Политическая жизнь на Украине остается весьма динамичной. Под прикрытием «отражения агрессии» решаются экономические вопросы, и за этим не всегда стоят государственные и задекларированные задачи и цели.
В начале ноября стало известно, власти Украины решили национализировать ряд предприятий, принадлежащих украинским олигархам, в том числе «Укрнафту», «Укртатнафту» и «Мотор Сич», «АвтоКрАЗ» и «Запорожтрансформатор», акции перейдут в собственность государству. Предприятия принадлежат разным собственникам, относятся к разным отраслям. Государственные цели национализации заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль – перевод на военные рельсы, «они должны работать круглосуточно для потребностей страны».[i] Глава Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов сообщил, что национализированные активы предприятий получили статус военного имущества и перешли в распоряжение Минобороны Украины, и могут быть возвращены владельцам после окончания действия военного положения.
Перечень предприятий не случаен сразу по нескольким причинам:
- «Укрнафта» и «Укртатнафта» не только имеют отношение к Игорю Коломойскому (42% акций «Укрнафты») и его партнеру Геннадию Боголюбскому (60% «Укртатнафты»), но и являются предприятиями топливного сектора со своей инфраструктурой: нефтебазы, сеть АЗС (на балансе национализированной «Укрнафты» - более 500 заправок из 1600, принадлежащих Коломойскому), а также Кременчугский НПЗ, приближенный зоне боевых действий.
- «Мотор Сич» не только принадлежит не скрывавшему свои пророссийские взгляды Вячеславу Богуслаеву, но и является предприятием с уникальными авиационными технологиями, поводом для конфликта Украины и Китая, не без активного и неприкрытого участия США на стороне Киева.
- «АвтоКрАЗ» - не только актив бизнесмена Константина Жеваго , он производит грузовые автомобили, основным потребителем которых в условиях вооруженного конфликта становится украинская армия.
- «Запорожтрансформатор» - не только принадлежит Константину Григоришину, давнему игроку украинского энергетического рынка, но и является критически важным для Украины предприятием, необходимым для восстановления энергетической инфраструктуры.
Для Коломойского это не первая национализация – при президенте Украины Петре Порошенко в 2016 году государство взяло под контроль один из крупнейших украинских банков – «Приватбанк». Но в 2019 году, буквально в последние дни президентства Порошенко, в результате ряда судебных процессов Коломойский возвратил контроль над банком и его активами. По мнению экспертов, Коломойский за счет государства решил ряд проблем банка, в том числе, относящихся к его обязательствам и долгам, после чего вернул его себе. Нельзя исключать, что и в этот раз Коломойский пытается «войти в ту же реку», один раз ведь уже получилось. Логика может быть следующей: обстановка военная, объекты энергетической инфраструктуры попадают под ракетные удары, после чего их надо восстанавливать за счет собственника, в ситуации работы «на военных рельсах» отношения с государством и военными не всегда строятся на принципе «утром деньги – вечером стулья», одним словом – сплошные убытки, кредиты и обязательства перед воюющим государством. Поэтому, логика следующая – отдать предприятия государству, пусть пользуется, пусть восстанавливает после ракетных ударов, а потом вернем.
«Мотор Сич» - имеет другую историю. Вспомним, что владельца предприятия не один раз третировали украинские СМИ, и еще несколько лет назад он позволял себе высказывать открыто пророссийскую позицию. Со временем давление на Богуслаева усиливалось, он пытался застраховать риски национализации или рейдерского захвата, а также получить новые рынки сбыта продукции (двигатели для самолетов и вертолетов), после того как потерял основной, когда в 2014 году Киев ввел одностороннее эмбарго на поставки оборонной продукции в Россию. До этого, с 2011 года «Мотор Сич» реализовывало контракт по поставкам «Вертолетам России» до 270 единиц (ежегодно) двигателей для Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-28 и др. Вариантом сохранения предприятия стало вхождение китайского инвестора. При активном давлении на Киев со стороны США сделка была заблокирована. Китай был выбран не случайно – все началось с контракта на поставки китайской стороне двигателей, который реализовывался в 2016-2018 гг., однако, под давлением тех же американцев он не был выполнен. После чего китайские инвесторы в лице Skyrizon Aircraft Holdings (владелец Ван Цзин) решили купить само предприятие. К 2018 году среди акционеров «Мотор Сич» значились четыре китайские компании и один гражданин КНР. В общей сложности они владели 56% акций.[ii] Сделка возмутила первых лиц США. Джон Болтон, тогда советник президента США по нацбезопасности потребовал любой ценой вернуть «Мотор Сич» под контроль Киева, а глава Госдепа Майк Помпео выражал обеспокоенность из-за «злонамеренных инвестиций КНР». Киев взял под козырек, в результате Служба безопасности Украины заблокировала сделку и возбудила уголовные дела о госизмене, а Шевченковский суд Киева наложил арест на 56% акций. Пытаясь урегулировать ситуацию, китайские инвесторы в 2019 году вошли в партнерство с украинским олигархом Александром Ярославским (по заключенной договоренности он получал 25%+1 акцию), однако, украинский суд наложил вето и на эту сделку, а Ярославский получил обвинения в государственной измене. Это был явно политико-экономический уровень блокирования сделки. Вопрос противодействия Китаю в доступе к технологиям через украинское предприятия был для Вашингтона настолько важен, что президент Владимир Зеленский заявил, что «Мотор Сич» является стратегическим предприятием и продать его можно только с согласия главы государства, после этого в начале 2021года он ввел санкции против четырех китайских компаний – участников сделки (блокировка активов, ограничение торговых операций, запрет вывода капиталов за пределы Украины). Персональные санкции получил и ключевой инвестор Skyrizon гражданин КНР, Ван Цзин.
В октябре текущего года по подозрению в государственной измене был арестован владелец «Мотор Сичи» Богуслаев, а в начале ноября стало ясно, что это была подготовка к национализации.
Китайский инвестор продолжает бороться за предприятие В ноябре 2021 года компания Beijing Skyrizon сообщила, что будет добиваться через суд в Гааге выплаты компенсации за убытки на сумму более 4,5 миллиарда долларов. В заявлении компании отмечалось, что «в результате несправедливого отношения украинского государства к китайским инвесторам в течение последних пяти лет и непрерывного применения незаконных мер китайские инвесторы понесли значительные убытки как на Украине, так и в Китае».[iii] После национализации предприятия вышло заявление представителя китайских инвесторов компании «Мотор Сич» Ван Цзина, опубликованное компанией Beijing Skyrizon: «Мы решительно выступаем против бесстыдного поведения государства Украины, касающегося политизации нормального делового поведения, насильственной национализации компании ПАО «Мотор Сич» и необоснованного разграбления законных прав и интересов китайских инвесторов. (…) Мы будем продолжать поддерживать активную связь со всеми сторонами различными способами, и мы никогда не откажемся от борьбы за защиту наших прав законным путем». Кроме того, юрист пекинского офиса юридической компании "Дэхэн" Лу Чэнцзюнь заявил: «Что касается национализации «Мотор Сич» и активов китайской компании Beijing Skyrizon из соображений национальной безопасности, то она незаконна, она нарушает четвертую статью китайско-украинского инвестиционного соглашения, которая предусматривает, что одна сторона не должна принимать такие меры, как экспроприация и национализация по отношению к инвесторам другой стороны договора».[iv]
Уже сейчас можно сделать следующие выводы. Как закончится национализация для предприятий Коломойского – примерно понятно. «Мотор Сич» не отдадут китайцам, и либо будут использовать мощности для ремонта военной авиатехники и производства двигателей и комплектующих, либо убьют предприятие, когда это станет неактуально по причине потерь этой техники в результате боевых действий. Техника эта советской и российской разработки, именно ее используют ВСУ, которым Запад не поставил еще ни одного военного самолета и вертолета. Национализация предприятия также открывает возможность для удара по нему в рамках цели СВО – демилитаризация. Как поступят с остальными предприятиями – остается вопросом. Ответом на это можно считать заявление министра энергетики Украины Германа Галущенко, который сообщил, что власти Украины следят за тем, чтобы частные компании были сосредоточены на поддержке армии и экономики страны: «Нам нужно выжить… это общая задача для всех. Если государство увидит, что кто-то пытается самостоятельно играть в какие-то игры, не для достижения этой цели…, конечно, я уверен, что будут приняты определенные решения».[v] Что означает - национализация предприятий украинских олигархов может продолжиться. По словам Галущенко, подобное изъятие активов нельзя называть национализацией, так как оно по его утверждению носит временный характер.
С большей долей сомнения относительно возврата национализированных активов высказался Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов: «Это будет зависеть от того, насколько они (активы) будут влиять на состояние, в котором находится наша страна».[vi]
Как видим, Украина пытается решать как вопросы своих олигархов, так и вопросы противостояния США и Китая в сфере доступа к технологиям весьма своеобразно, пытаясь перевести экономику на военные рельсы. При этом в эти процессы в немалой степени вплетена задача т.н. «деолигархизации», навязанная Киеву Западом, что сейчас организовать достаточно легко.
Но и украинским олигархам, и киевскому режиму, а также его американским патронам, стоит учесть один важный фактор – все национализированные для нужд ВСУ предприятия становятся объектами возможных ударов в рамках реализации цели СВО – демилитаризация Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs