Вышла в свет монография[1] известного российского военного эксперта, член-корреспондента Академии военных наук Владимира Козина «Космические силы США: их ключевые задачи и потенциалы». Эта работа является одной из первых, посвященных изучению процесса разработки как основных потенциалов, так и ключевых задач для шестого вида вооруженных сил США – Космических сил (КС), которые были учреждены в период президента-республиканца Дональда Трампа.[2] В предыдущий период российские исследователи, занимающиеся проблематикой американской военной политики, в основном, ограничивались отдельными статьями, которые затрагивали конкретные направления в рамках этой темы.
Новая монография является расширенным и актуализированным вариантом книги автора «U.S. Military Space Policy: Key Guidelines and Future Capabilities», которая вышла в 2019 году на английском языке объемом 312 страницы. Она также является продолжением серии авторских исследований, которые посвящены темам: модернизации американского стратегического и тактического ядерного оружия; эволюции глобальной системы ПРО, а также базовым национальным военно-политическим стратегиям в США.
Автор изучает и представляет читателю перипетии дебатов в американском военно-политическом руководстве, которые предшествовали созданию Космических сил США. Он отмечает, что те дискуссии о целесообразности создания нового вида ВС носили противоречивый характер: сторонники их формирования активно выступали за скорейшую реализацию поставленной Дональдом Трампом задачи о «доминировании Соединенных Штатов в космическом пространстве» и превращении его «в зону боевых действий», а противники создания Космических сил высказывались за сохранение прежней структуры таких компетенций в ключевых видах вооруженных сил страны. В книге наглядно продемонстрирована роль самого Трампа в формировании этих обновленных и укрупненных КС – этот президент США приложил немало сил, дабы эта задача была решена в короткие сроки.
В.П.Козин обстоятельно излагает те президентские директивы, которые положили начало формированию КС США, а также определили их организационно-штатную структуру и ключевые функции в увязке с другими видами вооруженных сил страны. Отдельный параграф посвящен вопросам финансового обеспечения программы по созданию и функционированию КС.
Значительное внимание в работе уделено анализу американской Космической стратегии, которая в период президентства Дональда Трампа была также обновлена. Автор справедливо считает, что опубликовав 23 марта 2018 года обновленную «Национальную космическую стратегию», Трамп заложил концептуальные основы и принципы новой военно-космической политики страны, которая вышла за содержательные рамки других, ранее принятых космических военно-стратегических установок, и содержит четко выраженную заявку на американское монопольное доминирование в космическом пространстве, а также предусматривает расширение в нем активной военной деятельности наступательного характера.
Дональд Трамп провозгласил кредо: в космическом пространстве Соединенные Штаты должны поддерживать «мир с позиции силы». В «Обзор ядерной политики», утвержденный им в 2018 году, была включена задача совершенствования разведывательных и коммуникационных средств в космическом пространстве с целью усиления ядерного сдерживания. В подписанной им в том же году «Стратегии национальной обороны» подчеркивалось, что Пентагон будет уделять приоритетное внимание инвестициям в обеспечение устойчивости, восстановлению производственных мощностей по укреплению космического потенциала страны. Утвержденная им «Стратегия национальной безопасности», опубликованная в декабре 2018 года, определяла космос как область противостояния, то есть дала более жесткую квалификацию, чем это сделал его предшественник Барак Обама, который лишь признавал угрозы, исходящие от тех, кто отрицает использование космического пространства в мирных целях. В «Стратегии национальной безопасности» и в «Национальной космической стратегии» подчеркивалось, что космическое пространство является стратегической сферой, и что Соединенные Штаты должны обеспечивать мир в космосе «с позиции силы». Для обобщения необходимого совместного опыта ведения боевых действий в космосе Пентагону было поручено создать Силы космических операций.
Сменивший Дональда Трампа Джозеф Байден продолжил его военную космическую политику. В период нынешнего президентства Соединенные Штаты продолжали разрабатывать несколько типов ударных космических вооружений, в том числе, в соответствии с двенадцатью программами использования космического пространства в военных целях, когда шесть из них предусматривали создание различных видов таких систем, а шесть других разрабатывали средства управления орбитальной космической группировкой США. Пентагон планирует развернуть ударные компоненты ПРО в космосе к 2030 году или даже раньше этого срока.
В.П. Козин считает, что наступательная военная космическая политика страны при администрации Джозефа Байдена останется неизменной (в августе 2021 года было объявлено о создании первоначального оперативного потенциала Космического командования), а размещение американского оружия в космосе может быть нацелено на превентивный ракетно-ядерный удар по России, Китаю или любому другому государству, а также уничтожение баллистических ракет противника на ранних стадиях полёта. И, конечно, для усиления потенциала американских вооруженных сил в целом.
Автор обращает внимание на то, что КС США призваны решать пять приоритетных задач: 1) защиту национальных интересов в космосе и мирное использование космоса для всех ответственных субъектов в соответствии с применимым законодательством; 2) обеспечение беспрепятственного использования космического пространства в целях национальной безопасности и экономики Соединенных Штатов, а также их союзников и партнеров; 3) сдерживание агрессии и защиты американской нации, союзников и интересов Соединенных Штатов от враждебных действий в космосе и из космоса; 4) обеспечение того, чтобы космические потенциалы были интегрированы и доступны для всех боевых командований страны; 5) распространение военной мощи в космосе, из космоса и в направлении космоса в поддержку американских интересов.
Космические силы США, созданные 20 декабря 2019 года, имеют следующую структуру: Космическое командование США (U.S. Space Command), которому предписано разрабатывать доктрины применения Космических сил и проведение ими боевых операций в космическом пространстве; Управление развития космических сил (Space Development Agency), которое займется разработкой новых видов космических вооружений; Силы космических операций (Space Operations Force), которые будут отвечать за полную разработку таких операций, а также Оперативное управление по обеспечению и обслуживанию (Service and Support Operating Agency), которое будет заниматься тыловым обеспечением и повседневным обслуживанием Космических сил.
В монографии излагается также позиция НАТО по военно-космической проблематике. Пентагон обменивается разведывательными данными о космической обстановке с государствами-членами НАТО.
В.П. Козин приходит к выводу о том, что в последние годы значительно усилился потенциал США по использованию космоса для решения гражданских и военных задач; все космические стратегии предыдущих американских президентов ставили задачу обеспечения полной свободы действий американской стороны в космическом пространстве и предусматривали применение в нем их военной силы; при президентах Дональде Трампе и Джозефе Байдене Вашингтон продолжал курс на доминирование в космическом пространстве и одновременно блокировал международные усилия, направленные на предотвращение размещения там ударных систем вооружений; Космические силы США будут опираться на доктрину сдерживания потенциальных противников, заимствованную у американской стратегии ядерного сдерживания.
В издание также введен специальный раздел, который касается космической политики России. Это сделано для более полного сопоставления позиций Москвы и Вашингтона по тематике использования космического пространства.
По подсчетам автора, СССР и после его распада Российская Федерация выдвинули в общей сложности более двадцати инициатив различного предназначения и последствий с целью сохранения космоса в качестве среды, одинаково принадлежащей всем государствам во всем мире и используемой исключительно в мирных целях (в исследовании дается их краткая субстантивная характеристика). Глобализацию инициативы по неразмещению первыми оружия в космосе Россия рассматривает как важный этап на пути его демилитаризации.
Излагается позиция МИД России, который реагируют на милитаризацию космического пространства Соединенными Штатами. Российская Федерация в критическом ключе отреагировала на создание американских Космических сил. Москва считает, что некие «нормы и стандарты», разработанные американской стороной применительно к космосу, являются неприемлемыми. Россия выступает против распространения на космос пятой статьи Вашингтонского договора о создании НАТО, в которой говорится об обеспечении коллективной обороны.
Специальный раздел посвящен анализу взаимодействия России по космической проблематике с различными государствами мира, которые разделяют ее стремление предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и ввести запрет на размещение в нем ударных и противоракетных вооружений. На международной арене Москва проводит линию об укреплении безопасности в космосе по четырем ключевым направлениям, которые обстоятельно изложены автором.
В.П.Козин отмечает, что политические подходы России и США по использованию космоса являются диаметрально противоположными. Сравнение политики США и России по двум нерешенным вопросам, а именно – по предотвращению размещения оружия в космосе и по неограниченному развертыванию противоракетной обороны в глобальном масштабе в целом, показывает, что две ведущие ядерные державы придерживаются диаметрально противоположных позиций в отношении использования космоса и роли своих национальных средств перехвата баллистических и крылатых ракет, а также демонстрируют разные взгляды на то, как использовать и как контролировать названные силовые средства в интересах обеспечения стратегической стабильности.
Автор предполагает, что в XXI веке человечество может стать свидетелем двух дополнительных гонок вооружений, которые дополнят продолжающуюся гонку ракетно-ядерных вооружений.
Это может проявиться, например, в виде появления комбинированных и бифункциональных систем, то есть оборонительных и наступательных противоракетных систем, которые будут усилены ударными боевыми системами космического базирования. Это окажется реальностью, если не будут разработаны соответствующие и взаимоприемлемые меры для эффективного предотвращения таких дорогостоящих состязаний, если не будут достигнуты сбалансированные и взаимовыгодные соглашения в этих двух ключевых сферах контроля над вооружениями. Это окажется реальностью, если Россия и США не примут и не осуществят конкретные и взаимоприемлемые меры, поддерживаемые мировым сообществом по сохранению космоса мирной средой для дальнейшего исследования и использования.
Учитывая общественный интерес к проблемам изучения и освоения космического пространства, а также прямое или косвенное его использование многими странами мира с различными целями, любое регулирование космической деятельности должно осуществляться всеми государствами коллективно и без какой-либо дискриминации.
В качестве общего наследия человечества, как и Мировой Океан за внешним пределом территориальных вод, космическое пространство должно оставаться свободным от любого потенциального конфликта. Оно должно быть признано зоной, с гарантированным отказом от вооруженных конфликтов, а также со статусом универсально признаваемой демилитаризованной средой, свободной от ударных вооружений любого вида и предназначения.
[1] Козин В.П. Космические силы США: их ключевые задачи и будущие потенциалы. Москва: Издательство Сабашниковых. 2022. 444 С. (с иллюстрациями)//ISBN: 978-5-82420-184-0.
[2] Следует иметь в виду, что Космические силы США в английском языке пишутся в единственном числе: U.S. Space Force
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs