В одном московском сквере в районе Лефортово стоит памятник. Этот памятник посвящен пилотам авиаполка «Нормандия-Неман». Неподалеку от сквера расположено Введенское кладбище. Там похоронены погибшие в 1944 году французский летчик Бруно де Фальтан и советский авиамеханик Сергей Астахов. Здесь же лежит прах неизвестного французского пилота, останки которого были найдены лишь в 1964 году возле Орлова. Мемориал был открыт в 2007 году в присутствии президентов России и Франции – Владимира Путина и Николя Саркози.
Началом истории французской эскадрильи в составе Красной Армии можно считать осень 1941 года, когда предводитель «Сражающейся Франции» генерал Шарль де Голль впервые получил от своих подчиненных предложение отправить французских военных воевать в составе Красной Армии. Это была почти безумная идея, если бы ее не выдвинул человек, военно-политические прогнозы которого сбывались с невероятной точностью, – бывший военно-воздушный атташе Франции в СССР Шарль Люге.
Его поддержал начальник генштаба «Сражающейся Франции» Эрнест Пети, и в ноябре 1941 года де Голль впервые прямо предложил советскому правительству участие французских подразделений в сражениях на советско-германском фронте. Пошли переговоры по формированию в Красной Армии эскадрильи истребителей, укомплектованной летчиками из Франции. Первые прикидки по ее будущему составу появились еще в декабре 1941 года, уже в апреле 1942 года посол СССР при союзных правительствах в Лондоне Александр Богомолов отправил в Наркомат иностранных дел специальную телеграмму. В ней шла речь о том, что он получил от руководителя департамента по политическим вопросам «Сражающейся Франции» профессора Мориса Дежана «ноту, в которой содержится предложение послать на советско-германский фронт 30 французских летчиков и 30 человек обслуживающего персонала».
Но прошло еще полгода, прежде чем от обсуждения предложений французов и решения вопросов о том, как именно может быть создано французское подразделение в РККА, дипломаты и военные перешли к практическим делам. Точкой отсчета в формировании эскадрильи «Нормандия» стало 25 ноября 1942 года. В этот день в Москве было подписано «Соглашение между представителем командования Красной Армии и представителем военного командования «Сражающейся Франции» об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». Подписали его начальник штаба, заместитель командующего ВВС РККА генерал-лейтенант (будущий маршал) авиации Федор Фалалеев и глава французской военной миссии в СССР бригадный генерал Эрнест Пети.
Штат французской эскадрильи, который упоминался в тексте соглашения, был весьма невелик: всего 14 пилотов, 25 техников, 15 бортстрелков, которым предстояло стать оружейниками, два пилота связи, врач и переводчик. Все они добирались до Советского Союза далеким кружным путем. Формирование эскадрильи началось еще в сентябре 1942 года на авиабазе Раяк, расположенной в Сирии (ныне территория Ливана). Именно в Раяке в сентябре того же года генерал Шарль де Голль подписал приказ о создании авиагруппы №3, которой предстояло войти в состав Красной Армии.
Иными словами, еще за два месяца до подписания в Москве окончательного соглашения «Сражающаяся Франция» изо всех сил готовилась к будущим боям на советско-германском фронте. Никто из французов не сомневался в успехе переговоров, а пилоты, многие из которых сумели вырваться с оккупированной французской территории, жаждали как можно быстрее попасть в Россию и начать наконец настоящую боевую работу.
А итоге на аэродром в городе Иваново прибыли пятнадцать французских пилотов, тридцать девять авиатехников и четыре штабных офицера. 4 декабря из них уже сформировали авиационную эскадрилью. Летчики назвали ее «Нормандия» в честь одной из французских провинций. Таким образом, они показали свое отличие от авиаполков режима Виши, которые имели лишь номерные названия.
Из воспоминаний Жоржа Мазюреля, ветерана авиаполка «Нормандия-Неман»: «Я хорошо помню, как после месяцев в пустыне мы перебрались в Иваново. Военные и гражданские встретили нас радушно, оказав такой теплый прием, что вскоре мы все стали друзьями, несмотря на языковой барьер».
Большинству французских летчиков к тому времени едва-едва исполнилось двадцать лет. Из пятнадцати прибывших пилотов только семеро имели опыт воздушных сражений, участвуя в одиночных боях над Северной Африкой. Поскольку летчиков свободной Франции обучали специалисты из Англии, Черчилль был против того, чтобы отпускать асов с Западного фронта. Лишь трое из французов налетали больше трехсот часов, которые были необходимы, чтобы получить летное удостоверение. У прочих эта цифра колебалась около 150. Чтобы оказаться на Восточном фронте, пилоты схитрили, приписав себе недостающие часы.
Из воспоминаний летчика-аса «Нормандии-Неман» Ролана де ля Пуапа: «Мы хотели сражаться вместе с русскими. Гибели не боялись, военные летчики всегда готовы к смерти. Мы желали тяжелых боев, трудностей, испытаний. И всё это получили сполна».
После прибытия в Советский Союз французам было предложено самим выбрать модель самолета для сражений. Среди вариантов были английские «Харрикейны», американские «Аэрокобры», советские Ла-5 и Як-1. Пилоты остановили свой выбор на Як-1. Вскоре все французские летчики-истребители успешно сдали экзамен и отправились с тренировочной базы в распоряжение полка бомбардировщиков. Их заданием стало сопровождать низкоскоростные Пе-2.
После первых боев пилоты открыли счет сбитым фашистам. Однако у французов тоже были потери и немалые. Только за 13 апреля эскадрилья лишилась троих человек. Обнаружились нешуточные проблемы. Французы не могли ориентироваться в заснеженных степях России. Кроме того у французских летчиков была еще одна отличительная особенность. Друзья на земле, в воздухе они были каждый за себя. Пилоты изначально обучались для ведения одиночных боев. Однако такая тактика на самом страшном фронте приводила лишь к тому, что они превращались в легкую добычу для немцев.
Отсиживаться в тылу французы вовсе не собирались, но разрешить им дальше принимать участие в боях советское командование тоже не могло. Стране нужна была боеспособная эскадрилья, а не несколько мертвых героев. Поэтому «Нормандию» прикрепили к 303-й авиадивизии четвертой эскадрильей в восемнадцатом авиаполку. Гвардейцы из 18-го взялись «поставить на крыло» иностранцев, на личном примере обучив их боевому взаимодействию. 17 апреля 1943 года состоялся первый совместный боевой вылет советских и французских летчиков.
Из воспоминаний одного советского аса: «Французы показали нам свою тактику одиночного боя. А мы их потом долго критиковали. Сидя у землянки, рисовали на земле руками. Объясняли, как мы друг друга в воздухе защищаем».
Немало неудобств союзникам доставляли языковой барьер и обычные бытовые трудности. Например, французы отказывались есть повсеместно распространенную у нас гречневую кашу, называя ее «птичьей едой».
Еще одной проблемой являлся суровый климат нашей страны. Летчикам приходилось несладко во время российских холодов. А механикам было еще сложнее. В рукавицах у них не получалось подкрутить ни один винтик, а без варежек работать в мороз они и вовсе не могли. В конечном итоге по обоюдному согласию французских механиков заменили на наших.
Вскоре между русскими и французами завязались товарищеские отношения, переросшие в настоящую мужскую дружбу. Когда Василий Сталин захотел забрать к себе ставших известными «нормандцев», то французы категорически воспротивились этому переводу. Командира 303-й авиационной дивизии, Георгия Захарова, они разве что не боготворили. Именовали его «старшим братом» и «отцом». А по приказу начальника восемнадцатого авиаполка Анатолия Голубова беспрекословно могли отправиться и в пекло, и на край света.
В 1944-ом фашисты подбили самолет, в котором находились пилот-француз Морис де Сейн и советский механик Владимир Белозуб. Пилоту приказали прыгать, но он знал, что у механика нет парашюта. Де Сейн не оставил друга, до последнего момента пытаясь выровнять машину. Они погибли вместе. Другим менее печальным примером дружбы союзников стали любовные романы французских пилотов с местными девушками. Один из них – Александр Лоран – даже женился.
В июле 1943 года эскадрилью переформировали в истребительный полк. Первым командиром назначили майора Пьера Пуйяда. Вскоре самолеты Як-1 заменили на Як-9. А в августе 1944-го полк получил Як-3. Из воспоминаний французского летчика: «На Як-3 двое могли успешно сражаться против четверых, а четверо – против шестнадцати. На таких машинах мы чувствовали себя в воздухе полными хозяевами».
Истребительный полк «Нормандия» участвовал в битве на Курской дуге, в Белорусской и Восточно-Прусской операциях. Пилоты помогали освобождать Орел, Брянск, Смоленск, Кенигсберг, Гумбиннен (ныне Гусев), Пилау, Инстенбург и другие города. Летом 1944 года за неоценимую помощь в форсировании реки Неман и освобождении Литвы авиаполку было присвоено почетное название «Нормандия-Неман».
Но основной результат действий истребительного полка – свыше пяти тысяч вылетов, около 900 воздушных боев, 273 зафиксированные победы (не считая восьмидесяти подбитых самолетов) с марта 1943-го по апрель 1945-го. Однако судьба не баловала французов. За время боевых действий из девяноста шести пилотов погибло сорок два (из них тридцать пять в воздушных боях). Из пятнадцати человек первой команды в живых осталось лишь трое: Ролан де ля Пуап, Марсель Альбер и Жозеф Риссо. Восемьдесят три летчика полка «Нормандия-Неман» были награждены советским руководством, а полк удостоился орденов Красного Знамени и Александра Невского. Четырем французам присвоили звание Героя Советского Союза. Его получили: лейтенант Марсель Альбер, лейтенант Ролан де ля Пуап, командир третьей эскадрильи Марсель Лефевр (посмертно) и лейтенант Жак Андре. Правительство Франции наградило «Нормандию-Неман» Военным крестом, орденом Почётного легиона, Военной медалью и Орденом Освобождения.
Ролан де ла Пуап был в числе первых пилотов, отправившихся в нашу страну. В составе авиаполка «Нормандия-Неман» произвёл более ста двадцати вылетов, одержав восемнадцать побед! За один день он смог уничтожить два фашистских самолета. Указом Президиума Верховного Совета СССР за воинскую доблесть и мужество Ролану было присвоено звание Героя Советского Союза. Много позже в 2008 году отставной полковник, граф де ла Пуап удостоился одной из главных наград Франции – Большого креста ордена Почетного легиона. Скончался знаменитый ас «Нормандии» по естественным причинам 23 октября 2012 года в городке Сен-Тропе на девяносто третьем году жизни.
После окончания военных действий пилоты и семьи погибших летчиков получили денежное вознаграждение от СССР. Общая сумма составила около 250 тысяч долларов. Наша страна также подарила самолеты, на которых французы сражались с немецко-фашистскими захватчиками (сорок один Як-3). 20 июня 1945-го французы вернулись домой.
По материалам сайтов Topwar.ru и История.РФ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs