ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Перед выборами в Конгресс США полны противоречий

15:32 01.11.2022 • Михаил Беглов, журналист-международник, писатель

79% опрошенных американцев полагают, что «дела в стране вышли  из- под контроля»
Фото с экрана новостной программы CBSNews

До промежуточных выборов в Конгресс США, которые состоятся 8 ноября, остаются считанные дни. На кону – весь состав Палаты представителей и 35 из 100 мест в верхней палате – Сенате. Переизбираться будут также губернаторы 36 штатов и трех территорий, депутаты законодательных собраний и другие официальные лица.

Сейчас правящая демократическая партия имеет в нижней палате преимущество в девять мест, а в Сенате голоса делятся поровну. Как считают обозреватели, республиканцы, неофициальным лидером которых является бывший президент США Трамп, имеют все возможности, чтобы заполучить значительное большинство в Палате представителей, а при удачном стечении обстоятельств приобрести небольшой перевес и в Сенате, хотя там ситуация обстоит для их кандидатов несколько сложнее. Ожидается, что республиканцам удастся вытеснить достаточно большое число губернаторов-демократов, причем, сейчас они лидируют даже в некоторых либеральных штатах, например, в Нью-Йорке.

Промежуточные выборы в Конгресс всегда находились в центре внимания американского да и мирового политического бомонда. Но в этом году их результатов и за океаном, и в Европе все ждут с особым интересом, поскольку победа сторонников «партии слонов» (республиканцев) неизбежно приведет как минимум к некоторой корректировке внешней и внутренней политики нынешней администрации во главе с престарелым Байденом. Для «сонного Джо» в оставшиеся два года президентское кресло превращается в инвалидное, поскольку оппозиционно настроенный ко многим составляющим его внутренней и внешней политике Конгресс фактически повяжет его действия по рукам и ногам. Не говоря уже о том, что не исключены и попытки импичмента президента, либо отстранения его от власти по недееспособности на основании 25-й поправки к Конституции США («неспособности выполнять свои обязанности»).

С каким результатом закончатся выборы? В любом случае они будут отражением картины нынешнего настроения американских избирателей.

Будучи американистом по образованию, я наблюдаю за ситуацией в Америке извне и изнутри – с тех пор, когда работал в США в качестве корреспондента ТАСС, т.е. уже почти полвека. И потому с полной ответственностью могу утверждать, что никогда еще политическая поляризация американского общества не достигала столь высокого уровня как сегодня.

По одной из линий разлома сегодня США практически являются двумя государствами в одном, что особенно наглядно продемонстрировали итоги предыдущих президентских выборов, когда страна оказалась расколотой на две равные части – на сторонников республиканцев и демократов. Причем, за прошедшие два года ситуация не только не изменилась, но даже и ухудшилась. То есть эта трещина стала еще глубже.

Республиканцы по-прежнему убеждены, что у них украли победу на тех президентских выборах. К тому же администрация Байдена своей внутренней политикой, которая привела к рекордному за 40 лет уровню инфляции, а также авантюрным внешнеполитическим курсом, вызвавшим рост военной напряженности в мире, сумела отпугнуть от себя и достаточно заметную часть своих традиционных сторонников. Именно поэтому никто не может с точностью предсказать, как они проголосуют. Но в ходе предвыборной кампании обозреватели не могли не заметить, что кандидаты от «партии ослов» (демократов) как от чумы шарахались от нынешнего хозяина Белого дома. Да и он сам, вопреки традиции, очень немного времени уделил поддержке кандидатов от демократов.

Другой глубочайшей морщиной на лице американской Статуи Свободы стал резкое обострение отношений между белой и черной Америкой, а, точнее сказать, между американцами европейского происхождения и представителями национальных меньшинств. Оно произошло на волне протестов, прокатившихся по стране в мае 2020 года после убийства полицейскими уголовника Флойда при задержании. Возникшее тогда движение BLM («Черные жизни имеют значение») цинично использовало так называемую «новую политкорректность» части либерально настроенного населения, чтобы по сути дела перевернуть жизнь во многих штатах с ног на голову, заставив, как печально шутили в стране, «белых американцев, которые никогда не были рабовладельцами, извиняться перед теми черными, которые никогда не были рабами».

В США сейчас с тревогой заговорили о возникновении «расизма наоборот» или «белого расизма», когда афроамериканцы потребовали не только выплаты им компенсаций за «годы угнетения» и предоставления им различных льгот, но и признания их чуть ли не в качестве «высшей расы». В «особо правильных» штатах в школах детям даже стали вдалбливать в голову, что белые – это преступная нация. Так называемая «реформа полиции» во многих городах и штатах привела к сокращению расходов на ее содержание, что, естественно, не могло не вызвать резкого роста уровня преступности, и в том числе убийств, ограблений, изнасилований. Наиболее радикально настроенные представители BLM расценили все это, как предоставление им «карт-бланша» на безнаказанные грабежи и разбой. Причем, особенно сильно такой разгул бандитизма, если называть вещи своими именами, заметен именно в наиболее «политкорректных штатах» типа Калифорнии.

Дурной пример, как известно, заразителен. «А что так можно было?», видимо, сказали себе представители других национальных меньшинств из числа беднейшего населения, и в том числе выходцы из стран Латинской Америки.

Так что, это противостояние перестало быть проблемой «черные против белых», а вылилось в куда более глубокий, издавна существовавший раскол между американцами – потомками выходцев из Европы и национальными меньшинствами, например, выходцами из Африки и Латинской Америки. Хотя американцы и любят называть свою страну «melting pot», т.е. неким «сосудом», в котором переплавляются в единую нацию представители разных национальностей, но на самом деле такого никогда не было. «Латинос», «чиканос», афроамериканцы, выходцы из Азии всегда существовали и существуют, как некие отдельные сообщества внутри страны со своими обычаями, религией, культурой и даже переиначенным на свой лад английским языком.

Весь этот «цветной перекос» не мог не вызвать в конечном итоге и обратной реакции белого пока еще большинства. Я не случайно написал «пока еще», поскольку численность белого населения США, согласно статистике, неуклонно сокращается. В США впервые за 200 лет число людей, считающих себя представителями белой расы, снизилось. По данным переписи 2020 года оно сократилось до 204,3 млн. человек. В 2010 году эта цифра равнялась 223,6 млн. Таким образом, белых американцев стало меньше на 8,6%. Белые впервые составили в процентном отношении менее 60% американского населения. Теперь их лишь 57,8%, в то время как в 2010 году этот показатель составлял 63,7%. Если это будет так продолжаться, то скоро англосаксы станут в стране меньшинством.

Ну, и появление BLM не могло не вызвать контрреакции с их стороны. В стране не только появились своего рода вооруженные «народные дружины» для охраны районов с преимущественно белым населением от налетов черных банд, но и, особенно на Среднем Западе и Юге, резко активизировались различные ультраправые движения, выдвигающие откровенно расистские лозунги.

Есть и еще одна линия глубокого раскола. Зачастую мы огульно обобщаем, заявляя, что США повально охвачены эпидемией «аморального неолиберализма» с его извращённой политкорректностью в духе ЛГБТизма. На самом деле это далеко не так. Существуют две Америки, противостоящие друг другу по морально-этическим вопросам. С одной стороны, это миллионы консервативно настроенных людей, которые придерживаются традиционных протестантских ценностей. Значительная часть восточного побережья, провинциальная «одноэтажная Америка» и другие американские штаты не только далеки от этой «новой» псевдоидеологии, но и отказываются ее принимать. А еще есть мормоны и квакеры, которые крайне строго подходят к соблюдению основных христианских заповедей. Более половины населения только штата Юта, то есть свыше 1,5 млн. человек, например, причисляют себя к мормонам.

Всем этим сторонникам христианской веры противостоят сконцентрированные, в основном, в крупных мегаполисах ультра-либералы, придумавшие уже под сотню новых «гендеров» (даже не спрашивайте каких – разобраться в этой бредятине нормальному человеку невозможно), которые отвергают нормы традиционной общечеловеческой морали, а к тому еще фактически подливают масла в огонь межнациональной розни, переписывая историю и объявляя отцов-основателей США угнетателями и работорговцами.

В этой связи американские обозреватели все чаще задаются вопросом о том, как эти два абсолютно противоположных по взглядам лагеря могут и дальше сосуществовать в рамках одной страны?

Сегодня это противостояние все чаще выплескивается в виде острых конфликтов на законодательном и политическом уровне. Да ещё их по сути дела провоцируют из нынешнего Белого дома, который не мытьем, так катаньем пытается закрепить в ранге государственной политики повестку дня ЛГБТ+. Президент Байден как-то даже назвал трансгендеров «созданными по образу Божьему», а буквально на днях одобрил практику смены пола у детей. Но попытки его администрации легализовать извращенческую повестку дня совсем не вызывают восторга в «глубинной» Америке. Генеральные прокуроры почти половины американских штатов – 20 из 50 подали иск против администрации, требуя отменить распоряжение Министерства образования, в соответствии с которым учебные заведения страны должны были удовлетворить целый ряд абсолютно неприемлемых с точки зрения общепринятой человеческой морали требования ЛГБТ.

Рупор американских консерваторов журнал с характерным названием «The American Conservative» недавно опубликовал статью, в которой с тревогой констатировал, что в США по сути дела сформировалась государственная «ЛГБТ+религия», а «радужный флаг» все сильнее вытесняет американский звездно-полосатый стяг. Выбор, как считает «The American Conservative», стоит так: «либо – либо». Либо общество признает это чем-то «нормальным», либо восстанет против – никакой золотой середины в этом вопросе не существует.

На этом фоне вряд ли можно удивляться тому, что американские эксперты вполне серьезно считают возможным распад США на несколько независимых государств, который может произойти уже в 2030-е годы нынешнего века. Некоторые даже называют число стран – шесть, которые могут появиться на месте нынешних Соединенных Штатов по расовому, национальному, религиозному, территориальному и экономическому принципу.

Предпосылки для распада действительно существуют. Во многих штатах страны, и особенно в Техасе и Калифорнии, издавна сильны сепаратистские настроения. «Калифорнийская сепаратистская партия» давно уже призывает к провозглашению «Независимой Калифорнийской республики». Согласно опросам, более половины жителей богатого нефтью Техаса признают за штатом право на отделение или даже требуют сделать это немедленно. Сторонники Республиканской партии в Техасе призвали к проведению в 2023 году референдума по вопросу выхода штата из состава США.

Подобные настроения зафиксировали также в Южной Каролине и Луизиане. Достаточно ощутимы сепаратистские настроения на Гавайях и Пуэрто-Рико. А некоторые политические деятели Нью-Йорка вспомнили идею середины XIX века о создании «Вольного Города Нью-Йорка».

Обозреватель газеты «The Washington Post» Стивен Марш в одной из своих колонок рассмотрел те формы, которые может принять возможное разделение США. И в первую очередь, по его мнению, оно может произойти по политическому признаку – на «демократические» и «республиканские» Штаты Америки. Это подкрепляется и опросами общественного мнения. Например, опрос, опубликованный в сентябре 2021 года Центром политики Университета штата Вирджиния, показал, что 41% избирателей Байдена и 52% сторонников Трампа, по крайней мере, «в некоторой степени согласны» с выходом штата из состава США и образованием отдельного государства.

В ряде штатов страны с преимущественно чернокожим населением также резко активизировались призывы к созданию на их основе отдельных государств. Кстати сказать, в моей книге в жанре «политической фэнтези» «Реинкарнация – 50й год новой эры (Безумные сны нормального человека)» одной из сюжетных линий является военное противостояние двух государств – Северных Штатов Америки (США) и Соединенных Афроамериканских Штатов (САШ). Понятно, что эту мысль мне не пришлось высасывать из пальца. Влиятельное американское издание «The National Interest» недавно описало такой сценарий: «Соединенные Штаты будут в процессе демографического перехода от преимущественно белого населения к небелому в 2040-х годах. Белые американцы, особенно консервативные, не согласятся добровольно уступить власть формирующемуся большинству с другим цветом кожи. Вместо этого они попытаются силой сохранить статус-кво — свое доминирующее положение в обществе. При худшем для Вашингтона развитии событий гражданские волнения приведут к распаду государства». Вот такая совсем даже не фантастическая картинка нарисовывается.

Глубину общественно-политического раскола в США накануне нынешних промежуточных выборов можно оценить и по результатам опросов общественного мнения. Так, социологическое исследование, проведенное Квиннипэкским университетом, показало, что подавляющее большинство респондентов назвали главной угрозой для Соединенных Штатов именно «внутреннюю политическую нестабильность». Об этом высказались 83% сторонников демократической партии, 66% республиканцев и 78% независимых избирателей. При этом 53% опрошенных согласились с утверждением, что в течение их жизни политическая ситуация в стране ухудшится еще сильнее.

В американском обществе даже появился новый термин — «холодная гражданская война». Английская газета «The Guardian» в этой связи написала, что в США растет недоверие к демократическим институтам, и при этом половина американцев считают, что в США теоретически уже в ближайшие годы может начаться реальная, а не «холодная гражданская война».

Согласно опросу Центра по исследованию насилия с применением огнестрельного оружия Гарена Уинтемьюта, каждый пятый житель США считает, что «политическое насилие оправдано в некоторых обстоятельствах». Кроме того, около 40%  опрошенных заявили, что «готовы поступиться демократией, чтобы получить сильного лидера во главе государства».

Казалось бы, в такой ситуации Белый дом должен был бы сделать все возможное, чтобы найти способ смягчения этого противостояния «белых против цветных», «верующих против безбожников», «республиканцев против демократов». Но пока администрация поступает ровно наоборот. По всей стране объявлена охота на участников акции протеста на Капитолийском холме 6 января 2021 года, которые объявлены «внутренними террористами». Тех, кого удается опознать, приговаривают к длительным срокам заключения. По этой логике такой же ярлык можно наклеить на любого, кто посмеет выйти на демонстрацию против политики правящей демократической партии. Что, собственно говоря, и сделал сам президент Байден, назвавший сторонников республиканской партии и лично Трампа «фашистами».

В лучшем духе тоталитаризма Белый дом задействовал весь административный ресурс, чтобы нейтрализовать своего главного оппонента – Дональда Трампа. Против его ближайших советников под различными предлогами возбуждаются уголовные дела, а в его резиденции был проведен беспрецедентный по американским понятиям обыск.

Естественно, что столь причудливое состояние американского общества не может не отражаться на положении внутри обеих партий. Ситуацию в «партии ослов» лучше всего продемонстрировал демонстративный выход из рядов демократов бывшего члена Палаты представителей США, бывшего вице-председателя Национального комитета демократической партии Тулси Габбард, выдвигавшей в 2019 году свою кандидатуру на президентских выборах.

«Я больше не могу оставаться в такой Демократической партии, что оказалась под полным контролем элитарной клики поджигателей войны с трусливым сознанием. Они разделяют нас, превращая каждую проблему в расовый вопрос и разжигая  антибелый расизм. Они подрывают Богом данные свободы, враждебны людям веры и духовности. Они демонизируют полицию и защищают преступников за счет законопослушных американцев. Они верят в открытые границы, но вооружают «государство национальной безопасности» ради преследования политических оппонентов. И, в особенности, они  толкают нас всё ближе к ядерной войне», – заявила Тулси Габбард, призвав «коллег-демократов со здравым смыслом и независимыми взглядами присоединиться к ней и покинуть ряды демократической партии».

По сути дела, сейчас вполне открыто встал вопрос о создании в США новой партии, что еще недавно казалось совершенно немыслимым для страны с жесткой двухпартийной системой. С таким предложением выступила группа видных представителей республиканской и демократической партий, недовольных политикой своего руководства. 

Верные в далеком прошлом марксисты-ленинцы, наверняка, помнят одну из известных ленинских цитат: «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде». А вполне очевидно, что нынешние американские «верхи» не только не смогли решить ни одну из острейших внутренних проблем американского общества, но и спровоцировали их углубление. В свою очередь бездарная экономическая политика нынешней администрации привела к рекордному росту в стране уровне инфляции и, как бы этого не отрицал Белый дом, спровоцировала спад в американской экономике, который, как полагают эксперты в США, скоро углубится.

Так что вряд ли будет большим преувеличением спроецировать процитированную выше формулу столетней давности на нынешнюю ситуацию в американском обществе. Революция в ее традиционном понимании Соединенным Штатам, скорее всего, конечно же, не грозит. Но то, что их ожидают в ближайшем будущем достаточно серьезные социально-экономические пертурбации, вполне очевидно. Насколько глубокими они будут, покажут уже ближайшие месяцы. Причем, водоразделом должны стать именно ноябрьские промежуточные выборы в Конгресс. Доживем – увидим!

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати