Сцена из спектакля «Живут такие люди». Фото: rossotovsry@vk.com*2022
Выпускной спектакль «Живут такие люди…» по рассказам Василия Шукшина студенты Высшего театрального училища (Института) им. М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре России посвятили памяти автора данных произведений, - известного кинорежиссера, сценариста, писателя, истинного сына родной земли. Двадцатилетние артисты, которые завтра выйдут на подмостки отечественных театров, сегодня осмысливают свою жизнь, суть русского характера, такого непростого и труднопредсказуемого, через прозу писателя, которому доверяют. Обращаясь к литературному опыту Василия Шукшина, пытавшегося так же, как и они, нынешние, понять истинную ценность человеческой души и корневую связь человека с Родиной, выпускники «Щепки» показали спектакль, достойный отечественной театральной сцены.
Из многочисленных шукшинских сборников в сценарий вошли шесть рассказов – «Обида», «Операция Ефима Пьяных», «Владимир Семёныч из мягкой секции», «Хозяин бани и огорода», «Мой зять украл машину дров!» и «Срезал» в постановке режиссера-педагога, народного артиста РФ Виктора Низового. Своего театрального наставника студенты очень уважают за талант и требовательность к себе и другим. Они поддержали Виктора Алексеевича в выборе постановки по произведениям В.М.Шукшина.
Виктор Низовой, народный артист РФ, режиссер-педагог. Фото сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%
Художественный руководитель Курса – Народный артист СССР член-корреспондент Российской академии образования, профессор Юрий Мефодиевич Соломин.
Художественный руководитель курса, народный артист СССР, член-корреспондент Российской академии образования, профессор Юрий Соломин
Театральную публику, собиравшуюся на выпускной спектакль с шумной Неглинной улицы, встречал деревенский парень в кирзовых сапогах, рубахе на выпуск и кепке, провожая в импровизированный музей 60-70 годов советского времени. А там, в антураже соответствующей атрибутики – канцелярские счеты, пишущая машинка, детские игрушки, самовар, – девушки в платьях из ситца угощали зрителей крепким чаем и домашним печеньем. В многоголосье улавливалась иностранная речь – не только отечественные театралы, но и гости из-за рубежа пришли посмотреть на сценические успехи вчерашних студентов.
И вот новелла «Обида» – ранним утром в магазине покупатель «наталкивается» на насмешки и обвинения продавщицы, принявшей его за другого, вчерашнего грубияна. Попытки покупателя пресечь явную несправедливость лишь усиливают её. И хотя в результате инцидент исчерпан, душа противится. Алэн Салтыков в роли Покупателя сумел тонко передать гамму его чувств и переживаний: от вспышки праведного гнева на явную ложь и грубость до усилий совладать с нестерпимым желанием возмездия и, в конце концов, вынужденным смирением, но внутренним неприятием того, что реальная сила формально осталась за теми, кто как раз и нарушает нормы этикета, человеческого общения.
Сцена из новеллы «Обида» в исполнении Алэна Салтыкова и Екатерины Кучма.
В новелле «Владимир Семёныч из мягкой секции» Валентина, молодая сотрудница универмага, умеет отличить тщеславие сослуживца, прикрытое наигранной доброжелательностью, и при этом не обидеть его, будучи доброй по сути своей. Анна Мадонова в роли Валентины подчеркнула искренность своей героини, несмотря на её восторженность и доверчивость, способную распознавать фальшь.
Спектакль идет без антрактов. Смена декораций органично вписана в сценарий и занимает всю труппу. А совместное творчество, когда все на сцене и каждый занят общим делом, подчеркивает характерную особенность жизненного уклада тех лет – коллективизм, слово, ушедшее из нашего лексикона в своем прямом и позитивном начале. Реквизит и декорации лаконичны, но многозначны. Над ними потрудились О.Анищенко, В.Кудрявцев и А. Каретникова.
Сцена из новеллы «Срезал», в первом ряду Никита Шайдаров.
Спектакль «Живут такие люди» напоминает нам, зрителям, что внимание и деликатность по отношению к человеку – категории не абстрактные, и душа может испытывать вполне конкретную боль, как от удара. Театр укрупняет замысел писателя, размышления которого касаются противоречивых черт характера своего народа. И тут Василий Шукшин следует традициям великой русской литературы, когда милостивые писатели подсказывали нам, что «на всякого мудреца довольно простоты». В рассказах Шукшина то же - горечь от чьего-то порочного поступка перекрывается чье-то добротой, терпением, состраданием. Превозмочь иную обиду помогает хорошая песня, особенно когда поется сообща, хором, на несколько голосов. Так в завершении новеллы «Срезал» деревенские собираются за большим столом своего ставшего кандидатом наук односельчанина. Едва погасив назревавший конфликт, они дружно, как бывает в застолье, в примирении запели известную песню, которую им подпевал в записи из репродуктора герой Вячеслава Тихонова из кинофильма «Дело было в Пенькове» - «От людей на деревне не спрятаться».
Сцена из новеллы «Срезал». Алэн Салтыков, Анна Мадонова, Кристина Бочкарева, Наталия Черемичко.
А потом вдруг в зале зазвучал голос Василия Макаровича Шукшина. Такое получилось общение автора со зрителем, читателем и артистами. Кто скажет, что театр утрачивает свое основное назначение – возвышать и очищать душу?
Василий Шукшин ушел из жизни на 46 году, но ещё будучи молодым мыслил категориями страны, рассматривая чаяния и устремления своего народа в фокусе родной деревни. Принимая близко к сердцу всё, чем жила Россия, он любил её как сын, остро чувствуя досаду и боль за равнодушие к порокам, разъедающее человека. Выпускники-щепкинцы-2022 в своем спектакле «Живут такие люди» показали, что и они верны тем духовно-нравственным основам, на уровне которых говорят со своим зрителем.
Сцена из спектакля «Живут такие люди».
Сцена из спектакля «Живут такие люди»
Писатель Виктор Астафьев, побывав на Алтае, где родился Василий Шукшин, сказал однажды: «Я всегда гадал, на что он похож обликом своим, характером, талантом. И только сейчас здесь понял: он похож на свою родину… Я совершенно счастлив, что попал на эту землю, низко кланяюсь ей за то, что она подарила миру такой удивительный талант».
Выпускники-щепкинцы-2022 выбрали из обилия современной драматургии тему личной и коллективной ответственности за чистое, гармоничное состояние души и представили увлекательное действо, пригласив зрителя к сопереживанию и размышлению вместе с автором, Василием Шукшиным, которому и посвятили свой спектакль о Человеке.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs