Заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев в интервью «Аргументам и Фактам» рассказал о возможном ответе на решение Литвы перекрыть сухопутный коридор между «материковой» Россией и Калининградской областью для транзита грузов, находящихся под санкциями ЕС.
«(…) Литва подобострастно расшаркалась перед американскими благодетелями, в очередной раз, проявив свои дебильные русофобские установки. Скажем прямо, ограничение транзита - часть той самой «войны по доверенности», которую Запад развязал против России. Естественно, РФ примет ответные меры, и они будут очень жесткими», - подчеркнул Дмитрий Медведев.
По его словам, значительная часть возможных ответных шагов носит экономический характер и «способна перекрыть кислород прибалтийским соседям, которые предприняли вражеские действия». Также Москва может применить ассиметричные меры, что вызовет критическое нагнетание конфликта.
Ранее в журнале «Международная жизнь» была опубликована статья, посвященная отказу России от транспортных коридоров на территории стран Прибалтики. «Оседлав российский транзит после распада СССР, прибалтийские республики оказались в крайне выгодном положении. Скажем, Вентспилский порт был лидером в СССР по вывозу нефтепродуктов. Уголь, лес, минеральные удобрения - все это переваливалось в Прибалтике. При этом Россия располагала только Петербургским морским портом, мощности которого для обеспечения российского экспорта на Балтике были недостаточны. Развал советской экономики за короткое время позволил прибалтийским республикам стать лидерами по экспорту цветных металлов, которых латвийские, литовские и эстонские компании, в свою очередь, за бесценок завозили из России. По различным оценкам, в 1990-х до 35% поступлений в бюджет Латвии и Эстонии давал транзит. При этом политический курс местных элит на сближение с США и Европой и полнейшая русофобия, выражавшаяся в постоянном урезании прав русскоязычного меньшинства, шел вразрез с тесным экономическим взаимодействием с Россией. Невзирая на все проблемы 1990-х, ситуация с «балтийским транзитом» вызывала большую озабоченность в Кремле, поэтому еще в апреле 1993 года было принято распоряжение Правительства РФ о строительстве порта Усть-Луга. Однако недостаток финансирования, экономические сложности в стране и определенное противодействие со стороны прибалтийских республик привели к тому, что первые терминалы порта заработали лишь через 8 лет. Одновременно с середины 1990-х годов российская сторона активно занималась реновацией выборгского и петербургского портов, строительством новых терминалов в Высоцке. Однако политические элиты Прибалтики пребывали в твердой уверенности, что российский транзит будет вечным. В многом именно доходы от транзита позволили ряду политиков Литвы, Латвии и Эстонии в середине 2000-х годов несколько тщеславно начать применять самоназвание «Балтийские тигры». Впрочем, Великая рецессия 2008 года продемонстрировала серьезную слабость экономик прибалтийских республик. Никакие доходы от прибалтийского транзита не смогли сгладить последствия «кредитного бума» 2004-2008 годов», - говорилось в материале.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs