ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Российско-иранские отношения в свете визита в Москву главы МИД Ирана

12:41 07.09.2022 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

В последний день лета 2022 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) Хосейн Амир Абдоллахиан во главе высокопоставленной делегации. Визит г-на Абдоллахиана иранской стороной характеризовался «выполнением важной миссии». Накануне иранский министр раскрыл «тайну» и определил главную цель поездки, как «попытку разрешить украинский кризис на основе просьбы, направленной ИРИ». Эта просьба исходила от одного из европейских лидеров, который через главу иранского МИД передал Москве мирное предложение, а также важное послание. Этим лидером, по утверждению заместителя главы администрации президента Ирана Эбрахима Раиси по политическим вопросам Мохаммада Джамшиди, был президент Франции Эммануэль Макрон, который попросил Иран выступить посредником в войне в Украине.[1]

Безусловно, выбор Иран на роль посредника показатель роста авторитета этой страны. Председатель парламентской комиссии по национальной безопасности ИРИ Аболфазл Амуи объяснил этот факт тем, что «Запад и США признали Иран крупным игроком в регионе и мире и обратились к Ирану с помощью». По его словам, Иран изначально выразил свой протест против этой войны.[2]

Действительно, уже в начале марта президент Ирана Эбрахим Раиси объявил о готовности Тегерана содействовать дипломатическим усилиям по прекращению конфликта на Украине. «Иран поддерживает любые усилия, которые привели бы к мирному урегулированию конфликта на Украине, и готов сыграть свою роль в восстановлении мира любым возможным способом», - сказал Раиси. Он добавил: «Основываясь на основополагающих принципах своей внешней политики, Исламская Республика Иран выступает как против гегемонии, так и против подчинения гегемонии, и поддерживает право всех наций на самоопределение». Президент Ирана также подчеркнул, что все стороны конфликта в Украине должны серьезно относиться к защите жизни и имущества граждан и гражданских лиц и соблюдению принципов международного и гуманитарного права.[3]

Конечно, подробности бесед в Москве по украинской тематике, в том числе и суть послания французского президента, носят исключительно конфиденциальный характер, поэтому после переговоров на брифинге стороны никак не комментировали этот вопрос. Но глава МИД ИРИ г-н Абдоллахиан подчеркнул, что «в послании европейского лидера были идеи относительно помощи миру и спокойствия и прекращения боевых действий на Украине, и мы об этом с господином Лавровым говорили». Иранский министр добавил, что «Иран готов оказать любую помощь в содействии спокойствию и миру на данной [Запорожской] АЭС, а также на прилегающих к ней территориях. В ходе переговоров мы обсудили вопросы, касающиеся не только ЗАЭС, но и военнопленных».[4] Предлагаемое посредничество Ирана (также как и турецкие инициативы в этой сфере), вне всякого сомнения, положительный факт.

Украинская тематика при всей её важности не была единственной обсуждаемой в Москве российской и иранской сторонами. Мир переживает период турбулентности, напрямую связанной с усиливающейся напряженностью как в исторически «горячих» точках планеты, так и возникновением новых, проявляющихся в международной политике, экономике, торговле, финансовой сфере. Причём в последнее время Запад все чаще выдвигает антииранские и антироссийские инициативы, порождающие вызовы, затрагивающие интересы двух стран. Этот фактор объективно сближает Москву и Тегеран, несмотря на различия в менталитете, культуре, религии, историческом опыте и даже философии жизни.

Поэтому было совершенно естественно, что руководители внешнеполитических ведомств двух стран обсуждали практически весь круг вопросов, в той или иной степени оказывающих влияние на безопасность в мире, регионе, Иране и России.

В международной повестке бесед С. Лаврова и Х. А. Абдоллахиан ключевой была проблема восстановления Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД – ядерной сделки). Глава российского МИД выразил поддержку «позиции, которую Иран последовательно отстаивает на завершающих переговорах», и подчеркнул, что «все незаконные антииранские санкции должны быть отменены. Мировое сообщество по-прежнему ждет возвращения США в правовое поле резолюции 2231 СБ ООН».[5]

Как известно, переговоры о реанимации СВПД начались в апреле 2021 г. Финальный, по всей видимости, раунд стартовал 4 августа с.г., когда Евросоюз предложил обсудить окончательный текст соглашения.[6] И вот уже месяц этот документ «летает» из Тегерана в Вашингтон и обратно с добавлениями и комментариями то одной, то другой стороны. Как отмечают наблюдатели, при этом оптимизм сменяется пессимизмом и наоборот.

На начало сентября Иран представил свои предложения в тексте, которые вызвали отрицательную реакцию американской стороны, назвавшей их «совсем не обнадеживающим шагом назад».[7] По всей вероятности, вопрос об окончательном решении по восстановлению СВПД «повиснет» до промежуточных выборов в Конгресс США, которые состоятся 8 ноября.

На московских переговорах стороны обсудили важные и для России, и для Ирана вопросы обстановки в Сирии и в Закавказье. Здесь особый интерес двух стран обуславливается, будем говорить, высокой активностью Турции в этих регионах, что, несомненно, влияет на возможности Москвы и Тегерана. Хотя, при всём этом, Анкара остаётся членом «Астанинской тройки». И как подчеркнул Сергей Лавров, «этот эффективный механизм сохраняет ключевую роль в сирийском урегулировании».[8]

Международный аспект беседы министров включал обсуждение процесса присоединения Ирана к ШОС, а также ближневосточное урегулирование, проблемы палестинского народа, Афганистан, Йемен, Ирак, регион Каспийского моря.

Кстати, вопрос Каспия тесно связан с введением на полную промышленную мощь Международного транспортного коридора «Север-Юг», что крайне необходимо и России, и Ирану, находящимся под мощным санкционным давлением.[9]

МТК «Север-Юг» - это не только возможность выхода двух стран на мировые рынки, но и важнейший фактор двустороннего сотрудничества, о чём также шел подробный разговор между министрами иностранных дел РФ и ИРИ.

В этой связи представляется корректным представить цитату из выступления Сергея Лаврова на брифинге после переговоров, в которой чётко и конкретно характеризованы российско-иранские отношения на нынешнем этапе.

Российский министр заявил: «Удовлетворены тем, как развиваются наши двусторонние отношения. Они выходят на качественно новый уровень, который будет зафиксирован в большом межгосударственном договоре. Работа над этим документом сейчас находится на завершающей стадии. Он будет иметь стратегическое значение. В нем будут изложены базовые ориентиры дальнейшего наращивания всего комплекса российско-иранских связей на ближайшие десятилетия.

Параллельно идет работа над еще одним документом о долгосрочном сотрудничестве в области экономики и о соответствующей «дорожной карте». И в экономической сфере мы раскрываем потенциал, который далеко не исчерпан.

Несмотря на нелегитимные санкции у нас рекордными темпами растет товарооборот. За первые 7 месяцев этого года он увеличился более чем на 40% и составил около 2,7 млрд. долл. Рекордный показатель 2021 г. по объему взаимной торговли (4 млрд. долл.) по итогам нынешнего года наверняка будет превзойден.

Практическая работа ведется в рамках двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Она планирует провести очередное заседание в России до конца 2022 г. Сегодня обсудили все вопросы, вынесенные на повестку дня этого заседания с учетом тех условий, в которых наши экономические операторы, ведомства работают на современном этапе.

Говорили о том, как ускорить выход на полноформатные соглашения о зоне свободной торговле между Ираном и ЕАЭС (с 2018 г. действует временное соглашение на эту тему). Вышли на финишную прямую, чтобы заключить соглашение о создании ЗСТ на постоянной основе».[10]

Действительно, планы грандиозные, отвечающие интересам двух стран, находящихся под жесткими санкциями. Две страны, находящиеся под санкциями, безусловно, заинтересованы в политическом, экономическом, торговом и военно-техническом сотрудничестве, причём сотрудничестве тесном и, по возможности, доверительном.

Иран, многие отрасли экономики которого, стагнируют в санкционных условиях, готов заменить в России на некоторых направлениях западные компании, покинувшие страну после февраля. Это касается авиа-, автостроения, моторостроения, сельского хозяйства, производства товаров широкого потребления.

Помимо этого, Иран способен открыть России «тайны» жизни в условиях санкций и способствовать включению РФ в процесс их обхода. В случае не заключения СВПД ИРИ станет одним из путей выхода РФ на международные рынки, и Москва будет кооперироваться с Ираном в создании антисанкционных проектов и использовании их в двусторонних интересах. В принципе – это достаточно прагматичный вариант для России.

Но возможно, возникнет и другой сценарий. После восстановления ядерной сделки СВПД, которое по всему рано или поздно всё-таки состоится, политика ИРИ может претерпеть изменения. Руководство Ирана, несмотря на свою идеологическую линию чрезвычайно прагматично. Ныне Ирану, точнее его экономике, прежде всего, необходимы две вещи – огромные иностранные инвестиции практически во все отрасли экономики и второе – высокие технологии, также во все её отрасли. В этих условиях России будет непросто конкурировать на иранском рынке.

При этом Евросоюз с нетерпением ждет реанимации СВПД и соответственно снятия санкций. Именно Брюссель был главным инициатором и организатором возобновления переговоров в Вене по СВПД и, по возможности, быстрого заключения соглашения. Именно Брюссель предложил договаривающимся сторонам финальный документ – соглашение о восстановлении ядерной сделки.

Иран, его экономика очень лакомый кусочек для европейского и мирового бизнеса. Особенно теперь после 24 февраля, когда против России введены санкции, и нефтяное эмбарго вступит в силу в конце 2022, начале 2023 г., а Иран, похоже, будет готов со временем восполнить европейские потери от дефицита российской нефти.

После отмены антииранских санкций Иран сможет экспортировать в Европу около 0,6 млн. баррелей в сутки, а за счет нефти, накопленной в нефтехранилищах и танкерах (93 млн. барр.), до 1,3 млн. баррелей. Это объем поставок из России, составляющих 1,3 млн. баррелей в сутки.[11]

Наряду с ИРИ, долю РФ на европейском рынке хочет занять Саудовская Аравия. Через Египет Эр-Рияд увеличил поставки в Европу до 1,2 млн. баррелей в июле. Еще в начале года поставки по трубопроводу SuMed составляли 0,6 млн. баррелей в сутки.[12]

Кроме углеводородов Иран обладает другими возможностями, притягивающими мировой бизнес. Поэтому некоторые эксперты считают, что тогда может проявиться тенденция к определенному повороту постсанкционного Ирана в сторону Запада.

Однако с этим утверждением не согласен востоковед эксперт РСМД Никита Смагин. Он считает, что «Россию устроят оба сценария. Если сделку заключат, то будет соблюдаться принцип нераспространения ядерного оружия, что для Москвы очень важно. А если не подпишут, то российская сторона  станет активней выстраивать отношения с Тегераном. При этом важно понимать, что подписание СВПД не означает сближения Ирана с Западом. Все иллюзии Тегерана на этот счет были исчерпаны с приходом Трампа. А на Западе сейчас и без того боятся сотрудничать с Ираном, потому что непонятно, как будут развиваться отношения по ядерной сделке при следующем президенте».[13]

Логично, но здесь есть один нюанс. Как будет Тегеран, только что освободившийся от собственных санкций, выстраивать свои отношений с подсанкционной Москвой, чтобы не быть подвергнутым вторичными санкциями со стороны США и ЕС, когда перед ним откроются перспективы экономического сотрудничества даже с участием сомневающегося во всём Запада? Это непростой вопрос. Однако хочется надеяться при этом, что новый вектор сотрудничества который будет зафиксирован в большом межгосударственном договоре, о котором упомянул министр иностранных дел Сергей Лавров, даст широкое поле для развития отношений между нашими странами и будет служить определенной гарантией их будущего.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Сайт ISNA. 31.08.2022. Macron’s secret message to Raisi regarding mediation in Ukraine war. https://en.isna.ir/news/1401060907661/Macron-s-secret-message-to-Raisi-regarding-mediation-in-Ukraine

[2] Сайт ИРНА. 31.08.2022. Франция попросила Иран играть роль в прекращении войны на Украине. https://ru.irna.ir/news/84874375/Франция-попросила-Иран-играть-роль-в-прекращении-войны-на-Украине

[3] Сайт FARS. 31.08.2022. Iranian FM Arrives in Moscow, Ukraine Conflict on Agenda. https://www.farsnews.ir/en/news/14010609000179/Iranian-FM-Arrives-in-Mscw-Ukraine-Cnflic-n-Agenda

[4] Сона Рустамова. Персидские мотивы: Лавров и Абдоллахиан хотят сотрудничать всеобъемлюще. Сайт News Ru. 31.08.2022. https://news.ru/near-east/persidskie-motivy-lavrov-i-abdollahiyan-hotyat-sotrudnichat-vseobemlyushe/

[5] Сайт МИД РФ. 31.08.2022. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе переговоров с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран Х.Амир Абдоллахианом, Москва, 31 августа 2022 года. https://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/1827971/

[6] Подробнее см.: Владимир Сажин. СВПД – последний шанс? Сайт журнала Международная жизнь. 12.08.2022. https://interaffairs.ru/news/show/36529

[7] Nahal Toosi, Stephanie Liechtenstein. Nuclear talks in peril as U.S. calls latest Iran missive a move ‘backwardsСайт Politico. 01.09.2022. https://www.politico.com/news/2022/09/01/nuclear-talks-u-s-iran-00054603

[8] Сайт МИД РФ. 31.08.2022. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе переговоров с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран Х.Амир Абдоллахианом, Москва, 31 августа 2022 года.

[9] Подробнее см.: Владимир Сажин. К вопросу о МТК «Север-Юг» - проблемы и перспективы. Сайт журнала Международная жизнь. 27.07.2022. https://interaffairs.ru/news/show/36291

[10] Сайт МИД РФ. 31.08.2022. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе переговоров с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран Х.Амир Абдоллахианом, Москва, 31 августа 2022 года.

[11] Anthony Di Paola, Serene Cheong, Sharon Cho. Iran Has Its Eye on Russia-Sized Hole in the European Oil Market. Сайт Bloomberg. 24.08.2022. https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-08-24/iran-has-its-eye-on-russia-sized-hole-in-the-european-oil-market; Sharon Cho. Iran May Drain Offshore Oil Cache If Nuclear Deal Reached. Сайт Bloomberg. 28.08.2022. https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-08-28/iran-may-drain-offshore-crude-oil-cache-if-nuclear-deal-reached

[12] Сайт Kapital-Rus. 27.08.2022. Саудовская Аравия выступила против замены России на Иран для нефтяного рынка Европы. https://kapital-rus.ru/news/389955-saudovskaya_araviya_vystupila_protiv_zameny_rossii_na_iran_dlya_neft/

[13] Цит. по: Сона Рустамова. Персидские мотивы: Лавров и Абдоллахиан хотят сотрудничать всеобъемлюще. Сайт News Ru. 31.08.2022.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати