Администрация Байдена расширяет санкции против электронной промышленности КНР. В свою очередь, компании американской Силиконовой Долины всё чаще рассматриваются как важный инструмент большой политики. Однако "геополитизация" IT-сферы Вашингтоном угрожает лишь ещё больше ослабить международные позиции США в этой важнейшей области.
Прогресс КНР в информационных технологиях беспокоит Вашингтон не первый год. Если прежде речь шла преимущественно об «угрозе экономическим позициям» США и Запада в целом, то теперь чаще звучит озабоченность «вопросами безопасности». В начале октября был введен ряд новых ограничений, призванных, по мнению западных наблюдателей, замедлить развитие китайской IT-индустрии до такой степени, чтобы как можно дольше сохранять за Америкой превосходство в применении новейших вычислительных технологий для военных нужд. В числе прочего, Байден существенно ограничил возможности для граждан и резидентов США принимать участие в разработках для сектора инфотеха Китая.
На днях агентство Bloomberg сообщило, что «США намерены ограничить доступ Китая к технологиям искусственного интеллекта и квантовых вычислений». Белый дом также прорабатывает административные меры с целью установить жесткие ограничения и процедуры контроля за западными инвестициями в ряд критически важных технологических секторов КНР. Квантовые компьютеры и искусственный интеллект – в числе приоритетных вопросов. В случае реализации, новые ограничения дополнят уже принятые.
Администрация Байдена, похоже, пытается повторить или даже развить практики времен Трампа. В 2018 году администрация Трампа ввела широкий перечень санкций против одного из китайских IT гигантов, компании Huawei, которую бездоказательно обвинили в активном содействии «программам шпионажа и тайного наблюдения, проводимым властями КНР». Был установлен полный запрет на поставки китайской корпорации американских компонентов, критически важных для выпуска продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Сегодня западные источники выражают удовлетворение по этому поводу. Но не прекращением «тайного шпионажа», а тем, что официальные доходы Huawei от экспорта за пределы КНР заметно сократились, как и номенклатура выпускаемых изделий.
Вместе с тем, отмечает британский The Economist, «успех» Трампа имел и свою негативную цену. Республиканская администрация откровенно игнорировала интересы союзников и партнеров. В результате инвесторы из западных стран стали вкладывать средства в предприятия и цепочки поставок компонентов, не подпадающие под контроль американских надзорных органов. К примеру, японские фирмы предлагали полный ассортимент электронных компонентов, продвигая их как продукцию, полностью свободную от технологических ограничений, наложенных Америкой. Даже некоторые ведущие компании из США, поставлявшие на рынок КНР продукцию на миллиарды долларов ежегодно, принялись открывать филиалы и представительства в иностранных юрисдикциях, позволяющих обходить ограничения Вашингтона.
К началу 2022 года, признав ограниченные возможности существующих санкционных практик, администрация Байдена выдвинула концепцию экспортного контроля, предполагающую введение жестких ограничений лишь на экспорт в Китай компонентов, характеристики которых превосходят определенный технологический уровень. Так, в начале октября запрет распространили на чипы, изготовленные по технологическому процессу менее 14 нанометров, в ряде случаев, менее 16 нанометров. Столь жесткие ограничения, а также односторонний характер шагов, предпринимаемых Вашингтоном, по-прежнему вызывают недовольство многих номинальных союзников США.
Байден также предпринимает усилия, которые должны стимулировать возвращение производственных мощностей в области микроэлектроники в США. Весной Белый дом представил Законопроект о чипах и науке, The CHIPS and Science Act, который предусматривает выделение не менее 52 млрд. долларов в качестве субсидий на строительство новых «фабрик» по выпуску на территории США наиболее передовых процессоров. Весной Байден лично выступил на церемонии начала работ на месте возведения одного из двух новых предприятий, которые планирует построить Intel – ведущий американский производитель в этой области. О планах строительства новой «фабрики» в США объявила и тайваньская TSMC – крупнейший и самый передовой в технологическом отношении производитель микропроцессоров в мире.
Однако «против» намерений Америки играет целый ряд факторов. Как отмечает Foreign Affairs, одного лишь «Закона о чипах и науке», вступившего в силу в конце августа, недостаточно для восстановления лидирующих позиций США в микроэлектронике. Приток денег сам по себе не решает всех проблем. Необходима революция в управленческой и технологической культуре. А также в понимании вашингтонскими политиками нюансов и проблем, с которыми сталкивается современная отрасль микроэлектроники.
К настоящему времени, большинство компаний Силиконовой Долины растеряли дух технологических «железных» инноваций. Множество новых «хайтек» компаний, основанных в США в 2000-е, не производят продукт, который можно потрогать руками. Львиную долю прибыли им приносит реклама в приложениях или поисковых системах. Преувеличенный ажиотаж вокруг модных новинок программного обеспечения, охвативший Америку, позволил конкурентам из Азии вырваться вперед в искусстве разработки и, главное, производства наиболее передовых микросхем. Кроме того, глобализация в ее существующей модели, нацеленной на размещение конечных производств там, где выгоднее с финансовой точки зрения, сыграла с Америкой злую шутку. «Деиндустриализация» охватила не только многие отрасли американской промышленности, но и мышление ее менеджеров и инженеров.
При всем том, даже американские эксперты признают, что чем напористее попытки «сдержать» Китай, тем труднее Вашингтону убедить своих союзников в Европе и Азии следовать за собой. А без активного содействия других стран в ограничении экспорта критически важных компонентов, машин и технологий в КНР, США рискуют нанести непоправимый вред, в первую очередь, своей собственной электронной промышленности. Поскольку инвесторы скорее пойдут туда, где смогут избежать драконовских американских ограничений и продолжат развитие взаимовыгодного бизнеса с КНР.
Америка «разрывается» между менее жестким подходом к ограничению обмена технологиями, который способен принести больший эффект, и попытками «задавить» передовую китайскую микроэлектронику за короткий период времени, рискуя при этом нанести существенный урон собственным IT возможностям.
Во-первых, многие американские производители полупроводников очень сильно зависят от поставок на рынок КНР, один из крупнейших в мире. По данным The Financial Times, доля поставок в Китай составляет треть в портфеле заказов Applied Materials, калифорнийской компании, выпускающей станки для обработки кремниевых пластин. 27 процентов – у Intel. И 31 процент - у Lam Research, одного из ведущих поставщиков оборудования для производства процессоров.
Во-вторых, общее замедление американской и мировой экономики ведет к падению продаж в индустрии микроэлектроники, что неизбежно негативно отражается и на перспективах новых инвестиций. В IT индустрии начинается период торможения, если не спада. По данным The Economist, с июля порядка трех десятков крупнейших американских фирм, выпускающих микросхемы различного назначения, в совокупности снизили прогноз доходов на третий квартал на 11 млрд. долларов. А совокупная капитализация производителей чипов, базирующихся в США, упала в этом году уже более чем на 1,5 трлн. долларов.
Растет и политическое давление. В Вашингтоне требуют от индустрии микроэлектроники скорейшего снижения зависимости от Китая. Таким образом, к фактору ухудшающейся рыночной конъюнктуры добавляются всё новые административно-политические ограничения.
Между тем, руководители компаний из США опасаются, что Пекин может ввести ответные меры, еще больше ограничив доступ американских поставщиков на свой огромный внутренний рынок. По данным The Financial Times, в Европе опасаются, что возможное дальнейшее расширение санкционных рестрикций со стороны США будет наносить всё больший урон компаниям и потребителям Старого Света. Китайские производители могут остаться без необходимых деталей и компонентов. Снижение поставок крайне негативно отразиться на европейских предприятиях аэрокосмической индустрии, автопроизводителях, выпуске медицинского оборудования, секторе облачных вычислений. Производители электронных компонентов из Тайваня, включая ключевого игрока рынка TSMC, а также из Южной Кореи, также, скорее всего, столкнутся с трудностями при снабжении оборудованием и запасными частями своих предприятий на территории КНР, которые обеспечивают десятки процентов от общего объема выпускаемой продукции. Среди японских компаний идут жаркие споры о средне- и долгосрочных последствиях ограничений на использование американских комплектующих при взаимодействии с китайскими контрагентами.
Наконец, разрыв научных связей с КНР бьет по инновационному потенциалу американских разработчиков. Китайские исследователи уже превосходят своих американских коллег по индексам цитирования в целом ряде наиболее передовых научных и технологических направлений. Как отмечает журнал Beijing Review, в годы правления Трампа была запущена т.н. «Китайская инициатива» - совокупность административных мер, нацеленных на поиск потенциальных шпионов среди ученых и инженеров китайского происхождения. В Америке сгущается атмосфера враждебности и подозрительности по отношению к китайским ученым и специалистам. В результате, по данным the Asian American Scholar Forum (AASF), уже тысячи исследователей и инженеров, в том числе из сферы микроэлектроники, покинули или собираются покинуть США и переехать в Китай.
Печальным для Вашингтона итогом его «усилий» может стать дальнейшее падение доли американских производителей на мировом рынке и общее снижение глобального влияния технологического сектора США. И всё это – в в условиях снижения спроса, вызванного надвигающейся рецессией. В прежние времена США неоднократно, и с успехом для себя, навязывали оппонентам деструктивную дилемму «безопасность или развитие». Сегодня уже сама Америка рискует оказаться заложницей собственной устаревшей логики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs