Действующая в настоящее время Стратегическая концепция НАТО под названием «Стратегия обороны и обеспечения безопасности членов Организации Североатлантического Договора» («Стратегическая концепция НАТО-2010») была принята 20 ноября 2010 года и утверждена главами государств и правительств на 22-м Саммите НАТО в Лиссабоне. В ней отмечалось, что главы государств и правительств стран-членов НАТО, твердо убеждены в том, что НАТО должна продолжать играть свою уникальную и основополагающую роль в обеспечении совместной обороны и безопасности.
Уже тогда значительное место в «Стратегической концепции НАТО-2010» отводилось мерам подавления кризисов в разных частях планеты. Так, в разделе «Обеспечение безопасности путем кризисного регулирования» прямо указывается, что кризисы и конфликты за пределами границ НАТО могут представлять угрозу безопасности территории и населения Североатлантического союза, поэтому НАТО будет действовать там, где это возможно и необходимо…
Сейчас все это выглядит как циничные заявления, но в этом документе довольно широко и объемно рассматривались вопросы взаимодействия НАТО и России. Так в ст.33 и 34 Концепции «НАТО-2010», указывается, что «сотрудничество с Россией имеет для НАТО стратегическое значение, поскольку оно содействует созданию единого пространства мира, стабильности и безопасности. Взаимоотношения НАТО и России, по мнению авторов Концепции, основаны на целях, принципах и обязательствах, содержащихся в Основополагающем акте «Россия – НАТО» и в Римской декларации…. НАТО планирует значительно расширить политические консультации и практическое сотрудничество с Россией в сферах общих интересов, включая противоракетную оборону, борьбу с терроризмом, наркотиками, пиратством и содействовать более широкой международной безопасности, а также использовать полный потенциал Совета «Россия–НАТО» для диалога и совместных действий с Россией».[1]
Однако в действительности в процессе построения системы европейской безопасности руководство Североатлантического блока и его основного модератора в лице Соединенных Штатов, как показывает время, и не планировало рассматривать Россию в качестве равноправного партнера. Более того, США и его сателлиты в Европе старались всячески принизить роль России в системе международных отношений и значения нашей страны в поддержании стратегической стабильности и безопасности в мире, постоянно заявляя о своей исключительности и глобальном лидерстве. Примеров тому слишком много, чтобы их перечислять.
При этом принятый американским руководством уже в 2012 году документ под названием «Поддержание глобального американского лидерства: приоритеты обороны в XXI веке» прямо указывал, что центр тяжести американской военно-политической стратегии, а значит и НАТО, смещается в сторону противостояния России и стран АТР.
В 2014 году фактически прекратил свое существование и Совет «Россия-НАТО». Напомню, что Совет, начавший функционировать после саммита в Италии в 2002 году, активно способствовал координации усилий НАТО и России на важнейших направлениях борьбы с международным терроризмом и кибербезопасностью. Однако, после инициированного Грузией военного конфликта с Россией в качестве ограничительной меры против России страны НАТО приостановили работу Совета, а после воссоединения Крыма и России и событий на юго-востоке Украины долгосрочное партнерство между Россией и НАТО было заморожено. В настоящее время Правительство Российской Федерации признало утратившим силу Договор о функционировании Центра «Россия—НАТО».[2]
На этом процесс «дружбы» не остановился, и 2 апреля 2015 года ведущие средства массовой информации процитировали заявление министра иностранных дел Канады Роба Николсона о том, что НАТО резко нарастит военное присутствие в Центральной и Восточной Европе. Об этом также заявил и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который подтвердил первоочередность задачи создания командных пунктов и сил быстрого реагирования в шести странах Восточной Европы.
Напомню, что в период только с 2015 по 2022 год НАТО провели 37 военных учений и маневров у границ с Россией, включая учения «Атлантическая решимость» в Прибалтике, морские и сухопутные маневры в Румынии, Польше и Болгарии. Вот некоторые примеры.
В текущем году страны НАТО проведут серию крупнейших за 30 лет военных учений в Европе: от Крайнего Севера до Балкан. Учения уже проводятся в 8 странах Восточной Европы и непосредственно у российских границ. Всего в маневрах и учениях в текущем году будут задействованы 45 тысяч военнослужащих из 20 стран-членов альянса. В частности, речь идет о 26 тысяч военнослужащих из США, Канады, Франции, Финляндии, Швеции, Германии и Дании. По сообщениям британского военного командования, Великобритания уже направила 8 тысяч военных для участия в учениях на территории Польши и Северной Македонии. Предполагается, что они будут посвящены отработке противодействия гипотетической «российской агрессии», причем в маневрах планируют задействовать «небольшое количество украинских и грузинских военнослужащих».[3]
С 18 апреля по 27 мая в Латвии проходит весенний этап военных учений «Namejs» («Намейс»). В пресс-релизе Национальных вооруженных сил страны сказано, что командование союзников направило туда моторизованные и десантные подразделения, артиллерию, авиацию, а также представителей оперативного планирования и материально-технического обеспечения. В настоящее время в Германии 7500 военнослужащих участвуют в учениях сил реагирования НАТО «Wettiner Heide». К немецким маневрам присоединились Финляндия и Швеция, которые заявили о намерении вступить в Альянс. Обе страны приняли неоднозначное решение отказаться от своей исторической политики нейтралитета из-за так называемого «вторжения России на Украину».
В стартовавших 1 мая военных учениях в Польше «Defender Europe» («Защитник Европы») и «Swift Response» («Быстрое реагирование»), маневры проходят с участием военнослужащих стран-членов НАТО и стран-партнеров. Всего на территории Польши принимают участие около 7 тысяч солдат. Они тренируются на полигонах в Дравско-Поморском воеводстве, в Жагани и Бемово-Писки. В заявлении польского Министерства обороны говорится, что маневры организовал Пентагон «для повышения готовности и оперативной совместимости между союзниками и партнерами США и НАТО».
16 мая текущего года в Эстонии начались учения «Hedgehog-2022» («Ёж-2022») с участием 15 тысяч военных НАТО. В ходе учений будет проверена боеготовность сил обороны и их способность реагировать на международные угрозы. Главное внимание уделяется проверке готовности 2-й пехотной бригады и Центра стратегических коммуникаций киберкомандования. Учения продлятся до 3 июня почти на всей территории республики, включая остров Сааремаа. Кроме того, штаб Северной дивизии НАТО организует в Эстонии учения «Knight Legion».
Сейчас на территории Литвы проходят учения «Iron Wolf» («Железный волк») с участием 3000 военных и около 1000 единиц техники, включая немецкие танки «Леопард-2». В настоящее время американские, британские, эстонские и латвийские силы участвуют вместе с финскими войсками в учениях «Arrow 22» («Стрела 22»). Там же задействованы британские танки Challenger 2 и американские боевые бронированные машины Stryker.
Все эти маневры и учения проводятся на фоне подготовки новой Стратегической концепции НАТО («НАТО-2030»). Поэтому вполне естественно возникает вопрос, а к чему готовится НАТО, принимая новую Стратегию?
Нас убеждают, что во всем виновата Россия, и именно Россия заставляет НАТО расширятся на Восток, а теперь еще и на Север, и проводить военные учения у наших границ. Сейчас в период проведения специальной военной операции российских Вооруженных сил на Украине, нас также пытаются убедить, что это Россия якобы подталкивает Финляндию и Швецию к вступлению в Североатлантический альянс. Оказывается, это Россия, а не альянс расширяет свои границы, планируя свое размещение в самостийной Украине, это Россия, а не НАТО прекратили деятельность Совета «Россия-НАТО», это Россия, не НАТО проводит широкомасштабные военные учения по всей Центральной Европе.
Но вернемся к Стратегической концепции «НАТО-2030». По мнению Столтенберга, столкнувшись «с новыми угрозами и вызовами, как внешними, так и внутренними, стратегия и структура НАТО уже не в полной мере соответствуют актуальным требованиям обеспечения современной системы безопасности, поэтому есть предложение их обновить с учетом текущей обстановки и ожидаемых событий. Для этих целей и разрабатывается Концепция «NATO-2030», основные положения которой уже сформированы, и в ближайшее время их примут к исполнению».[4] Что это за новые положения?
В «Повестке дня НАТО на период до 2030 года», как основном разделе Концепции сказано, что НАТО-2030 - это амбициозная повестка дня, направленная на обеспечение того, чтобы НАТО оставалась готовой к новой эре усиления глобальной конкуренции, отражает стремление альянса адаптироваться к более непредсказуемым угрозам, включая терроризм, кибератаки, разрушительные технологии, изменение климата, а также действиям России и Китая.
По утверждению госсекретаря США Энтони Блинкена, высказанному им во время пресс-конференции в Берлине 15 мая текущего года по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств стран Альянса, «в новой Стратегической концепции НАТО будет полностью отражено сдерживание любого проявления «агрессии» России и Китая».[5]
В проекте Концепции рассматривается девять основных предложений альянсу: более глубокие политические консультации и координация членов альянса, усиление сдерживания и обороны, повышение устойчивости НАТО, сохранение технологического преимущества стран-членов, поддержание международного порядка, основанного на правилах, активизация подготовки кадров и наращивание потенциала, борьба с изменением климата и адаптация к нему, формирование следующей Стратегической концепции НАТО и инвестирование в НАТО до 2030 года.
В документе также подчеркивается обязательство всех стран-членов НАТО о годовом финансировании альянса в размере 2 процентов от ВВП и выделение 20 процентов в ежегодных расходах на приобретение новых систем вооружений.
В проекте Концепции указывается, что «в последние годы НАТО активизировала свою работу над новыми и прорывными технологиями, в том числе путем принятия стратегии внедрения для обеспечения превосходства альянса в семи ключевых прорывных технологиях: искусственный интеллект, данные и вычислительная техника, автономия, квантовые технологии, биотехнологии, гиперзвуковые технологии и космос.
Авторы документа настаивают на том, что НАТО необходимо принять более глобальный подход к решению проблем безопасности стран-членов альянса, а также сконцентрировать внимание на формировании международного порядка, основанного на правилах, которые имеют ключевое значение для союзников. По их мнению, «основанный на правилах международный порядок, который лежит в основе безопасности, свободы и процветания союзников, находится под давлением «авторитарных» стран, таких как Россия и Китай, которые не разделяют наши ценности.
В заключении отмечается, что «за последнее десятилетие мир коренным образом изменился. Наша среда безопасности стала более сложной и непредсказуемой, чем когда-либо прежде, с гораздо более напористой Россией…Важно отметить также, что подъем Китая коренным образом меняет баланс сил».[6]
Фактически, как заявило издание Blomberg, речь идет о прямой угрозе со стороны Североатлантического альянса России и Китаю. И с этим трудно не согласиться - Россия и Китай в будущем документе обозначены как основная угроза. Ожидается, что Стратегия примет свой окончательный вид в ходе саммита НАТО, который пройдет в конце июня текущего года в Мадриде.
Как заявил заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков Россия будет соответствовать «высокой оценке» НАТО, и мы, безусловно, включим в свою обновленную стратегию внешней политики России упоминание «о прямой угрозе» со стороны Североатлантического альянса в отношении нашей страны. В свою очередь на прошедшем 16 мая заседании Коллегии МИД России были обсуждены вопросы обновления Концепции внешней политики в соответствии с поручением президента Владимира Путина о доработке внешнеполитической концепции РФ.
В связи с этим, министерство иностранных дел России сделало заявление, в котором говорится, что «агрессивный ревизионистский курс Запада требует кардинального пересмотра отношений России с недружественными государствами и всестороннего укрепления других направлений внешнеполитической деятельности».[7]
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Strategic Concept 2010 19.11.2010 года. Электронный ресурс: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_82705.htm
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №1555 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на функционирование координационного центра Россия — НАТО» В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 № 1056 В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 № 1056 (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 № 1056)в редакции от 29.06.2021 года №1056. Электронный ресурс: http://government.ru/docs/all/130102/
[3] Крупнейшие за 25 лет учения США в Европе начнутся в марте в 10 странах НАТО 15.01.2022 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7529313
[4] Доклад «НАТО 2030»: что ждать от альянса в наступившем десятилетии? 03.12.2020 года. Электронный ресурс: https://www.imemo.ru/publications/
[5] В США заявили об отражении в концепции НАТО сдерживания «агрессии» России 15.05.2022 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/15/05/2022/
[6] NATO 2030 June 2021. Электронный ресурс: https://www.nato.int/nato_static/2021/6/nato2030-en.pdf
[7] Коллегия МИДа обсудила доработку концепции внешней политики России из-за «агрессивного курса Запада» 16.05.2022 года. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/5355164
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs