ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Неустойчивая устойчивость: «Повестка дня ООН - 2030» как объединительная идея для мирового сообщества. К 50-летию Стокгольмской конференции и 30-летию «Саммита Земли»

18:03 11.07.2022 • Олег Шаманов, Заместитель постоянного представителя России при ЭСКАТО, советник-посланник Посольства России в Королевстве Таиланд

В международном календаре текущего года есть юбилейная веха, которая прошла относительно незамеченной на фоне вихревой политической турбулентности в мире. Однако значение событий, которые она символизирует, трудно переоценить. Речь идет о двух связанных между собой форумах - Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 5-16 июня 1972 г.) и Конференции ООН по окружающей среде и развитию, или, как ее еще называют, «Саммите Земли» (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.), положивших начало формированию и реализации концепции устойчивого развития.

Без преувеличения можно сказать, что эти события и последовавшие за ними процессы знаменуют собой выход международного сотрудничества в экологической и социально-экономической сферах на новый исторический уровень. Если человечеству удастся наконец осознать экзистенциальное значение концепции устойчивого развития, а мировым политическим элитам хватит мудрости и ответственности по-настоящему заняться ее практическим претворением в жизнь, то это будет не менее эпохальным событием, чем переход из каменного века в бронзовый и железный. Сосредоточение солидарных усилий государств, деловых кругов и широкой общественности во всем мире на переводе экономики и социально-экономических укладов на рельсы устойчивого развития могло бы стать мощным стимулом для формирования объединительной повестки дня и решения двуединой задачи: укрепления потенциала подлинного партнерства и конструктивного взаимодействия и реализации пока еще так и остающихся иллюзорными устремлений к достижению гармонии между человеком и природой.

А как же все начиналось и на каком этапе перехода на траекторию устойчивого развития международное сообщество находится сегодня?

Период наиболее активного формирования концептуальных основ понятия устойчивого развития относится к концу 60-х - началу 70-х годов ХХ века, когда на фоне ускоряющейся деградации окружающей среды многим ученым, активистам гражданского общества и государственным деятелям стала очевидна актуальность задачи обеспечения экономического развития без ущерба природе. По всему миру ширились общественные движения, участники которых выражали протест против бездумного, потребительского отношения к природе и подрыва самих основ жизни на Земле.

Международным ответом на массовое общественное экологическое движение стал созыв Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, по итогам которой страны - члены ООН признали необходимость принятия срочных мер для решения вопроса глобального ухудшения состояния окружающей среды. Практическим результатом этой конференции явилось учреждение Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП, ее штаб-квартира расположена в Найроби, Кения). Перед ЮНЕП была поставлена задача развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и представления рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики.

В 1983 году ЮНЕП инициировала учреждение Международной комиссии по окружающей среде и развитию для разработки рекомендаций по предотвращению экологического кризиса. Комиссию возглавила тогдашний премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд, по имени которой этот орган так и стали называть в обиходе - «Комиссия Брундтланд».

В обнародованном в 1987 году по итогам работы комиссии докладе, озаглавленном «Наше общее будущее», было дано одно из первых научных определений понятия устойчивого развития: «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Разумеется, впоследствии различные научные школы предлагали и более детализированные формулировки. Однако какими бы они ни были, их общий знаменатель состоит в следующем: гармоничное сочетание экономических, экологических и социальных факторов при выборе стратегий развития.

С опубликованием доклада «Комиссии Брундтланд» термин «устойчивое развитие» прочно закрепился в современном политическом лексиконе, а перед международным сообществом встал вопрос о путях и способах его претворения в жизнь.

Дать ответ на этот вопрос была призвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая положила начало процессу практической реализации концепции устойчивого развития на глобальном уровне. Конференция сформулировала основные принципы международного сотрудничества в целях достижения устойчивого развития. Своим консенсусным решением государства - члены ООН закрепили их в основополагающем итоговом документе - Декларации Рио по окружающей среде и развитию, а также наметили масштабную программу действий на долгосрочную перспективу, назвав ее «Повестка дня XXI века».

Хронология дальнейшего международного процесса, запущенного в 1992 году в Рио-де-Жанейро, включает череду важных мероприятий: 19-ю спецсессию Генассамблеи ООН по пятилетнему обзору хода осуществления «Повестки дня XXI века» (23-28 июня 1997 г., Нью-Йорк, США), Всемирный саммит по устойчивому развитию, приуроченный к десятилетию Конференции ООН по окружающей среде и развитию - «Рио+10» (26 августа - 4 сентября 2002 г., Йоханнесбург, ЮАР), Конференцию ООН по устойчивому развитию, ознаменовавшую 20-ю годовщину Конференции ООН по окружающей среде и развитию - «Рио+20» (20-22 июня 2012 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия), и, наконец, Заседание высокого уровня 70-й сессии Генассамблеи ООН - Саммит ООН по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года (25-27 сентября 2015 г., Нью-Йорк, США).

Особое значение в этом ряду имеют встречи 2012 и 2015 годов.

К «Рио+20» (2012 г.) Группой высокого уровня по глобальной устойчивости, учрежденной в августе 2010 года по инициативе тогдашнего Генсекретаря ООН Пан Ги Муна, было подготовлено объемное исследование с выводами и рекомендациями, озаглавленное «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем», - своего рода аналог доклада «Комиссии Брундтланд». Россия внесла весомый вклад в составление доклада - в группу авторов был приглашен А.И.Бедрицкий, занимавший в ту пору должность советника и специального представителя Президента Российской Федерации по климату. По итогам встречи был утвержден пакет решений по проведению реформы международного взаимодействия в области устойчивого развития и запущен межправительственный переговорный процесс по разработке Целей устойчивого развития (ЦУР).

На Заседании высокого уровня 70-й сессии Генассамблеи ООН (2015 г.) принят главный документ современного этапа сотрудничества под эгидой ООН по проблематике устойчивого развития - «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В нем сформулированы как сами ЦУР - набор из 17 стратегических целей с их подразбивкой на 169 задач, - так и ориентиры и конкретные параметры межгосударственного сотрудничества в экономической, социальной и природоохранной сферах. Как видно из документа, который для краткости часто называют «Повестка-2030», планируется, что ЦУР должны быть реализованы к 2030 году.

В организационном плане задача по обеспечению скоординированного продвижения в рамках системы ООН Повестки дня в области устойчивого развития была возложена на созданный в 1993 году специальный вспомогательный орган Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) - Комиссию ООН по устойчивому развитию (КУР ООН). Эта структура состояла из 53 государств - членов ООН, избиравшихся ЭКОСОС на основе принципа справедливого географического распределения на трехлетний срок полномочий.

Далее масштабный характер целей, входящих в современную повестку дня устойчивого развития, а также новые вызовы, проявляющиеся в ходе ее реализации, потребовали соответствующей переналадки работы многосторонних механизмов системы ООН. Исходя из этого и отталкиваясь от решений «Рио+20», Генассамблея ООН учредила в 2013 году новый межправительственный орган на замену КУР ООН - Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию, действующий одновременно под эгидой Генассамблеи ООН и ЭКОСОС. В отличие от КУР ООН это орган универсального состава, что повышает уровень его авторитета. Раз в четыре года его проведение предусматривается на уровне глав государств и правительств.

Основная задача форума состоит в обеспечении политического лидерства, руководстве и вынесении рекомендаций по вопросам устойчивого развития, повышении эффективности интеграции всех трех компонентов на основе целостного межсекторального подхода на всех уровнях и формулировании целенаправленной, динамичной и ориентированной на практические действия повестки дня, обеспечивающей надлежащее рассмотрение новых и нарождающихся проблем в области устойчивого развития.

Таким образом, к 2015 году были четко сформулированы цели и задачи устойчивого развития, усовершенствован международный механизм по реализации «Повестки-2030» и запущен процесс по ее претворению в жизнь.

Как же обстоит дело в этой сфере сейчас, когда прошла уже половина срока, отпущенного на выполнение ЦУР?

Здесь, увы, остается выразиться лишь одной простой фразой, часто употребляемой в обиходе: что-то пошло не так. Достаточно взглянуть на некоторое цифры, содержащиеся в последнем оценочном докладе ООН по выполнению ЦУР1 (подчеркну, что в приводимых данных я не выражаю собственных оценок и воспроизвожу только отдельные положения из доклада, не ставя задачу перечисления полной информации по всем ЦУР):

 - ЦУР-1 (ликвидация нищеты): в 2020 году впервые за последние 20 лет показатель уровня нищеты снова начал расти;

 - ЦУР-2 (ликвидация голода): численность людей, страдающих от недоедания, увеличилась с 2014 года на 30%, достигнув 820 млн. человек;

 - ЦУР-3 (обеспечение здорового образа жизни): наличие младшего медицинского персонала (медсестры и акушерки) - 150 на 10 тыс. человек в Северной Америке и десять на 10 тыс. человек в странах Субсахарской Африки;

 - ЦУР-4 (образование): показатель охвата образованием по программе средней школы на 2019 год - 53%;

 - ЦУР-6 (вода и санитария): 129 стран не в состоянии гарантировать обеспечение к 2030 году рационального использования водных ресурсов;

 - ЦУР-7 (обеспечение доступа к источникам энергии): на момент выпуска доклада 759 млн. человек не имели электричества, доля возобновляемых источников энергии в конечном потреблении электроэнергии составляла в транспортном секторе 3,4%, в отопительном секторе - 9,2%;

 - ЦУР-10 (сокращение неравенства внутри и между странами): индекс неравенства в распределении доходов в государствах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах за период пандемии COVID-19 возрастет, как предполагается,  на 6%;

 - ЦУР-12 (продвижение устойчивых моделей производства и потребления): глобальный показатель факторов негативного воздействия на окружающую среду увеличился за период с 2000 по 2017 год на 70% (!);

 - ЦУР-14 (сохранение океанов и морей): с 2008 по 2019 год количество так называемых мертвых зон (зон с недостаточным насыщением кислородом для обеспечения жизнедеятельности морских организмов) увеличилось с 400 до 700;

 - ЦУР-15 (защита и восстановление экосистем суши): с 2000 по 2020 год мир потерял 100 млн. га лесов.

Приведенный статистический перечень далеко не полон, но, пожалуй, стоит остановиться, дабы не сделать чтение чрезмерно утомительным. Однако обойтись без этого иллюстративного материала было нельзя. Он, что называется, говорит сам за себя. При такой динамике рассчитывать на своевременное и полное выполнение «Повестки-2030» не приходится. Требуется качественный рывок. Способна ли на это система ООН? Думается, что при определенных условиях (об этом - ниже) ответ на данный вопрос мог бы быть положительным.

Вместо послесловия

На протяжении всей моей дипломатической карьеры, начиная с 1989 года, когда после возвращения из первой загранкомандировки мне посчастливилось впервые приобщиться к работе тогда еще МИД СССР на направлении окружающей среды и устойчивого развития (здесь я хотел бы отдать дань глубокого уважения А.М.Вавилову - первому начальнику Отдела экологии МИД СССР, пригласившему меня в отдел и ставшему моим настоящим наставником, а потом и старшим товарищем, определившим фактически мою дипломатическую специализацию), я наблюдаю нестабильность - эдакую печальную синусоиду на экране общепланетарного осциллографа - в реализации мировым сообществом концепции устойчивого развития: в какие-то моменты она выходит на первые строки повестки дня системы ООН (1992, 2002, 2012, 2015 гг.), но потом раз за разом затмевается дымовой завесой, являющейся следствием различного рода мировых конфликтов, политической недальновидности многих политиков, финансовых потрясений и прочих катаклизмов.

На сегодняшний день для описания положения дел с решением задачи перехода к устойчивому развитию не употребимо даже известное русское выражение «А воз и ныне там». Нет! К сожалению, этот самый воз, с такими трудами вытягивавшийся в последнее десятилетие на вершину ооновской пирамиды, начинает катиться в обратном направлении. Цифры, приведенные выше, об этом красноречиво свидетельствуют.

Однако остаюсь в неизменном убеждении, что за концепцией устойчивого развития - большое будущее. Ей просто нет альтернативы, если мы хотим сохранить благоприятную окружающую среду, но при этом обеспечить поступательное социально-экономическое развитие. Устойчивое развитие, по моему убеждению, могло бы стать подлинно объединительной повесткой дня для всего мирового сообщества. Реализация же этой во всех смыслах благородной концепции зависит прежде всего от политической воли государств и их лидеров. Воли, подтвержденной не лозунгами в выступлениях с трибуны зала Генассамблеи ООН, а реальными делами. И дело здесь в первую очередь за перестройкой политической ментальности мировых элит. Ибо, как говорил известный персонаж М.А.Булгакова, «разруха не в клозетах, а в головах».

 

 

 1The Sustainable Development Goals Report - 2021 / UN DESA.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати