В резиденции президента Кыргызстана «Ала-Арча» («Пестрый можжевельник») 9 декабря прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) The Eurasian Economic Union (EAEU), на котором присутствовали президенты России Владимир Путин, Белоруссии Александр Лукашенко, Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Кыргызстана Садыр Жапаров и премьер-министр Армении Никол Пашинян. Прошедшее заседание совета второе в этом году, но, в отличие от майского, саммит на высшем уровне прошел в двух форматах: узком в рамках «пятерки стран-членов ЕАЭС» и расширенном. К переговорам в расширенном формате присоединились премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов, как глава делегации страны-наблюдателя при ЕАЭС, председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев, а также президент Республики Куба Мигель Диас-Канель Бермудес, который обратился к участникам заседания по видеосвязи.
Согласно официальной информации, повестка текущего заседания Высшего Евразийского экономического совета была предельно разнообразной. При этом по образному выражению одного из экспертов, освещающих мероприятие, она была довольно «пестрой». Лидеры стран-членов ЕАЭС в общей сложности обсудили более 20 вопросов, в том числе, подвели итоги деятельности ЕАЭС в нынешнем году, рассмотрели интеграционные процессы на евразийском пространстве, а также наметили перспективы формирования единого рынка Евразийского экономического союза.
Выступая перед участниками заседания, Владимир Путин высоко оценил деятельность ЕАЭС в уходящем году заявив, что ЕАЭС, как интеграционное объединение работало эффективно и продолжало последовательно развиваться. По словам российского президента, в условиях волатильности глобальных рынков и неблагоприятной мировой политической конъюнктуры по линии ЕАЭС были предприняты своевременные и эффективные шаги, позволяющие не только стабилизировать макроэкономическую ситуацию в странах Союза, но и добиться улучшения целого ряда показателей развития, стимулировать рост ключевых отраслей экономики, а также оказать поддержку хозяйственным связям, сложившимся на пространстве союза.[1]
Действительно, следует отметить, что в текущем году в ЕАЭС принят ряд принципиальных решений, направленных на снятие таможенных и административных барьеров, на ускорение работ по переходу на национальные валюты во взаимных расчётах, на реализацию процесса создания общей платёжной инфраструктуры и интеграции национальных систем передачи финансовой информации. В настоящее время страны «пятерки» тесно взаимодействуют в сфере транспорта и логистики, энергетики и продовольственной безопасности, реализуя целый ряд интеграционных инфраструктурных проектов, нацеленных на создание и эффективное использование магистральных международных коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг».
По мнению президента Белоруссии Александр Лукашенко, стран-члены ЕАЭС в уходящем году сделали серьезный шаг на пути обеспечения экономического суверенитета Союза. Более того, по его мнению, назрела необходимость наделения органов союза полномочиями по финансовому содействию промышленной кооперации за счет средств бюджета ЕАЭС, а также дальнейшего углубления внутрисоюзной интеграции и необходимости международного позиционирования союза. Высказанное им предложение о проведении совместного саммита стран-членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС и АСЕАН поддержали все участники заседания.
В рамках повестки заседания президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил сформировать комфортные условий для релокации зарубежных компаний «с учетом санкционного контекста», а также призвал к расширению сотрудничества с третьими странами. В рамках этого трека приняты два решения — о продлении временного соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Ираном (действует с 2019 года), а также о начале переговоров о ЗСТ с Индонезией.
Как заявил на заседании Совета премьер-министра Армении Никол Пашинян, только благодаря конструктивному диалогу и нацеленности на поиск компромиссных решений лидеров стран-членов ЕАЭС удалось обеспечить высокую степень готовности проекта международного договора по формированию общего рынка газа. Однако, учитывая сложность процесса, обусловленного необходимостью учета различных возможностей и интересов стран в энергосфере, остается ряд неурегулированных вопросов. По его словам, правительство Армении готово проявить гибкость для достижения консенсуса и обеспечения баланса интересов всех государств-членов ЕАЭС по нерешенным вопросам.
Весомым вкладом в развитие сотрудничества и интеграции в ЕАЭС назвал решение о создании единой перестраховочной организации президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Кроме того, президент Кыргызстана поднял еще один важный вопрос: сейчас более 75 процентов расчетов между странами ЕАЭС осуществляется в национальных валютах, однако, по его мнению, этого недостаточно, т.к. для удержания общей финансовой устойчивости необходимы более скоординированные меры и, прежде всего, во взаимной торговле.
По итогам встречи лидеров стран-членов ЕАЭС в Бишкеке были подписаны 15 документов: от утверждения основных приоритетов в развитии Союза на 2023 год, до расширения международного сотрудничества за пределами стран «пятерки» и о начале переговоров с Объединенными Арабскими Эмиратами по заключению соглашения о свободной торговле.
Лидеры стран-членов ЕАЭС подписали итоговую декларацию, в которой закрепили основные приоритеты деятельности Союза до 2025 года, а также переход председательства в органах Евразийского экономического союза к России, отметив, что следующее заседание высшего Евразийского экономического совета пройдет в Москве в мае 2023 года.
Уже на правах председательствующего в ЕАЭС, президент России Владимир Путин подвел итоги заседания в Бишкеке и обозначил в общих чертах намечаемые Россией приоритеты деятельности.
Во-первых, итоги встречи в Бишкеке, по его мнению, показали, что ЕАЭС и впредь будет существовать только по рыночным законам, как бы ни хотели их ограничить западные страны.
Во-вторых, что касается приоритетов, то, в первую очередь будут актуализированы стратегические ориентиры развития ЕАЭС, а в качестве основных векторов Россия рассматривает укрепление технологического суверенитета стран-членов ЕАЭС и формирование общей инновационной базы в ключевых индустриальных и сельскохозяйственных отраслях.
Также, по словам Владимира Путина, будет продолжена работа по наращиванию инвестиционного сотрудничества в рамках «пятерки» стран-членов ЕАЭС по созданию благоприятных условий для взаимных капиталовложений, упрощению соответствующих административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов. Россия также приветствует активизацию международных деловых связей и контактов Евразийского экономического союза и будет способствовать дальнейшему расширению спектра преференциальных и непреференциальных соглашений с зарубежными партнёрами.
Мировые СМИ по понятным причинам обошли вниманием саммит в Бишкеке, а в странах-членах ЕАЭС журналисты во многом позитивно оценивают его итоги. Так, российские, белорусские и кыргызские СМИ высоко оценили усилия России в поддержании стабильности ЕАЭС, а также перспективы и возможности председательства Москвы в 2023 году. При этом сдержанное отношение к саммиту отмечается со стороны казахстанских и армянских СМИ. Так, цитируя аналитиков МВФ, казахстанские эксперты оценивают рост потребительских цен в странах ЕАЭС в пределах 25-35 процентов, а также рост инфляции на уровень 12-15 процентов. Все это ощутимо, по их мнению, скажется в 2023 году на покупательной способности и социальном самочувствии граждан Союза.
Экспертное сообщество считает, что бишкекский саммит ЕАЭС 2022 года стал еще одной попыткой укрепить евразийское сотрудничество между Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, которое в нынешнем году подверглось серьёзным испытаниям. По мнению казахстанского политолога Максима Казначеева, прошедший саммит в Бишкеке показал, что в рамках ЕАЭС в ближайшее время может быть обозначена концепция разноскоростной интеграции, когда Россия и Белоруссия в рамках Союзного государства постепенно будут выстраивать с другими странами-членами ЕАЭС новые форматы взаимодействия и согласования экономических интересов. При этом, по его мнению, создание наднациональных органов не станет основным трендом будущего взаимодействия стран-участниц Союза. По мнению политологов, желание «усидеть одновременно на двух стульях», поддерживая инициативы России на постсоветском пространстве и параллельного желания не попасть под вторичные санкции Запада, могут создать определенные проблемы для его политических элит. Не секрет, что масштабное экономическое сотрудничество с Россией уже вызывает серьезное недовольство Запада.[2] Так Казахстан сократил использование платёжной системы «Мир», также частично карты этой системы не работают в Кыргызстане и не обслуживаются в Армении.
Узбекистан, который не является страной-членом ЕАЭС дополнил «пестроту мнений». Лидеры стран-членов ЕАЭС предполагали, что Мирзиёев примет участие в заседании Совета в качестве наблюдателя. Но узбекский президент на заседание в Бишкек не прилетел, прислав вместо себя председателя правительства Абдуллу Арипова. По мнению политического аналитика Анвара Акматова, президент Узбекистана Мирзиёев отложил свой двухдневный визит в Бишкек на саммит ЕАЭС и подписание узбекско-киргизского договора о границе в связи с тем, что в Ташкент прибыл вице-премьер Госсовета Китая Ху Чуньхуа. В ташкентском аэропорту Мирзиёев лично встретил китайского вице-премьера, что свидетельствует о возрастающем влиянии Китая в регионе.
Тема «тройственного газового союза» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном, о чем говорилось ранее, в Бишкеке, судя по итоговым заявлениям, развития не получила, очевидно потому, что полномочий у премьер-министра Узбекистана для ее обсуждения с лидерами России и Казахстана явно не хватало. Но Москва четко обозначила свое видение газовой проблемы и дала понять, что от своей идеи не отказывается. Несмотря на позицию Ташкента, накануне бишкекского саммита помощник президента России по международным делам Юрий Ушаков заявил, что создание «тройственного союза» по газу продолжает оставаться в стадии обсуждения. На итоговой пресс-конференции по окончании заседания в Бишкеке президент России Владимир Путин также четко обозначил позицию Москвы, заявив, что решение по газу между тремя странами «будет точно найдено».[3]
Итоги заседания Высшего Евразийского экономического совета показали, что продуктивное сотрудничество стран-членов ЕАЭС позволяет говорить не только о перспективах дальнейшего углубления интеграционных процессов, но и о расширении международного сотрудничества за пределами стран «пятерки», а некоторые разночтения в позициях относительно интеграционных процессов свидетельствуют о естественных различиях в подходах к общей концептуальной модели развития Евразийского экономического союза, которые могут быть преодолены в перспективе.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Заседание Высшего Евразийского экономического совета. Владимир Путин принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке 09.12.2022 года. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70058
[2] Бишкек передал Москве председательство в ЕАЭС со всеми нажитыми проблемами 09.12.2022 года. Электронный ресурс: https://news.ru/cis/bishkek-peredal-moskve-predsedatelstvo-v-eaes-so-vsemi-nazhitymi-problemami/
[3] «Это может быть энергетический альянс». Путин — о газовом сотрудничестве РФ, Казахстана и Узбекистана 09.12.2022 года. Электронный ресурс: https://www.gazeta.uz/ru/2022/12/09/putin-gas/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs