ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Окончание «елизаветинской эпохи» сулит Великобритании непростое будущее

10:10 19.09.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

Королева Великобритании Елизавета II скончалась 8 сентября этого года. Она являлась не только формальным главой государства, в том числе в 14 доминионах, пользовалась высоким моральным авторитетом среди элит и населения как Великобритании, а также стран Британского Содружества. Тем не менее, настроения в пользу независимости исторически имеют место среди значительной части жителей Шотландии и Северной Ирландии. А идеи о полной формальной независимости во многих странах Содружества обсуждаются и сейчас. Теперь, после кончины королевы, многие наблюдатели ожидают усиления центробежных тенденций.

Отчасти подобные предположения связаны с отношением к личности нового короля. Карл III семь десятков лет оставался в тени своей матери. Скептицизм в отношении него британской общественности настолько силен, что неоднократно звучали призывы, чтобы принц Чарльз уступил свое право на престол сыну Уильяму. По мнению BBC, «в личности нового короля, судя по всему, сочетаются противоречивые мотивы: желание перемен и в то же время желание сохранить традиции. Он своего рода радикал и консерватор в одном лице». Между тем Великобритания также стала гораздо более сложной во всех отношениях страной, чем была в момент восшествия на престол Елизаветы, превратившись в «мультикультурное и многоконфессиональное» общество. И новому главе государства предстоит доказать свою способность «выступить в роли объединяющей силы…». Это будет непросто по многим объективным причинам.

Новый импульс дискуссиям о возможности отделения ряда территорий от Соединенного Королевства придали кризис вокруг попытки объявления независимости в Каталонии и выход Великобритании из ЕС. И, прежде всего, речь идет о Шотландии и Северной Ирландии.

Первый референдум о независимости Шотландии прошел в 2014 году. Тогда 55 процентов принявших участие проголосовали против выхода из Соединенного Королевства. При этом Шотландская национальная партия (ШНП), главный сторонник независимости, в ходе предвыборной кампании 2016 года заявила, что, в случае выхода Великобритании из состава Евросоюза, должен быть проведен новый плебисцит по вопросу независимости. В июне 2016 года, в ходе голосования по Брекзит, 62 процента жителей Шотландии выступили «против». В попытке умиротворения шотландцев, Лондон расширил полномочия местного парламента. Однако с тех пор трения только усиливаются.

На выборы в шотландский парламент, проходившие в 2021 году, ШНП пошла с публично заявленным намерением представить законопроект о выходе из состава Соединенного Королевства, если сторонники независимости получат большинство. По итогам голосования, ШНП сформировала правящую коалицию с «зелеными», также выступающими в поддержку идеи независимости Шотландии. В июне нынешнего года первый министр Шотландии Никола Стёрджен заявила о планах провести новый референдум о независимости в октябре 2023 года. Тогдашний британский премьер Джонсон отверг требование Стёрджен. В настоящее время, вопрос о возможности объявить голосование без согласия правительства Великобритании рассматривается в Верховном Суде Соединенного Королевства. Предполагается, что Суд должен будет определить, обладает ли Парламент Шотландии достаточными полномочиями для единоличного принятия закона о проведении нового референдума.

Брекзит придал новый импульс и спорам о возможности объявления независимости Северной Ирландией. Одним из главных камней преткновения в ходе переговоров между Лондоном и Брюсселем стал вопрос о степени «прозрачности» границы между Северной Ирландией, как части британской территории, и Ирландией - членом Евросоюза.

С 1960-х по конец 1990-х Северную Ирландию сотрясал конфликт между выступающими за единство с Соединенным Королевством протестантами, и католиками - сторонниками независимости. По самым скромным подсчетам, жертвами терактов и вооруженных столкновений между враждующими сторонами, а также с британскими военными и полицейскими, стали порядка 3500 человек. В 1998 году конец открытой фазе конфликта был положен посредством Соглашения страстной пятницы – чрезвычайно компромиссного документа, позволившего оформить шаткий баланс между ведущими политическими силами. Важным элементом соглашения стало упразднение формальной границы между Северной Ирландией и Ирландией.

В ходе переговоров о размежевании с ЕС, Лондону удалось добиться сохранения «прозрачной» сухопутной североирландской границы. Вместе с тем, за это пришлось заплатить фактическим сохранением Северной Ирландии в юрисдикции ЕС, а также появлением пограничной линии, пролегающей по морю. В совокупности, такое положение дел существенно затрудняет торговые операции с остальной территорией Соединенного Королевства, и, по мнению юнионистов, «отдаляет регион от Британии». Сам вопрос о выходе Великобритании из ЕС жестко разделил ведущую политическую силу сторонников полной североирландской независимости из партии Шинн Фейн и их оппонентов из Демократической Юнионистской партии. Соглашение Страстной пятницы допускает проведение референдума об объединении Северной Ирландии и Ирландии. С 2016 года, североирландская Шинн Фейн активно выступает за то, чтобы такой плебисцит был организован.

По итогам выборов в местный парламент Северной Ирландии, прошедших в мае нынешнего года, впервые за более чем сто лет сторонники независимости заняли первое место. Шинн Фейн завоевала 27 мест в 90 местном законодательном органе, а ДЮП 25. Вместе с голосами ряда более мелких партий, юнионисты всё еще имеют в парламенте перевес над республиканцами. Однако с учетом того, что Шинн Фейн также является одной из ведущих партий Ирландии, где её позиции в последние годы лишь усилились, ситуация для Лондона становится всё более сложной и тревожной.

После кончины королевы, руководители североирландской Шинн Фейн выразили Карлу III глубокие соболезнования, в том числе в ходе личной аудиенции. Вице-президент и лидер республиканцев на территории Северной Ирландии Мишель О’Нил (Michelle O'Neill) отметила в своем заявлении «значительный вклад и последовательные усилия» Елизаветы II по продвижению мира в регионе и примирению враждующих сторон. Тем не менее, делегация Шинн Фейн не принимала участия в церемонии прощания с королевой, которая прошла в соборе Святой Анны в Белфасте в присутствии нового британского монарха. Националисты республиканцы также отказались направлять представителей на любые мероприятия, связанные с восшествием на престол Карла III, поскольку они «предназначены для тех, кто политически предан короне».

Британский монарх является не только сюзереном Соединенного Королевства, но также возглавляет Британское содружество наций. Для 14 стран которого выступает в роли главы государства. Содружество представляет собой формальное объединение 54 государств, учрежденное в 1949 году. Подавляющее большинство стран-членов – это бывшие колонии Великобритании. Исключение составляют лишь Мозамбик и Руанда, вступившие в организацию в последние годы. Среди членов Содружества выделяются такие государства, как Австралия, Канада, Индия, Малайзия, Нигерия, Пакистан и ЮАР.

По вполне понятным причинам Елизавета II всегда являлась приверженцем сохранения и развития связей в рамках Содружества. Вместе с тем, юридически титул Главы Содружества Наций никак не закреплен за персоной британского монарха. Как сообщала в 2018 году газета The Independent, тогдашний лидер оппозиционной Лейбористской партии Джереми Корбин предлагал избирать главу Сообщества на «ротационной основе». Однако в том же году на саммите организации принц Уэльский Чарльз был официально выбран преемником Елизаветы II во главе Содружества. В марте 2021 года Чарльз, выступая по случаю Дня Содружества, даже назвал сообщество «краеугольным камнем» своей жизни.

По последним данным, из 14 доминионов Содружества о возможности или даже вероятности «конституционных перемен» различной степени заявили Антигуа и Барбуда, Новая Зеландия, Австралия, Ямайка, Белиз и Гренада. За сохранение существующей формы правления для Канады выступил действующий премьер-министр Джастин Трюдо. Об отсутствии планов конституционных реформ заявили официальные лица Багамских островов и Папуа-Новой Гвинеи. О намерениях лидеров остальных государств Содружества судить «пока рано». 

В последние годы в Содружестве громче звучат голоса тех, кто считает объединение устаревшим во всех смыслах «пост-колониальным клубом» - всё более неуместным напоминанием о временах британского империализма и работорговли. Примером для сторонников перемен служит Барбадос, одна из старейших британских колоний, который вышел из подчинения Елизавете II в ноябре 2021 года. До этого подобный же демарш совершил Маврикий, в 1992-м. Австралия уже подступалась к вопросу о переходе к республиканской форме правления. В 1999 году был проведен референдум. Республиканцы набрали порядка 45 процентов голосов, в то время, как сторонники сохранения монархии – 55 процентов. Но на этом пути есть проблемы. Во многих государствах Содружества юридическая процедура отказа от конституционной монархии может оказаться непростым делом, поскольку потребует внесения изменений в конституции. К примеру, в Канаде поправки в конституцию возможны лишь в случае достижения консенсуса между всеми провинциями.

С формальной точки зрения, страны-члены Содружества могут свободно вступать и выходить из организации. И ни британский монарх, ни правительство Великобритании, не будут иметь права голоса по этому вопросу. Юридически, все государства Содружества «суверенные и независимые нации», и сами определяют свои интересы и внешнюю политику. В то же время, наблюдатели не ожидают, что даже после смены формы правления на республиканскую, такие страны прекратят и членство в Содружестве.

Покинув Евросоюз, Лондон провозгласил новую внешнеполитическую доктрину, пафосно озаглавленную «Глобальная Британия». Предполагается, что внешняя политика Туманного Альбиона станет более «обращенной вовне», а ведущая роль в Британском Содружестве вдохнет новую жизнь в финансовые и экономические возможности страны на мировой арене. Надежды возлагаются на то, что в этом помогут общее историческое и культурное наследие, общность языка. По мнению оптимистов, развитие связей с государствами Содружества не только компенсирует возможные потери от снижения торговли с Европой. Но и позволит повернуть вспять процесс явного снижениябританского влияния в международных делах.

Скептики, в свою очередь, указывают, что надежды на существенное расширение экономических связей с государствами Содружества не оправданны. На момент «развода» на ЕС приходилась без малого половина объема всей внешней торговли Великобритании. В то же время, ни одна из стран Содружества по объему двустороннего товарооборота не входила даже в первую десятку партнеров Лондона. Европейский рынок, несмотря на «санкционные проблемы» – ближе и крупнее. А ряд ведущих экономик Содружества, включая Индию, известны своей политикой жесткого протекционизма. Таким образом, гипотетическое развитие связей в рамках Содружества «будет проблематично представить публике как масштабный успех… и адекватную замену разрыву с Европейским Союзом».

Искренняя скорбь большинства подданных по поводу кончины Елизаветы II едва ли надолго отодвинет на второй план растущие политические противоречия как в Шотландии, так и в Северной Ирландии. В лице Эдинбурга Лондон уже сталкивается с прямым вызовом политическому верховенству центрального правительства в вопросах единства страны. В Белфасте – с параличом исполнительной власти, вызванным глубокими разногласиями двух ведущих политических фракций, непримиримых по вопросу независимости. Кто потеряет больше, в случае дальнейшей эрозии Британского Содружества, Лондон, или его бывшие колонии, пока судить трудно. «Финансовая сеть Вест-Индии» традиционно являлась важным элементом сохранения британского влияния на мировые финансовые потоки. Теперь эта устоявшаяся система под вопросом. Проблемы с гигантским скачком цен на углеводородное сырье еще более усугубляют ситуацию.

В целом, можно констатировать, что с восшествием на престол нового короля, туман, скрывающий экономическое и политическое будущее Британии, становится только плотнее.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати