ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Арктическая и азиатская политика Канады – новый вектор

14:51 14.07.2022 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Арктика и Азия - два вектора внешней политики, которым канадские власти придают первостепенное значение (т.н. политика двух океанов - Северного Ледовитого и Тихого). На азиатском направлении Оттава может использовать те же дипломатические подходы, что и на арктическом, то есть присоединиться к коллективным действиям западных стран и их союзников по усилению собственного присутствия в регионе в ущерб интересам других держав, прежде всего, России и Китая, которых она не видит их в роли игроков, чьи интересы равновесны интересам коллективного Запада и должны учитываться на этом направлении.

На Индо-Тихоокеанский регион (ИТР) Оттава смотрит как на геополитический тыл, где можно опосредованно разыграть модель «арктической» карты. Подразумевается углубление сотрудничества Канады с местными оппонентами Пекина - Сингапуром, Южной Кореей, Японией (1). Принятая в 2019 г. Стратегия северной и арктической политики (Arctic and Northern Policy Framework) сосредоточена на повышенном внимании к коренному населению региона - эскимосов-инуитов и получила определение Inuit-specific. Стратегия предусматривает сокращение зазора в социально-экономическом развитии между континентальной Канадой и её северных земель. Соответственно, Оттава поддерживает усилия Австралии и Новой Зеландии по формированию новой тихоокеанской идентичности в ИТР (2). Для Оттавы, Канберры и Веллингтона желательно появление прозападной политической этнографии - от канадских инуитов до самоанцев и папуасов.

Обе стратегии, арктическая и азиатская, реализуются в рамках развития трансатлантического мультилатерализма - расширения сотрудничества с другими игроками в этих регионах. Мультилатерализм - идеологическая подмена многополярности. Последней коллективный Запад боится и старательно отвергает, выдвигая против неё идею мультилатерализма - многопланового партнёрства со столицами, которые входят в понятие коллективного Запада. В случае с арктической политикой Канады это США, Дания, Норвегия, Швеция. Из неевропейских государств - Япония, Южная Корея, Сингапур - те же самые страны, с кем Оттава хотела бы осваивать ИТР. Трансатлантический мультилатерализм - это та же однополярность, но разделённая между участниками и сторонниками однополярного мироустройства.

В соотнесении с канадской политикой в Арктике Оттава видит своим наиболее важным союзником в ИТР Японию, которая занимает второе после Китая место среди азиатских стран по степени заинтересованности арктическим регионом. В 2015 г. Токио представил свою Арктическую стратегию. С японской стороны к реализации проектов, связанных с Арктикой, привлечены, помимо профильных ведомств, МИД и министерство обороны. Токио явно настроен повысить собственную геополитическую значимость в таком важном вопросе, как освоение ресурсов Арктики. Оттава при этом хочет воспользоваться амбициями японцев и довести их до точки сопряжения со своими интересами в Арктике и Азии.

Вторым по значимости союзником в Арктике и Азии Оттава видит Южную Корею, третьим - Сингапур. Национальная безопасность Сингапура зависит от соблюдения международного законодательства в сфере морского транзита, переговорах по разграничению исключительных экономических зон и т.д. Сингапур на этих направлениях для Канады - союзник в дипломатии, научно-исследовательских проектах и логистике.

Канада считает необходимым и пытается "разбавить" ансамбль арктических держав азиатскими странами, допуская в этом случае сближение с Китаем в противовес России (1). Судя по всему, она хотела бы создать систему противовесов и взаимного балансирования по линии Арктика - ИТР, поставив в прямую зависимость поддержку Оттавой политики Пекина в Арктике от поддержки Пекином канадской политики в Азии. Этот план в текущих геополитических обстоятельствах вызывает определенные сомнения. Но, судя по всему, Канада хотела бы в результате получить такой политический инструмент, применяя который, сможет влиять на систему сдержек и противовесов в ИТР.

В этой связи Оттава будет укреплять контакты с АСЕАН, как коллективной организацией, так и с каждой страной отдельно. Китай - крупнейший торговый партнёр АСЕАН, и расширение сотрудничества Канады с данной организацией по замыслу могло бы позволить ей находиться на постоянной основе в эпицентре экономических отношений Пекина со странами ИТР. Весьма вероятно, что Канада будет также стремиться к участию во встречах министров обороны АСЕАН (ASEAN Defence Ministers Meeting Plus), Саммите стран Восточной Азии (East Asia Summit) и сотрудничеству с секретариатом АСЕАН. Предполагаю, что конечной целью Оттава видит создание в ИТР блока государств, аналогичного НАТО, но открытого для внерегиональных игроков. Среди потенциальных членов блока - Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Япония.

Таким образом, сопрягая свою политику на арктическом и азиатском направлениях, Канада, оставаясь в сфере интересов США, пытается создать новый геополитический инструмент своего влияния от Арктики до ИТР.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://www.asiapacific.ca/publication/canadian-arctic-policy-for-indo-pacific

2) https://interaffairs.ru/news/show/24849

3) https://thediplomat.com/2022/07/japan-needs-a-national-space-strategy-former-jasdf-general/

4) https://www.aspistrategist.org.au/nato-recognises-global-power-shift-to-the-indo-pacific/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати