100 лет назад, 9 сентября (27 августа по старому стилю) 1913 года русский военный летчик Пётр Николаевич Нестеров совершил первую в мире «мертвую петлю», описав самолетом полный круг в вертикальной плоскости.
«Каждый день мы можем наблюдать, как летают птицы, видим все их эволюции в воздухе: повороты, взлеты, спуски и т. д. Казалось бы, летая, нужно было брать пример с них — природных летунов; а что же я увидел? Летательный прибор, управляемый рулями-плавниками (которых ни одна птица не имеет!), двигается в воздухе, как будто в нем не действуют законы инерции или центробежных сил» - писал Нестеров, когда только нащупывал путь к «мертвой петле».
Авиационное начальство, поощряя теоретические выкладки летчика, всячески отдаляло их практическое применение и сдерживало стремление летчика подтвердить свою точку зрения личным опытом. Даже после первого удачного осуществления «петли» испытателя держали подальше от молодых авиаторов. В поздравительной телеграмме и вовсе говорилось, что ему не стоит повторять подобных экспериментов.
Спустя неделю французский пилот Адольф Пегу повторил пилотаж, напоминающий петлю Нестерова. Европейская пресса сразу присвоила ему титул первооткрывателя. Но сам Пегу это публично опровергал и говорил, что его фигура пилотажа – это растянутая в вертикальной плоскости буква S, а это еще не «мертвая петля». Однако, какое-то время в России, как у нас часто водится, пальму первенства отдавали французу, и даже направили во Францию перенимать передовой опыт инструкторов русских авиашкол из Петербурга и Москвы. И только публичное выступление самого Нестерова и документы, предоставленные прессе в июне 1914 года Киевским обществом воздухоплавания, сделали неоспоримым первенство русского лётчика.
Перед войной Нестеров совершал дальние для того времени, беспосадочные перелеты: – Киев –Одесса, Киев –Гатчина, в ряде случаев в трудных метеоусловиях. Он провел первую в истории авиации маршрутную авиасъемку. Он первым в России заговорил о необходимости создания истребительной авиации для борьбы с самолетами противника и использовании авиабомб. Разрабатывал методику взаимодействия авиации с пехотой и артиллерией, а также ночных полетов. Много времени уделял разработке тактики ведения воздушного боя.
Личность Петра Нестерова весьма характеризует его собственное описание знаменитого полета, о котором он не оповестил заранее ни близких, ни начальство, ни друзей.
«Я очень малокровный: стоит мне немного поработать, согнувшись в кабинке «Ньюпора», и в результате от прилива крови сильное головокружение. Здесь же я сидел несколько мгновений вниз головой и прилива крови к голове не чувствовал, стремления отделиться от сиденья тоже не было, и ноги давили на педали. Мой анероид не выпал из кармана куртки, и инструменты в открытых ящиках остались на своих местах. Бензин и масло также удерживались центробежной силой на дне бака, то есть вверху, и нормально подавались в мотор, который великолепно работал всю верхнюю половину петли … Было жутко только решиться, а как только я закрыл бензин, чтобы перейти на планирование, мне сразу стало легко, и я занялся своей работой».
Петр Николаевич Нестеров погиб в воздушном бою 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года, совершив первый в истории таран вражеского самолета. Летчик служил на Юго-Западном фронте, командуя авиаотрядом, расположенным под Львовом. Австрийцы хорошо изучили действия Нестерова в воздухе, и как в годы Великой Отечественной Войны, когда немцы оповещали друг друга сигналами: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин»-, так и австрийцы, завидя самолет русского летчика, тут же сообщали –«в воздухе Нестеров!».
В тот день австрийский самолет-разведчик нанес дерзкие бомбовые удары по радиостанции и аэродрому русской авиачасти. «Больше над моим аэродромом немцы не будут летать» - сказал летчик своим сослуживцам. Когда австриец вновь показался в небе над аэродромом, Нестеров бросился к самолету и, стремительно набрав высоту атаковал самолет противника сверху. Оба самолета разбились.
Понимая, что речь идет о смертельном риске, имел ли Нестеров намерение уничтожить самолёт противника исключительно ценой своей жизни? Вот мнение компетентного военного историка. «Он считал, что шансы на благоприятный исход есть, и дальнейшая практика таранов подтвердила его мысль. Идея об уничтожении вражеского самолёта ударом сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям машины противника зародилась у Нестерова с самого начала войны…». По одной из версий роковым для летчика стал удар от ветрового стекла при совершении тарана.
Похоронили героя в Киеве, где он служил и совершил свой бесстрашный полет, вошедший, как и его ратный подвиг в историю. «Путник, преклони колени, здесь покоится Нестеров» - гласит надпись на надгробном кресте. Ему было 27 лет от роду.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs