Конгрессмен-демократ Раджа Кришнамурти выступил с инициативой наказать Венгрию за ее нежелание отказаться от поставок нефти из России. В письме, адресованном главе Госдепартамента Блинкену, предлагается ввести санкции против Будапешта. Решится ли Вашингтон наказать "своих"?
Нынешнее руководство Венгрии издавна вызывает раздражение вашингтонских политиков-демократов. В октябре 2014 года власти США ввели запрет на выдачу въездных виз для десятерых «членов внутреннего круга» премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Американские СМИ назвали произошедшее «редчайшим примером подобных действий в отношении союзника по НАТО». Демарш случился буквально накануне визита в Вашингтон венгерского министра иностранных дел Петера Сийярто (Peter Szijjarto). В качество одной из причин была прямо обозначена «двойственность позиции» Будапешта в отношении тогдашней санкционной политики ЕС и США против России.[i]
Для Вашингтона не в новинку введение санкций или угроза их применить против номинальных союзников. К примеру, Турция, всегда демонстрировала едва ли не наибольшую самостоятельность среди всех членов Североатлантического альянса. Первый раз США прервали военную помощь Анкаре в 1970-е, после ввода турецких войск на север Кипра. Осенью 2019 года ряд членов НАТО охарактеризовали действия турецких войск в Сирии (где США уже имели свои вооруженные подразделения) как «вторжение» и «нарушение международного права». Тогдашний глава Госдепа США Майкл Помпео даже заявлял о готовности президента Трампа применить военную силу против Анкары.[ii] Наконец, на фоне сближения Турции с Москвой, покупки системы С-400 и новых операций на севере Сирии, в натовских кулуарах и вовсе пошли разговоры о перспективах «приостановки» или даже «исключения» Турции из числа членов организации.
В наши дни, Венгрия, с точки зрения интересов Вашингтона, вероятно, «провинилась» значительно больше Турции. На фоне эскалации конфликта вокруг Украины, Орбан демонстрирует наименьшую среди членов НАТО и Евросоюза склонность к поддержке драконовских санкций против России. А иногда и вовсе призывает «не нагнетать» истерию, особенно в вопросах поставок в Европу российских энергоносителей. За подобную самостоятельность Будапешт подвергается ожесточенной критике как на официальном уровне, так и в западных СМИ.
И тем не менее, когда в апреле в Венгрии прошли парламентские выборы, партия Орбана (Fidesz) только укрепила свои позиции, получив 53 процента голосов. В то время как поддерживающая во всем линию Вашингтона и Брюсселя оппозиция получила только 35 процентов. Fidesz увеличила число своих депутатов в парламенте, сохранив и необходимое для внесения поправок в конституцию большинство в две трети мандатов. Теперь Виктор Орбан, завоевав право на четвертый подряд срок на посту премьер-министра, становится наиболее долго находящимся у власти лидером среди всех государств-членов ЕС и «выглядит сильным как никогда прежде».
Прочность позиций Орбана у себя дома во многом объясняется его решительными действиями по защите национальных интересов Венгрии. 31 мая в Брюсселе прошел саммит ЕС, посвященный согласованию уже шестого по счету пакету санкций против России. Ключевым вопросом на этот раз стало эмбарго на поставки в Европу российской нефти. И наиболее непреклонными противником подобных мер выступил именно лидер Венгрии. Несмотря на жесточайший политический нажим, венгерскому премьеру удалось добиться серьезных уступок - сохранения возможности покупки нефти из РФ на протяжении еще нескольких лет. Орбан назвал предложенный Еврокомиссией полный запрет на импорт российской нефти «самой нелепой идеей». И не стал скрывать своего удовлетворения, когда ему удалось добиться отклонения данного «катастрофического» предложения. Будапешт продолжит получать нефть из России по трубопроводу «Дружба».[iii]
Позиция Орбана по «украинскому вопросу» также выглядит как прямой вызов для американцев. Будапешт, единственный среди членов ЕС, не только сам отказался оказывать военную помощь Украине. Но и запретил поставки вооружений, предоставленных Киеву другими странами Запада, через венгерско-украинскую границу. Между тем, Вашингтон рассматривает ЕС в качестве ключевого элемента своей стратегии «сдерживания» России. И тут в «стройных рядах» Евросоюза появляется Венгрия, которая заявляет о приоритете национальных интересов над абстрактными «общеевропейскими». И дает понять, что «евроатлантические» интересы видятся ей едва ли не большей химерой.
Нынешний успех Орбана важен и в контексте звучащих в западных комментариях утверждений, что Будапешт «всё чаще оказывается в изоляции» при обсуждении тех или иных вопросов в рамках ЕС. Однако дебаты в ходе последнего саммита как раз показали, что Будапешт не совсем одинок. Позицию Венгрии в той или иной мере поддержали Чехия, Словакия и даже Болгария, которые также выступили за частичное сохранение нефтяного импорта из России. В ЕС растет беспокойство, поскольку другие страны также могут последовать примеру «отступников», предпочитающих занимать прагматичную позицию, отвечающую их национальным интересам.
После выхода эскалации на Украине на новый уровень в конце февраля, европейские политические круги пытаются убедить всех, что «в едином порыве» с воодушевлением поддерживают все инициативы Байдена в области антироссийских санкций. ЕС ввел уже шесть санкционных «пакетов» и взялся за седьмой, хотя уже, похоже, не понимает, что же в него можно «впихнуть». Разрываются хозяйственно-экономические связи, которые выстраивались десятилетиями. Открыто дискутируется, в частности, идея «полного отказа» от закупок российской нефти и даже природного газа. Но кто же главный пострадавший? Выясняется, что основной ущерб Европа нанесла пока что самой себе.
В таком контексте пример Венгрии, не желающей наносить ущерб своим интересам в угоду геополитическим построениям «старших партнеров», выглядит как прямая угроза тому хрупкому «единству Запада», которое удалось достичь в предыдущие пару месяцев под эгидой сплочения против «угрозы из Москвы». А что, если и другие страны ЕС вспомнят, как еще в конце 2021 года выражали сомнения в целесообразности сохранения американского доминирующего влияния в политике? Уже тогда из многих государств Европы доносились предупреждения, что «вернуть всё, как было» в трансатлантических отношениях невозможно. Наконец, после блокирования зарубежных финансовых резервов России, гораздо громче зазвучали голоса в пользу отказа от основанной на долларе международной финансовой системы.
Есть ли у Байдена реальные возможности для того, чтобы «поставить Венгрию на место»? Трамп, к примеру, все четыре года своей легислатуры пытался выкрутить руки европейским союзникам по самым разным поводам. В частности, он настойчиво добивался повышения европейцами расходов на военные нужды до показателя в 2 процента ВВП. Затем и вовсе объявил ЕС полноценную торговую войну. Правда, такой подход, скорее сработал против Америки. В Европе не только резко активизировались разговоры о необходимости большей автономии. Были предприняты и определенные шаги практического характера.
Однако Трампа в западном сообществе принято рассматривать как «аномалию». Байден представляет себя «антиподом Трампа», и европейцы старательно делают вид, что воспринимают его именно в таком качестве. Тем не менее, президент-демократ решает на европейском направлении задачи, мало отличающиеся от устремлений предшественника. И прямо сейчас Байдену вполне может казаться, что он достигает успеха. Возродив старый миф о «российской угрозе», Белый дом продавил согласие европейских членов НАТО на повышение военных расходов. Европейцы также идут на поводу Вашингтона в вопросах энергетики и заявляют о намерении «как можно скорее» отказаться от поставок большей части российских энергоносителей. В том числе, в пользу закупки СПГ из США.
Тем не менее, европейские реалисты хорошо понимают, что Евросоюз, так старательно в последние годы пытавшийся избежать превращения в заложника конфронтации Вашингтона и Пекина, сейчас оказался на вторых ролях в американском проекте трансформации глобальной стратегии. В Европе видят, что под эгидой антироссийской санкционной политики, Вашингтон раз за разом наносит изощренные удары по европейским конкурентам американских фирм.
В авангарде идет как раз Виктор Орбан, прекрасно осознающий, что возможные уступки повлекут за собой лишь новые и новые требования «из-за океана». Нынешняя позиция Венгрии отражает давнее представление Будапешта о том, каким путем должен развиваться Евросоюз. Речь идет о том, что главным условием усиления Евросоюза является дальнейшее укрепление влияния государств, входящих в Сообщество. В Венгрии уверенны, что фундамент сильного ЕС может быть построен лишь на основе сильных стран-участников, что «…соединенные штаты Европы — плохая идея, а сильные национальные государства вместе с сильным ЕС — это хорошая идея».
Венгрия остается также одним из наиболее последовательных членов Евросоюза, которые не желают «поступиться своим суверенитетом в вопросах безопасности и обороны», и выступает в пользу формирования внешней политики и политики безопасности ЕС в рамках парадигмы «наименьшего знаменателя». У Будапешта особый, предельно прагматичный взгляд на «стратегическую автономию ЕС, а также на своё место в «Союзе обороны».
Во времена Трампа на уровне руководства Госдепартамента звучали сомнения в жизнеспособности ЕС. Ряд ведущих американских экспертов рассуждали о том, что Европа вошла в стадию необратимого упадка. Нынешняя администрация полагает, что ЕС еще может пригодиться, если переложить на него основное бремя в «сдерживании России». В частности, нарастить, под предлогом заботы об интересах европейской безопасности, поставки дорогостоящего американского оружия членам НАТО.
Вместе с тем, приоритетом нынешней администрации остается перераспределение уменьшающихся ресурсов Америки на более важные направления, в первую очередь, «китайское». Да, с одной стороны, поиск инструментов, которые бы позволили США сохранять доминирующее влияние на второстепенных «театрах», не прекращается. С другой, по неофициальным каналам из Вашингтона приходят вести, что тамошние стратеги и сами хорошо понимают, что даже нынешний, не имеющий аналогов, санкционный удар по России, не сможет поколебать решимость Владимира Путина.
В конце июня в Мадриде соберется очередной саммит глав государств и правительств стран-членов НАТО. Предполагается одобрить новое издание стратегической концепции, наметить пути «укрепления альянса». В преддверии столь важной встречи, Вашингтону остро необходимо напомнить всем тем странам-членам, которые в последние годы демонстрируют растущую геополитическую самостоятельность, кто принимает окончательные решения. Вместе с тем, любая, даже не неудача, а видимая «заминка» при реализации политики «сплочения рядов» путем наказания несогласных, чревата для Вашингтона серьезными репутационными издержками. Причем не только для действующей администрации, но и с точки зрения сохранения доверия союзников к тезису о «неизменной надежности» американских геополитических гарантий.
Скорее всего, Вашингтон, вместе с Брюсселем, постараются максимально нивелировать влияние Виктора Орбана на принятие решений в ключевых западных альянсах на всё время его нынешней легислатуры – следующие четыре года. Однако мир вступил в эпоху, когда динамика политических изменений способна драматическим образом меняться буквально в считанные недели, если не дни. В такие времена четыре года – слишком большой срок, чтобы загадывать что-либо наперед.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs