ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Морская доктрина РФ и Арктика

11:15 10.08.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

Владимир Путин подписал новую редакцию Морской доктрины Российской Федерации.[i] Одним из приоритетных направлений государственной политики остается регион Арктики.

Новая Морская доктрина выпущена спустя пять лет после предыдущей. В ней учтены важные изменения и новые тенденции международной обстановки, затрагивающие интересы Российской Федерации в Мировом океане. Одним из ключевых положений Доктрины является понятие о «жизненно важных районах (зонах) обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане», которые «непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны».

Согласно Морской доктрине РФ, к «жизненно важным районам (зонам) Мирового океана» «относятся … территориальное море Российской Федерации, а также их дно, недра и воздушное пространство над ними». «Исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, включая континентальный шельф Российской Федерации за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны Российской Федерации в Арктическом бассейне в границах, определенных в рекомендациях Комиссии по границам континентального шельфа в соответствии со статьей 76 Конвенции ООН по морскому праву». «Арктический бассейн, прилегающий к побережью Российской Федерации, включая акваторию Северного морского пути». «Акватория Охотского моря».

31 июля, обращаясь к участникам парада в честь Дня ВМФ, состоявшегося в Санкт-Петербурге, Президент Путин подчеркнул, что «Россия в Морской доктрине обозначила, что будет обеспечивать задачи безопасности». «…Мы открыто обозначили границы и зоны национальных интересов России». Среди приоритетов, Владимир Путин упомянул в первую очередь «Арктические акватории, воды … Охотского и Берингова морей». «Их защиту будем обеспечивать твердо и всеми средствами».[ii]

С наступлением XXI века, интерес к Арктике только возрастает, а главной стратегической характеристикой региональной политики становится «соперничество великих держав». Ведущие роли играют Россия, Соединенные Штаты и Китай. Активную вовлеченность в дела Арктического региона демонстрируют НАТО и ЕС, также ряд государств Азии. С учетом тенденции к потеплению климата и вызванного ею таяния ледников, Арктика приобретает жизненно важное значение как маршрут стратегических торговых путей. Кроме того, в регионе имеются «огромные запасы энергетических ресурсов, драгоценных металлов и месторождений редкоземельных элементов».[iii]

Российская политика в Арктике исходит из факта принадлежности к РФ и ее особой экономической зоне практически половины побережья и прибрежной территории региона. Северный морской путь (СМП) – это самый короткий маршрут, связывающий европейскую часть России и Дальний Восток. В условиях растущего санкционного давления, важной особенностью СМП является его расположение в территориальных водах РФ. Народно-хозяйственная деятельность в Арктике приносит не менее 20 процентов доходов федерального бюджета. По данным Arctic.ru, специального проекта МИА «Россия сегодня», на сегодняшний день «в Арктике добывается десятая часть общемировых объёмов нефти и четвертая часть – природного газа». При этом «80% арктической нефти и почти весь газ сосредоточены на российском Крайнем Севере».

В 2008 году руководство России утвердило «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», рассматривающие регион в качестве «стратегической ресурсной базы».[iv] В марте 2018 года Владимир Путин назвал СМП "ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока". В 2020 году одобрен целый ряд важнейших документов, посвященных дальнейшему освоению Арктики. В первую очередь, речи идет об Основах государственной политики в Арктической зоне до 2035 г. и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.

Летом нынешнего года премьер Михаил Мишустин своим распоряжением утвердил стратегию по развитию Северного морского пути на период до 2035 года. Общий объем финансирования предусмотрен в размере без малого 1,8 трлн. руб. Как сообщается на официальном сайте Правительства РФ, «главные цели этой работы — обеспечить надежную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создать условия для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны». План включает в себя более 150 мероприятий.

В свою очередь, в обновленной Морской доктрине отмечается, что «усилия ряда государств, предпринимаемые в целях ослабления контроля Российской Федерации над Северным морским путем, наращивание иностранного военно-морского присутствия в Арктике, возрастание конфликтного потенциала в этом регионе» входят в число основных вызовов и угроз «национальной безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации, связанных с Мировым океаном».

Несомненно, увеличение числа проектов по разведке и освоению полезных ископаемых, а также перспективы роста объемов судоходства, ведут, в свою очередь, к необходимость усиления мер безопасности в регионе. Арктический регион становится всё более подвержен вызовам геополитического характера. Зависимость Арктики от России вызывает «серьезную озабоченность» большинства западных политиков и экспертов, рассматривается как угроза интересам США, Канады и Евросоюза. Это вызывает странную негативную реакцию в западных столицах, где наблюдают за «возвращением» России в Арктику, восстановлением и развитием ее экономической и военной инфраструктуры в этом регионе.

Соединенные Штаты и страны Евросоюза наиболее активно оспаривают и правовую позицию России по вопросам регулирования судоходства в зоне Арктики. Они не признают приоритетные права России по регулированию судоходства в арктических водах. При этом Америка отказалась от участия в Конвенции ООН по морскому праву, которая является системообразующим документом в вопросах раздела арктического континентального шельфа. Еще до начала нынешнего этапа геополитической эскалации, российские специалисты предвидели растущий конфликтный потенциал в регионе, «в том числе на шельфовых месторождениях в Северном Ледовитом океане».

Вашингтон уже длительное время провозглашает цель обеспечить свое постоянное и мощное присутствие в Арктике. С приходом к власти Джозефа Байдена, в качестве одной из главных угроз национальной безопасности США обозначена проблема климатических изменений. В ходе предвыборной кампании, нынешний глава Белого дома заявлял о намерении добиваться введения «глобального моратория» на добычу полезных ископаемых на шельфе Арктики как раз под предлогом защиты экосистем региона. Осенью 2021 года с аналогичной инициативой выступила и Европейская комиссия. Можно предположить, что Арктика в современных геополитических условиях едва ли избежит и негативных последствий растущей напряженности в отношениях между США и КНР.

Как указал главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, «в новой Морской доктрине России сделан акцент на защиту флотом регионов и морских акваторий, где осуществляется добыча углеводородов или имеются значительные их залежи, это, в частности, Арктика». «Углеводороды - кровь современной экономики, и в зонах их добычи сталкиваются интересы сильных мира сего», - подчеркнул военный эксперт в интервью РИА Новости. «Поэтому одна из программных задач российского флота будет заключаться в обеспечении стабильности, безопасности и защиты российских экономических интересов в морских акваториях, где на шельфе осуществляется добыча или же имеются значительные залежи углеводородов». Среди других важнейших целей – «обеспечение круглогодичной и безопасной навигации по Северному морскому пути».[v]

Еще в 2019 году эксперты РСМД отмечали, что «Арктика остается редким исключением из общей картины нарастания напряженности в отношениях между Россией и странами Запада». В частности, конструктивно развивалось взаимодействие стран-членов Арктического совета (АС), организации, объединяющей 8 приарктических государств, 6 народов Севера и 38 стран-наблюдателей. Существовало определенное взаимопонимание относительно стремления избегать «интернационализации» вопросов регулирования жизни региона, а также целесообразности решения вопросов безопасности исключительно между членами Совета.

Однако уже в 2014 году США, ЕС и их союзники ввели против России секторальные санкции, которые ограничили «финансирование, предоставление товаров, технологий и услуг для российских проектов нефтедобычи в Арктике». К концу 2020 года, масштабы санкций, введенных против России США и ЕС, вынудили Москву до минимума сократить сотрудничество с другими приарктическими государствами.

В 2021 году Россия стала страной-председателем в Арктическом совете. В начале весны нынешнего года, все семь западных членов АС приостановили свое участие в его работе под надуманным предлогом «ситуации на Украине». Не состоится в этом году Международный арктический форум «Арктика – территория диалога». Казалось бы – где Арктика и где Украина! Тем временем, Великобритания, являющаяся наблюдателем в Арктическом совете, заявила о намерении усилить и развивать военное присутствие в Арктическом регионе. Наконец, после вступления Финляндии и Швеции в НАТО, членами альянса окажутся все арктические страны, кроме России.

В конце июля стало известно о предложении Министерства обороны РФ о внесении изменений в «правила прохода иностранных военных кораблей и государственных судов по Северному морскому пути». По данным РБК, комиссия Правительства РФ «уже одобрила внесение изменений, предложенных Минобороны РФ, в федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Речь идет о том, что иностранные военные и государственные корабли должны будут в обязательном порядке запрашивать разрешение на проход по Северному морскому пути во внутренних водах России не позднее, чем за 90 дней.

Представляющий Россию в Арктическом совете посол по особым поручениям Николай Корчунов отметил, что решения, принятые западными участниками Совета приведут «к росту рисков и вызовов мягкой безопасности в регионе… В связи со сложившейся ситуацией механизмы председательства России в АС будут переориентированы на решение национальных задач развития своих северных территорий».[vi] Как отмечает эксперт РСМД Наталья Вяхирева, перспективы возвращения к конструктивному диалогу и сотрудничеству в рамках АС остаются неопределенными. По ее данным, западные участники Совета «в краткосрочной перспективе» прорабатывают варианты взаимодействия без участия России.

Еще до начала нового витка конфронтации Востока и Запада, наблюдатели прогнозировали дальнейший рост военной активности в Арктике, в том числе, в связи с настойчивыми попытками «интернационализации» арктической повестки, поскольку регион играет всё более значимую роль, «меняет геоэкономику и геополитику всего мира». Число стран и межгосударственных организаций, проявляющих интерес к Арктическому региону, продолжает расти. Нынешняя динамика событий предвещает лишь дальнейшее усиление конкуренции. Новая Морская доктрина России демонстрирует, что Москва готова и впредь активно и решительно защищать свои законные интересы и при этом открыта для равноправного сотрудничества в регионе на основе международного права.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати