ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Идея «потолка цены» на российскую нефть – опасная утопия

10:33 02.08.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

В ходе последнего саммита «Большой семерки», лидеры ведущих стран Запада объявили о намерении «ввести предельный уровень закупочной цены» на российскую нефть. По данным Reuters, на днях страны «семерки» согласовали параметры «ценового потолка» на нефть, поставляемую из России. Заявлено, что «новый порядок начнет действовать в декабре».

Идея каким-либо образом ограничить доходы Москвы от экспорта нефти появилась на Западе уже в марте. Наиболее «очевидный» способ – немедленно ввести полное эмбарго на закупки российской нефти, изначально вызвал категорические возражения. Поскольку, в случае уменьшения общего объема нефти, доступного на мировом рынке, неизбежен существенный рост цен. Между тем, цены на нефть, и без каких-либо «ограничений на поставки из России», растут практически с начала прошлого года.

Одно только обсуждение вопроса об эмбарго толкнуло нефтяные котировки еще выше. Тем не менее, сначала эмбарго ввели США, Канада и Великобритания. А в начале июня вступил в силу и 6-й пакет санкций ЕС, который включает в себя «поэтапный отказ от поставок российской нефти (запрет на покупку, импорт или передачу сырой нефти) в течение 6 месяцев (до 5 декабря 2022 г.)». «Исключение предусмотрено для импорта сырой нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» в те страны ЕС, которые в силу своего географического положения не имеют достаточных по мощности альтернативных вариантов.»[i] В результате, сложилась ситуация, при которой покупатели российской нефти в Азии получают большие скидки, а цены на бензин в Европе и Америке бьют новые рекорды.

Возможно, предполагая подобное развитие событий, еще в мае глава Минфина США Джанет Йеллен предложила «альтернативу» эмбарго, позволяющую, по ее замыслу, существенно снизить поступления в бюджет России от экспорта нефти, сохранив российскую нефть на рынке. Вместо полного запрета на поставки нефти из РФ на экспорт, Йеллен выступила за установление «пошлины на покупку российской нефти». По сути, за административное ограничение цены на нефть, которую Россия поставляет на мировой рынок.

В основе «идеи», вероятно, лежали сообщения мировых СМИ, которые уже с середины весны активно обсуждали «утечки» о «значительных скидках», которые Россия предлагает за свою нефть потенциальным покупателям на Востоке. По данным агентства, скидка для китайских и индийских клиентов достигала 29 долларов за баррель от текущей рыночной цены. При этом высокий уровень цен на рынке позволяет Москве получать хороший доход даже с учетом предполагаемого дисконта. Идея «потолка цен» предполагает официально придать подобным «скидкам» принудительный характер. По задумке авторов, в случае успеха, объем предложения нефти на рынке останется практически неизменным, что приведет к стабилизации или даже снижению цен. При этом доходы Москвы существенно снизятся.

Гипотетический «картель покупателей» даже получил неофициальное название «ОПЕК наоборот». Одни участники, те, кто уже вводит эмбарго, вошли бы в него, движимые политическими мотивами. Другим бы Запад пригрозил «вторичными санкциями». Результатом должно стать формирование отдельного «рынка» российской нефти, цена на котором были бы заметно ниже, чем на мировом. Против стран, которые попытаются приобрести российскую нефть в обход «картеля покупателей», предполагается вводить жесткие санкции. «Пряником» для геополитически прагматичных участников «картеля», по мнению американского Минфина, стала бы возможность получить от России значительную скидку, ссылаясь на страх перед вторичными санкциями.

По данным The Washington Post, первоначально идея Йеллен не встретила энтузиазма ни среди других правительственных ведомств США, ни среди зарубежных партнеров. Прохладно отнеслись к идее даже в Госдепартаменте. Отношение стало меняться лишь к середине июня, по мере приближения даты очередного саммита «Большой семерки». По итогам встречи лидеров G7 было объявлено, что «ценовой коридор» для российской нефти обсуждается в диапазоне 40-60 долларов за баррель. Такая цена, дескать, «сохранит у Москвы интерес к продолжению добычи и экспорта», лишив ее, в то же время, «сверхприбылей» для финансирования действий на Украине.

Комментаторы и официальные лица заговорили даже о «выгодности» введения пошлин или «потолка цен» вместо полного запрета для всех сторон разгоревшегося геополитического противостояния. Европейцы смогут продолжить закупки российской нефти, но уже со скидкой - «за счет поставщика». Сохранение позиций на рынке ЕС позволит Москве избежать сокращения добычи и потери доли рынка, и, одновременно, снизить дисконт для азиатских клиентов. Мировые цена на нефть станут более стабильны и предсказуемы.

27 июля «высокопоставленный представитель «Семерки», попросивший об анонимности» заявил агентству Reuters, что «потолок цен согласован» и его планируется ввести «до 5 декабря». Синхронизировав, таким образом, с вступающим в силу в этот день ограниченным эмбарго ЕС. «Представитель G7» указал, что Запад по-прежнему надеется на интерес к «потолку цен» со стороны Китая и Индии. А также на то, что теперь Россия окажется перед «тяжелым выбором»: согласиться на условия Запада либо «полностью лишиться легального нефтяного экспорта». Убежденность в «неизбежности» второго варианта, в случае отказа Москвы от «сотрудничества», базируется на презумпции полного доминирования западных компаний в сферах фрахта, страхования и перестрахования танкеров для перевозки нефти. А «эмбарго ЕС» как раз предусматривает полный запрет на оказание таких услуг.

Между тем, возражения против идеи «потолка цен» у части союзников США, включая членов «Семерки», сохраняются. Япония высказывается крайне осторожно, поскольку критически зависит от поставок российского природного газа. А заверения Вашингтона в «готовности помочь» звучат неубедительно. Среди членов ЕС ряд стран по-прежнему выражают открытые сомнения в возможности полного отказа от закупок российской нефти и нефтепродуктов без катастрофических экономических и социальных последствий для Европы. Франция и вовсе предлагает добиваться сделки о «потолке цен» если не со всеми, то с большинством поставщиков нефти. Германия «мечется» между жизненно важной потребностью сохранить поставки российского газа и необходимостью убеждать сомневающихся партнеров по Евросоюзу в целесообразности нефтяного эмбарго.

По каким причинам Пекин и Нью-Дели, без которых идея «картеля покупателей» теряет всякий смысл, согласились бы действовать по сценарию, написанному в Вашингтоне, и вовсе неясно. Сторонники «потолка цен» ссылаются на публикации в ряде СМИ, согласно которым Китай и Индия хотя и увеличили общий товарооборот с Россией, но официально сокращают сотрудничество в тех сферах, в которых против Москвы наложены западные санкции.

Скептики указывают, что результаты визита Йеллен в Нью-Дели оказались в лучшем случае неопределенными. Обсуждать «потолок цен» с Китаем на фоне обострения «тайваньского вопроса» и вовсе неуместно. Тем не менее, Вашингтон пытается надавить на руководство Поднебесной. 27 июля Bloomberg сообщил, что сенатор от Республиканской партии Марк Рубио и несколько его коллег представили законопроект, предусматривающий «штрафы в отношении организаций, страхующих или регистрирующих танкеры, перевозящие нефть или сжиженный природный газ из России в Китай». МИД Китая немедленно осудил инициативу. И указал, «что отношения России и Китая не подвержены влиянию внешних факторов».[ii]

Наконец, едва ли не главным вопросом остается реакция Москвы. У руководства России есть различные варианты ответных действий. Один из них – создать национальный эталонный сорт нефти. Такая идея, по данным Bloomberg, снова обсуждается. А ее реализация может начаться уже в октябре. Переход к прямым котировкам российского сырья, без скидок относительно эталонных сортов, наподобие Brent, способен принести дополнительные доходы. К примеру, схема продажи газа за рубли уже показала себя как вполне работоспособную.

По мнению «Коммерсанта», сама идея заставить Москву продавать ценный товар по цене, заведомо ниже рыночной, «утопична». «Законы экономики столь же непреклонны, как законы физики: если спрос на какой-либо товар растет, увеличивается и цена, а если пытаться эту цену искусственно занизить, просто возникает дефицит и черный рынок, где цена будет еще выше, поскольку участники включат в нее все связанные с ограничениями дополнительные расходы и возросшие риски».[iii]

Наибольшие же опасения на Западе вызывает сценарий, при котором Россия сама остановит все нефтяные поставки на экспорт. 20 июля Владимир Путин предостерег страны Запада от попыток ограничить российский нефтяной экспорт. Напомнив о том, как подскочили цены на газ в результате политических «игр» Евросоюза, Президент России указал, что нефтяные санкции также приведут лишь к дальнейшему росту цен. Как сообщило РИА Новости, Путин назвал идею ограничения объема российского нефтяного экспорта «завиральной». И предсказал, что при попытках ее реализации «цены на нефть взлетят до небес».[iv]

В целом, нельзя исключить, что идея «ценового потолка» представляет собой масштабную пропагандистскую кампанию администрации Байдена, пытающейся в преддверии промежуточных выборов убедить американских избирателей в способности как снизить цены на бензин, так и «нанести реальный урон Кремлю». Номинально, показатели экономики США снижаются уже второй квартал подряд. Пока власти отказываются называть происходящее рецессией. Однако ФРС продолжает повышать учетную ставку, пытаясь побороть высокую инфляцию. Похожим образом начинает действовать и Европейский центральный банк. Переход Америки и Европы в фазу отрицательного роста, как и дальнейшее торможение экономики Китая, способны «естественным» образом снизить цены на сырье. Однако официально лидеры Запада заявят об успехе политики ограничения нефтяных доходов Москвы.

Вместе с тем, европейское эмбарго и попытка ввести «потолок цен» на российскую нефть выводят опосредованную борьбу Москвы и Запада в области геоэкономики на новый уровень. Запад настойчиво пытается «перенастроить международную систему» таким образом, чтобы максимально снизить влияние России. В идеале – добиться изоляции Москвы. Обреченность таких попыток на провал не вызывает сомнений. Однако подобная «политическая активность» сулит значительные угрозы и сама по себе.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати