13-14 декабря 2022 года на туркменском побережье Каспия в Национальной туристической зоне «Аваза» состоялся трёхсторонний саммит глав Азербайджана, Туркменистана и Турции. Лидеры трех стран обсудили перспективы расширения стратегического партнерства и углубления сотрудничества в сферах энергетики, торговли, логистики и транспорта.
По итогам переговоров стороны подписали пакет документов, в частности, трехстороннее соглашение между правительствами о торгово-экономическом сотрудничестве, рамочную программу партнерства в области образования, науки и культуры на 2023–2025 годы, а также меморандумы о создании совместной консультативной комиссии по таможенному сотрудничеству и о дальнейшем развитии взаимодействия в области транспорта и энергетики.
Одним из ключевых трехсторонних проектов Анкары, Ашхабада и Баку остается трубопровод с туркменским газом по дну Каспийского моря в Азербайджан, который, при реализации, пройдет далее через территории Грузии и Турции в страны Европы. Этот проект лоббировали еще с 1996 года США и их западные партнеры, но актуальность он приобрел лишь сейчас - в условиях отказа стран ЕС от закупок российского газа. И хотя этот проект не получил своего документального оформления, на что, судя по всему, рассчитывал Тайип Эрдоган, главы государств приняли решение о создании рабочей группы, которая займется проработкой всех технических, финансовых и других вопросов. На первом этапе речь может идти о небольших интерконнекторах, соединяющих туркменские и азербайджанские газовые месторождения, между которыми расстояние всего 20–40 км. Строительство основной части такого интерконнектора занимает всего 4 месяца и стоит он около 400 млн. долларов. Это позволит сторонам заявить о начале диверсификации поставок газа и привлечь крупных инвесторов к основному проекту.
Возможной реализации проекта Транскаспийского газопровода способствует урегулирование прибрежными государствами правового статуса Каспия. Как известно, 12 августа 2018 года в казахстанском портовом городе Актау прошла встреча лидеров России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана, по итогам которой был подписан исторический для региона документ — конвенция о статусе Каспийского моря. Согласно ему, Туркменистан и Азербайджан получили право на строительство трубопроводов по дну Каспийского моря без согласия других прибрежных государств. Правда в той же Конвенции говорится, что страны могут прокладывать подводные магистральные трубопроводы по дну Каспийского моря при условии соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закреплённым в международных договорах, участницами которых они являются, включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и соответствующие протоколы к ней. Но это положение вряд ли сможет послужить препятствием к реализации проекта Транскаспийского газопровода.
Расчетная протяженность газопровода по дну Каспия – 300 километров, мощность спроектированного подводного газопровода между городами Туркменбаши и Баку составляет 30 млрд. куб. метров газа в год, оценочная стоимость проекта – 5 млрд. долларов. В Азербайджане трубопровод планируется присоединить к Южно-Кавказскому газопроводу (Баку – Тбилиси – Эрзурум), а через Трансанатолийский газопровод (TANAP) и к Трансадриатическому газопроводу (TAP), который идёт в Италию.
По словам министра энергетики Турции Фатиха Донмеза, разработка дорожной карты этого проекта предусматривает его подключение к так называемому турецкому газовому хабу по поставкам природного газа в Европу из разных стран-экспортеров «голубого топлива» (Азербайджан, Россия, Израиль, Ирак, Туркменистан, другие).
Для Турции вовлечение Туркменистана в совместные с Анкарой и Баку стратегические проекты носит не только финансово-экономический характер, но служит также важным шагом в попытках дальнейшей интеграции тюркских государств региона под своей эгидой.
Туркменские власти, в свою очередь, рассматривают Транскаспийский газопровод как возможность диверсифицировать свои внешнеэкономические связи за счет выхода на европейский рынок. Одновременно продвигается строительство газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия, не снимается с повестки дня и создание транспортного коридора Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман. Ашхабад стремится сохранить свой нейтральный статус и в качестве приоритетных партнеров в сфере торговли и экономики называет Россию, Китай и США. Туркменистан является членом около 50 международных организаций, среди которых ООН, ЭКО, СНГ, ОБСЕ, Движение неприсоединения, Исламская Организация Сотрудничества, МВФ, Всемирный банк, Международное агентство по атомной энергии, Форум стран экспортеров газа и другие. Не отказываются туркменские власти и от диалога в рамках региональных организаций с ШОС, ЕАЭС, ОЭС, но не спешат вступать в Организацию тюркских государств, предпочитая роль наблюдателя. Судя по итогам, Ашхабат не склонен связывать свою самостоятельность декларативными договорами, но хотел бы иметь свободу выбора на перспективу.
При этом прошедший саммит на побережье Каспия демонстрирует прагматичную заинтересованность лидеров трех государств к дальнейшему сотрудничеству и подтверждает их готовность к реализации новых стратегических проектов, таких как Транскаспийский газопровод. Объективно, создание сети коммуникаций на этом направлении отвечает интересам США, стран ЕС и Китая. Последний рассматривает этот маршрут как возрождение Древнего шелкового пути и как важную часть своего проекта «Один пояс – один путь». Вряд ли следует излишне политизировать этот возможный проект в плане возможной конкуренции «Газпрому». При этом следует также учитывать, что проектирование, согласование и строительство этого газопровода может занять несколько лет. В конечном итоге, все будет зависеть от наличия инвесторов и решений стран-импортеров природного газа по выбору партнеров в этой сфере.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs