Люкманов А.Р.: Спасибо, Борис Николаевич, за представление. Спасибо, Армен Гарникович, за приглашение принять участие в вашем мероприятии по очень важной теме, связанной с обеспечением безопасности в информационном пространстве. Как верно отметил Борис Николаевич, сложность этой темы в том, что затруднительно очертить границы информационного пространства в международных отношениях . Один из главных принципов – это принцип суверенного равенства государств. Каждое государство, разумеется, претендует на то, чтобы защищать свое информационное пространство доступными средствами, желательно дипломатическими международно-правовыми, но, разумеется, приходится применять и другие методы противодействия. Наша страна опирается на международно-правовые механизмы.
Вчера произошло важное событие: Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию под названием «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Россия и еще 26 государств-единомышленников выступили соавторами этого решения, представили его в начале октября на рассмотрение Первого комитета.
3 ноября после весьма серьезных переговоров и споров, в первую очередь, с делегациями из США, союзных им стран, проект этого решения был одобрен. Вчера 7 декабря – принят на пленарном заседании Генассамблеи. В этом решении впервые содержится положение о необходимости выработки международно-правового механизма по обеспечению информационной безопасности. Речь о договоре, некоем многостороннем соглашении, которое будет направлено на предотвращение межгосударственных конфликтов в информационном пространстве.
Не секрет, что США, западные страны, открыто заявляют о том, что для них информационно-коммуникационные технологии – это оружие. И они прямо говорят, что используют это оружие против других государств, включая нашу страну. Это - заявления главы киберкомандования Соединенных Штатов П.Накасоне, неоднократно озвученное и в этом, и в прошлом году. Под эти задачи под эгидой НАТО проводятся учения с участием партнеров этого блока на территориях стран Восточной Европы, Польши, Эстонии.
Наш документ прописывает необходимость выработки правил, норм и принципов по предотвращению конфликтов. В русле этой задумки идет инициатива о создании реестра контактных пунктов, которая представлена Россией в этом году в рамках действующей в ООН Рабочей группы открытого состава ООН по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и самих ИКТ 2021-2025. Грубо говоря, это телефонная директория для компетентных ведомств о том, чтобы компетентное ведомство страны «А» могло связаться с компетентным ведомством страны «Б» для установления источника компьютерной атаки.
Западные страны долгое время сопротивлялись этому механизму. В первую очередь опирались на собственные технологические преимущества, ведь их компании – основные разработчики ИКТ. Но они были вынуждены согласиться под давлением большинства государств (развивающийся мир насчитывает порядка 120-130 стран) с тем, что информационное пространство не должно становиться ареной столкновения государств и выяснения геополитических споров. Сейчас инициатива о создании реестра контактных пунктов уже реализуется.
Более того, некоторые западные государства, в частности, Германия, Канада, Южная Корея пытаются, скажем, перехватить российскую инициативу, наполнить ее собственным содержанием. В чем суть? Мы выступаем за то, чтобы обмен данными (как правило, если речь идет о компетентных ведомствах, то данные имеют чувствительный характер) происходил по двусторонним каналам. Опять же на основе уровня доверия, который складывается в отношениях между государствами. Не каждое государство готово будет сообщить все данные о том, что происходит в его информационном пространстве. Западные страны придерживаются совершенно другого подхода. Выступают за то, чтобы те данные, которые предоставляются тем или иным ведомством, становились достоянием всего международного сообщества.
Разумеется, необходимо учитывать разный потенциал государств. Условно, потенциал в области информационной безопасности средней африканской страны не будет равен потенциалу средней европейской страны. Сетевой подход играет в пользу западных стран, которые обладают преимуществом в информационных технологиях. Для того чтобы «выровнять» этот потенциал, и это вторая задумка, реализованная в нашей резолюции в документе содержится положение о том, что ООН может собрать со всех государств, разумеется, по их решению, по их готовности сведения о потребностях в получении помощи и экспертизы.
Это может происходить по-разному. Это может быть и какая-то методологическая помощь. Это может быть помощь в виде различных программных или аппаратных решений для информационно-коммуникационных технологий. Для этого нужно собрать, обнародовать эти сведения. В свою очередь, чтобы (как правило, речь идет опять же о получателе помощи какой-то развивающейся страны) они, получатели помощи, могли сказать: «Нам нужно … раз, два, три», а не так, чтобы все происходило по лекалам западных монополий следующим образом: «Вот вам, мы готовы вам помочь, но не более того».
И, разумеется, они (компании) преследуют сугубо корыстные интересы. Интересы в получении прибыли, поскольку главный ресурс для западных монополий при извлечении прибыли – это информация. Речь о небезызвестных компаниях, таких как «Майкрософт», «Эппл», «Фейсбук», «Хьюлетт-Паккард». Некоторые из них запрещены на территории России. В погоне за прибылью они пренебрегают интересами безопасности, нарушают законодательство не только в плане ухода от налогов, но и через распространение сведений, подстрекательств, которые ведут к подрыву внутриполитической безопасности.
Решение, которое внесла Россия совместно с единомышленниками, было поддержано более чем 100 государствами. Оно направлено на выравнивание потенциалов между развитыми западными странами и развивающимися. Мы считаем, что вчерашнее событие определяет повестку переговоров на, как минимум, ближайший год в рамках ООН.
В межведомственном формате – МИД России, заинтересованные органы государственной власти, в первую очередь, конечно, аппарат Совета Безопасности Российской Федерации – обсуждаются предложения о создании юридически обязывающего механизма. Работа ведется энергичная, буквально каждый месяц собираемся вместе с экспертами из компетентных ведомств. Надеемся, что в начале следующего года мы, собрав все лучшие наработки, в первую очередь правовые, юридические, представим наше видение будущего договора уже в рамках ООН.
Понятно, что этому снова будут сопротивляться западные страны. Им это не нужно. В каком-то смысле ситуацию можно сравнить с тем, что было еще 10 лет назад в области противодействия преступности в сфере ИКТ. Тогда Россия выступала за создание юридически обязывающего механизма по борьбе с информационной преступностью. США, страны Европы выступали против. Тем не менее, спустя несколько лет, в частности, в 2018 г. под давлением обстоятельств, поскольку информационная преступность, в частности криминальная хакерская деятельность, стала «допекать» западные страны, они, видимо, поняли, что нужно идти к созданию такого договора. В прошлом году были запущены переговоры по конвенции по борьбе с информпреступностью. То есть вот эта вся работа заняла у нас шесть лет на уровне концепции (3-4 года, с учетом пандемии). После 2018 г. проводилась организаторская часть работы по запуску переговоров.
Примерно в схожем виде, может быть, чуть быстрее, мы рассчитываем, что в рамках ООН будут запущены переговоры по будущей конвенции, договору, соглашению по международной информационной безопасности.
На этом хотел бы завершить свое выступление. Буду готов к любым вопросам для пояснений и комментариев.
Спасибо.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs