4 октября 1957 года в половине одиннадцатого вечера по московскому времени со стартовой площади Тюратам в Южном Казахстане (тогда ещё не принято было говорить о «космодроме Байконур») стартовала ракета, которая вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли (ИСЗ).
Аппарат этот представлял собой металлический шар, выполненный из алюминиевых сплавов, диаметром чуть более полуметра и весом – 83,6 кг. Две антенны, состоящие каждая из двух штырей, распространяли сигнал – знаменитый «бип-бип-бип», который первыми услышали учёные, находившиеся на космодроме. Это сразу же вызвало всеобщее ликование. Уже очень скоро этот завораживающий сигнал услышит всё человечество. Энтузиасты, вооружённые подзорными трубами и самодельными телескопами даже разглядят на ночном небе некий светящийся объект, который будет назван русским словом «спутник» и под этим именем войдёт в историю. Но разве можно разглядеть с земли полуметровый шарик, летящий в сотнях километров от поверхности планеты? Разумеется, нет. За сам аппарат энтузиасты принимали последнюю ступень разгонного блока ракеты-носителя, что, собственно, и вывела «шарик» на орбиту.
Сам аппарат носил название ПС-1 (простейший спутник–1). Это название предложил ему дать сам генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв, а вот ракета-носитель как раз и называлась «Спутник». И уж потом это название перешло на весь аппарат и стало символическим. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. На 315 секунде после старта ИСЗ отделился от второй ступени ракеты-носителя, и сразу его позывные услышал весь мир.
Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 миллионов километров), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.
С тех пор любой космический корабль, обращающийся на орбите Земли, носит имя спутника Земли, или иных планет, если он выйдет на их орбиты.
Казалось бы – простейшее устройство, шарик из металла, с незамысловатыми приборами на борту, а какой огромный шаг для всего человечества!
Первым, кто реально занялся ракетостроением в России, был Николай Иванович Тихомиров, создатель знаменитой Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в Петрограде в 1921 году. Она будет после слита с ГИРД (Группа изучения ракетного движения) в Москве и на этой базе в 1933 году будет создан Реактивный НИИ, из стен которого и вышли создатели космического проекта в СССР. А это целая плеяда великих изобретателей (в том числе Сергей Павлович Королёв и его соратник, выдающийся конструктор ракетных двигателей Валентин Петрович Глушко). Сам же Николай Тихомиров (а родился он в 1859 году) был химиком-практиком, работал на сахарных заводах, изобретал фильтры и различные устройства для этого производства. И вот этот-то, казалось, далёкий от неба человек вдруг занялся созданием «самодвижущихся мин» – прообраза реактивных снарядов! В 1912 году он уже представил военному ведомству проект такого снаряда и получил патент.
Сам принцип движения ракеты от воздействия реакции газов, которая происходит при сгорании жидкого или твёрдого топлива был сформулирован Тихомировым при сотрудничестве с известным «отцом аэродинамики» профессором Николаем Егоровичем Жуковским, который в 1916 году одобрил идею Тихомирова. В сущности, ракета – это мощный двигатель и динамическая оболочка, позволяющая ракете устойчиво двигаться как в воздушном, так и в безвоздушном пространстве. Поэтому неудивительно, что создатели первых наших ракет были и авиаконструкторами одновременно. Сергей Павлович Королёв, как известно, прежде чем заняться ракетами создал проект аэроплана, строил планеры и даже сам летал на них, но после знакомства с теоретическими трудами Циолковского более дерзкие мечты овладели им.
В 1929 году Королёв заканчивает Московское высшее техническое училище им. Баумана (МВТУ) и начинает работать в ГИРД, который располагался в жилом доме у Красных ворот в Москве, а первые ракеты возили на стартовые площадки… на трамвае, покупая им билет, как за провоз багажа.
Первая ракета, созданная ГИРД (конструктор Михаил Тихонравов), поднялась в небо 17 августа 1933 года с полигона у подмосковного Нахабино. Она была маленькой и улетела недалеко, но на ней уже стоял жидкостно-реактивный двигатель (ЖРД) – прообраз будущих мощных ракетных систем.
После этого события руководство Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) уверовало в возможность построения боевых ракет, и сам Тухачевский подписал приказ о создании Реактивного научно-исследовательского института РККА. Впоследствии связь этого института с опальным маршалом послужит очень плохую службу для ракетного дела в СССР, так как в 1937 году, когда полетят многие военные головы, это ударит и по учёным РНИИ. Некоторые из них, обвинённые в связях с «военной оппозицией» Сталину, окажутся в местах не столь отдалённых, как, к примеру, С.П. Королёв, который вместо создания передовой ракетной техники будет мыть золото на «общих работах» в магаданских лагерях.
Арестуют и его соратника Валентина Петровича Глушко, правда, его не отправили в Сибирь, а привлекли к работам в так называемых «шарашках» – специальных закрытых научных КБ, созданных наркомом внутренних дел Лаврентием Берией для осуждённых учёных. Делу ракетостроения в нашей стране в этих злосчастных 1937–1938 годах будет нанесён, конечно, сильнейший удар. А ведь к 1937 году уже были созданы проекты ракетоплана и испытан ряд крылатых и баллистических ракет, то есть мы тогда явно опережали и Америку, и Европу, ту же нацистскую Германию, где Вернер фон Браун создаст свои знаменитые «Фау» только к 1943–1944 годам. А нам после войны пришлось учиться у этого штурмбанфюрера СС, копировать его разработки, и посылать для этого в поверженную Германию тех же самых учёных, которых «мариновали» в тюрьмах в 1937-м...
И только в мае 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР №1017-49. Его подписал Сталин, гриф «Совершенно секретно. Особая папка». В постановлении были изложены вопросы реактивного вооружения с обязательным созданием ряда научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских бюро. Задела для создания крупных ракет в СССР не было, а время поджимало. Американцы уже создали и применили в боевых условиях атомную бомбу. Над японскими городами Хиросима и Нагасаки её сбрасывали с тяжёлых бомбардировщиков на парашютах. Бомба опускалась медленно, самолёт успевал до взрыва отлететь на достаточно большое расстояние, однако ядерный взрыв был такой силы, что бомбардировщик буквально швыряло в небе ударной волной. Создание ракеты для доставки ядерного заряда до объектов противника стало насущной необходимостью в случае начала ядерной войны. Потому американцы вывезли из поверженной Германии знаменитого конструктора ракет Фау-2 Вернера фон Брауна, простили ему все нацистские грехи, предоставили лучшие лаборатории и полигоны в Штатах. Началась ракетная гонка. Мы смогли захватить в Германии сами ракеты со всей оснасткой и нескольких немецких конструкторов, помощников фон Брауна. Для ознакомления с этой техникой и направлены были в Германию советские конструкторы, недавние узники ГУЛАГа Королёв, Глушко и многие другие.
С них даже обвинения ещё не успели снять, они ещё не были полностью реабилитированы, а уже возглавили специализированные опытно-конструкторские бюро (ОКБ). Одно из важнейших ОКБ по ракетостроению возглавил Сергей Павлович Королёв, а ОКБ по жидкостно-ракетным двигателям – Валентин Петрович Глушко.
Так как эти учёные и явились, собственно, главными создателями советской космической техники, расскажем о них поподробнее. Оба родились на Украине. Отец С.П. Королёва был учитель. А В.П. Глушко был сыном простого батрака из Одессы, этого русского города с давней высокой культурой, с основания своего тесно связанного с Россией. Удивительно, что оба они - и Королёв, и Глушко – в юные годы росли в Одессе, отсюда начинался их путь в небо. Оба выходца с Украины получили образование в российских вузах, оба увлеклись идеями Циолковского, работали в Реактивном НИИ, пострадали от политических репрессий, а после работали на оборону страны в тюремных КБ. А в 1945–46 годах вместе оказались в поверженной Германии, изучая ракетное наследство фон Брауна. Там же, в Германии, Королёв познакомился с молодым (родился в 1917 году) конструктором Василием Павловичем Мишиным, выходцем из крестьянской семьи, из деревни Бывалино под Павловским Посадом. Василий Павлович начинал свой путь простым рабочим в ЦАГИ, окончил Московский авиационный институт и уже во время войны в КБ Болховитинова разрабатывал первый советский ракетный самолёт БИ-1. Как специалист по авиационным ракетным двигателям и он был направлен в Германию, изучать Фау-2, здесь и познакомился с Королёвым, и стал его первым заместителем в ракетном ОКБ-1 на долгие годы. Вот эти три богатыря и стали той «могучей кучкой», вокруг которой сплотились сотни, тысячи талантливых конструкторов и инженеров, целая армия специалистов и рабочих, что вывела нашу страну на высочайший уровень науки и техники.
Конечно, все решения по созданию космической отрасли принимались политическим руководством СССР. Сталин уделял повышенное внимание разработкам передовой техники. Конечно, обидно было учиться у нацистских конструкторов азам ракетостроения, но у них же учились и американцы, ведь даже создатель американской атомной бомбы Роберт Оппенгеймер был выходцем из Германии. А наша первая баллистическая ракета Р-1, созданная Королёвым, Мишиным и Глушко, была повторением брауновской Фау-2 и летала, как и она, на 300 км. Но уже к концу сороковых годов с полигона Капустин Яр под Сталинградом новые советские ракеты класса "Р" летали всё дальше и дальше.
блПеред самой своей смертью, в феврале 1953 года, Сталин подписал распоряжение о создании мощной баллистической ракеты, которая могла бы наносить удары по врагу на других континентах. Это была ракета Р-7. Преобразованная под мирные цели, она и вывела наш первый спутник на околоземную орбиту.
Известный советский конструктор ракетных двигателей В.И. Гуров пишет в своих воспоминаниях: «До запуска первого искусственного спутника Земли оставалось менее двух месяцев. В августе 1957 года Вернер фон Браун публично заявил в конгрессе США о том, что русские в попытке освоения космоса далеко отстали от американских достижений. Сытые американцы не могли представить себе русский темп созидания новой техники. А вместе с тем в мае 1957 года было завершено строительство космодрома Байконур. Бытует легенда, по которой руководство СССР ради обеспечения режима секретности огласило на весь мир, в качестве отвлекающего маневра, затею об освоении целинных земель в Казахстане. А строительство возле малюсенькой станции Тюратам (так вначале назывался космодром) – это, мол, всего-навсего строительство грандиозного спортивного комплекса с обязательным огромным стадионом».
Удивительную неосведомлённость проявили американцы, несмотря на всю их разведку. А ведь запуск первого спутника намечался ещё на 15 мая 1957 года, но первый и второй запуски оказались неудачными, ракеты уклонялись от траектории и падали, едва успев подняться. Может быть, действительно слишком спешили наши специалисты? Но ведь это на самом деле была "космическая гонка", даже сам Королёв настоятельно предлагал правительству не готовить к запуску тяжёлую орбитальную станцию – "объект Д", как именовалась она в секретных документах – а ограничиться запуском "простейшего спутника", лёгкого, но символически напоминающего нашу планету своим шарообразным видом. Мнение Королёва победило, и ракетоноситель дорабатывался всё лето и осень 1957 года бешеными темпами. Всё время старались облегчить конструкцию и добились в этом значительных успехов. Несколько раз запуск откладывался, срабатывали аварийные системы из-за постоянно проявляющихся неполадок. Наконец 21 августа 1957 года первая баллистическая межконтинентальная ракета успешно стартовала и достигла полигона на Камчатке. 27 августа вышло Сообщение ТАСС о создании в СССР межконтинентальной ракеты. Итак, ракетоноситель для спутника был готов, и вот, вечером 4 октября 1957 года это свершилось: "Спутник" был выведен на околоземную орбиту!
По материалам Calend.ru и Topwar.ru
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs