В Общественной палате России состоялась специальная аналитическая сессия «Современное состояние и перспективы развития информационной безопасности для государств — членов Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ): новые вызовы, электоральные аспекты, актуальные проблемы и пути их решения».
Спецсессия стала своеобразным прологом к VIIНаучно-практической конференции аналитиков России на тему «Новое мироустройство. Роль и место России». Этот форум организован при поддержке аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Комитета Государственной Думы России по региональной политике и местному самоуправлению.
Открыл сессию Председатель Исполнительного комитета Ассоциации «Аналитика», председатель Координационного совета Евразийского информационно-аналитического консорциума (ЕИАК) Николай Бордюжа. Он отметил, что буквально каждый день в странах-участницах ОДКБ происходят попытки воздействия на критически важные информационные структуры. Поэтому в настоящее время, когда мир переживает эпоху масштабных структурных изменений, на первый план наряду с военной безопасностью выходит безопасность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Психологическая оборона, верная оценка возможных сценариев военно-политической обстановки – основная задача аналитиков нашего времени.
Председатель Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате России Максим Григорьев отметил, что вопросы информационной безопасности неотделимы от противодействия попыткам вмешательства в суверенные дела государства, в том числе путем активного содействия государственным переворотам. «Нами разработана система общественного наблюдения за выборами. Это один из самых крупных проектов гражданского общества в России, в котором участвует более 2 тыс. общественных организаций, более 1млн. человек. Мы предлагаем воспользоваться нашим опытом странам – членам ОДКБ», - заявил М.Григорьев.
Важнейшей темой, которую затронул в своем выступлении М.Григорьев, стала беспрецедентная информационная кампания, развернутая ведущими странами Запада против России в контексте специальной военной операции на Украине. Она реализуется по двум направлениям: с одной стороны – через умалчивание западными СМИ военных преступлений, совершенных Вооруженными силами Украины, с другой – обвинение российской стороны в совершении военных преступлений, для чего организуются инсценировки, включая специальные постановочные съемки. Эксперт напомнил, что абсолютно такие же технологии применялись в Сирии организацией «Белые каски».
«По инициативе гражданского общества, в том числе зарубежного, нами был создан Международный общественный трибунал по преступлениям украинских неонацистов и их пособников. Мы работаем на освобожденных территориях Донбасса, в Запорожской и Херсонской областях. Нами опрошено к настоящему времени более 450 непосредственных жертв и свидетелей военных преступлений, совершенных украинской стороной. Среди них – постоянно практикуемые убийства местного населения, использование людей в качестве «живого щита», уничтожение гражданской инфраструктуры, включая школы и больницы. В соответствии с нормами международного гуманитарного права виновные в подобных поступках должны быть привлечены к ответственности», - подчеркнул М.Григорьев.
Академик Академии военных наук Евгений Дербин посвятил свое выступление информационно-коммуникационным проблемам стран-участниц ОДКБ. По его словам, значительные трудности во взаимопонимании, связанные с различиями в культуре и мировоззрении, в опыте и традициях стран осложняют их контакты. Главными свойствами ОДКБ должно быть единство и доверие, только тогда можно будет в полной мере говорить об обеспечении информационной безопасности.
Заместитель директора Института комплексной безопасности и специального приборостроения МИРЭА Виталий Григорьев отметил, что сейчас ведется гибридная война, что подразумевает не только военные угрозы. Особый характер приобретают возможности использования непрямых способов воздействия на противника — экономических, информационных, военно-политических, социокультурных инструментов.
«Соответствующие российские службы выявляют огромный рост компьютерных атак на критические информационные ресурсы страны, на ее коллективные информационные ресурсы. В этом отношении представление об информационной безопасности меняется. Атаки носят трансграничный характер, поэтому атака на одно из государств ОДКБ представляет собой нападение на все государства в целом», — подчеркнул В.Григорьев.
Старший советник департамента международной информационной безопасности МИД России Дмитрий Степанов отметил, что взаимодействие с союзниками по ОДКБ по вопросам международной информационной безопасности, является одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности нашей страны. «В связи с возрастанием внешних угроз и превращением информационно-коммуникационных технологий из сравнительно мирного средства развития общества в инструмент достижения геополитических задач и милитаризацией ИКТ-среды необходима более плотная координация в рамках существующих партнерских объединений, и прежде всего ОДКБ. Российская сторона приветствует практическое межведомственное взаимодействие государств-членов Организации и непрерывный обмен между ними соответствующей информацией», - отметил эксперт МИД России.
Д.Степанов сообщил, что в целях дальнейшей активизации политического сотрудничества с партнерами по ОДКБ был выдвинут ряд инициатив. Прежде всего, в развитие Соглашения о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности, которое было подписано 30 ноября 2017 года и вступило в силу в апреле 2019 года, российское внешнеполитическое ведомство подготовило проект решения Совета министров иностранных дел и Комитета секретарей Советов Безопасности ОДКБ о перечне дополнительных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности в Организации Договора о коллективной безопасности. В сентябре 2022 года этот документ был одобрен на заседании Постоянного совета ОДКБ и направлен в страны-члены Организации на внутригосударственные согласования. «На данный момент в России соответствующие действия завершены. Мы ждем аналогичных ходов от наших партнеров и надеемся, что до конца года удастся этот документ принять», - сообщил Д.Степанов.
Кроме того, Д.Степанов сообщил, что в сентябре 2022 года МИД России передал через секретариат ОДКБ на рассмотрение партнеров проект совместного заявления глав внешнеполитических ведомств ОДКБ о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Предполагается, что этот документ придаст дополнительный политический вес и актуализацию данной тематики на пространстве ОДКБ.
Наконец, Совет министров иностранных дел ОДКБ и Комитета секретарей Советов безопасности ОДКБ приняли решение о проведении, начиная с 2022 года, сроком на три года, профильных межведомственных консультаций по тематике международной информационной безопасности (МИБ). Это позволит на регулярной основе координировать позиции по наиболее актуальным вопросам, что в перспективе должно дополнительно укрепить потенциал ОДКБ.
Д.Степанов напомнил, что МИД России ведет работу по МИБ и в других дружественных региональных структурах, таких как ШОС и СНГ. В частности, в рамках ШОС ее участниками наработана прочная международно-правовая база. Прежде всего, это соглашение о сотрудничестве в области обеспечения МИБ от 16 июня 2009 года. 16-17 сентября 2021 года на саммите государств-членов ШОС в Душанбе был утвержден план взаимодействия государств-членов по вопросам международной информационной безопасности (МИБ) на 2022-2023 годы. В рамках организации с 2006 года функционирует Группа экспертов ШОС по международной информационной безопасности. Она была учреждена решением глав государств-членов ШОС. По сложившейся традиции заседания Группы проводятся раз в год. В ходе очередного заседания Группы, которое состоялось 13-14 июля в Ташкенте, российской стороной был выдвинут ряд практических инициатив, направленных на укрепление сотрудничества в рамках организации. Они пока не утверждены странами-членами, но, возможно, часть из них можно будет экстраполировать на ОДКБ.
Новые инициативы предполагают возможность подключения к формату группы экспертов с правом совещательного голоса государств-наблюдателей при ШОС. На момент заседания Группы ими были Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия, а также Туркменистан (в индивидуальном качестве). При этом Иран 15 сентября 2022 года подписал в Самарканде меморандум о присоединении к ШОС, и можно надеяться, что в течение года-двух он станет полноправным членом этой организации и примет участие в деятельности группы экспертов, в чем наши иранские коллеги весьма заинтересованы.
В числе важнейших инициатив, озвученных в рамках саммита ШОС - предложение организовать в рамках группы экспертов организации специализированную дискуссию по вопросам применимости международного права в сфере использования ИКТ и выработки терминологии в сфере информационной безопасности. Важным шагом могло бы стать и создание реестра командных пунктов в рамках ШОС по обмену сведениями о компьютерных инцидентах с целью обнаружения, предотвращения и ликвидации последствий кибератак. Не менее важно формирование списка подразделений и контактных лиц, ответственных за взаимодействие в правоохранительной сфере по пресечению, выявлению и расследованию преступлений, связанных с использованием ИКТ. Серьезной проблемой остается и нехватка квалифицированных специалистов в области международной информационной безопасности. В их подготовке заинтересованы все страны-участницы ШОС. «Опыт деятельности в рамках ШОС был бы крайне полезен для всех стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности и способствовал бы дополнительному объединению усилий наших стран в борьбе с современными вызовами и угрозами», - резюмировал Д.Степанов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs