Фото: ТАСС
Со вступлением Финляндии в НАТО возникает вопрос со статусом Аландских островов и Сайменского канала, заявил постпред РФ при ЕС Владимир Чижов.
«Что касается Финляндии, то у меня сразу возникает вопрос в двух аспектах. Это статус Аландских островов, которые по международному договору имеют демилитаризованный статус. И вопрос о судьбе Сайменского канала, который был построен еще во времена Российской империи, связывает внутренние водные пути Финляндии – озера – с Финским заливом Балтийского моря. То есть он выходит из центральной Финляндии примерно к Выборгу», - сказал он в эфире телеканала «Россия 24».
Россия фактически сдала в аренду Финляндии небольшую полосу земли вдоль этого канала, и уход за каналом за финской стороной, напомнил дипломат.
«Что теперь с этим будет? Надо посмотреть», - сказал он.
Ранее в журнале «Международная жизнь» была опубликована статья, посвященная примерам юридического оформления государственного суверенитета одного государства и территориальной целостности другого на одной территории. «международному праву известно немало случаев, когда ограничивалось территориальное верховенство государства, а тем самым и его территориальная целостность. Это может происходить в результате вполне легитимных мер - передачи части территории в залог, в аренду или в управление; в силу договорных обязательств (международные повинности или сервитуты)7. Обе формы - аренда и управление представляют собой не простое ограничение территориального верховенства, а полный переход его от одного государства к другому, причем суверенитет остается за государством, передающим территории8.
В этом, по сути дела, и проявляется диалектика взаимодействия суверенитета и территориальной целостности, когда государство, добровольно уступая часть своей территории (безусловно, преследуя какие-то свои выгоды и интересы), сохраняет суверенный контроль над этой территорией. Если воспользоваться терминологией гражданского права, можно, как представляется, сказать, что одно государство передает другому часть своей территории во владение и пользование, оставляя за собой право распоряжаться. В международном праве не исключены и ситуации, когда налицо ограничение территориального верховенства, а тем самым и суверенитета государства (это видно на примере правовых статусов Шпицбергена и Аландских островов)», - говорится в статье.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs