В Москве завершился Первый Всероссийский Морской конгресс под названием «Развитие морской индустрии в новых макроэкономических условиях». Он проходил в здании Правительства Москвы на Новом Арбате, 36 при поддержке отраслевых федеральных и региональных органов власти и бизнес-сообщества в ответ на новые вызовы и стал поистине самым масштабным в истории нашей страны.
Когда я обходил выставку и мероприятия конгресса, а их было невероятное множество, меня преследовал припев нашей старой и хорошо известной русской песни:
«По морям, по волнам,
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям, эх,
Нынче здесь, а завтра там»…
Это было невероятно. Залы были заполнены сотнями людей, так или иначе связанных с морями и океанами, с кораблями и различным новейшим морским оборудованием, самыми новыми разработками российских ученых и инженеров.
Как заявил в своем приветствии конгрессу Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, «Россия не видит себя без мощного флота. У нас должно быть сильное кораблестроение. Для этого на наших верфях предстоит провести глубокую локализацию производства по всем типам судов, от атомных ледоколов, газовозов, танкеров и контейнеровозов до небольших речных трамвайчиков. Эта же задача относится и к судоремонту. Отмечу, что разработана программа развития собственного дизелестроения – для оснащения морского и речного флота энергетическими установками. Её реализация позволит обеспечить все внутренние потребности в низко- и высокооборотных двигателях».
Конгресс проходил с большим размахом, включив в себя с 3 по 4 октября несколько десятков важных мероприятий, в том числе такие, как международные бизнес-диалоги. На конгрессе обсуждались такие насущные темы, как «Морская политика России: новые возможности в эпоху больших перемен», «Обновление промыслового флота: потребности отрасли и предложения судостроительных предприятий», «Международное сотрудничество в сфере судостроения и судоходства: перспективные направления», «Импортозамещение в судостроении. Пути решения в существующих реалиях», «Судоремонт и техническое обслуживание флота в России: от слов к делу»,
«Судостроение как драйвер российской промышленности: развитие межотраслевой кооперации», «Управление цепями поставок в судостроительной отрасли», «Цифровизация российских верфей: интеллектуальный шаг в будущее». Много внимания было уделено развитию Северного морского пути и других логистических направлений…
С большим успехом прошли на конгрессе также и выступления деловых и научных профессионалов. Вела такой судьбоносный для нас международный бизнес-диалог, как «Россия-Латинская Америка», Генеральный директор НК СЭСЛА Татьяна Машкова. Она же выступила с первым докладом «О сотрудничестве в области судоходства и судостроения между Россией и странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ)». Моря и океаны нас с Латинской Америкой разделяют, но они нас и объединяют, сказала Татьяна Николаевна. События последнего времени, беспрецедентный антироссийские санкции Запада особенно сильно повлияли на логистику, на морские перевозки. Тем не менее, и в России, и в странах ЛАКБ сохраняется заинтересованность в сохранении и развитии торгово-экономического сотрудничества, как во взаимном экспорте, так и в импорте товаров. Латинская Америка нуждается в импорте из РФ удобрений, нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа, зерна, транспортных средств, технического оборудования и других товаров. Россия заинтересована в поставках латиноамериканских тропических овощей и фруктов, различного сырья, мяса, вина, рыбы и морепродуктов, тканей, обуви и так далее. И если ряд товаров, таких, как фармацевтические, можно доставлять авиацией, то многие другие грузы – только специализированными морскими судами по морям и океанам. И для нас поэтому очень важны морские логистические цепочки. Их нынешнее выстраивание имеет для нас глобальное значение, отметила Татьяна Машкова. Именно этим совместно с латиноамериканскими партнерами сейчас особенно активно занимается Дирекция нашего Национального Комитета…
В свою очередь, с интересным докладом выступила доктор экономических наук, руководитель Центра экономических исследований ИЛА РАН Людмила Николаевна Симонова, которая представила собравшимся свое новое исследование на тему «Влияние западных санкций на морские грузоперевозки».
Людмила Николаевна, в частности, отметила, что в нынешних условиях враждебности Запада нам необходимы: выстраивание новых механизмов расчетов в условиях замораживания активов и введения запрета на валютные операции, повышение стоимости товара из-за дополнительных финансовых транзакций при применении схем обхода санкций (таможенные пошлины, двойное налогообложение НДС и др.). Она также констатировала рост логистических расходов из-за удлинения цепочек поставок, увеличения времени транспортировки и дополнительных таможенных процедур, риск прерывания/разрыва цепочек поставок из-за их сложности и многокомпонентности.
А угроза вторичных санкций вынуждает потенциальных партнеров использовать более сложную и дорогостоящую структуру операций, затрудняющую их идентификацию, что объективно снижает привлекательность российского рынка…
По оценкам Людмилы Симоновой, в 2022 году в целом будет отмечено повышение доли Латино-Карибской Америки в экспорте РФ с 3,1% в 2021 году до 4,1% в 2022-ом. Она также предполагает, что увеличение поставок удобрений и топлива, повышение значения Бразилии как крупнейшего партнера РФ (доля Бразилии в российском экспорте в ЛКА в 2021 году составила 59,2%, а в 2022 может превысить 65%). (По данным Министерства экономики, в марте 2022 г. Бразилия импортировала из России 685 тыс. т удобрений на сумму US$455 млн. В июле 2022 г. Бразилия договорилась о поставках российского дизельного топлива. В сентябре Бразилия получила первую партию в 35 млн литров. Танкер с горючим из России прибыл в порт Сан-Паулу. Следующие танкеры ожидаются в октябре. Бразилия импортирует примерно треть нужного ее рынку объема дизельного топлива).
В то же время, предполагается сокращение поставок из стран региона на 15%, а повышение его доли в российском импорте до 5,0%. Каковы же, по мнению Людмилы Симоновой, основные факторы? Это - отказ латиноамериканских компаний поставлять стратегическое сырье, машины и оборудование из-за боязни вторичных санкций (например, Аргентина прекратила поставки лития в Россию); уход контейнерных линий (грузы доставлялись в основном судами Maersk); проблемы с финансирование внешнеторговых сделок; отказ страховых компаний обслуживать суда, направляющиеся в Россию… И все подобные факты и факторы наша страна и ее партнеры в Латинской Америке и Карибском бассейне должны учитывать в развитии своего торгово-экономического взаимодействия.
…С весьма полезными докладами в бизнес-диалоге также приняли участие капитан, генеральный директор Боливийской судоходной компании ENABOL Родриго Милтон Мендоса Ороско (онлайн), гендиректор АО «Особая экономическая зона «Лотос» Сергей Милушкин, президент Палаты Судостроительной промышленности провинции Санта-Фе Аргентины, президент компании Судоверфь реки Парана-Юг (онлайн), генеральный директор АО «Скоростные катера Мобил Групп» Александр Филиппов («Скоростные катера российского производства: предложения для латиноамериканского рынка»).
Отметим также, что в бизнес-сессии «Россия и Латинская Америка» также приняли участие Послы и представители дипломатического корпуса стран Латинской Америки в России, а также представители деловых кругов государств ЛАКБ, работники российских компаний и организаций, тесно связанных и сотрудничающих с латиноамериканскими партнерами.
О различный логистических морских цепочках на конгрессе было немало выступлений. Упоминались среди них и пути через ближневосточные страны, и через африканские, а также через северный и южный полюса. Большой доклад был посвящен Северному морскому пути и обеспечению его грузового судоходства. Как отметил в своем выступлении представитель ГК «Росатом», заместитель председателя госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов, 45 арктических судов уже эксплуатируются, 32 находятся на разных этапах готовности, и еще 55 необходимо построить. Всего же, как рассказал Панов, для грузового судоходства по Северному морскому пути необходимо не менее 132 судов. Будет значительно увеличен ледокольный флот. Помимо существующих и сооружаемых новых атомных ледоколов, намечено строительство дополнительных четырех неатомных.
…На конгрессе выступили первые лица крупнейших компаний и госкорпораций, представители научных кругов, более 1500 уникальных специалистов морской отрасли из 50 регионов России и 10 стран мира. Все два дня на конгрессе работала широкая выставка достижений российской судостроительной техники.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs