Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто предупредил: Венгрии нужно быть готовой к дальнейшим нападкам Брюсселя, который использует все виды шантажа для давления на правительство премьер-министра Виктора Орбана (1). Неприятие Брюсселем венгерской самостоятельности продиктовано расхождениями в видении будущего Европы не просто как политического объединения, но как цивилизации.
Венгерский премьер, верующий католик и отец пятерых детей, выступает за сохранение места церкви и традиционных ценностей в жизни венгров. Среди политиков партии Орбана "Фидес" высок процент многодетных, в их числе президент Каталина Новак. Столь плотная концентрация верующих традиционалистов в составе одной политической силы вызывает недовольство евробюрократов, превращающих Европу в атеистическую цивилизацию однополых семей. В таком виде и с такими взглядами на мироустройство венгерские власти превращаются в неудобного и трудно контролируемого игрока, отстаивающего интересы своего народа и традиционные ценности, а не «прогрессивные» изобретения бюрократов из Вашингтона и Брюсселя. Как результат, ЕС выделил €4 млн. венгерским оппозиционным организациям, причастным к антиправительственным протестам прошлых лет (2).
Внешнеполитические пути Брюсселя и Будапешта тоже расходятся. Вслед за независимостью в вопросах семьи и религии Венгрия демонстрирует независимое геополитическое мышление. Тому свидетельство недавний визит Новак в Ирак для обсуждения вопросов борьбы с терроризмом и гуманитарных проектов, договорённости с Италией об использовании Венгрией с 2026 г. порта Триест для экспорта/импорта товаров, консультации с Римом о противодействии нелегальной миграции, партнёрство с Сербией и Австрией с целью усиления миграционного контроля на границах и многое другое.
Активность венгерской дипломатии на ближневосточном направлении вызвана, среди прочего, желанием напрямую выйти на альтернативных поставщиков энергоресурсов. Присутствие Венгрии в регионе пока мизерно, но, похоже, Будапешт намерен это исправить. Решать такие вопросы Венгрия хочет самостоятельно, без посредничества Брюсселя.
Сербия и Австрия, как и Венгрия, отрицательно относятся к санкционному давлению Запада на Россию. Венгрия даже попросила Евросоюз исключить некоторых граждан России из санкционного списка, сообщил Bloomberg. Дальнейшее сближение Будапешта с Белградом и Веной грозит появлением в Центрально-Восточной Европе тройственного союза, оппонирующего брюссельско-вашингтонскому проекту "Открытые Балканы" (Open Balkans). Официально Венгрия, как и Сербия с Австрией, поддерживает проект, но каждое балканское государство понимает его по-своему.
Сербии было бы выгодно усиление присутствия России и Китая в регионе. То же самое выгодно и Венгрии, хотя и по иным причинам, чем Сербии. Болгария добивается укрепления своего влияния в Северной Македонии. Румыния стремится усилить свой военный потенциал в Чёрном море с опорой на Балканы как на сухопутный плацдарм для проекции влияния Бухареста вдоль т. н. фракийско-иллирийского коридора (traco-illiric) от румынского побережья к побережью Болгарии. Румыния взяла на вооружение концепцию "расширенной безопасности" (securitate naţională extinsă), что подразумевает активизацию румынской внешней политики на пространстве между Чёрным, Балтийским и Эгейским морями. Балканы для Бухареста – это тыл "Великой Румынии", а "открытые Балканы" – это Балканы без российского и сербского влияния (4).
В этом контексте Будапешт остаётся негласным союзником Белграда ввиду великорумынского вопроса. Для Сербии проект Великой Румынии несёт менее явную угрозу, но для Венгрии в её стремлении сплотить венгерскую ирриденту Великая Румыния - конкурент. Румынские национал-патриоты видят Румынию великой только в случае поглощения ею Молдавии, Приднестровья и приграничных земель нынешней Украины (Северная Буковина, Бессарабия). Официальный Бухарест высказывается не так откровенно, но стремится к тому же.
США и ЕС запустили процесс сдерживания России в треугольнике Балтийского, Чёрного и Средиземного морей. Балканы расположены практически в центре "треугольника" и остаются важной точкой приложения стратегии Вашингтона. Венгрия стремится к выработке особой стратегии, которая позволила бы ей сохранить суверенитет и внешнеполитическую свободу действий. Будапешт поддерживает евроинтеграцию Западных Балкан, но видит в ней не инструмент вытеснения из региона Москвы и Пекина, а возможность диверсификации региональной экономики и дальнейшей реализации диаспоральной политики.
Больше всего зарубежных венгров проживает в Румынии (более 1,2 млн.). Бухарест тоже поддерживает евроинтеграцию Западных Балкан, но с целями, противоположными целям Будапешта. Западные Балканы остаются территорией конкуренции не только Вашингтона и Брюсселя с Москвой и Пекином, но и между участниками и сторонниками самого проекта "Открытых Балкан", а именно Румынии и Венгрии, Болгарии и Северной Македонии, Албании и Сербии.
Второе место по численности румынской диаспоры занимает Словакия (460 тыс.), третье - Сербия (293 тыс.), четвертое - Украина (156 тыс.). Эти же государства являются точками приложения гуманитарной политики Венгрии в сфере культуры, образования и социальных проектов. Подход Будапешта к решению диаспоральных вопросов с каждой страной зависит от позиции её властей в отношении венгерской диаспоры. Украина и Румыния настроены наиболее агрессивно. В Сербии и Словакии венгерский вопрос менее заострён.
Через диаспору Будапешт получает статус действующего лица многих политических процессов в диалоге с соседними странами. Наличие диаспоры служит цементирующим (в случае с Сербией) или раздражающим (в случае с Украиной и Румынией) элементом двусторонних отношений. Сближение Будапешта с Белградом в условиях охлаждения отношений с Киевом и Бухарестом вполне логично.
Румыния - ключевой союзник США и НАТО в Чёрном море. В румынско-венгерских спорах Вашингтон и Брюссель стоят на стороне Бухареста. Отказ Венгрии поставлять оружие ВСУ и тренировать на своей территории украинских солдат ещё больше обострили отношения с США и НАТО.
В этой связи намечается совпадение интересов Венгрии и Хорватии. Загреб тоже отказался отправлять военных инструкторов для ВСУ, а также скептически отнёсся к инициативе Троеморья и болезненно воспринял введение антироссийских санкций. Если противоречия Загреба и Будапешта с Вашингтоном и Брюсселем будут углубляться дальше, нельзя исключать появления на Балканах ситуативного союза двух католических государств - Венгрии и Хорватии. В первую очередь он сосредоточится на проблемах экономики, миграции и внешнеполитическом сопротивлении Брюсселю.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://interaffairs.ru/news/show/38159
2) https://hungarytoday.hu/anti-government-ngos-receive-direct-eu-funding/
3) https://hungarytoday.hu/president-katalin-novak-visits-iraq/
4) https://www.fondsk.ru/news/2022/12/12/serbskij-mir-ili-otkrytye-balkany-57927.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs