктор Иванов через скупую гамму красок сумел передать единство характеров реки и человека.
Дмитрий Белюкин «Подвиг русских моряков в Мессине в 1908 году», Москва, 2019
Тема подвига и самоотверженности русского человека, будь он воином или штатским, молодым или зрелым, близка отечественным художникам, и большая благодарность им за это. Порой бывают такие откровения, на которые болью отзывается сердце.
Василий Тюлькин, Заслуженный работник культуры «Без вести пропавшие», Санкт-Петербург, 2019-2020
На картине «Без вести пропавшие» Василия Тюлькна, Заслуженного работника культуры мы видим батальон, девять красноармейцев во главе с командиром. Каждый из них смотрит на нас, прямо в глаза, а кажется, – в душу. Без вести пропавшие – что могло быть страшнее, чем услышать эти слова родным во время и после войны? Неизвестность тяжестью гранитной плиты лежала на всей семье. Но ведь у каждого без вести пропавшего было имя, отчество, фамилия, была семья, любимая, друзья. Они были, может быть, вот такими же, павшими за родину, за нас. Если бы было иначе, не смотрели бы они на нас столь пристально, открыто, как солдаты Великой Отечественной.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это, живые.
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье —
Эта кара страшна.*
Когда произведение закончено и начинает жить своей жизнью, интересно вернуться к его истокам, понять, что побудило художника взяться за данную тему, неуловимым пунктиром интуиции понять главное в его произведении, отыскать ключ, код.
Анатолий Рыбкин, Заслуженный художник Чувашской респ., Член корр. РАХ,
«…Снег на голову…» Мужик российский, 2013-2018
Мужик российский «…Снег на голову…» - так назвал свою картину Анатолий Рыбкин, Заслуженный художник Чувашской респ., Член корр. РАХ. Руки натруженные, легкая сутулость, рабочая стать, хорошее умное лицо, но случайно ли художник поместил главного героя своей картины между условными косяками и дверью грубо сколоченного сарая? Конечно, нет. Прожитая жизнь была не напрасной, хотя и нелегкой, это очевидно. Главным достоянием стал свет, который идет от этого человека и «снег» на висках, как заслуженная награда.
Александр Полозов, Заслуженный художник РФ «Валерий Лукин, начальник Российской Антарктической экспедиции», Санкт-Петербург, 2022
Удивительный по силе проникновения в характер портрет Валерия Лукина, начальника Российской Антарктической экспедиции кисти Заслуженного художника РФ Александра Полозова. Север выбирает людей особенных, стойких, чистых (сердцем и помыслами), целеустремленных, отважных, умных, добрых. Что ещё можно сказать о человеке, портрет которого перед нами? – Книги, карта Северного полюса, рисунок с пингвинами, доверчивыми и миролюбивыми. И новые замыслы по изучению и защите Арктики и Антарктиды.
Александр Новоселов «Перед рассветом»,
Санкт-Петербург, 2022
Андрей Базанов, «Молодые курсанты СВАУЛ», Заслуженный художник РАХ,
Санкт-Петербург, 2021-2022
Петр Стронский, Народный художник РФ «Морской пехотинец Максим Стронский», 2010
Федор Федюнин «Мелодии прошлых лет», Санкт-Петербург, 2022
Промозглый осенний день с дождем и холодным ветром, люди, спешащие угрюмо по своим делам, и «надежды маленький оркестр…» играет мелодии прошлых лет. Федор Федюнин сумел передать в своем неброском полотне сердцевину народного характера, умеющего в тяжелую минуту поднять в соотечественниках непобедимый дух к жизни, ободрить, напомнить, что прошлое всегда с нами в настоящем, а значит, нет места всеобщему унынию. Нетрудно догадаться, что среди оркестрантов есть бывшие военные, достаточно вглядеться в их фигуры и лица. И уж не марш ли «Славянки» играют они? Небесный свет, рассекающий хмурое небо, тоже как надежда на «свет в конце тоннеля».
Творчество начинается все-таки «от избытка сердца» и через труд поднимается до эталонных высот. Образцов такого творчества на выставке в честь 90-летия Союза художников Санкт-Петербурга предостаточно.
Василий Нестеренко «Пейзаж деревеньки», Москва, 2022
Виктор Ямщиков, Заслуженный художник РФ, «Весенняя река», Санкт-Петербург, 2019
Виталий Боровик «Безмолвное величие. Херсонес», Санкт-Петербург, 2022
Вячеслав Романов «Осень, освещенная солнцем», Санкт-Петербург, 2022
Юрий Орлов «Весна в Михайловском», Москва, 2012
Павел Покидышев «Весеннее утро», Санкт-Петербург, 2022
Николай Пластов «На полях», Москва, 2003
Нина Рыжикова «Райская яблоня», Санкт-Петербург, 2018
Валерий Полотнов «Заповедная земля», Москва, 2021
Почему мастер выбирает тот или иной сюжет, почему природа, почему любовь, почему прошлое или прорыв в ирреальное – эти вопросы волнуют зрителя, стоящего у полотна или скульптуры, у монументальной композиции или графического рисунка. Что нас останавливает и заставляет возвращаться к увиденному творению вновь и вновь? Загадка замысла, тайна символов, откровение, выведенное красками на холсте или вылепленное, высеченное скульптором и гравером? В памяти так или иначе останутся открывшаяся взору красота, удивление творческой фантазии и мастерство автора. А может быть, взволнует погружение в мир человеческой души, которая, подобно гигантскому маятнику имеет способность взлетать в порыве вдохновения и погружаться в глубины, коим нет предела? В экспозиции юбилейной выставки «Санкт-Петербург – Москва» подчеркнуто то лучшее, что есть в отечественном изобразительном и прикладном искусстве.
Андриан Берсенёв «Родники», Санкт-Петербург, 2019 -2020
После столь сильного впечатления от творений отечественных мастеров остается немало иных вопросов. В частности, у нас такая армия искусствоведов, в одном только Санкт-Петербурге более 700 коллекционеров, однако тех, кто устраивает подобные выставки (конечно, меньшего масштаба) по стране, по разным крупным городам российских регионов - единицы. На память приходят сразу лишь имена коллекционера Валерия Пустарнакова и искусствоведа и куратора выставок Екатерины Сапоговой. Коллекционер живописи Валерий Пустарнаков показывал экспозиции своего фонда в Калининграде, Екатеринбурге, Перми, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Ульяновске, Казани. Вместе с Екатериной Сапоговой Валерий Федорович осуществил более 20 аналогичных проектов, при этом представляет собрание отечественных, в том числе, ныне работающих художников, - это произведения высокой ценности. Выставки эти неизменно сопровождают качественные каталоги, встречи с посетителями экспозиций, с экспертами, а также лекции с соответственной тематикой. А ведь ещё тридцать лет назад, пока не наступили 90-е гг., это было естественной практикой в мире искусства. Но художники вместе со страной пережили этот нелегкий период, а потребность любителей прекрасного в них, мастерах, остается и она не всегда находит «утоление жажды». Есть, над чем подумать, в том числе и журналистам. Не только давать анонс выставки – «Открывается… – состоялась…» - а рассказать, чтобы заинтересовать, пробудить желание увидеть, встать и пойти.
Антон Стекольщиков «Пророк», Москва, 1989
Портретные образы Василия Братанюка не оставляют равнодушными, в них всегда бьется, пульсирует мысль. На портрете Ольги Павловой, юной балерины, талант которой сумел рассмотреть Юрий Николаевич Григорович, никакой позы, она только что оттанцевала на сцене и возвращается из мира грез, всегда предельно эмоционального, в свои будни, она неспешно «выходит» из образа, настраиваясь на иной лад, оттягивая момент окончательного перехода в действительность. Как нежна и хрупка она в своей юности! Художник мастерски передает эти психологические нюансы состояния через изящество жеста, грации, намеренной неторопливости.
Василий Братанюк «Ольга Павлова», Санкт-Петербург, 2021
О духовных началах в человеке, о внутренней жизни души размышляют художники Академик РАХ Вера Мыльникова, Татьяна Федорова, Павел Грищенко, Николай Колунов, Валерий Полотнов, Михаил Моляков, Елена Якуничева, Заслуженный художник РАХ Никита Фомин, Нина Рыжикова, Олег Ожогин, Михаил Полетаев, Павел Покидышев, Андриан Берсенёв. При этом даже полотна, написанные в реалистичной манере, имеют немало очевидных символов, как, например, на картине Михаила Полетаева «Смирение», Андриана Берсенёва «Родники».
Павел Грищенко «Мозаика», Москва, 2019
Николай Колунов «Лука», Москва, 2021
Михаил Моляков «Автопортрет в кабинете пластической анатомии», Санкт-Петербург, 2017
Елена Якуничева «Год Быка», Санкт-Петербург, 2021
Вера Мыльникова, Академик РАХ «Благовещение», Санкт-Петербург, 2022
Татьяна Федорова «Преображение», Санкт-Петербург, 2022
Валерий Полотнов «Заповедь. Свято-Успенский собор на Соборном холме», 2014
Олег Ожогин «Малое стадо», Москва, 2021
Михаил Полетаев «Смирение», Москва, 2016
Каждая выставка – это колоссальный труд огромного коллектива организаторов и участников, поэтому оттого, насколько вложено в это предприятие души, ума и сердца, будет зависеть и тот резонанс, который непременно разойдется по России, а может быть и за её пределы. Экспозиция в честь 90-летия Союза художников Санкт-Петербурга – это чрезвычайное событие в культурной жизни не только двух столиц, но и всей страны. Сколько поднято тем: исторических - в полотнах Александра Быстрова, Юрия Грищенко, Андрея Базанова, Андрея Мельникова, Дмитрия Белюкина, Василия Тюлькина, Александра Новоселова, Петра Стронского, Фрола Иванова. Особо стоит скульптура Зураба Церетели «Князь Владимир» в бронзе, утверждая необходимость думать и осмысливать прошлое, родную историю отечества.
Зураб Церетели «Князь Владимир», Москва, 2017
Юрий Грищенко «Ранний снег. Кусково», Москва, 1992
Юрий Грищенко «Охотники. Кусково», Москва, 2005
Александр Быстров, Народный художник РФ, Академик РАХ, Санкт-Петербург
«Заговор царевны Софьи против Петра I» (Софья и стрельцы), 2008
Сергей Гавриляченко «Послеобеденный отдых с Кантом», Москва, 2012
Алексей Суховецкий «Красный шелк», Москва, 2021
Сергей Пен «Матера», Санкт-Петербург, 2022
Экспозиция богата пейзажными полотнами Сергея Смирнова, Василия Братанюка, Виктора Орлова, Юрия Орлова, Сергея Данчева, Владимира Квашницкого, Николая Пластова, Вячеслава Романова, Василия Нестеренко, Евгения Ромашко, Александра Гришина, Виктора Ямщикова, Виталия Боровика, Николая Желтушко и многих других. Русское поле, луга Иван-Чая, весна в Михайловском или вечер на море, снежное утро или корабли на рейде, разбитая дорога или заповедная земля, любимый город с высоты птичьего полета – так волнуют эти пейзажи наше сердце, так отзывается на эту красоту душа, ибо пишут их истинные мастера, любящие родину.
Василий Братанюк «К вечеру море», Санкт-Петербург,2021
Муса Мусаев «Сангита», Санкт-Петербург, 2010
Сергей Данчев «Морозный день», Санкт-Петербург, 2021
Олег Гуренков «Колосок-хлебушек», Санкт-Петербург, 2021
Виктор Глухов, «Река Истерьма», Москва, 2020
Сергей Смирнов, «Снежное утро», Москва, 2022
Владимир Квашницкий «Дорога», Санкт-Петербург, 2022
Виктор Орлов, Заслуженный художник РФ «Начало, Москва, 2022
Среди мастеров жанровых картин хотелось бы особо выделить того, чьи полотна всегда радуют, излучают небесный и солнечный свет – речь идет о почетном академике Академии художеств Геннадии Бернадском и его «Даме с собачкой. Ялта», 2020. Сколько неба, света, радости, сияния солнечного утра вобрала в себя эта крымская улочка в приморском городе! Сколько счастья и изящества в неуловимом силуэте Дамы с собачкой!
Геннадий Бернадский, Почетный академик АХ «Дама с собачкой. Ялта», Санкт-Петербург, 2020
По-иному теплы и мягки картины Юлии Просецкой «Настенька в саду», «Первый велосипед» Людмилы Бирюковой и Николая Желтушко «Мои двери открыты». Так и хочется постоять рядом или войти в этот сад и дом, где двери открыты. Формат одной статьи, к сожалению, не позволяет написать о других, достойных внимания картинах, скульптурах, керамических изделиях, вошедших в экспозицию выставки «Санкт-Петербург – Москва». Выставки такого масштаба, такой чистой и сильной энергетики, несомненно, надо продлевать. Один день, проведенный в залах этого невероятно богатого собрания творческой мысли, дарит ощущение сопричастности к огромному таланту, прежде всего духовному, своего народа, частичкой которого являешься. Это чувство дает силы и веру в свою родину. Союз художников Санкт-Петербурга, отметивший свое 90-летие, показал высокий класс творческого долголетия и дал понять, что «есть ещё порох в пороховницах». Поздравляем!
Юлия Просецкая «Настенька в саду», Москва, 2021
Юрий Калюта «Марина. В мастерской», Санкт-Петербург, 2018
Людмила Бирюкова «Первый велосипед», Санкт-Петербург, 2021
Николай Желтушко «Мои двери открыты», Москва, 2021
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs