ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Проблема Нагорного Карабаха - к выступлению Н.Пашиняна на Восточном экономическом форуме

11:20 13.09.2022 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

На полях Восточного экономического форума (ВЭФ) состоялась встреча президента России В.В.Путина и премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна. В ходе разговора главы государств обсудили ключевые аспекты российско-армянских отношений, включая перспективы наращивания торгово-экономического сотрудничества, а также тематику нагорно-карабахского урегулирования. Перед встречей Пашинян выступил на пленарном заседании ВЭФ[1].

Сам Никол Пашинян в своем выступлении объяснил интерес к форуму во Владивостоке поиском новых экономических возможностей. По мнению же аналитиков, основной причиной поездки армянского премьера послужила необходимость в очной встрече с главой российского государства. Тему разговора он обозначил в своем пленарном выступлении. Пашинян высказал опасения, как бы «под шумок» обострения геополитической ситуации в мире, связанной с проведением СВО на Украине, не произошла дестабилизация в Закавказском регионе. В качестве примера он привел ситуацию, которая сложилась осенью 2020 года, когда Азербайджан начал войну в Карабахе, воспользовавшись тем, что внимание мирового сообщества и России было приковано к пандемии Covid-19.

Необходимо отметить, что за неделю до встречи с Путиным во Владивостоке Пашинян провел переговоры в Брюсселе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым при участии главы Евросовета Шарля Мишеля. По результатам встречи последний выступил с заявлением[2], в котором анонсировал «предметную работу по продвижению мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между Арменией и Азербайджаном, и поручение министрам иностранных дел встретиться в месячный срок для проработки проектов текстов». Вместе с тем, в своем заявлении Ш.Мишель даже не упомянул обсуждение статуса Карабаха или хотя бы гарантий безопасности для его армянских жителей, как это было по итогам прежней встречи в мае, и на что рассчитывал Пашинян. Не нашлось места, даже косвенно, и для осуждения Азербайджана за вторжение на территорию Карабаха 3 августа (так называемую операцию «Возмездие»), на что в Ереване также рассчитывали. И если ранее армянский премьер стремился к интернационализации проблемы статуса Нагорного Карабаха и обещал переложить ответственность за безопасность его жителей на мировое сообщество, то заявление Ш.Мишеля, а затем комментарий А.Алиева расставили все точки над «i».

Дело в том, что месяц назад ЕС и Азербайджан подписали меморандум о стратегическом партнерстве в энергетике[3], в соответствии с которым Президент Азербайджана пообещал удвоить объем поставок газа в Европу[4], тем самым частично возместить объем энергоносителей, недополученных из-за отказа ряда европейских стран переходить на новую схему оплаты топлива из России. Речь идет о мартовском указе президента РФ Владимира Путина, который поручил перевести платежи по газовым контрактам с долларов и евро в рубли для «недружественных» государств.

Естественно, Евросовет в создавшихся условиях не мог не принять сторону своего теперь уже стратегического партнера при обсуждении мирного урегулирования на Южном Кавказе на условиях Баку.Запад закрыл глаза на, по его же либеральным меркам, «недемократичность» политического режима в Азербайджане и ведет дело к выстраиванию качественно новых стратегических (и не только в энергетике) отношений с Баку на платформе поставок «альтернативного» газа на континент.

Перестали упоминать карабахскую проблему и представители госдепа США, позиционируя себя как посредники, но отделываясь общими призывами к скорейшему заключению мирного договора: «Мы призываем Армению и Азербайджан активизировать свое дипломатическое взаимодействие и достичь всеобъемлющего мирного соглашения»[5].

Настойчивое подталкивание Западом Еревана на заключение мирного договора на условиях Баку довольно откровенно объясняется в опубликованной на сайте Stratfor Worldview (США)[6] статье: «Подписание мирного договора, скорее всего, подтолкнет и Армению, и Азербайджан к углублению связей с Турцией и Европейским Союзом. Мирное соглашение также может поставить под сомнение будущее российских миротворцев в Карабахе»[7]. В случае, если Ереван не пойдет на скорейшие уступки, аналитики Stratfor предсказывают два сценария: 1) «Азербайджан начнет широкомасштабную военную операцию … и, учитывая, что Баку обладает более мощными силами, это дорого обойдется Еревану и не принесет ему пользу»; 2) «Азербайджан попытается убедить Ереван заключить мирное соглашение на условиях Баку, используя имеющееся у него преимущество. Чтобы продемонстрировать превосходство, Азербайджан может проводить ограниченные военные операции против армянских сил в Карабахе. Однако Азербайджан будет избегать военных операций, которые нарушат трехстороннее заявление о прекращении огня 2020 года и подорвут мирные переговоры».

Президент Азербайджана не скрывает, что при попытке Еревана включить рассмотрение безопасности карабахских армян в повестку мирных переговоров подобные сценарии будут вполне вероятны: «Если Армения поставит под вопрос территориальную целостность Азербайджана, то у Азербайджана не будет иного выхода, как поставить под вопрос территориальную целостность Армении»[8].

Ильхам Алиев также недвусмысленно высказался по вопросу статуса Карабаха: «Нагорного Карабаха не существует. На нашей территории такой административной структуры нет. Поэтому любые ссылки, связанные со «статусом», приведут к новому противостоянию»[9]. Более того, он открыто упомянул, что согласовал этот вопрос с Пашиняном: «Была устная договоренность об отказе от вынесения на повестку дня вопроса статуса». Поэтому неудивительно, что в итоговом документе трехсторонней встречи в Брюсселе нет упоминаний о механизмах обеспечения прав и безопасности армян, которые решат остаться в Карабахе.

Сам Пашинян, видимо, смирился с такой постановкой вопроса (но не гражданское общество Армении). Так, по информации армянской газеты «Грапарак»[10], премьер-министр Никол Пашинян, информируя об итогах брюссельской встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на закрытой встрече с депутатами провластной фракции «Гражданский договор», заявил о необходимости до конца года подписать мирный договор с Баку.

Видный российский политический аналитик Андраник Мигранян, прекрасно понимающий армянский политикум, полагает, что: «приход русских на последнем этапе 44-дневной войны, сохранение хотя бы части Карабаха, присутствие российских миротворцев стали ударом по интересам и целям Пашиняна и его команды. Ибо их последовательной линией всегда, и до прихода к власти тоже, был отказ от Карабаха, как от обузы, мешающей, как им казалось и кажется, устанавливать дружеские отношения с соседями, привлекать в регион Запад и США и выдавить русских и российскую военную базу из Армении»[11].

В этом контексте представляется, что пассаж в выступлении Пашиняна на ВЭФ об учете гарантии прав карабахских армян: «Мы надеемся на поддержку РФ не только как стратегического союзника Республики Армения, но и очень близкого партнера Азербайджана»[12] был направлен, в том числе, и своим согражданам. По мнению армянского политического обозревателя ИАЦ VERELQ Айка Халатяна, подобные заявления направлены на то, чтобы в глазах армянского общества мирное урегулирование и те уступки, которые придется сделать Еревану, были возложены именно на Москву[13], как это в свое время декларировал Пашинян и его соратники по поводу поражения в карабахской войне. В своем выступлении на ВЭФ Пашинян фактически переложил ответственность за ошибки своей «многовекторной» дипломатии на Россию, дабы не оттолкнуть от себя значительную часть населения Армении.

Другой пассаж армянского премьера: «Есть силы, которые очень много энергии тратят на то, чтобы представить Армению в Москве как страну с прозападным правительством, а в Европе — пророссийским правительством, и использовать это как фактор для оправдания дестабилизации в регионе»[14], - вызвал удивление политолога армянского исследовательского института "Политэкономия" Бениамина Матевосяна. «Когда Армения становится участницей в реализации «геополитических амбиций ЕС», то наивно полагать, что декларативные заявления с высокой трибуны ВЭФ могут каким-либо образом изменить восприятие реальности»[15], - считает политолог.

А реалии таковы, что одновременно с участием премьер-министра Армении в ВЭФ и обсуждением с российским президентом тематики нагорно-карабахского урегулирования министр обороны Армении Сурен Папикян направился в США для обсуждения оборонного сотрудничества США и Армении. Ранее с визитом Ереван посетил директор ЦРУ Уильям Бернс и провел переговоры с Николом Пашиняном.

По мнению А.Миграняна «с одной стороны, армянские власти вроде бы формально придерживаются в публичных выступлениях тезисов о том, что Россия – союзник, отношения близкие, но при этом за спиной России проводятся переговоры с Азербайджаном и Турцией с привлечением ЕС и третьих сил. Это свидетельствует о том, что постепенно идет дрейф в том направлении, в каком, собственно, хотели Пашинян и его сторонники, когда еще не были во власти»[16].

Армянская оппозиция бьет тревогу: ряд прозападных политических сил в Армении, тесно связанных с властями, настоятельно продвигает в общественное сознание мысль о том, что следует как можно быстрее заключить соглашения с Азербайджаном и Турцией, игнорируя вопрос безопасности карабахских армян. По их мнению, это поможет выдавить Россию с Южного Кавказа, место которой, по их мнению, займет ЕС и США.

Так, лидер прозападной партии «Республика» (партия активно поддерживает нынешнего премьер-министра Армении Никола Пашиняна в рамках его сотрудничества с внепарламентскими политическими силами), бывший премьер Армении Арам Саркисян открыто призывает[17], чтобы республика вышла из ОДКБ, так как это позволит западным странам ежегодно оказывать Еревану военную помощь на 300-400 млн. долларов.

На армянской политической площадке с «благословения» действующей власти укрепились маргиналы с ярким антироссийским уклоном, большая часть которых финансируется из-за рубежа и безнаказанно распространяет через СМИ и социальные сети русофобские измышления.

Например, дошло до того, что посольство РФ в Армении вынуждено было направить ноту[18] в МИД РА по поводу информационных вбросов о, якобы, участии российских структур во взрыве в Ереванском торговом центре «Сурмалу». В ней также отмечается, что российская сторона рассматривает это как прямую провокацию со стороны стоящих за такими инсинуациями политических сил, нацеленную на подрыв российско-армянских союзнических отношений.

Однако требование Российского посольства – осуждения и «пресечения подобных недружественных проявлений, включая необходимые публичные комментарии» - со стороны официального Еревана так и осталось безответным.

В риторике руководства Армении на внутреннюю аудиторию и Россию также наблюдается противоречивость. В выступлении на ВЭФ армянский премьер подчеркнул, что в Армении «очень высоко ценят деятельность российских миротворцев в Нагорном Карабахе, в Лачинском коридоре», хотя ранее на заседании правительства он заявил, что у армянского общества возникают вопросы «о содержании и сути миротворческой операции в Нагорном Карабахе…. Российские миротворцы должны действовать, иначе их нахождение там вызывает ряд вопросов».

Все это вызывает вопросы, хотя в ходе своего 20 минутного выступления на ВЭФ Пашинян 9 раз поблагодарил Россию и лично Владимира Путина[19].

Показательно, что уже после того, как в МИДе РФ на одном из недавних брифингов заявляли, что упомянутая встреча лидеров Армении и Азербайджана должна пройти в Москве, Пашинян согласился перенести ее в Брюссель.

Очень точно охарактеризовала посредническую миссию Запада в армяно-азербайджанском урегулировании официальный представитель МИД России Мария Захарова: «Те, кто выдают себя за посредников, не являясь ими, ничего, видимо, предложить и не способны, а хочется как-то и здесь показать свою вовлеченность». Она также заявила, что активность ЕС на Южном Кавказе определяется геополитическими амбициями и не имеет никакого отношения к реальному желанию содействовать нормализации армяно-азербайджанских отношений.

Москва же, по свидетельству официального представителя МИД РФ, продолжает предметную работу с Баку и Ереваном для разблокирования транспортных связей на Южном Кавказе. Трехсторонняя рабочая группа, добавила она, согласовывает пакетное решение по конкретным маршрутам, основанное на принципе уважения суверенитета Армении и Азербайджана. Что же касается вопроса совместимости заключения мирного договора Армении и Азербайджана и статуса Нагорного Карабаха, хочется процитировать Министра иностранных дел России С.В.Лаврова: «Москва готова помогать заключению мирного договора между Ереваном и Баку… Конечно, у сторон есть своë специфическое видение, которое не всегда совпадает… Поэтому лучше десять раз взвесить, чем рубить с плеча… Нет сомнений, что будут достигнуты окончательные договоренности по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном»[20].

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 


[6] Strategic Forecasting Inc. (в основном употребляется сокращение Stratfor) — американская частная разведывательно-аналитическая компания, которую в США называют «теневым ЦРУ» (https://www.barrons.com/articles/SB1002927557434087960)

[9] Там же

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати