Вопрос: Российская военная операция на Украине продолжается, и многие опасаются, что конфликт может затянуться на неопределенный срок. Есть ли прогресс в достижении Россией заявленных целей по «денацификации» и «демилитаризации» Украины, и приблизились ли обе стороны к мирному урегулированию по сравнению с ситуацией на 24 февраля?
С.В.Лавров: Своими действиями по взращиванию на Украине русофобского неонацистского режима, военному освоению и превращению ее территории в плацдарм для сдерживания России Запад не оставил нам иного выбора, кроме проведения специальной военной операции. Ее цели известны: защита населения Донбасса, устранение угроз безопасности России, демилитаризация и денацификация Украины. Все они сохраняют актуальность и будут выполнены, сколько бы времени это ни заняло.
К настоящему моменту освобождена вся ЛНР, значительная часть ДНР, Херсонской и Запорожской областей. На этих территориях налаживается мирная жизнь. Несмотря на обстрелы и диверсии, ведутся ремонтно-восстановительные работы на объектах гражданской инфраструктуры и в жилом секторе. Отстраиваются новые дома, школы, больницы, учреждения культуры.
Хотел бы подчеркнуть, что коллективный Запад во главе с США открыто стремится к победе над Россией «на поле боя». США и их союзники готовы принести Украину в жертву ради своих геополитических целей. Для их достижения они накачивают страну оружием, а это ведет к эскалации и затягиванию конфликта. Отдаляет перспективу урегулирования.
В Вашингтоне не заинтересованы в установлении мира и спокойствия на Украине. Это стало понятно уже в марте, когда Москва и Киев подошли вплотную к достижению договоренностей между собой. Такой поворот событий явно испугал американцев и британцев, и они фактически запретили Украине вести дальнейший диалог с Россией. С тех пор украинские власти уклоняются от переговорного процесса.
Вопрос: Сирия стала первой страной, не считая Россию, признавшей Донецкую и Луганскую народные республики в качестве независимых государств. Рассматривает ли Россия эти образования как государства с фиксированными границами, или Россия поддержит расширение их суверенитета за счет других территорий, на которых действуют в настоящее время российские Вооруженные Силы на Украине? Или, возможно, Россия поддержит принятие отдельных мер по обеспечению независимости на этих территориях, например, проведение референдумов о присоединении к Российской Федерации, как это было с Крымом в 2014 году?
С.В.Лавров: Первым государством, которое признало независимость ДНР и ЛНР, была не Россия, а Южная Осетия. А после России это сделали также Абхазия, Сирия и КНДР.
Россия признала независимость республик Донбасса в пределах границ, которые зафиксированы в их конституциях. По сути, речь идет об административных границах Донецкой и Луганской областей бывшей УССР.
Что касается упомянутых Вами других освобожденных от гнета неонацистского киевского режима территорий Украины, исходим из того, что их жители вправе самостоятельно определять свою судьбу. Мы видим стремление людей быть вместе с Россией и поэтому с уважением отнесемся к их выбору. Соответствующие намерения в последние дни провозгласили руководители ДНР, ЛНР, Запорожья, Херсонской области. Все они вправе воспользоваться правом на самоопределение в соответствии с Уставом ООН.
Вопрос: Президент Джо Байден на раннем этапе конфликта подтвердил, что произошел «полный разрыв» российско-американских связей. На каком уровне страны еще ведут диалог? Обсуждается ли контроль ядерных вооружений, урегулирование конфликтов в таких регионах, как Черноморский регион, Сирия, а также судьбы граждан США, взятых под стражу по приговорам уголовного суда или в ходе боевых действий?
С.В.Лавров: Российско-американский межгосударственный диалог практически заморожен по вине США. Поддерживать нормальное общение с Вашингтоном, декларирующим в качестве цели нанесение России стратегического поражения, объективно не получается.
В равной степени это относится к прерванным американской стороной консультациям по стратегической стабильности и контролю над вооружениями. Мы, естественно, фиксируем некоторые отрывочные сигналы из Администрации США и лично от Дж.Байдена относительно возобновления диалога по СНВ, но что за ними стоит, пока не ясно.
Американцы уклоняются от субстантивного взаимодействия по урегулированию региональных конфликтов.
Что касается заключенных граждан США, то мы неоднократно предупреждали о контрпродуктивности вынесения данной темы в публичное пространство. Ею должны профессионально заниматься компетентные ведомства в формате, согласованном между Москвой и Вашингтоном.
В отношении американцев, задержанных в ходе боевых действий, нужно обращаться к властям в Киеве, а также к руководству Донецкой и Луганской народных республик по официальным дипломатическим каналам.
Вопрос: Введенные Америкой и ее союзниками антироссийские санкции потрясли всю глобальную экономику, навредив больше всего энергетическому сектору, в котором в США и ряде других стран цена на газ и другие товары стала основным поводом для беспокойства. Надеется ли Россия на то, что внутригосударственные издержки санкций вскоре превысят ожидания от их эффекта и разрушат коалицию стран, которые ведут экономическую войну против России?
С.В.Лавров: Односторонние ограничительные меры Запада вводились под лозунгом нанесения непоправимого ущерба России. Однако пошатнуть российскую экономику не получилось. Более того, санкции оказались обоюдоострым оружием: во многих европейских странах наблюдаются рост цен и падение доходов, энергодефицит и угрозы социальных взрывов. Привычные блага цивилизации становятся привилегией для богатых. Это цена, которую рядовые граждане платят за антироссийскую политику правящих элит.
Целые отрасли европейских экономик (включая металлургическую, химическую) десятилетиями процветали за счет стабильных поставок недорогих российских энергоносителей. Это позволяло странам ЕС успешно конкурировать, в том числе с американскими компаниями. Видимо, такого больше не будет – но это не наш выбор.
Если на Западе хотят действовать в ущерб собственным интересам, помешать этому мы не можем.
Вопрос: Взаимное недоверие, возникшее после начала конфликта, навело многих на мысль, что прежний уровень экономической интеграции между Россией и Западом не может быть достигнут на протяжении определенного времени даже в случае урегулирования конфликта. Готова ли Россия к этому сценарию в долгосрочной перспективе, и если да, то что это означает для экономического и геополитического будущего России? Произойдет ли увеличение инвестиций в альтернативные структуры, такие как БРИКС и ШОС?
С.В.Лавров: Остервенелая реакция США и их союзников на специальную военную операцию России фактически подвела черту под целым историческим этапом взаимодействия нашей страны с Западом. Те, кого мы считали надежными экономическими партнерами, выбрали вариант нелегитимных санкций и одностороннего разрыва деловых связей.
Россия этому не рада: то, что создавалось десятилетиями упорного труда, разрушили практически в одночасье. Что же, мы сделаем свои выводы из поведения западных коллег – не думаю, что в обозримой перспективе им удастся восстановить доверие к себе как контрагентам по бизнесу.
Мы продолжим работать с теми партнерами, кто готов к равноправному, взаимовыгодному сотрудничеству, кого не затронула антироссийская истерия. А это подавляющее большинство членов международного сообщества. Видим широкий интерес к расширению взаимодействия с нами со стороны государств Евразии, Африки и Латинской Америки, членов и участников ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС, многих других стран не-Запада.
Продолжим адаптироваться к новым внешнеторговым и финансовым реалиям, активизировать импортозамещение. Совместно с друзьями будем снижать долю американского доллара во взаимной торговле и переводить взаиморасчеты в национальные валюты. Намерены использовать все имеющиеся возможности и инструменты для защиты своих интересов. У меня нет сомнений, что Россия выдержит любое санкционное давление.
Вопрос: Россия и Китай на протяжении лет укрепляли свое всеобъемлющее стратегическое партнерство, и обе стороны заявляют, что продолжат его развивать, несмотря на конфликт на Украине, во время которого некоторые крупные китайские компании и учреждения проявляют осторожность в работе на российском направлении, опасаясь попадания под санкции США. Какое значение имеет произошедшее с 24 февраля для взаимоотношений между Москвой и Пекином, а также многополярного международного порядка, который обе страны стремились укреплять?
С.В.Лавров: Стратегическое партнерство с Китаем остается безусловным приоритетом российской внешней политики. Оно носит устойчивый, долгосрочный характер и не зависит от колебаний международной конъюнктуры. Российско-китайские отношения отличает глубокое взаимное доверие, обоюдная поддержка в деле защиты коренных национальных интересов друг друга, стремление к расширению взаимовыгодных связей.
Ключевую роль играет насыщенный и доверительный диалог лидеров – Президента В.В.Путина и Председателя Си Цзиньпина. В феврале этого года российский лидер посетил Пекин, а 15 сентября переговоры на высшем уровне прошли в Самарканде «на полях» заседания Совета глав государств-членов ШОС.
В условиях повышенной международной напряженности ответственный подход России и Китая – постоянных членов СБ ООН – к решению насущных проблем становится все более востребованным. Совместно с китайскими друзьями будем и далее работать над оздоровлением ситуации в мире, способствовать формированию справедливой многополярной системы, опирающейся на Устав ООН и, прежде всего, на фундаментальный принцип суверенного равенства государств.
Вопрос: В этом году исполняется 50 лет со дня окончания Вами Московского государственного института международных отношений. С тех пор Вы были вовлечены в дипломатию своей страны. Исходя из своего полувекового опыта, как бы Вы оценили риск конфронтации между крупнейшими державами сегодня? Переживают ли сейчас народы мира, в том числе мы, русские и американцы, особо опасный период?
С.В.Лавров: К сожалению, ситуация в мире продолжает деградировать. Основная причина, и мне об этом не раз приходилось говорить, заключается в настойчивом стремлении Запада во главе с США обеспечить себе глобальное доминирование, хотя это и невозможно по объективным причинам. Тем не менее, Вашингтон и его сателлиты делают все, чтобы затормозить процесс демократизации международных отношений. Хотят заменить созданную по итогам Второй мировой войны ооноцентричную архитектуру и международное право на некий «порядок, основанный на правилах». Действуя в худших колониальных традициях, делят мир на «демократии» и «авторитарные режимы». Тех, кто не согласен с такой линией, кто проводит самостоятельную политику, руководствуется национальными интересами, пытаются «прижимать» с применением односторонних санкций, шантажа и неприкрытого силового давления.
Сегодня государства Запада накачивают неонацистский режим в Киеве оружием и военной техникой, обучают персонал ВСУ. Из натовского, американского вооружения обстреливают сопредельную Украине российскую территорию, убивают там мирных жителей. В Пентагоне не скрывают, что передают Киеву разведданные, целеуказания для нанесения ударов. Фиксируем присутствие американских наемников и советников «на поле боя». США, по сути, балансируют на грани превращения в сторону конфликта. Это к Вашему вопросу о риске прямого столкновения между ядерными державами.
К сожалению, в Вашингтоне, похоже, все еще живут позавчерашним днем, мыслят категориями однополярности. Никак не могут смириться с тем, что современный мир более не западоцентричен. И никогда уже таковым не будет. Сегодня сформировались и все активнее заявляют о себе сильные, самостоятельные игроки из числа развивающихся стран. Эти государства и их интеграционные объединения не хотят участвовать в антироссийском «крестовом походе», инспирируемом из Вашингтона.
Вопрос: Как мы знаем, российские официальные лица заявляли, что не вмешиваются во внутреннюю политику США. Следит ли Россия за предстоящими промежуточными и президентскими выборами 2024 года в контексте того, как изменится политика Вашингтона в отношении Москвы и по другим внешнеполитическим вопросам, затрагивающим ее интересы?
С.В.Лавров: В очередной раз хотел быподтвердить нашу принципиальную позицию о невмешательстве во внутренние дела иностранных государств. США здесь не исключение. Мы не вмешиваемся, но, конечно, внимательно отслеживаем процесс подготовки к ноябрьским промежуточным выборам в Конгресс. Это не прихоть, а обязанность дипломатов, журналистов, ученых. При этом сразу могу сказать, что мы не преувеличиваем значение результатов этих выборов в контексте выправления российско-американских отношений, учитывая сложившееся на Капитолии стойкое неприятие самой идеи равноправного диалога с Москвой. Говорить же что-либо о президентской кампании в США 2024 года пока преждевременно, поскольку она еще толком не начиналась.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs