Как известно, поводом к разрыву турецко-израильских отношений послужил инцидент с так называемой «Флотилией свободы», когда в ночь с 30 на 31 мая 2010 года попытка турецких, палестинских и других «активистов» прорваться на нескольких морских судах через израильскую блокаду в сектор Газа, завершилась трагедией (9 убитых и 30 раненых «активистов», около 15 израильских военнослужащих получили ранения разной степени тяжести). Многие обозреватели оценивали тот международный инцидент как провокацию турецких спецслужб. Тогда Турция и Израиль обменялись резкими заявлениями и взаимными обвинениями, послы были отозваны, дипотношения надолго прерваны.
Со временем власти обеих стран пришли к пониманию, что в обоюдных интересах целесообразно восстановить дипломатические и другие отношения в полном объеме. Несколько последних лет Анкара и Иерусалим вели диалог на различном уровне и создавали благоприятный фон для преодоления прежней вражды между странами. При этом Анкара проявляла больший интерес к налаживанию отношений с Тель-Авивом, поскольку рассчитывала за счет сближения с Израилем улучшить сложное финансово-экономическое положение страны и способствовать привлечению в Турцию дополнительных иностранных инвестиций.
В Анкаре также считают, что восстановление отношений с Израилем будет способствовать преодолению некоторых разногласий тактического характера с США с помощью произраильского лобби в Вашингтоне. Причём стремление к улучшению турецко-американских отношений является не абстрактным желанием, а определяется, в частности, необходимостью модернизировать ВВС и ПВО Турции за счет поставок самолётов типа F-16 и других современных вооружений.
Для местной аудитории и международного исламского сообщества Эрдоган подчеркивает, что сближение с Израилем позволит ему более активно выступать в роли посредника в ближневосточном урегулировании и отстаивать законные права палестинцев. Позиция Анкары в отношении Израиля и Палестины не меняется — «два государства для двух народов», что совпадает с российской позицией. Турция не признает Иерусалим столицей Израиля и выступает против аннексии палестинских территорий.
В марте 2022 года президент Израиля Ицхак Герцог впервые за 15 лет посетил с официальным визитом Турцию. Среди тем обсуждения на переговорах был вопрос о поставках природного газа из Израиля в Европу через территорию Турции. Израильский газ позволит Турции не только существенно диверсифицировать источники поставок этого углеводорода (сегодня основными поставщиками газа являются Россия и Иран), но и стать мощнейшим транзитным хабом энергоносителей в Восточном Средиземноморье в случае, если именно через Турцию пойдёт основной экспорт израильского газа в Европу.
В развитие этого визита в августе была достигнута договоренность об обмене послами и начале активного сотрудничества по предотвращению возможных терактов. Примерно в это же время в Анкаре побывала и министр экономики и промышленности Израиля Орна Барбивай, которая инициировала восстановление двусторонних экономических и торговых связей. А в конце октября 2022 года с рабочим визитом в Анкару прибыл израильский министр обороны Бенни Ганц. Он провел переговоры с министром национальной обороны Турции Хулуси Акаром, был принят президентом Р.Т.Эрдоганом. Помимо программы возобновления военного и военно-технического сотрудничества стороны обсудили и возможное взаимодействие по линии военных ведомств в Азербайджане и Грузии. Как известно, обе страны принимают активное участие в перевооружении ВС Азербайджана и Грузии, подготовке военных кадров и т.д. Для Иерусалима Южный Кавказ приобретает особое значение как плацдарм для разведывательной и другой военной деятельности на иранском направлении. Турецкие власти также видят в Иране не просто конкурента в торгово-экономической сфере в регионе, но и вероятного противника. Не исключено, определенное взаимодействие Турции и Израиля и в сирийском конфликте, где обе страны также оказались «по одну сторону баррикад» в противостоянии Тегерану.
В целом, наметившаяся нормализация турецко-израильских отношений является объективным явлением и отвечает интересам не только этих двух стран, но способствует стабилизации общей обстановки в ближневосточном регионе. Тенденция к выходу из изоляции Государства Израиль после заключения так называемого «Соглашения Авраама» 2020 года, когда Бахрейн, Марокко, ОАЭ, а несколько позже и Судан, решили признать Израиль и установить с ним дипломатические отношения, получает свое развитие. Уже 6 арабских государств (к перечисленным следует добавить Египет и Иорданию) смогли преодолеть многолетнюю вражду с Государством Израиль и стать на путь сотрудничества с ним. Соответственно, острота нерешенности палестинской проблемы на Ближнем Востоке заметно снизилась, уровень региональной безопасности повысился. Анкара решила не оставаться в стороне от этого процесса и сделала свой решительный шаг в восстановлении турецко-израильских взаимовыгодных отношений. По большому счету это отвечает и интересам России, поскольку наша страна имеет хорошие партнерские отношения с Израилем, Турцией и арабскими странами. Москва заинтересована в мирном решении региональных конфликтов и сближении всех стран региона.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs