Скоротечные изменения современного миропорядка оказывают существенное влияние не только на внешнюю и внутреннюю политику отдельных, даже самых изолированных государств, но и на обширные географические регионы планеты. Одним из них является Антарктика, занимающая около 52,5 млн. км2 вокруг Южного полюса или 1/10 площади планеты. Эта область Земли без государственных и таможенных границ, постоянного населения, промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций, урбанизированных поселений и военных баз находится под международным режимом управления. Последний был образован Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 года (далее - Договор) и другими региональными актами международного права, входящими в Систему вышеназванного договора. Несмотря на свою уникальность и природную изолированность, Антарктика продолжает находиться под влиянием мировой политики и экономики.
В начале XXI века международное сообщество сформулировало основные вызовы своей безопасности. Это - мировые политические и экономические кризисы, угрозы ядерной войны и масштабных технологических катастроф, информационные вбросы в пространство интернет-сетей, гигантские стихийные бедствия, пандемии бактериальных и вирусных заболеваний и глобальные изменения климата. В 2019 году мир содрогнулся от давно забытой глобальной угрозы - пандемии вирусного заболевания. На этот раз это был коронавирус - заболевание, от которого в то время еще не были созданы эффективные лекарственные препараты и вакцины. Для антарктических станций с их ограниченными медицинскими и эвакуационными возможностями этот вирус был особенно опасен. Данный прецедент чрезвычайно важен для дальнейшего развития мирового сообщества, в том числе и в Антарктиде, так как мир не гарантирован от появления подобного глобального еще более опасного вида вирусной инфекции.
Трудно было предположить, что специальная военная операция России на Украине, начавшаяся 24 февраля 2022 года, вызовет такую масштабную реакцию мирового сообщества с последствиями, отразившимися на многих сферах жизни человечества. Многообразие прямых и обратных связей, прочно вошедших в мировую экономическую систему, оказалось невозможно предусмотреть. Неожиданно реакция коллективного западного мира на российскую военную операцию, проходившую за многие тысячи километров от Антарктики, нашла отклик и в южном полярном сообществе. Насколько 60-летний «антарктический иммунитет» окажется устойчив к новым вызовам глобального миропорядка, покажет время, но наша страна должна обосновать свою позицию по данному вопросу и активно отстаивать ее на различных площадках международного сообщества.
Антарктика в современном мировом сообществе
24 февраля 2022 года произошли события, которые потрясли весь мир. Бесперспективность переговорного процесса на площадках: «Россия - США», «Россия - НАТО», «Россия - ОБСЕ» в начале 2022 года в различных европейских городах вынудила дипломатов уступить свои места военным, когда Россия начала специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины с целью обеспечения безопасности нашего государства и организации военной помощи Донецкой и Луганской народным республикам в соответствии с заключенными с ними Россией межгосударственными соглашениями. В ответ последовала весьма острая реакция США, Европейского союза и их союзников. Мировое сообщество было поставлено перед выбором: поддержать США в их гегемонии единолично управлять миром либо согласиться, что мир многополярен, и поддержать позицию России. Это противостояние коснулось практически всех сфер жизни. В сложившейся ситуации очень трудно сохранить нейтралитет, а победителем станет тот, кто получит поддержку своего народа и большей части международного сообщества.
В то же время казалось, что на Земле еще осталась большая область, свободная от очагов межгосударственной напряженности, - это Антарктика. Международный договор, подписанный 1 декабря 1959 года в Вашингтоне главами 12 правительственных делегаций таких стран, как Австралия, Аргентина, Бельгия, Новая Зеландия, Норвегия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, СССР, США, Франция, Чили, Южноафриканский Союз, Япония, направивших в Южный полярный регион свои национальные экспедиции для проведения исследований по программе Международного геофизического года (МГГ) 1957-1958 годов, объявил область, расположенную к югу от параллели 60° ю.ш., регионом мира, международного сотрудничества, науки и охраны окружающей среды. Там были запрещены ядерные взрывы и захоронение радиоактивных материалов.
Данный договор стал первым послевоенным актом международного права по разоружению и запрету атомных испытаний. Он был принят в разгар холодной войны, когда она в любой момент могла превратиться в «горячую-ядерную». Но даже в то опасное время советские и американские дипломаты осознали, что на планете должен оставаться хотя бы один регион, свободный от международной конфронтации. Тем более что в Антарктике нашим странам особенно не требовалось соглашаться на взаимные уступки, а в некоторых политических вопросах советско-американские позиции совпадали. В первую очередь это касалось проблемы заявленных семью странами территориальных претензий в Антарктике. Все это внушало уверенность, что новая волна русофобии и разнообразных политико-экономических санкций в отношении нашей страны не коснется этого региона.
Договор не является структурой ООН, а существует как самостоятельная международная организация. Стороны, согласно статье IX, регулярно собираются на так называемых консультативных совещаниях по Договору об Антарктике (КСДА) начиная с 1961 года. Принятые на них рекомендации были направлены на решение актуальных задач антарктического сообщества, в том числе выработки согласованных ответов на новые вызовы общемировых процессов к Южному полярному региону. Вступление в силу принятых на КСДА рекомендаций происходило только после их одобрения всеми консультативными сторонами по принятым в их государствах правовым процедурам.
Начиная с 1996 года, вместо рекомендаций на КСДА принимались меры, резолюции и решения. Некоторые меры также вступали в силу только после их одобрения в правительствах консультативных сторон. КСДА продолжает оставаться высшим органом управления Договора. 1 сентября 2004 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) был создан Секретариат Договора об Антарктике. Следует подчеркнуть, что эта международная организация не подменяет своей деятельностью КСДА. В межсессионный период Секретариат лишен права принимать какие-либо решения. Он призван готовить очередные КСДА, включая прием и распространение среди сторон Договора подготовленных документов, представленных на очередные КСДА, их перевод на официальные языки Договора, подготовку и издание заключительных отчетов КСДА.
Образованное в период проведения МГГ антарктическое сообщество уже более 60 лет представляло собой сплоченный интернациональный коллектив, объединенный общей целью - изучение и освоение южной полярной области планеты. После того как официальные представители 12 стран-учредителей подписали Договор, его состав к 2019 году расширился до 54 государств, расположенных на всех континентах. В этих странах живет более 66% населения планеты, они являются признанными лидерами мирового научно-технического прогресса и производят более 77% мирового валового продукта. Решения на КСДА или наложение на них вето принимаются только консультативными сторонами Договора. Этот статус, согласно статьи IX Договора, предоставляется только тем сторонам, которые имеют активно действующие национальные антарктические программы или научные станции в этом регионе.
Кроме 12 стран-учредителей в настоящее время статус консультативных сторон имеют Польша (1977 г.), Германия (1981 г.), Бразилия (1983 г.), Индия (1983 г.), Уругвай (1985 г.), КНР (1985 г.), Италия (1987 г.), Испания (1988 г.), Швеция (1988 г.), Финляндия (1989 г.), Республика Корея (1989 г.), Перу (1989 г.), Эквадор (1990 г.), Нидерланды (1990 г.), Болгария (1998 г.), Украина (2004 г.) и Чехия (2013 г.). Остальные 25 участников Договора (на 2021 г.) носят статус неконсультативных сторон и принимают участие в работах очередных КСДА в качестве наблюдателей. К ним относятся Дания (1965 г.), Румыния (1971 г.), Папуа - Новая Гвинея (1981 г.), Куба (1984 г.), Венгрия (1984 г.), Австрия (1987 г.), Греция (1987 г.), КНДР (1987 г.), Канада (1988 г.), Колумбия (1989 г.), Швейцария (1990 г.), Гватемала (1991 г.), Словакия (1993 г.), Турция (1996 г.), Венесуэла (1999 г.), Эстония (2001 г.), Беларусь (2006 г.), Монако (2008 г.), Португалия (2010 г.), Малайзия (2011 г.), Пакистан (2012 г.), Исландия (2015 г.), Казахстан (2015 г.), Монголия (2015 г.) и Словения (2019 г.).
С 1982 по 1988 год группа неприсоединившихся стран во главе с Малайзией и Шри-Ланкой добивались включения в повестку дня ежегодных генеральных ассамблей ООН вопросов о создании Антарктического комитета ООН. По их предложению данный комитет должен был заменить «антарктический клуб привилегированных богатых государств планеты», под которым они подразумевали участников Договора. Таким образом, деятельность предлагаемого комитета должна была быть направлена на реализацию Концепции общего наследия человечества. Это предложение не было поддержано ведущими консультативными сторонами Договора (США, СССР, Соединенным Королевством, Францией, и т. д.). Позиция этих сторон основывалась на статье XIII Договора, которая открывала его для присоединения любого государства - члена ООН, а по согласованию со всеми консультативными сторонами - даже не участников ООН. В итоге семилетнего обсуждения было решено признать деятельность Договора не противоречащей положениям Устава ООН. Информация о состоянии дел в Системе Договора об Антарктике (далее - Система Договора) должна регулярно заслушиваться на одном из комитетов Генеральной Ассамблеи ООН один раз в два года. Это сообщение делает делегация США - страны-депозитария Договора.
Безусловно, у каждой из сторон Договора есть свои национальные интересы в этом регионе, но общие его принципы всегда преобладали над интересами отдельных сторон. Выдержит ли антарктическое сообщество очередное испытание, которое ему предложило современное мироустройство?
Новый вызов к Договору в XXI веке заставил антарктическое сообщество сконцентрировать свое внимание на вопросах охраны окружающей среды и влияния глобальных изменений климата на Антарктический регион. В ходе XL КСДА, проходившего в 2017 году в столице КНР - Пекине, организаторы этого международного форума провели встречу высокого уровня «Наша Антарктика: охрана и использование». Выступивший на этом мероприятии Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в КНР А.И.Денисов заявил: «Нельзя забывать, что основные цели и задачи Договора об Антарктике 1959 года изложены в его статьях I-IV: поддержание мира и стабильности в Антарктике, обеспечение условий для ведения научной деятельности, а также всемерное развитие международного сотрудничества в этих целях. В этой связи, как нам видится, на первый план выходят вызовы, затрагивающие саму сущность Системы Договора об Антарктике». Таким образом, Россия обратила внимание участников КСДА на то, что вопросы политики и права, науки и экспедиционных исследований должны по-прежнему находиться в центре внимания антарктического сообщества. У ряда делегатов выступление российского посла вызвало откровенное неприятие. Впрочем, они официально не критиковали российскую позицию.
Развивая свое мнение, делегация России на XLII КСДА в 2019 году в Праге, представила рабочий документ (РД-57) «Договор об Антарктике в меняющемся мире». Для ряда делегатов предложения России прозвучали неожиданным откровением, так как в этом документе публично были высказаны современные болевые точки антарктического сообщества. В нем перечислялись и анализировались современные вызовы к действующей Системе Договора. Они заключались:
- в росте числа консультативных сторон и, как следствие, усложнении схемы принятия решений в рамках СДА;
- во внешнем давлении на сложившийся режим управления Антарктикой;
- в прогрессирующей политизации научно-технических и природоохранных проблем деятельности в Антарктике;
- в растущем интересе к проблематике более интенсивного использования ресурсов Антарктики, включая вопрос об «отложенном» использовании минеральных ресурсов региона;
- в проблемах с поступательностью и эффективностью процесса одобрения мер КСДА.
Некоторые политологи утверждают, что Договор уже выполнил свою историческую миссию и должен быть заменен новым актом международного права. Рост противоречий и напряженности в современной мировой политике приводит к тому, что берутся под сомнение и сами основы политико-правового статуса Антарктики, в частности ее краеугольный камень - статья IV Договора, урегулировавшая вопрос территориальных претензий в регионе. Они в разные годы были заявлены в первой половине ХХ века правительствами Соединенного Королевства, Новой Зеландии, Австралии, Норвегии, Франции, Аргентины и Чили.
Автор предполагал, что перед антарктическим сообществом обязательно появятся новые вызовы, поэтому сложившаяся международная система управления Антарктикой должна не только искать новые ответы на них, но и оперативно предупреждать их.
Изложенная позиция России хотя и не была поддержана всеми консультативными сторонами, однако была включена в пятилетний стратегический план развития КСДА. С целью его реализации в межсессионный период МИД России в начале февраля 2020 года организовал в Москве рабочее совещание делегаций 12 стран - учредителей Договора. На нем более подробно, чем в Праге, российская сторона представила свою позицию, объяснив серьезную необходимость совместного обсуждения существующих вызовов к Договору и выработки необходимых ответных мер.
Часть делегаций поддержала наши предложения, другие воздержались от комментариев, а третьи возразили против такого подхода, считая, что существующие главные цели дискуссий КСДА (охрана окружающей среды и изменение климата) соответствуют современному тренду деятельности антарктического сообщества. Большая часть возражений касалась тематики излишней политизации деятельности отдельных органов Системы Договора, хотя известно, что политико-правовые вопросы могут обсуждаться исключительно в рамках очередных КСДА. К сожалению, данная тематика все реже встречается в повестке дня КСДА последних лет.
Новые вызовы к Договору об Антарктике
Экономический вид деятельности в Антарктике ограничен промыслом морских биологических ресурсов и туризмом. Использование генетических ресурсов живых организмов, обитающих в Антарктике в настоящее время, пока еще носит экспериментальный научный, а не промышленный характер. Поэтому мировые экономические проблемы влияют на Антарктический регион в незначительной степени. Последний раз применение оружия в Антарктике регистрировалось еще в 40-х годах ХХ века, после чего этот регион стал демилитаризированным. Стихийные бедствия глобального характера, такие как извержения вулканов, катастрофические землетрясения и цунами, обходят Антарктику стороной. Поэтому многие специалисты полагают, что главной угрозой для Южного полярного региона продолжают оставаться глобальные изменения климата.
Однако в 2020 году антарктическое сообщество было сильно озабочено распространением пандемии коронавируса.
По определению Всемирной организации здравоохранения ООН, термин «пандемия» означает эпидемию бактериальных или вирусных заболеваний, распространившихся на обширных территориях, невзирая на государственные границы. В истории человечества известно большое число пандемий: чума, оспа, холера, СПИД, различные штаммы гриппа и т. д. Они «оккупировали» многие государства и поражали большую часть их населения, в том числе и с летальным исходом. В ХХ веке медицина обычно быстро находила эффективные средства диагностики, лечения и предупреждения этих болезней.
В текущем столетии на планете было зарегистрировано шесть различных пандемий. Это были:
- атипичная пневмония SARS в 2002-2003 гг.;
- свиной грипп A/H1N1 в 2009-2010 гг.;
- ближневосточный коронавирус MERS в 2012 -2015 гг.;
- птичий грипп H5N1/H7N9 в 2003-2017 гг.;
- лихорадка ЭБОЛА в 2014-2016 гг.;
- коронавирус SARS-CoV с 2019 г. до настоящего времени.
Пять первых из них поразили население от 16 до 168 стран. Общее число заболевших составило от 865 до 163 тыс. 371 человека в различных пандемиях, а умерших - от 450 до 16 449 человек.
Ковид-19 даже нельзя сравнивать по своим масштабам с предшествующими пандемиями. С 2019 года это заболевание охватило все континенты, 215 стран, в которых за два с небольшим года было зарегистрировано 492 339 415 заболевших и 6 165 901 умерших.
Как известно, данная пандемия началась на Юго-Востоке Китая, поэтому руководство Арктической и Антарктической администрации этого государства предприняло крайне жесткие организационные меры по предотвращению проникновения патогенного вируса в Антарктику. Затем последовали соответствующие рекомендации Совета управляющих национальных антарктических программ (КОМНАП), которые начали реализовываться в ходе подготовки к операциям сезона 2020-2021 годов.
До 10 декабря 2020 года карантинные меры давали свои позитивные результаты. Однако на следующий день с чилийской антарктической станции «ОꞌХиггинс» был эвакуирован весь личный состав и часть судового экипажа, доставившего чилийских специалистов к месту работы. 14 декабря 2021 года вспышка заболевания коронавирусом была обнаружена на бельгийской сезонной станции «Принцесса Элизабет». Там заболели 16 из 25 человек станционного персонала. В то же самое время на станции «Майтри» (Индия), «Новолазаревская» (Россия) и у одного из членов экипажа самолета DC-3 (ВТ-67) «Турбобаслер» были отмечены положительные экспресс-тесты на коронавирус, несмотря на полное соблюдение принятого совместно странами, объединенными программой «DROMLAN», медицинского протокола. 21 января 2021 года этим вирусом оказались заражены сотрудники аргентинской станции «Эсперансa». И это только те факты, которые были официально сообщены другим членам Антарктического сообщества.
Таким образом, коронавирус пришел на шестой континент. И все же серьезные карантинные меры, принятые национальными антарктическими программами, дали позитивные результаты - там болезнь не получила широких масштабов распространения. Тем более что в настоящее время на антарктических станциях находятся современные средства диагностики и лечения и, как правило, весь экспедиционный персонал перед отправкой в Антарктику в обязательном порядке проходит вакцинацию.
В конце февраля - начале марта 2022 года политические вопросы неожиданно внедрились в будничные проблемы экспедиционной жизни Антарктики и в вопросы подготовки XLIV КСДА, которое состоялось в Берлине с 23 мая по 2 июня 2022 года.
До недавнего времени антарктическое сообщество даже не могло предположить, что ему будут угрожать вооруженные конфликты, происходящие далеко за пределами Договора об Антарктике, а политико-экономические противоречия между отдельными консультативными сторонами могут стать проблемой обсуждения отдельных консультативных сторон.
Современный миропорядок стремительно изменяется. Традиционные постулаты мировой политики и дипломатии воспринимаются некоторыми государственными лидерами как рудименты прошедшей эпохи. Их примеру следуют отдельные представители науки.
Уже в день начала российской специальной военной операции на Украине начальник украинской антарктической станции «Академик Вернадский» распространил по интернет-каналам среди всех антарктических станций, включая станции Российской антарктической экспедиции (РАЭ), предложение о необходимости официального осуждения российской агрессии на Украине и поддержке его страны в борьбе за свой государственный суверенитет. Это послание стало первым и пока единственным из прецедентов в Системе Договора.
В истории существования этого акта международного права есть несколько примеров проведения вооруженных конфликтов между некоторыми консультативными сторонами, проходивших за пределами Договора. Так, в 1978 году произошло столкновение вооруженных сил Аргентины и Чили в районе пролива Бигль на Огненной Земле. В 1982 году разыгрался широко известный британо-аргентинский конфликт на Фолклендских (Мальвинских) островах и о. Южная Георгия. В 2017 году в горах Тибета произошло уже третье военное столкновение между Китаем и Индией. Еще больше аналогичных примеров можно привести в отношении участия большинства консультативных сторон в вооруженных конфликтах на территориях стран, не участвующих в Договоре, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и на Балканском полуострове Европы.
Некоторые из консультативных сторон Договора (в частности ЮАР, с 1962 по 1990 г.) находились под многолетним режимом экономических санкций со стороны многих стран мирового сообщества. Все эти события не находили никакого отражения в дискуссиях на проходивших в те годы КСДА, тем более их участники никогда не обращались к сообществу о политической поддержке своих правительств и к экспедиционному составу иностранных антарктических станций. Таким образом, поступок начальника украинской станции стал очевидным подтверждением существующей политизации тех видов деятельности Системы Договора, которые должны быть свободны от политики. Что явилось причиной этого? Незнание основных документов Системы Договора или желание угодить своему руководству в Киеве с подчеркиванием политической преданности «Майдану Незалежности»? Ответить на этот вопрос может только украинская сторона.
Очередной «черпак бензина» в костер современной русофобии подбросил новозеландский профессор Университета Кентербери Алан Хемингс. В своей статье1, опубликованной на сайте «The Polar Connection» 18 марта 2022 года, он открыто призывал антарктическое сообщество исключить Россию из Договора, не допускать нашу правительственную делегацию для участия в XLIV КСДА в Берлине и закрыть доступ российским морским и воздушным судам в порты Чили, Аргентины и ЮАР по пути их следования в Антарктику и обратно.
Важно отметить, что подобные дискриминационные меры предлагаются пока еще в частном порядке, а не от имени правительства. Однако их сделал известный новозеландский специалист - представитель государства, одного из учредителей Договора. Неизвестно, чье мнение отражает этот автор. Нельзя забывать, что Новая Зеландия является одной из семи мировых держав, заявивших в первой половине ХХ века свои территориальные претензии в Антарктике. Статья IV Договора не отменила, а лишь «заморозила» такие претензии. Поэтому большинство из подобных заявителей предпринимают различные шаги по использованию любого повода для укрепления своих территориальных притязаний. В данном случае нельзя сбрасывать со счетов то, что российская спецоперация на Украине может быть использована для пересмотра текста Договора. Безусловно, новозеландский профессор более подготовлен в правовом плане, чем украинский полярник. Однако в своих подходах они едины в вопросах русофобии.
Рассмотрим реальные возможности осуществления новозеландских предложений. Ни одна из 14 статей Договора не предусматривает процедуры исключения стороны Договора из его участников. В статье XII Договора предусматриваются возможности выхода (а не исключения!) из Договора любой его стороны и предусмотрена процедура внесения изменений или поправок в текст Договора. Подобные решения могут быть приняты только при наличии консенсуса у консультативных сторон, статус которых предусмотрен в статье IX. В связи с тем, что Российская Федерация, являющаяся правопреемником СССР в Договоре, продолжает оставаться его консультативной стороной, наша страна не может быть исключена из состава участников этого акта международного права даже при согласии всех остальных консультативных сторон, так как подобное решение не будет иметь консенсуса.
Запрет на участие правительственной делегации России в работе XLIV КСДА в Берлине не имеет эффективного результата. Возможный отказ правительства Германии предоставить въездные визы участникам российской делегации устраняется через участие в работе совещания официальных представителей Посольства Российской Федерации в Германии. Ссылка новозеландского автора на пример отказа в участии в заседании Арктического совета под председательством России в 2022 году других участников совета (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, США, Финляндии, Швеции) не имеет ничего общего с XLIV КСДА. Россия не отказывала ни одной из этих правительственных делегаций в выдаче въездных виз для участия в совещании Арктического совета, а решение об отказе в участии было принято правительствами этих государств самостоятельно в связи с проведением специальной военной операции России на Украине.
Более того, по направлению практической деятельности Арктический совет занимается только вопросами устойчивого экономического развития Арктического региона, включая вопросы жизнедеятельности коренных народов, проживающих на этой территории, а также проблемами сохранения окружающей среды. Вопросы политики, права, военной деятельности, транспортных и информационных коммуникаций, разведки и использования природных ресурсов и т. д. находятся за пределами компетенции Арктического совета. Напомним, что Договор на своих консультативных совещаниях уполномочен рассматривать все вопросы деятельности человечества в Южном полярном регионе.
Наконец, запрет на использование российскими морскими и воздушными судами портов Аргентины, Чили и ЮАР не актуален для Российской Федерации. В 67-летней истории деятельности нашей национальной антарктической экспедиции были периоды, когда наша страна временно не имела дипломатических отношений с правительствами Чили (в 1947-1964 гг. и 1973-1990 гг.) и ЮАР (в 1956-1990 гг.). Хотя правительства наших стран сотрудничали в Системе Договора, будучи одними из его учредителей, советские морские суда в эти периоды не пользовались заходами в порты этих стран Южного полушария. При этом экспедиционные суда Комплексной и Советской антарктических экспедиций регулярно совершали плавание в Антарктику, заходя в порты других южноамериканских и африканских стран. В 1980 году, когда СССР приступил к регулярным межконтинентальным полетам своей транспортной авиации в Антарктику, экипажи советских самолетов Ил-18 и Ил-76 до 1991 года использовали для этих целей аэропорт Мапуту (Мозамбик). Таким образом, перекрыть путь российским судам и самолетам в Антарктику, как это предлагает новозеландский профессор, является невыполнимой задачей. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов возможность использования Россией своих морских судов с ядерными энергетическими установками для доставки экспедиционных грузов и участников в Антарктику, которым не требуются промежуточные заходы для пополнения запасов топлива.
Профессор международного права из Японии Акихо Шитаба опубликовал статью2, в которой приводились квалифицированные юридические возражения вышеназванным доводам новозеландского автора со ссылками на различные нормы не только Договора об Антарктике, но и международного права.
Некоторые из европейских участников международной корпоративной авиационной сети на Земле королевы Мод, объединенные программой «DROMLAN», известили ее участников о запрете своих правительств на осуществление рабочих контактов с российской стороной, в том числе и в Антарктике. В связи с этим они высказывают свои сомнения о возможности использования российского ледового аэродрома на станции «Новолазаревская» при их участии в данной программе в очередном антарктическом сезоне 2022-2023 годов. Кроме российского аэродрома в выполнении межконтинентальных полетов в Антарктиду задействован российский транспортный самолет Ил-76ТД. В настоящее время о возможности полетов на этом самолете никаких заявлений не было сделано. Однако нашим «партнерам» следует учесть, что Россия может отказаться от приема другого типа воздушных судов на аэродроме станции «Новолазаревская», так как эти воздушные суда должны получить соответствующие разрешения на посадку по установленным процедурам.
Важно напомнить, что Россия не заявляла никаких ответных дискриминационных мер в Антарктике по отношению к другим консультативным сторонам этого договора и считает необходимым проинформировать все его стороны о своей приверженности всем правовым нормам, действующим в международном антарктическом сообществе. В то же время наша страна должна напомнить, что применение ограничений или запретов в отношении деятельности РАЭ в Антарктике не будет оставаться без внимания и ответных действий.
На открытии в Берлине XLIV КСДА его участников приветствовали государственный секретарь и специальный представитель по вопросам климата МИД Германии г-жа Дженнифер Морган и ведущий государственный секретарь Министерства по окружающей среде, охране природы, ядерной безопасности и защите прав потребителей Германии д-р Беттина Гофман. В своих выступлениях оба официальных лица германского правительства подвергли резкой критике военные действия России на Украине, задав общий русофобский тон для дальнейшего обсуждения вопросов повестки дня этого антарктического форума.
Он был подхвачен делегацией Украины, которая создала масштабный демарш против военных действий России в Донецкой и Луганской народных республиках и сопредельных с ними восточных районах Украины. Этой делегацией на обсуждение в пункте 4 повестки дня XLIV КСДА «Деятельность Системы Договора об Антарктике» был представлен информационный документ (ИД-85) «Реализация национальной Антарктической программы Украины в условиях гибридной войны и открытой военной агрессии Российской Федерации: полученные вызовы и уроки», в котором излагались грубые провокационные выводы в отношении Российской Федерации и призывы к консультативным сторонам принять меры по ограничению консультативного статуса России в Системе Договора.
Обсуждение подобных вопросов, по убеждению России, находится вне рамок мандата КСДА, не может относиться к пункту 4 повестки дня совещания. По процедурным требованиям информационные документы, представленные на КСДА, не могут иметь проектов Мер совещания, которые в обязательном порядке должны быть переведены на все официальные языки Договора (английский, испанский, русский, французский). Представленные Украиной в этом документе исторические сведения о характере российско-украинских отношений в Антарктике неточны, а порой откровенно фальсифицированы. Это касается имущественных претензий Украины к российским антарктическим станциям, проведения морских океанографических исследований в Южном океане украинской стороной, «негативного» влияния России на получение Украиной статуса консультативной стороны в 2004 году.
Известно, что в Беловежском соглашении 1991 года, которое привело к распаду СССР, доля Украины в общем имущественном балансе СССР была признана равной 16,37%. В двух нотах Украины, направленных в адрес МИД России в 1992 и 1994 годах, украинская сторона требовала передачи ей двух российских антарктических станций - «Новолазаревская» и «Прогресс», имущественная стоимость которых намного превышала 16,37% от общей стоимости всего имущества России, находящегося в Антарктиде. Так, балансовая стоимость станции «Новолазаревская» составляла 20%, а станции «Прогресс» - 18%. В ответной ноте Россия предлагала Украине выделить 16,37% имущества, находящегося на каждой российской станции для проведения своих научных исследований с правом поднятия государственного флага Украины. Ответа на это предложение не поступило.
В 2004 году, когда Украина направила заявку на получение статуса консультативной стороны Договора, она должна была обсуждаться на XXVII КСДА в Кейптауне (ЮАР). Против предоставления такого статуса выступила делегация Новой Зеландии, которая отметила незаконный браконьерский вылов антарктического клыкача в зоне действия Конвенции по сохранению морских живых ресурсов Антарктики украинским рыболовным траулером. Делегация России на этом совещании не выступала против заявки Украины, а только не поддержала ее. После проведения неформальных консультаций между главами наших делегаций Украина незамедлительно подготовила и направила в МИД России ноту об отказе от всех своих имущественных претензий в Антарктике.
В летних сезонах 2007-2008 годов и 2008-2009 годов, когда в Антарктике осуществлялось выполнение программ Четвертого международного полярного года 2007-2008 годов, Россия предоставила украинским ученым возможность выполнения океанографических исследований с борта нашего научно-экспедиционного судна «Академик Федоров». Наконец, по инициативе украинской стороны в Ялте 27 июня 2012 года был подписан Меморандум между Росгидрометом и Государственным агентством по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины о научно-техническом сотрудничестве в Антарктике. Об этом знаковом событии в украинском документе ИД-85 нет даже упоминания.
По настоянию председателя XLIV КСДА - заместителя директора Правового департамента МИД Германии г-жи Тани фон Услар-Гляйхен, обсуждение вышеназванного информационного документа было включено в повестку дня пленарного заседания этого совещания по пункту 4, которое состоялось 24 мая 2022 года. Делегации стран Европейского союза, а также США, Австралии, Новой Зеландии и некоторые другие, как по команде, выступили с поддержкой предложений Украины, а когда слово попросила делегация России, демонстративно покинули зал заседания. Наше заявление прослушали оставшиеся в зале делегации Китая, Индии, Южной Африки, Республики Корея и Перу. Однако этот демарш никоим образом не отразился на достижении консенсуса в обсуждении украинских предложений - основному принципу принятия решений в Системе Договора. В результате в Заключительном отчете XLIV КСДА было указано, что обсуждение вопросов, связанных с влиянием «российской военной агрессии на Украине», не получило консенсуса и поэтому не было принято участниками совещания.
Если позиция европейских консультативных сторон (Бельгия, Болгария, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Соединенное Королевство, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция), членов Британского содружества (Австралия и Новая Зеландия), США, а также их давнего союзника в Азии (Япония) вполне очевидна, то подобное отношение латиноамериканских государств (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили, Эквадор) вызывает серьезную озабоченность. На взгляд автора, подобная ситуация сложилась в результате активной прозападной пропагандистской кампании в мировых средствах массовой информации. В современных информационных войнах неопровержимым аргументом стало преобладание виртуального понимания событий в мире над их реальным содержанием. Наша страна серьезно уступает в масштабах и активности контрпропаганды при обсуждении российской военной спецоперации на Востоке Украины.
Неконструктивная и даже агрессивная позиция Украины в рассмотрении антарктических вопросов, получившая коллективную поддержку прозападного антарктического сообщества, нашла также свое отражение в деятельности таких органов управления Системой Договора, как КОМНАП и Научный комитет по антарктическим исследованиям (СКАР), которые оказывают поддержку в распространении проукраинских политических позиций в своих международных антарктических организациях. Эта деятельность абсолютно противоречит мандату этих организаций.
Россия в международном антарктическом сотрудничестве
Международное сотрудничество является одним из главных положений Договора. Оно осуществляется в научных исследованиях, экспедиционной логистике, природоохранной деятельности и в разработке отдельных политико-правовых документов Системы Договора. Наша страна активно участвует в этом процессе со времен проведения МГГ 1957-1958 годов. С целью расширения и укрепления сотрудничества с другими сторонами Договора был заключен целый ряд двухсторонних межправительственных, межведомственных и межинститутских меморандумов и соглашений с отдельными консультативными сторонами. К ним относятся:
- Соглашение между Министерством науки и технической политики Российской Федерации и Федеральным министерством образования, науки, исследований и технологий Федеративной Республики Германии о сотрудничестве в области морских и полярных исследований от 10 февраля 1995 года;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили о сотрудничестве в Антарктике от 14 февраля 1995 года;
- Совместное заявление Правительства Российской Федерации и Правительства Новой Зеландии о сотрудничестве в Антарктике от 16 ноября 2005 года;
- Соглашение о научно-техническом сотрудничестве и сотрудничестве в области материально-технического снабжения при исследованиях Антарктики между Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ и Перуанским антарктическим институтом от 21 декабря 2005 года;
- Меморандум о взаимопонимании между Российской антарктической экспедицией и Корейским институтом полярных исследований от 12 июля 2007 года;
- Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в Антарктике между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РФ) и Министерством национальной обороны Восточной Республики Уругвай от 12 октября 2010 года;
- Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии по сотрудничеству в Антарктике от 31 января 2012 года;
- Меморандум между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РФ) и Государственным агентством по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины о научно-техническом сотрудничестве в Антарктике от 27 июня 2012 года;
- Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в Антарктике от 8 сентября 2012 года;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в Антарктике от 15 марта 2013 года;
- Меморандум о взаимопонимании относительно антарктического сотрудничества между Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ Росгидромета) и турецким Антарктическим полярным научно-исследовательским центром (ТАКВАМ МВД) от 10 июля 2014 года;
- Меморандум о взаимопонимании между Китайской Арктической и Антарктической Администрацией Государственного океанического Управления Китайской Народной Республики и Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РФ), о сотрудничестве в Антарктике от 25 мая 2017 года;
- Меморандум о взаимопонимании между Правительством Южно-Африканской Республики и Правительством (РФ) о сотрудничестве в Антарктике, подписанный сторонами 19 марта 2021 года в Претории и 23 апреля 2021 года в Москве.
Указанные соглашения, как правило, носят рамочный характер, что дает возможность в упрощенном режиме заключать конкретные договоры и контракты между национальными антарктическими экспедициями и научными организациями. Вышеперечисленный список государств - партнеров России по антарктическому сотрудничеству не ограничивает состава их участников, что заметно расширяет его. К национальным антарктическим программам других консультативных сторон, которые не имеют официальных соглашений по сотрудничеству, можно отнести Францию, Польшу, Болгарию, Бразилию, Бельгию, а также такие неконсультативные стороны, как Швейцария.
Пандемия коронавируса, начавшаяся в 2019 году, существенно повлияла на сокращение международных контактов в Антарктике, а также на проведение международных совещаний различных органов управления Системы Договора. Так, XLIII КСДА в Хельсинки (Финляндия), запланированное на июнь 2020 года, было отменено. В 2021 году оно проходило в Париже (Франция) в дистанционном формате. Сессии Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ) в 2020 и 2021 годах также проходили в аналогичном формате. К новым современным формам проведения своих ежегодных совещаний пришлось прибегнуть КОМНАП. Безусловно, это отразилось на эффективности форумов, так как географическое представление их участников охватывает весь земной шар, поэтому некоторым участникам совещаний в дистанционном формате приходится работать на них в ночное время. Кроме того, решение некоторых вопросов повестки дня, например представление статуса консультативной стороны Договора, требует дополнительных неформальных обсуждений в двух- и многосторонних форматах, которые крайне затруднительно проводить в онлайн-режиме.
Жесткие санитарно-эпидемиологические мероприятия в период пандемии коронавируса коснулись всех национальных антарктических экспедиций, а также последних портов Южного полушария по пути их следования к месту работ и обратно. Все это в серьезной мере отразилось на возможности эффективного проведения различных экспедиционных проектов в последних трех антарктических сезонах: 2019-2020, 2020-2021 и 2021-2022 годов. В тот период резко сократилось число участников сезонных экспедиций и количество авиационных и судовых операций в Антарктике. Участники экспедиций были вынуждены проходить карантинные мероприятия - перед своей отправкой в Антарктиду на судах - в портах выхода в антарктическое плавание или в аэропортах при участии в трансантарктических перелетах из Южной Америки, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии. Стал затруднителен обмен собранных полевых образцов для выполнения совместных лабораторных исследований.
Если проблемы, возникшие с пандемией коронавируса, ограничены во времени, то неожиданные политические требования, возникающие в Системе Договора в результате специальной военной операции России на Украине, вызывают серьезную тревогу за дальнейшее существование некоторых международных проектов, в которых участвует наша страна. Как известно, международное сотрудничество помогает его участникам сократить финансовые расходы на проведение дорогостоящих натурных исследований и транспортных экспедиционных операций между участниками совместных проектов. Кроме того, такое сотрудничество позволяет получить доступ к современным технологиям, аналитическим приборам и транспортным средствам, которыми не располагают некоторые стороны Договора об Антарктике.
В то же время не следует забывать, что участие в международных программах жестко связывает партнеров по совместным проектам и ставит порой непреодолимые трудности у некоторых из них, когда из Соглашения выбывает хотя бы один из его участников. Принимаемые некоторыми прозападными консультативными сторонами политические решения в отношении сотрудничества с российскими организациями в Антарктике могут серьезно повлиять на возможность выполнения этими сторонами своих национальных задач в Южном полярном регионе. Например, отказ от использования российского самолета ИЛ-76ТД в программе «DROMLAN» окажет влияние на обеспечение некоторых антарктических станций, расположенных на Земле королевы Мод и в прилегающих к ней районах. Так, с помощью только этого самолета можно организовать доставку грузов в некоторые точки Антарктиды методом парашютного десантирования, поэтому отказ от услуг данного российского самолета может привести к существенному увеличению расходов на логистику для некоторых станций и национальных программ.
Программа «DROMLAN» была создана в 2003 году национальными антарктическими экспедициями Бельгии, Германии, Индии, Нидерландов, Норвегии, России, Соединенного Королевства, Финляндии, Швеции, ЮАР, Японии. В соответствии с ней проводятся межконтинентальные перелеты на посадочные площадки российской станции «Новолазаревская» и норвежской «Тролль», а также внутриконтинентальные перелеты самолетов DC-3 БТ-67 «Турбобаслер» и «Твин-Оттер». Авиационные операции в этой программе осуществляет все эти годы логистическая компания из ЮАР «АЛСИ». Ей принадлежит временный пассажирский терминал, находящийся в районе посадочной площадки станции «Новолазаревская». На норвежской станции «Тролль» подобного терминала, способного разместить на ночлег несколько десятков пассажиров, пока нет.
В качестве основного транспортного средства для межконтинентальных перелетов ныне используется российский самолет Ил-76ТД из-за его способности перевозить не только пассажиров, но и существенные объемы груза, что невозможно сделать обычными пассажирскими самолетами, которые в последнее время стали появляться в Антарктиде. Посадочная площадка на станции «Новолазаревская» отвечает всем требованиям для этого типа воздушного судна и имеет соответствующий аэронавигационный паспорт, выдаваемый территориальным органом - Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация). Исключение посадочной площадки российской станции «Новолазаревская» и самолета Ил-76 из программы работ сезонных операций программы «DROMLAN» в значительной мере повлияет на возможность выполнения традиционных маршрутов внутриконтинентальных перелетов и практически неизбежно будет связано хотя бы со временными визитами сотрудников западноевропейских национальных антарктических экспедиций на российскую станцию «Новолазаревская». Это коснется и выполнения некоторых научных программ, при которых необходимо использование авиации, потому что топливная база для заправки германских самолетов «Полар-5» и «Полар-6» до настоящего времени находится на аэродроме станции «Новолазаревская».
Под сомнение ставится возможность продолжения многолетних исследований сотрудников германского Йенского Университета им. Ф.Шиллера по изучению гнездовий морских птиц и экологической ситуации на полуострове Филдес (о. Кинг-Джордж), так как уже более 15 лет германские специалисты базируются на российской станции «Беллинсгаузен» и используют ее транспортные средства.
Последние два года логистическое обеспечение деятельности польской антарктической станции «Арцтовский» (о. Кинг-Джордж) и сезонной базы «Добровольский» (оазис Бангера) осуществляется с помощью российских судов «Профессор Логачев» и «Академик Федоров». Прекращение данного вида операций ставит под сомнение возможность продолжения работ этих станций.
Серьезное влияние на ход выполнения научных исследований по совместным программам окажет возможное отсутствие деловых контактов российских и французских специалистов, которые связаны с изучением ледяного керна из глубокой скважины, пробуренной на российской станции «Восток».
Отказ от рабочих контактов некоторых западных антарктических программ с Российской антарктической экспедицией нанесет ущерб главным образом нашим западным коллегам, а не России. Безусловно, РАЭ также будет испытывать определенные сложности в поставке запасных частей и новых датчиков для приборов западноевропейского производства. Однако эта проблема не является настолько существенной и может быть решена с помощью российских партнеров.
Договор об Антарктике 1959 года вступил в правовую силу 23 июня 1961 года, а в июле 1961 года в австралийской столице Канберре прошло I КСДА - высший управляющий орган Договора. Одним из основных постулатов этого регионального акта международного права является сохранение мира в Антарктике, которое осуществляется недопущением распространения очагов международной напряженности в области действия Договора. Очевидно, что этот принцип распространяется и на консультативные стороны, которые принимают участие в работе очередных КСДА.
Известно, что более чем за 60 лет действия Договора, консультативные стороны участвовали в многочисленных военно-политических конфликтах в других регионах планеты, неоднократно приводя мировое сообщество к угрозе мировой ядерной войны. Однако никогда эти конфликты и острейшие политические разногласия между консультативными сторонами не становились объектом обсуждений на площадках очередных КСДА. Впервые эта традиция была нарушена Украиной в 2022 году на XLIV КСДА в Берлине. Позицию Украины поддержали представители и сторонники западного мира, среди которых были и страны - учредители Договора.
К сожалению, надо констатировать, что делегации Австралии, Аргентины, Бельгии, Новой Зеландии, Норвегии, Соединенного Королевства, США, Франции, Чили, Японии, вероятно, забыли не только текст Договора, подписанного их предшественниками 1 декабря 1959 года в Вашингтоне, и правила процедуры КСДА, но и многолетние традиции международной антарктической правовой системы. Волна русофобии, захлестнувшая западный мир в последние годы, смыла основные принципы и устои Договора, созданного в разгар холодной войны. Среди некоторых западных политологов существует распространенное мнение, что международное право, образованное после завершения Второй мировой войны, изжило себя, и Россия не вправе обладать постоянным членством в Совете Безопасности ООН. Однако далеко не все страны, входящие в эту авторитетную международную организацию, поддерживают позицию США и их союзников. Аналогичная ситуация складывается и в Системе Договора, в которой, бесспорно, представители прозападного мира обладают существенным большинством перед сторонниками российских позиций.
Напомним, что Договор коренным образом отличается от многих других региональных актов международного права двумя основными критериями. Это - статус консультативной стороны и правило консенсуса в принятии решений любых органов Системы Договора. Первый из них означает возможность обсуждения вопросов повестки дня КСДА и принятие решений или наложение вето на них только теми сторонами Договора, которые обладают активно действующей национальной антарктической научной программой или антарктической станцией. Второй означает возможность принятия решения в органах управления Системой Договора об Антарктике на основе единого мнения сторон при отсутствии аргументированных возражений, без проведения процедуры голосования.
Таким образом, на сегодняшний день принятие решения на очередных КСДА возможно только при отсутствии возражений хотя бы одной из 29 консультативной стороны Договора. Внесение любых изменений в правила процедуры КСДА также возможно только при наличии консенсуса. Это означает, что исключить мнение России и применить в отношении нее любые дискриминационные решения в настоящее время невозможно. Весьма странно, что этого не понимают делегации консультативных сторон. Поэтому предпринятый ими демарш в отношении России носит явно пропагандистский, а не правовой характер.
Необходимо констатировать, что требования о прекращении рабочих контактов с Россией по изучению Антарктиды выразили правительства не всех консультативных сторон. Сложившаяся ситуация может привести к некоторому расколу между сторонами Договора. Следует напомнить, что подобного результата неофициально добивались некоторые его учредители, которые не оставили своих интересов в осуществлении собственного национального суверенитета в Антарктике. Хочется надеяться, что другие ведущие антарктические державы не обойдут вниманием эту проблему, ведь она может привести к возникновению нескольких международных договоров об Антарктике, стороны которых будут объединены не как единомышленники, а как союзники по политическим альянсам.
Договор об Антарктике успешно действует уже более 61 года. Он пережил достаточно серьезные критические ситуации, но всегда стороны Договора находили разумный компромисс между общими политико-правовыми ценностями этого акта международного права и своими национальными интересами в данном регионе.
1Hemmings Alan. Does the Antarctic Treaty System have a moral duty to respond to Russiaꞌs invasion of Ukraine // Pollarconnection.org, 18.03.2022.
2Shibata Akiho. How can the Antarctic Treaty System respond to the Russian invasion of Ukraine? // Polarconnection.org, 20.04.2022.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs