ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Передовые инженерные школы – путь к технологической независимости страны

20:02 27.08.2022 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: vuzopedia.ru.

В Москве состоялся круглый стол, посвященный реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы», который призван обеспечить высокопроизводительные экспортно-ориентированные секторы экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости, а также создавать новейшие виды высокотехнологичной продукции в партнерстве с ведущими компаниями России.

По предварительным расчетам разработчиков проекта, к 2024 году планируется запуск более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. Более 2500 выпускников передовых инженерных школ будут трудоустроены в высокотехнологичные компании и предприятия России. О том, как это будет сделано, рассказали Министерства образования и науки, а также руководители ведущих вузов нашей страны.

Директор департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства образования и науки России Виталий Гришкин сообщил, что на финансирование передовых инженерных школ до 2030 года планируется направить 90 млрд. рублей. «На ближайшие три года сумма составит около 33 млрд. рублей, в том числе на 2022 год 2,5 млрд. Кроме того, от регионов и проектов софинансирование составит в целом около 3,8 млрд. рублей», - добавил он.

По словам В.Гришкина, гранты можно будет потратить как на переподготовку преподавателей и повышение их квалификации, так и на формирование специальных образовательных пространств и цифровых умных фабрик. К преподавательской деятельности в передовых инженерных школах будут привлечены ведущие специалисты, а также в рамках проекта будут обеспечены практики и стажировки для студентов.

«Уже к 2030 году мы планируем подойти с серьезными результатами. К этой дате 40 тыс. выпускников пройдут обучение. Более 100 программ будут предусматривать опережающую подготовку кадров. Кроме того, более 5 тыс. преподавателей к этому времени должны будут пройти повышение квалификации и переподготовки по основным стратегическим направлениям развития страны», - констатировал В.Гришкин.

В конкурсе на создание передовых инженерных школ принял участие 91 университет, В свою очередь, исполняющая обязанности директора ФГАНУ «Социоцентр» Ирина Жукова сообщила, что в конкурсе на создание передовых инженерных школ принял участие 91 университет. По итогам рассмотрения заявок и работы комиссии было отобрано 30 университетов, которым, начиная с текущего года, будет оказана поддержка в виде грантов на создание и развитие инженерных школ.

По словам И.Жуковой, в проекте «Передовые инженерные школы» представлены в настоящее время представлены 15 субъектов Российской Федерации, в том числе из Уральского, Сибирского, Дальневосточного, Приволжского и других федеральных округов.

«Каждый университет приходил с очным докладом и рассказывал о своей школе, ее особенностях, о задачах, которые они будут решать вместе с индустриальным партнером. Основной особенностью федерального проекта по созданию передовых инженерных школ является именно взаимодействие с высокотехнологичными компаниями, которые не просто словесно заявляют о поддержке, а подтвердили свои намерения на выделение дополнительного финансирования на создание таких школ с университетами», - подчеркнула И. Жукова.

Экспертно-методическим и методологическим оператором проекта «Передовые инженерные школы» выступает Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ). Ректор этого вуза Владимир Шевченко особо подчеркнул, что подготовка высококвалифицированных инженеров должна начинаться еще со школьной скамьи.

"Как правило, люди, которые приходят в инженерное дело мотивированными и хорошо подготовленными, начинали все это еще в школьную пору через технопарки, кружки робототехники и прочие практики, которые дали им возможность впоследствии стать высококвалифицированными специалистами», – рассказал он.

Главной задачей методической поддержки проекта В.Шевченко назвал необходимость выявлять лучшие образовательные практики школ-победителей конкурса и распространять их на всю отечественную систему инженерного образования. Кроме того, по его мнению, каждый российский университет может объявить о создании своей передовой инженерной школы, независимо от того, выиграл он грант по проекту или нет.

«Есть примеры университетов, которые не попали в число 30 избранных, но создают свои школы с индустриальными партнерами. Необходимо поддержать такие инициативы», - заявил В.Шевченко.

Ректор Томского политехнического университета (ТПУ) Дмитрий Седнев поделился опытом создания в университете передовой инженерной школы «Интеллектуальные энергетические системы», направленной на подготовку кадров и технологических решений для проекта Госкорпорации «Росатом» «Прорыв». «Мы выстроили взаимодействие между представителями атомной и нефтегазовой сферы и представителями компании «Россети». Они совместно вырабатывают профиль общих компетенций для энергетика, которого хотели бы видеть в компании», – отметил он.

По словам Д.Седнева, инженерная школа готова сотрудничать с университетами-партнерами. Этот опыт поможет сделать инженерную подготовку широкомасштабной и качественной в рамках всей страны.

Ректор Донского государственного технического университета Бесарион Месхи отметил важность создания передовой инженерной школы в области агропромышленного комплекса.

«Почти век назад наш вуз создал первый комбайн. Но наш технологический партнер «Ростсельмаш», вкладывая деньги, хочет получить не старые комбайны, а де-факто современные беспилотники. Поэтому мы должны создавать новые машины, которые отвечают всем требованиям нашей страны», – подчеркнул он.

Доклад ректора Псковского государственного университета (ПГУ) Натальи Ильиной был посвящен опыту международного сотрудничества при подготовке инженеров. Она поделилась опытом совместной работы с Белорусским национальным техническим университетом по созданию проекта «Передовая инженерная школа Союзного государства» в области станкостроения.

«Создание инженерной школы внутри Псковского государственного университета показывает успешность программы «Приоритет 2030» и заход на создание международных проектов на приграничных территориях, которые будут обеспечивать наш национальный технологический суверенитет», – заявила она.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати