ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Проблемы региональной безопасности на Ближнем Востоке

15:15 04.12.2022 • Станислав Иванов, к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Ситуация с общей безопасностью в регионе продолжает оставаться весьма сложной, хотя открытые вооруженные конфликты в Йемене, Ливии и Сирии за последнее время удалось заморозить. Замораживание йеменского конфликта благоприятно сказалось на снижении напряженности в отношениях между региональными державами - Саудовской Аравией и Ираном, которые выступают в роли лидеров суннитского и шиитского направления в исламе. Как известно, в последние годы Иран активно поддержал шиитские общины региона, чтобы восстановить их влияние в арабском мире. В ряде стран Ближнего Востока противостояние между суннитами и шиитами приобрело характер открытой вооруженной борьбы (Сирия, Йемен), в других – вызвало общественные кризисы и народные волнения (Ирак, Ливан, Бахрейн, Саудовская Аравия). Восстановление дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном могло бы стать важным шагом на пути снижения напряженности в регионе. Власти Ирака и Катара предложили свои услуги посредников в налаживании диалога между КСА и ИРИ, но пока без видимых успехов.

Значительную роль в укреплении региональной безопасности сыграло установление дипломатических отношений Израиля с Бахрейном и Объединенными Арабскими Эмиратами. Теперь уже четыре арабских государства (Египет, Иордания, Бахрейн и ОАЭ) признали Израиль и сотрудничают с ним. Марокко и Судан также выражают намерение подключиться к этому процессу. Как следствие, палестинская проблема и арабо-израильский конфликт несколько теряют свою остроту и отходят на второй план в системе региональной безопасности.

Весьма важным событием можно считать нормализацию отношений между Государством Израиль и Турецкой Республикой, которые были нарушены в 2010 году после инцидента с так называемой «Флотилией свободы». Турецкие власти тогда пытались прорвать блокаду сектора Газа, направив туда караван судов, но в ходе столкновения турецких «активистов» с силовыми структурами Израиля погибло и было ранено несколько десятков человек. К концу 2022 года стороны решили возобновить дипломатические и другие отношения в полном объеме. Налаживание сотрудничества двух региональных держав в сфере региональной безопасности, торгово-экономической, военно-технической и других областях стало одним из ключевых событий на Ближнем Востоке в 2022 году.

Главным дестабилизирующим фактором в регионе остается неурегулированный сирийский конфликт, который пока можно отнести лишь к частично замороженному. Правительству Асада при помощи ВС РФ, а также Ирана, проиранских сил из Ливана, Афганистана, Пакистана, Ирака и Йемена, удалось установить контроль за двумя третями территории страны, но на ней осталась проживать лишь треть довоенного населения САР. Примерно 7-8 млн. сирийцев оказались в качестве беженцев в сопредельных странах (Турция, Ливан, Ирак, Иордания, другие), 7-8 млн. сирийцев - на неподконтрольных Дамаску территориях северо-запада, севера и северо-востока страны. Если учесть, что к началу гражданской войны в Сирии проживало немногим больше 21,5 млн. человек и около миллиона погибло в период гражданской войны, то на контролируемых Дамаском территориях проживает не больше 9-10 млн. человек.

Северо-запад и север САР - провинцию Идлиб, частично провинции Алеппо и Хасеке контролируют турецкие войска, которые поддерживают силы сирийской вооруженной оппозиции, радикальные исламистские группировки типа «Гейят тахрир аш-Шам» (запрещено в РФ) и ополчения туркоманов. На северо-востоке страны создан автономный район «Рожава», в котором главную роль играет курдская Партия демократического союза (ПДС) и союзные ей арабские племена Заевфратья. Курды требуют равноправного участия в переговорном процессе по будущему государственному устройству страны, но Асад и оппозиция пока не соглашаются на их требования, стараясь не допустить варианта создания каких-либо национальных автономий (федерализации Сирии).

Как итог, можно сказать, что Сирия сегодня остается разделенной на три анклава: один под контролем правительства Асада и его союзников, второй - подконтрольные Турции территории и третий – независимые районы «Рожава» и Заевфратье, которые поддерживает контингент ВС США.

Дестабилизирующим фактором в Сирии остаются агрессивные действия ВС Турции, которые под предлогом борьбы с терроризмом наносят ракетно-бомбовые удары и вторгаются своими подразделениями на север Сирии, где создают свои, протурецкие, органы власти. Тайип Эрдоган открыто заявляет, что создает на сопредельной территории альтернативное Асаду новое сирийское государство со всеми его институтами (армия, спецслужбы, полиция, местные органы власти и т.п.). Он даже заявляет, что в ближайшие годы Анкара планирует построить 200 тысяч домов для сирийских беженцев и переселить в подконтрольные Турции районы свыше миллиона сирийских беженцев.

Что касается широко декларируемой Анкарой угрозы со стороны сирийских курдов, то никаких фактов и оснований к этому нет. Сирийские курды ни разу не нарушили сирийско-турецкую границу и сосредоточены лишь на охране и обороне своего автономного района «Рожава». Послуживший поводом для новых ракетно-бомбовых ударов по курдским населенным пунктам Сирии теракт в Стамбуле 13 ноября т.г. по своему характерному почерку вполне мог быть результатом деятельности боевиков-исламистов.

Сохраняется внутриполитическая напряженность и в Ираке. С большим трудом удалось преодолеть почти годовой правительственный кризис, когда, победивший на парламентских выборах 2021 года, блок Муктады ас-Садра так и не смог сформировать новое правительство. Проиранские политические группировки в парламенте объединились и заблокировали все попытки назначить новых президента и премьер-министра. Как следствие, имели место акции протеста и столкновения митингующих с полицией в Багдаде, в результате чего ас-Садр вынужден был отозвать своих депутатов из парламента, чиновников из госорганов и перейти в оппозицию. Ситуация в Ираке остается весьма сложной, продолжается политическая борьба между проиранскими группировками и национально-патриотическими силами, которые требуют независимости страны и равноудаленности Багдада от Тегерана и Вашингтона. К этому добавляются внешние угрозы, когда по северным районам Ирака под предлогом борьбы с турецкой Рабочей партией Курдистана наносятся ракетно-бомбовые удары ВВС Турции и Ирана.

В условиях нарастающего энергетического кризиса в Европе особое значение приобретают морские коммуникации региона (Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив, Аравийское море, Оманский и Персидский заливы). Несмотря на то, что деятельность сомалийских пиратов общими усилиями мирового сообщества удалось локализовать, до сих пор не решен вопрос с безопасностью судоходства в этом регионе. Периодически происходят ракетные атаки, теракты, нападения на танкеры и сухогрузы, их захваты неизвестными группировками. В акватории Индийского океана концентрируются ВМС США и НАТО, проводятся масштабные учения и маневры с участием их региональных союзников. Монархии Персидского залива и Иран пытаются также усиливать группировки своих ВМС и силы береговой охраны в Персидском и Оманском заливах. В целом, заметна тенденция к дальнейшей милитаризации региона, что негативно сказывается на безопасности судоходства в регионе и стоимости морских перевозок.

Говоря о проблемах безопасности на Ближнем Востоке нельзя не отметить и попытки Вашингтона и Брюсселя втянуть в орбиту своей внешней политики страны региона. В ходе своих визитов в Иерусалим и Эр-Рияд Д.Трамп и Джо Байден не только подтверждали готовность наращивать объемы военно-технической помощи своим региональным партнерам и союзникам, но и пытались сколотить здесь какой-либо военно-политический союз по типу НАТО. Сближение арабских стран с Израилем и восстановление турецко-израильских отношений отвечает интересам Вашингтона, который не скрывает, что главную угрозу региональной безопасности представляет собой теократический режим Ирана. Байден в ходе своего визита Саудовскую Аравию в середине июля 2022 года пытался уговорить монархов Персидского залива увеличить объемы экспорта нефти и газа в Европу, чтобы компенсировать потери стран ЕС от сворачивания их сотрудничества в сфере энергетики с Россией. Но лидеры арабских государств предпочли придерживаться строгого нейтралитета и ранее принятых решений ОПЕК+. Более того, через некоторое время они пошли на некоторое снижение объемов экспорта углеводородов на мировой рынок.

Как итог, можно сказать, что Ближний Восток остается приверженцем многополярного мироустройства и не желает подчиняться диктату претендующей на мировое господство одной великой державы в лице США и их западных союзников. Арабские страны, Израиль, Турция намерены продолжать взаимовыгодное сотрудничество с РФ, несмотря на оказываемое на них давление из Вашингтона и Брюсселя.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати