ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

30 лет ОДКБ: задачи и перспективы сотрудничества в интересах обеспечения стабильности на евразийском пространстве

15:28 23.05.2022 •

Выступления на конференции «Коллективная безопасность в новую эпоху: опыт и перспективы ОДКБ», проведенной Международным дискуссионным клубом «Валдай» при поддержке МИД России 9 февраля 2022 г.

 

Александр Панкин

Заместитель министра иностранных дел России

Добрый день, уважаемые коллеги, да-мы и господа!

Во-первых, я признателен организаторам, признателен своим коллегам, своим друзьям, Станиславу Васильевичу и заместителям министров, которые смогли прилететь в Москву на это мероприятие.

Прежде всего хотел бы озвучить приветствие министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Викторовича Лаврова:

«Рад приветствовать организаторов и участников конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Коллективная безопасность в новую эпоху: опыт и перспективы ОДКБ».

Нынешний год проходит под знаком 30-летия подписания Договора о коллективной безопасности и 20-летия создания на его основе многопрофильной Организации. С удовлетворением констатирую, что за прошедшие годы ОДКБ утвердилась в качестве важного фактора региональной и в целом международной безопасности. Ярким подтверждением ее зрелости и высокой эффективности стали слаженные действия миротворческих сил по оказанию содействия Казахстану в стабилизации внутриполитической обстановки.

В этом контексте актуальность сегодняшней конференции приобретает особое значение. Вам предстоит не только проанализировать накопленный опыт взаимодействия в рамках Организации, но и рассмотреть перспективы укрепления сотрудничества государств-членов перед лицом множащихся вызовов и угроз.

Рассчитываю, что дискуссии пройдут в конструктивном ключе, позволят выработать практические рекомендации в интересах обеспечения мирного, стабильного развития всех государств и народов Евразии.

Желаю вам плодотворной работы и всего самого доброго. Сергей Викторович Лавров».

Уважаемые коллеги, дамы и господа,

Хотел бы высказать мнение, что, хотя природа и масштабы новых вызовов и угроз, которые можно перечислять - наркоугрозы, киберпространство и т. д., и т. д., - вроде бы для всех одинаковы, есть принципиальное различие между тем, какие угрозы испытываем мы - Россия, наши союзники - и, скажем, страны НАТО.

Поверьте, никто из нас - ни Россия, ни наши союзники - не замышляет ни революций, ни смены капиталистической, либеральной, консервативной, иной коалиционной власти в конкретной стране, в группе стран, входящих в НАТО, и мы не прилагаем к этому усилия. Нас обвиняют в пропаганде, фейках, манипулировании, но у нас не стоит такой задачи, а если даже такая задача и стоит, то никогда к ней явно не подходили, никакой смены власти под влиянием евразийского, китайского, российского или фактора ОДКБ не происходило.

В то же время хочу напомнить, что почему-то наши страны, каждая из них, являются предметом не только пристального внимания, но и активных усилий, которые направлены на политические изменения. Не на конкурентные, конкуренцию оставим в стороне; честная, нечестная, конкуренция экономическая, за рынки, за технологии, за клиентуру - это одно, а вот конкуренция за политическую управляемость действительно есть. Это в дополнение к тому спектру угроз, о которых, думаю, сегодня многие будут говорить и которые реально составляют повестку дня нашей организации. Вот этот фактор явно не дополнительный, он, наверное, базовый.

Мы по-разному воспринимаем свою безопасность через призму чужой безопасности. Тут можно говорить о неделимости, о том, что нельзя обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Это отдельный дискурс, который появился в последние недели и месяцы в наших взаимоотношениях - России с США. Но надо понимать, что мы не заточены как Организация, как сообщество союзников на то, чтобы менять чужие установки, образ мышления, политический уклад. Этого нет. Ну и возразите кто-нибудь, что каждая из наших стран не является предметом желанного изменения политической системы вплоть до расстановки архитектуры, дизайна всего пространства. «Бархатные», «цветные», иные революции являются воплощением этого. Это о том, что должно составлять ядро безопасности, и перед чем мы уязвимы.

Второй момент, отличающий нас, в том, что ОДКБ - это ядро, это система обеспечения коллективной безопасности в зоне ответственности ОДКБ, которая покрывает наши страны. Мы не причисляем к зоне нашей ответственности ни Ближний Восток, который прилегает к нам, ни Дальний Восток, ни Запад, ни Север. Зона ответственности - это собственное пространство, в то время как зона ответственности НАТО и ее союзников - глобальная, потому что НАТО - это еще плюс шлейф союзников, партнеров и т. д. Она глобальная хотя бы потому, что зона ответственности США провозглашена как глобальная. Вот в чем разница.

Если говорить об опыте ОДКБ, то действительно в течение 30 лет, с одной стороны, сохранялся мир, с другой стороны, были конфликты. Были конфликты внутри ОДКБ и даже до сих пор есть тлеющее недопонимание, противоречия между членами ОДКБ. Поэтому считаю, что основная задача - это наша собственная внутренняя безопасность как государств - членов Организации, обеспечение взаимного доверия, солидарности, взаимопонимания, необходимость выработки единого подхода к тем вызовам и угрозам, которые есть извне и изнутри. У нас у всех есть внутренние угрозы, они иногда самородящиеся, иногда подогреваемые, активно подогреваемые, и привносимые извне.

У нас обостренная ситуация вдоль границ, в отдельных частях нашей зоны. В Афганистане сошлись интересы разных игроков (под игроками я понимаю не только государства), которые эксплуатируют наркотрафик, фундаментализм, религиозный экстремизм.

Организация за 30 лет смогла обеспечить постепенное укрепление своих позиций, солидарность и доверие, позиционировала себя на внешней арене. У Организации налажены связи с международными организациями - ООН, целым рядом других, которые задействованы в сфере безопасности, но с НАТО не получается, хотя два года назад было обращение министров иностранных дел о взаимодействии. Странно, что такая организация, как НАТО, не признает ОДКБ, если даже не как равного, то как значимого игрока в сфере безопасности, и считает, что ОДКБ - это российская организация, в которой остальные просто так существуют.

Видимо, наши коллеги на Западе не понимают, что у нас общая, коллективная ответственность за свою безопасность, что угроза каждому из нас неизменна в силу целого ряда причин - открытых границ, отсутствия виз и т. д. Мы все суверенные государства, но мы практически единое в экономическом смысле пространство в плане перемещения людей, идей и всего прочего. Угроза для одного из нас - это угроза и для всех остальных.

Поэтому мы считаем, что все, что делает Организация, нацелено и на учет интересов всех, и на учет специфических интересов отдельных стран. Прекрасно понимаем таджикских коллег, которые, наверное, в большей степени озабочены афганской угрозой, чем наши другие коллеги, потому что они ближе, первый фронт. Мы понимаем киргизских коллег - второй фронт. Знаю, что экстремистская идеология, фундаментализм являются пагубными для сознания, а потому и для государства и общества, они распространяются независимо от того, славянские это народы или не славянские, какая вера в наших государствах. Это общая угроза. Эта угроза идет через СМИ, через киберпространство, сети, и здесь надо быть готовыми к работе в информационной среде и киберсреде.

Казахстанские события. Думаю, что коллеги еще выскажутся, но урок такой, что мы откликнулись практически мгновенно. Наверное, это беспрецедентно. К этому никто не готовился. Вот нагнетают насчет того, что Россия вторгнется на Украину, и что мы будем делать («мы» - в смысле западные государства), хотя никаких признаков этого вторжения не было, но нагнетается информационный фон, нагнетается очень сильно. В случае с Казахстаном у нас не было никакого информационного фона, который бы позволил подготовиться или просчитать какие-то варианты. Это была молниеносная, хорошо сработанная операция. Достаточно было даже не перезаряжать автомат, а показать, что ты там, что ты солидарен и ты готов. Причем это были весьма неплохо подготовленные, элитные части, в моем представлении, которые показывали, что один боец из этих контингентов стоит ста.

Но нам надо извлечь уроки организационные, конечно, - как нам все процедурно упрощать и чтобы это все было в правовом смысле гладко и максимально оперативно в плане развертывания, понимания задач. Слаженность контингентов уже есть за счет массы проводимых учений, операций, где отрабатываются взаимодействие и разного рода противодействие тем или иным террористическим угрозам, пресечение наркотрафика и т. д.

Поэтому ОДКБ востребована, мне кажется, не только у нас самих - членов ОДКБ. Востребованность ОДКБ должна быть на мировой арене в более широком смысле. Многие наши партнеры подают сигналы о том, что они готовы сотрудничать, партнеры в основном южные и восточные. Пора бы и западным партнерам тоже подумать о том, что это не игрушка, а реальная Организация, военно-политическая, оборонительная, многопрофильная, следящая за происходящим, улавливающая изменения в фоне, в угрозах. Организация, состоящая из шести государств, которые, во-первых, соседи, во-вторых, исторически связаны, с высокой степенью взаимопонимания. И главное, не давать вбивать клин между нами в тех вопросах, где у нас, как у любых соседей, давно, долго и навечно живущих рядом, могут быть устранимые разночтения либо расхождения.

Хотел бы в завершение сказать, что вижу Николая Николаевича Бордюжу прямо перед собой, а рядом - нынешний руководитель Организации. Эти люди приложили и прикладывают очень много усилий для того, чтобы Организация не отставала, смотрела вперед, работала в превентивном плане, а если уж реагирует, то максимально оперативно.

Спасибо за внимание.

 

Станислав Зась

Генеральный секретарь ОДКБ

Уважаемые коллеги, дамы и господа!

Прежде всего хочу поприветствовать всех участников сегодняшней дискуссии, специальной сессии по тематике ОДКБ Международного дискуссионного клуба «Валдай». Конечно, для нас это мероприятие, проводимое на такой авторитетной площадке, тем более с участием заместителей министров иностранных дел, является очень важным и актуальным. Пользуясь случаем, хотел бы отдельно поблагодарить инициатора этой дискуссии - Министерство иностранных дел Российской Федерации. Накануне профессионального праздника хотел бы поздравить с Днем дипломатического работника вас, Александр Анатольевич, присутствующих здесь дипломатов и всех сотрудников внешнеполитического ведомства Российской Федерации. Искренне желаю успехов в вашей очень важной и почетной миссии, к тому же в такой непростой ситуации.

Мы с вами живем и решаем задачи в условиях роста международной напряженности. И притом как в глобальном масштабе, так и в региональном измерении. Эта негативная тенденция деградации международной системы безопасности, роста международной напряженности уже существует, ярко проявляется как минимум несколько лет. Если помните, у нас были определенные надежды, что перед лицом новой, неизведанной, глобальной угрозы для человечества - пандемии коронавируса - изменится характер международных отношений, снизится агрессивность внешней политики, произойдет консолидация мирового сообщества. Были соответствующие призывы, в том числе Генсекретаря ООН А.Гутерриша, о прекращении всех войн, и мы поддержали этот призыв, и о консолидации в борьбе с новой глобальной угрозой. Но эти призывы, конечно, не нашли должного отклика, и мы сейчас имеем то, что имеем.

Что касается региональной безопасности. Сложной остается обстановка в Центрально-Азиатском регионе. Там по-прежнему долговременным очагом нестабильности является Афганистан. Да, сейчас мы видим, что прямой угрозы военной экспансии со стороны талибов не наблюдается на территории сопредельных государств, в том числе и члена ОДКБ - Таджикистана. Но вместе с тем актуальность угроз, исходящих с этих территорий - террористических, наркотрафика, - сохраняется. Более того, в условиях социально-экономического кризиса, даже гуманитарной катастрофы, которая там разворачивается, к сожалению, актуальность этих угроз возрастает, потому что понятно, что в такой тяжелейшей ситуации активизируются вооруженные формирования, банд-группы, террористические организации, активизируется и наркоторговля как один из немногих источников выживания людей. Разумеется, мы это имеем в виду и намерены - вот задача ОДКБ - по-прежнему приоритетное внимание уделять укреплению таджикско-афганской границы, обеспечению безопасности наших южных рубежей.

Да, конечно, нельзя не сказать и о тех периодически имеющих место инцидентах на таджикско-кыргызской границе. Два наших государства - Таджикистан и Кыргызстан - проявили способность сейчас оперативно, самостоятельно локализовывать эти инциденты и снижать напряженность. Это хорошо. Но причина - в неурегулированности границы, в незавершенности демаркации и делимитации границы. Поэтому мы, безусловно, приветствуем возобновление работы совместной комиссии по делимитации и демаркации границы, приветствуем и все другие шаги - совместное патрулирование спорных участков, другие меры, которые позволят исключить стычки мирного населения, тем более применение оружия. Глубоко убеждены, что все подобные вопросы должны решаться мирным путем.

Что касается Казахстана. В первые дни этого года с такими тяжелыми испытаниями, даже с трагическими событиями столкнулся Казахстан. Совет коллективной безопасности ОДКБ, основываясь на обращении Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева, на статьях 2 и 4 Договора о коллективной безопасности, на нашем базовом соглашении о миротворческой деятельности, принял решение о проведении миротворческой операции в Казахстане. И это решение было достаточно быстро, оперативно и эффективно реализовано.

Не буду останавливаться на хронологии событий, все это освещалось в прессе, но хотел бы подвести основные итоги, которые мы видим уже по истечении какого-то периода времени от данной миротворческой операции. Первый и самый главный итог - миротворческая операция реально поспособствовала перелому ситуации и стабилизации обстановки в Казахстане, прекращению кровопролития, террористических атак, то есть реально пошла на пользу стабилизации ситуации в Казахстане. Второй итог - общественно-политический. Мы, государства ОДКБ, подтвердили и продемонстрировали свое единство и готовность сообща защищать интересы и безопасность наших государств. И третий - военно-технический итог. Это то, что мы получили первый практический опыт и убедились, что силы и средства, которые есть в нашей организации, и механизмы их применения, которые созданы за 20 лет, реально функционируют и позволяют решать задачи, которые стоят перед нашей организацией. Вот такие три основных итога.

Мы создали рабочую группу и внимательно изучаем первый практический опыт, все наши действия. Будем корректировать прежде всего систему кризисного реагирования. Нам надо иметь возможность быстро и эффективно применять имеющийся потенциал в любых условиях и любой точке в зоне своей ответственности. Поэтому это тоже одна из задач ОДКБ, мы для себя определили такую задачу.

Что касается Кавказского региона, то там ситуация после подписания трехстороннего заявления лидеров Армении, Азербайджана, Российской Федерации и ввода миротворческого контингента стабилизировалась, прекратилось кровопролитие. Да, безусловно, очаги напряженности есть, и преимущественно на границе Армении и Азербайджана. Я там был, видел собственными глазами, что происходит. По сути дела, границы как таковой нет, есть линия боевого соприкосновения Армении и Азербайджана, опорные пункты, наблюдательные пункты. Периодически вспыхивают перестрелки. Конечно, так быть не должно. Сейчас огромная задача стоит - демаркация, делимитация границы. Предстоит большой объем работы, сложный, но тем не менее это позволит существенно укрепить безопасность целого региона. Есть осторожный оптимизм, что заканчивается целая эпоха войны и начинается другая эпоха. Могу ошибаться, такие сомнения в глазах вижу, но, на мой взгляд, надо приветствовать шаги, которые прикладываются с целью установления мира в этом регионе.

На западных границах зоны ответственности ОДКБ происходит существенное наращивание войсковых группировок НАТО, развитие военной инфраструктуры на сопредельных территориях. Повышается военная активность, идет, по сути дела, милитаризация целого региона. Это не только создает угрозы для Беларуси и России, но и негативно влияет на обеспечение безопасности всей нашей организации. Имею смелость заявлять это от имени всей Организации, потому что именно так записано в Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года и соответствующее заявление с такими оценками было подписано в ноябре прошлого года.

И, конечно же, инициативы Российской Федерации и сложные, тяжелые переговоры, которые сейчас она ведет с западными партнерами по снижению напряженности в Восточно-Европейском регионе, да и в целом на евразийском пространстве, соответствуют интересам ОДКБ.

Возникает вопрос: что делать в таких непростых условиях? Безусловно, мы должны учитывать современные реалии вызовов и угроз, которые складываются, новые вызовы, которые проявляются, и адаптировать существующий механизм, который есть в ОДКБ, развивать новые с учетом современных условий.

Мы намерены и дальше укреплять наши коллективные силы, повышать их готовность к выполнению задач по предназначению, при этом приоритет будет отдаваться, конечно же, коллективным силам оперативного реагирования и миротворческим силам. Намерены, я уже об этом сказал, совершенствовать систему кризисного реагирования. По-прежнему будем наращивать свои усилия по противодействию терроризму и наркотрафику с акцентом на южные рубежи. Намерены наращивать возможности по обеспечению информационной безопасности. В этом году рассчитываем открыть для себя уже практическую деятельность по новому направлению - биобезопасность.

Но самое главное, у нас у всех присутствует понимание, что в таких непростых условиях, в условиях роста напряженности, особую важность и актуальность приобретают политико-дипломатические средства. Формулировка, записанная во второй статье нашего устава, который подписывался 20 лет назад, гласит, что в укреплении мира и безопасности, в коллективной защите наших государств мы приоритет отдаем политико-дипломатическим средствам. Важность дипломатической работы в современных условиях возрастает кратно. Это мы должны понимать и на этом сосредоточить свои основные усилия. Конечно, в данном русле мы нацелены на то, чтобы укреплять наше взаимодействие с другими международными организациями, другими странами, которые разделяют наши принципы и наши подходы к обеспечению международной и региональной безопасности.

Спасибо за внимание.

 

Армен Гевондян

Заместитель министра иностранных дел Республики Армения

Признателен организаторам мероприятия, и прежде всего Министерству иностранных дел Российской Федерации, за интересную инициативу и приглашение принять участие в дискуссии, посвященной, на мой взгляд, очень актуальной теме - задачам ОДКБ на нынешнем этапе. Очевидно, что проведение таких мероприятий в юбилейном году предоставляет хорошую возможность обозначить развитие структуры за десятилетия, прошедшие со дня подписания Договора о коллективной безопасности и принятия Устава, когда произошла трансформация из договора в Организацию.

Также вполне оправданы ожидания, что озвученные со стороны экспертного сообщества идеи будут востребованы в последующей совместной работе, направленной на повышение потенциала Организации, реализуемой в том числе и в рамках текущего председательства армянской стороны в ОДКБ.

Свое выступление хотел бы построить с учетом следующих трех реалий. Первое - это 30-летие подписания самого договора и 20-летие его трансформации в Организацию. Второй блок вопросов, как мне кажется, - это вопросы, касающиеся среды развития Организации в условиях нынешней международной ситуации, которая, к сожалению, характеризуется ростом напряженности как на глобальном, так и региональном уровнях. Ну и третий блок. Чтобы картина была полной, хотелось бы отдельно поговорить об актуальных задачах ОДКБ, которые, по мнению председательствующей в Организации армянской стороны, квалифицированы таковыми.

ОДКБ за годы своего существования заняла важное место в ряду международных и региональных организаций, став фактором поддержания региональной безопасности. На фоне деградации механизмов обеспечения безопасности в мире, продолжающейся эскалации напряженности, в том числе и на Большом евразийском пространстве, Организация как многофункциональная структура в своей деятельности нацелена на достижение безопасности государств-членов на основе общепризнанных норм и принципов международного права, естественно, без какого-либо избирательного подхода по отношению к последним. ОДКБ последовательно выступает за урегулирование конфликтов исключительно мирными средствами в рамках международно признанных переговорных форматов, потому что мы схожи во мнении, что ситуация, сложившаяся в результате агрессии и применения силы, не может считаться fait accompli. Наоборот, такие ситуации несут в себе определенный потенциал для провоцирования новых конфликтов и новых кризисов.

Государства-члены прилагают силы по совершенствованию потенциала сил и средств системы коллективной безопасности, активно проводят консультации с целью координации своих внешнеполитических позиций по международным и региональным проблемам. Общепризнаны также шаги, направленные на наращивание коллективных усилий по борьбе с терроризмом, в том числе связанных с финансированием, подготовкой и оснащением иностранных террористов-боевиков для использования в качестве наемников в вооруженных конфликтах, с чем мы столкнулись осенью 2020 года в нашем регионе. Трансграничный характер распространения наркотиков и прекурсоров, ряд других рисков и угроз в той или иной степени определяют востребованность наращивания совместных действий по их предупреждению и противодействию.

В целом можем отметить, что в рамках Организации сложилась твердая убежденность в том, что одной из главных задач становится задача формирования условий, гарантий и перспектив гармоничного развития наших стран. Условий, при которых проблемы будут находить свое разрешение с помощью диалога и сотрудничества, на основе многосторонних коллективных подходов, не терпящих конфронтационного мышления, стремления к монополии или доминированию в международных делах.

Абсолютно недопустимыми мы считаем сценарии, сформированные на какой бы то ни было национальной исключительности, основанной в том числе на ненависти и откровенной вражде. Ибо такие односторонние подходы вкупе с односторонними действиями, угрозой силой или угрозой ее применения ведут к новым трагедиям, конфликтам и появлению очагов напряженности.

Уважаемые коллеги, очевидно, что на фоне глобальных дисбалансов и роста нестабильности мир столкнулся со значительным числом конфликтов, каждый из которых имеет свою собственную предысторию и первопричины. Стало быть, разнятся механизмы и пути их решения. В этом разрезе, безусловно, многократно возрастает роль механизмов и структур, тесное взаимодействие которых послужило бы интересам построения общего и неделимого пространства безопасности. Востребованность таких действий особенно наглядна, когда дискурс о безопасности, безопасности в целом, указывает на несоответствие, скажем, режима контроля над вооружениями тем задачам, которые сегодня перед нами поставило время. По-видимому, можно говорить о том, что ДОВСЕ на бумаге и ДОВСЕ на земле - это разные вещи. Договор не может предотвратить подготовку к войне, саму войну и дальнейшую гонку вооружений. В этом мы воочию убедились на примере нашего региона и в ходе недавней агрессии в отношении народа Нагорного Карабаха.

В концептуальном плане можно говорить о том, что имеем дело с фрагментацией безопасности как минимум в двух ипостасях. Во-первых, принятая государствами - участниками ОБСЕ после окончания холодной войны концепция неделимости безопасности в настоящее время оспаривается как никогда раньше. Обещание не укреплять свою безопасность за счет безопасности других больше не является уже стремлением. Во-вторых, в регионе ОБСЕ есть разные зоны безопасности: своего рода «ядро» и «периферия». Например, для большинства государств - участников ОБСЕ события в одном из регионов Евразии могут рассматриваться через призму так называемой периферийной безопасности. В то же время аналогичное развитие событий в другом регионе воспринимается в качестве кризиса для всей системы. Наглядный пример - война в Нагорном Карабахе, которая стала кульминацией такой фрагментации, зародившейся задолго до самой агрессии.

При такой фрагментации функционирование ОДКБ сопряжено как с рядом новых вызовов, так и новыми возможностями. Повышая эффективность ОДКБ как альянса, основанного на неделимости безопасности для всех ее членов, совершенствуя структуру, в рамках которой безопасность не подвергнута градации на центральную или периферийную, можно достичь гарантий для каждого государства-члена от поползновений третьих стран, третьих игроков. Достижение этой задачи и есть raison d’être ОДКБ, так как безопасность в зоне ответственности ОДКБ складывается из безопасности каждого государства-члена. Конечно же, возникает справедливый вопрос: как обеспечить дальнейшее функционирование ОДКБ как механизма обеспечения коллективной безопасности в свете новых реалий? Нам представляется, что ответ на этот вопрос изначально заложен как в Договоре о коллективной безопасности, так и Уставе Организации. Пути достижения заявленных целей более чем, на мой взгляд, раскрыты в ереванской Стратегии коллективной безопасности ОДКБ и иных принятых в развитие документах, которые необходимо рассматривать в совокупности и одновременно в трех измерениях: в политической области, в сферах военной безопасности, а также противодействия транснациональным вызовам и угрозам.

Именно в этом русле, в русле этих задач, и были выстроены приоритеты армянской стороны в Организации, в рамках которых Ереван предложил партнерам сконцентрировать усилия на следующих направлениях. Это углубление внешнеполитической координации и взаимной поддержки путем выработки согласованных мер по международным и региональным вопросам, затрагивающим интересы государств - членов ОДКБ.

Это актуализация механизмов кризисного реагирования, о чем говорили все выступающие до этого уважаемые участники сегодняшней конференции. Подобную актуализацию мы видим через проработку механизмов прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций, в том числе и через обеспечение функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ с учетом потребностей всех государств - членов ОДКБ, наращивание превентивного потенциала Организации, постоянного мониторинга ситуации в зоне ответственности ОДКБ.

Ну и, конечно же, как говорится, надо порох держать сухим, поэтому не теряет своей актуальности задача развития и формирования Коллективных сил ОДКБ путем их оснащения современными средствами и видами вооружений. Естественно, не теряет своей актуальности также задача противодействия современным вызовам и угрозам. Это совершенствование мы ведем при помощи мер противодействия терроризму, экстремизму, механизмов обеспечения информационной безопасности, антинаркотической борьбы и борьбы с незаконной миграцией, а также с торговлей людьми.

Мы заинтересованы в упрочении международного авторитета Организации, в том числе и посредством взаимодействия с заинтересованными международными организациями и третьими странами, естественно, со странами и организациями, разделяющими цели и принципы нашей организации и письменно подтвердившими свою готовность воздерживаться от шагов, идущих вразрез с интересами государств - членов ОДКБ и всей Организации в целом. Полагаем, что этой цели могут послужить также и подобные международные конференции, в том числе Международная конференция по вопросам безопасности, которую мы планируем организовать в Ереване.

Исходим из того, что эти меры пойдут во благо развития Организации, позволят выйти на более высокий уровень гарантированной безопасности; и здесь, наверное, ключевым является словосочетание «гарантированной безопасности».

Вот то, о чем я хотел с вами поделиться в рамках отведенного мне организаторами времени.

Спасибо.

 

Сергей Алейник

Первый заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь

Уважаемые коллеги, прежде всего позвольте поблагодарить российскую сторону за высокий уровень организации конференции. Уверен, что наше общение на этой авторитетной дискуссионной площадке послужит делу укрепления международной, региональной безопасности и дальнейшего развития ОДКБ как одного из действенных механизмов ее обеспечения.

Приходится констатировать, что работы на этом направлении не становится меньше и предельно накаленная ситуация в мире и регионах ответственности ОДКБ требует максимальной концентрации.

Мы являемся свидетелями прогрессирующего разрушения системных основ международной и региональной безопасности. Доверие вытесняется конфронтацией, диалог - обвинительной риторикой.

Международные инструменты в области контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности продолжают деградировать. На этом фоне в Европе раскручивается спираль гонки вооружений.

Мы по-прежнему практически ежедневно получаем новости о террористической активности в Афганистане, Сирии, Ираке, Ливии.

Конфликт в Украине только на карте выглядит локальным. Сегодня это поле, вернее, повод для глобального политического противостояния.

Ряд стран - членов НАТО активно вооружает нашу южную соседку якобы в рамках подготовки к отражению так называемой «российской агрессии». Одновременно на наших западных границах происходит наращивание сил и средств альянса, модернизируется военная инфраструктура, растут интенсивность и масштабы мероприятий оперативной и боевой подготовки стран - членов НАТО на европейском континенте. Так, за последний год количество учений коалиционных формирований стран - членов НАТО выросло более чем втрое.

При этом Беларусь, как и наших российских союзников, обвиняют в нагнетании обстановки в регионе. Свежий пример - нервная реакция Запада, прежде всего граничащих с нами Украины, Польши и прибалтийских государств, на российско-белорусские учения «Союзная решимость - 2022», которые начнутся завтра (10 февраля) на нашей территории. Подготовка к учениям проходит максимально транспарентно, широко освещается оборонными ведомствами Беларуси и России, СМИ двух стран. При этом общественность европейских государств продолжают пугать каждым совместным российско-белорусским учением, намеренно забывая о том, что после каждого учения все войска возвращаются обратно в пункты постоянной дислокации в Беларуси и России.

Кому выгодна эта провокационная риторика, направленная на нагнетание напряженности и эскалацию ситуации в регионе? Тем, кто хочет использовать тезис о «российской угрозе» для получения дополнительных средств, в первую очередь от США, на вооружения и технику, для создания на своей территории новых военных баз. Но укрепит ли это их собственную безопасность и европейскую безопасность в целом? Думаю, что это риторический вопрос. Это игра с «нулевым результатом».

Российские проекты соглашений с США и НАТО о гарантиях безопасности являются серьезным предложением к диалогу по построению архитектуры общеевропейской безопасности, которая бы устраивала все страны региона и не ущемляла ничьих интересов.

В конце января России были переданы письменные ответы Вашингтона и Брюсселя. Полагаю, что их содержание вряд ли устроит российскую сторону. Однако здесь важен также сам факт обмена мнениями и начала диалога, который должен сблизить подходы сторон и привести их к общему знаменателю.

Как страна, выдвинувшая инициативу о необходимости запуска широкого международного диалога по преодолению межгосударственных противоречий и восстановлению доверия, Беларусь приветствует любые конструктивные предложения, направленные на снижение напряженности, укрепление международной и региональной безопасности и стратегической стабильности. Рассчитываем на предметное обсуждение российских инициатив как в двустороннем, так и многостороннем форматах. Готовы принять деятельное участие в этом процессе.

При этом важен диалог не только по линии государств, но и международных организаций, обеспечивающих безопасность на евразийском и европейском пространствах. ОДКБ всегда открыта для диалога, чего нельзя сказать о НАТО, которая до сих пор уклоняется от диалога с нашей организацией.

Не было никакой внятной реакции со стороны альянса на сделанное в 2019 году открытое обращение министров иностранных дел к руководителям внешнеполитических ведомств государств - членов НАТО. Это ущербная логика, которая не способствует укреплению безопасности в регионе. Уверен, рано или поздно в альянсе придут к необходимости развития контактов с ОДКБ, роль и значимость которой в обеспечении безопасности на евразийском пространстве неуклонно повышается.

Содействие в нормализации обстановки в Казахстане стало этому наглядным примером, продемонстрировав всему миру нашу сплоченность перед лицом современных вызовов и угроз и значительные возможности ОДКБ, ее миротворческий потенциал, способность и готовность оперативно и эффективно реагировать на кризисные ситуации.

На следующей неделе взаимодействию ОДКБ и ООН будет посвящено заседание Совета Безопасности ООН. Важно, чтобы подробный пласт информации с оценками и выводами, в том числе о роли ОДКБ в нейтрализации обострившихся угроз на казахстанской территории, восстановлении мира и стабильности в стране, был представлен членам Совета Безопасности ООН. Полагаем, что данное мероприятие должно способствовать скорейшему интегрированию соответствующих сил Организации в международную систему миротворческой деятельности ООН и созданию условий для совместной миротворческой деятельности ООН и ОДКБ. Это то, что Беларусь предлагала еще в ходе своего председательства в 2011 году.

Глобальная турбулентность и нестабильность, конфликты и кризисные явления как в зоне ответственности ОДКБ, так и по периметру границ ее государств-членов диктуют необходимость укрепления Организации, совершенствования ее механизмов, способных адекватно и эффективно реагировать на динамику современных вызовов и угроз.

В политической сфере - это последовательное укрепление международного авторитета ОДКБ, развитие взаимодействия с международными организациями - ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС - в областях, представляющих взаимный интерес.

Особое внимание необходимо уделять развитию институтов наблюдателя при ОДКБ и партнера ОДКБ в целях совершенствования системы внешних связей Организации и повышения ее возможностей по укреплению международной и региональной безопасности. При этом в приоритетном порядке следует формировать механизмы публичной дипломатии ОДКБ и перманентно развивать постоянно действующие общественные институты при Организации.

Конечно же, наравне с развитием политического направления Организации главной задачей остается совершенствование системы реагирования на кризисные ситуации в регионах коллективной безопасности ОДКБ, складывающиеся как через внешние, так и через внутренние источники угроз.

Неизменным приоритетом остается дальнейшее повышение готовности Войск (Коллективных сил) ОДКБ, расширение спектра их оперативных, боевых и технических возможностей, в том числе в целях выполнения контртеррористических и миротворческих операций.

Наряду с совершенствованием контртеррористического направления, механизмов коллективного противодействия незаконному транзиту наркотиков, нелегальной миграции и транснациональной преступности, угрозам в киберпространстве, Организации предстоит оперативно преломить в практическую плоскость новое уставное направление деятельности, связанное с защитой граждан и территорий государств - членов ОДКБ от биологических угроз.

Резюмируя, подчеркну, что за прошедшие 20 лет с момента основания ОДКБ пройден значительный и очень непростой путь трансформации - от оборонительного по своей сути союза до современной многофункциональной организации безопасности, которая обладает реальными инструментами и коллективными механизмами для борьбы с широким спектром современных вызовов и угроз и мощным коллективным потенциалом для поступательного развития и совершенствования по всем направлениям деятельности.

Спасибо за внимание.

 

Марат Сыздыков

Заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан (март 2019 г. - апрель 2022 г.), постоянный представитель Республики Казахстан при ОДКБ

В первую очередь хотелось бы поблагодарить организаторов этого мероприятия - российскую сторону. Рад видеть своих дорогих коллег, всех присутствующих. Конечно, тематика очень интересная, актуальная. И для нас она была особенно актуализирована теми событиями, которые произошли у нас в январе. Честно сказать, ситуация очень стремительно развивалась, это было несколько неожиданно для всех. И в том, что быстро удалось стабилизировать положение, конечно, важную роль сыграла Организация Договора о коллективной безопасности.

Можно из этого вынести несколько уроков, сделать выводы позитивного характера. Организация продемонстрировала слаженные действия, очень оперативные. Наши миротворческие силы показали умение действовать быстро, решительно. Следующий урок - Организация доказала сплоченность своих рядов, решение было поддержано всеми государствами - членами Организации. Быстро и оперативно, в кратчайшее время приняли все необходимые решения, которые были нужны в тот момент.

Еще один урок. Нужно отметить, что силы ОДКБ не принимали участия в самом урегулировании ситуации, ни одного выстрела не было произведено, все антитеррористические меры были осуществлены правоохранительными органами, силовыми органами Казахстана. В то же время присутствие в Казахстане сил ОДКБ позволило сосредоточиться именно на антитеррористической операции, а миротворческие силы ОДКБ занимались охраной стратегических объектов, социально значимых объектов. При этом само присутствие миротворческих сил ОДКБ сыграло важнейшую стабилизирующую роль.

Сейчас продолжается масштабное и всестороннее расследование тех событий, которые произошли, в том числе с участием общественности. Об итогах расследований, конечно же, мировое сообщество будет вовремя проинформировано после их завершения.

Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить всех наших союзников по ОДКБ, генерального секретаря ОДКБ, рабочие органы Организации за образцово проведенную миротворческую операцию, которая стала первой в истории нашей организации.

Не уходя в глобалистику и теоретизирование, коснусь вещей, на которые Организации, наверное, в дальнейшем следовало бы обратить особое внимание.

Думаю, будет уместным короткое лирическое отступление. Есть небольшое стихотворение китайского средневекового поэта «Надпись на стене храма Западного леса». Оно звучит так: «Взгляни горе в лицо - тупа вершина. А сбоку погляди - она остра. Иди навстречу - и гора все выше. Иди назад - и ниже все она. Но нет, она свой облик не меняет. Гора одна и та же, в том и суть. А превращение от того зависит, с какого места не нее взглянуть».

То есть если под горой образно подразумевать ОДКБ, то здесь, конечно, возникает масса всяких представлений и выводов. Первый вывод, который мы для себя сделали после этих событий, - естественно, был очень большой интерес к тому, что происходит, со стороны иностранных дипломатов. И что показалось любопытным - очень смутное представление у иностранных дипломатов, но, честно признать, также и у граждан наших государств, о том, что это за Организация и чем она занимается. Существуют стереотипы, которые уже сложились, например, о том, что это инструмент российской геополитики, все мы это видим, слышим, читаем.

Есть стереотипы о том, что участвовала в этой миротворческой миссии только Россия и ее Вооруженные силы. Для многих является открытием, что решения в Организации принимаются консенсусом, что за 30 лет со дня подписания Договора о коллективной безопасности и за 20 лет со дня образования Организации Договора о коллективной безопасности сформирована солидная правовая база. Что регулярно проходят военные учения, что постоянно проводятся мероприятия в рамках различных совместных операций по линии «ПРОКСИ» (информационная безопасность), по линии «Канал», «Нелегал» и т. д. Что Организация имеет три свои корзины - это политическая, военная безопасность и новые вызовы и угрозы для Организации.

Все это для наших оппонентов и граждан, как я подчеркнул, является каким-то новшеством. И события, которые произошли в Казахстане, стали что ли толчком, импульсом для того, чтобы уделить Организации более пристальное внимание. В этом плане, говоря о будущем, о перспективах, конечно, считаем важным в дальнейшей работе уделить внимание тому, чтобы Организация стала узнаваемой, чтобы имидж ее был исключительно позитивным, для этого есть все предпосылки.

С этой целью необходимо рассматривать такие приоритетные направления, как информационная безопасность, кибербезопасность, информационное освещение деятельности Организации, потому что о ней очень мало знают, как это ни странно. Другой момент - для узнаваемости Организации, конечно, тот опыт миротворчества, который был опробован в нашей стране, нужно дальше транслировать, развивать. Мы очень позитивно относимся к тому, что при Организации создан отдельный институт специального представителя генсекретаря ОДКБ по миротворчеству. Это тот канал, который позволит нам, наверное, далее взаимодействовать с Организацией Объединенных Наций и в дальнейшем участвовать в рамках единого мандата Совета Безопасности по миротворчеству.

Кроме того, нужно рассматривать это предложение, инициативу, с которой выступил Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, о создании такого института шире и в будущем подобные инициативы можно использовать при возникновении актуальных ситуаций. Например, почему бы не заявить о создании института спецпредставителя по информационной безопасности и других. У каждой из стран - членов Организации могут возникать подобные моменты, актуальные вопросы, которые можно совместно обсуждать и консенсусом принимать решение.

Станислав Васильевич уже многие вопросы осветил, но хотелось бы еще повторить, потому что это очень важно, - у нас сейчас новое направление стало актуальным и активно прорабатывается. Это биологическая безопасность. Создан Координационный совет в рамках Организации по инициативе Владимира Владимировича Путина. Мы эту инициативу всячески поддержали и думаем, что это актуально, особенно в свете того, что испытали наши страны и весь мир с распространением коронавирусной инфекции.

Считаем, что приоритетной задачей для нашей организации должно оставаться поддержание духа открытости. В этом плане мы, конечно, приветствуем те консультации, которые проводятся между секретариатами ОДКБ и Организации Объединенных Наций. По-моему, вскоре предстоят дебаты, да, Станислав Васильевич, где вы будете участвовать? Конечно, мы очень позитивно рассматриваем этот вопрос, нужно дальше нашу организацию, как сейчас говорят, пиарить, пропагандировать и т. д.

Поддержанию духа открытости нашей организации будет, наверное, способствовать то, что в государствах-членах были ратифицированы соглашения о статусах партнера Организации и наблюдателя при ОДКБ. Есть реальные кандидаты, которых мы можем рассматривать и по которым консенсусом принять решение по наделению их таким статусом.

Армен Вачикович подчеркнул, что в период председательства Армении в Ереване планируется проведение международной конференции по безопасности. Это было предложение казахстанской стороны. В свое время мы предлагали создать аналог известной Мюнхенской конференции по безопасности. Но там свои вопросы рассматриваются и повестка другая, а здесь наше предложение заключалось в том, чтобы все актуальные вопросы, связанные с обеспечением коллективной безопасности, в целом безопасности на нашем общем пространстве, обсуждались на своей собственной площадке с привлечением международных экспертов, естественно.

Полагаю, что все эти шаги послужили бы тому, чтобы наша организация была более узнаваемой, чтобы она была более авторитетной. Все составляющие, слагаемые для этого внутри Организации есть. Есть большая договорно-правовая база, есть договор Организации, есть Устав Организации. По сути, наша организация - это оборонительный союз, она имеет оборонительный характер. И чтобы снизить опасения и геополитическую напряженность, которая существует в отношениях различных полюсов, думаю, что такая работа, предложения, которые от нас прозвучали, позволили бы в позитивном плане строить дальнейшую повестку.

Спасибо большое.

 

Нуран Ниязалиев

Первый заместитель министра иностранных дел Киргизской Республики

Уважаемые коллеги, уважаемые организаторы!

В настоящее время возросла турбулентность на внешних и внутренних границах. Это и западная граница, где остро стоит вопрос неделимости безопасности, и южная граница, в частности ситуация на таджикско-афганской границе, и ситуация на Кавказе, а также ситуация на кыргызско-таджикской границе. В этом контексте актуальность и востребованность ОДКБ является несомненной.

Анализируя этапы развития ОДКБ - 30 лет подписания Договора о коллективной безопасности и 20 лет образования самой Организации, - можно отметить, что за эти годы нашими странами проделана большая работа по обеспечению международной безопасности и устойчивого развития в евразийском пространстве.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех нас с этим юбилеем, а также выразить признательность бывшему генеральному секретарю ОДКБ Н.Бордюже, действующему генеральному секретарю ОДКБ С.Засю за вклад в становление нашей организации и укрепление ее потенциала.

Создана необходимая нормативно-правовая база деятельности нашей организации. Совместно разработан и утвержден целый ряд стратегических документов по разным аспектам формирования коллективной безопасности.

Все эти годы ОДКБ не только играла важную роль в сохранении международной безопасности, но и способствовала созданию благоприятных условий для обеспечения национальной безопасности наших стран. То есть ОДКБ стала инструментом обеспечения не только коллективной безопасности, но и каждой из стран Организации.

На фоне серьезных вызовов и угроз мировому сообществу, существующих геополитических реалий, обострения глобальной конфронтации наши страны были едины и последовательны в оценках и подходах по обеспечению международной и региональной безопасности. Мы оставались верными союзниками и строго выполняли свои международные обязательства в рамках нашей организации.

Однако, к сожалению, количество и сложность угроз не снижаются, мы сталкиваемся с новыми видами, проявлениями угроз безопасности. Организация создавалась в целях противодействия внешним угрозам. Но сейчас смывается грань между внешними и внутренними угрозами, между внешней и внутренней агрессией.

Особо хочу отметить, что в связи с пандемией коронавируса возросла роль взаимодействия в сфере биологической безопасности, а также в области информационной безопасности для предотвращения угроз в киберпространстве ввиду придания импульса процессам цифровизации в последние годы.

Эти проблемы сложны и требуют дальнейшей тесной координации действий. В этой связи необходимо принятие дополнительных мер по адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям и современным требованиям, предъявляемым к многофункциональной международной структуре безопасности.

Убежден, что активизация усилий по всестороннему развитию и совершенствованию интеграционных механизмов в рамках Организации в целях противодействия нарастающим вызовам и угрозам на региональном и глобальном уровнях послужит эффективной защитой своих национальных и коллективных интересов.

Произошедшие события в Казахстане показали наличие так называемых «спящих ячеек» международных террористических организаций в центральноазиатских странах, которые могут активизировать свою деятельность при наличии любой конфликтной ситуации как внутри государств, так и на приграничных территориях.

В своем выступлении Президент Кыргызстана Садыр Нургожоевич Жапаров в ходе сессии СКБ ОДКБ 16 сентября 2021 года отметил, что «необходимо укрепление кыргызско-таджикской границы как второго рубежа защиты региона ОДКБ, поскольку Кыргызстан и Таджикистан являются «передовыми рубежами» борьбы с распространением терроризма, незаконного оборота наркотиков и прочих угроз».

В настоящее время кыргызской стороной ведется работа по реализации инициатив, озвученных Президентом Кыргызской Республики.

В этом контексте хочу отметить, что без взаимной поддержки, взаимопонимания и взаимодоверия в укреплении оборонного и военно-технического потенциала государств - членов ОДКБ трудно достигнуть больших успехов. Важной является статья 1 Договора о коллективной безопасности о том, что государства-члены обязуются разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами.

Отдельно следует упомянуть практическую готовность ОДКБ адекватно и слаженно реагировать на внутренние кризисы и осуществлять миротворческую операцию. Независимые эксперты справедливо подчеркивают отсутствие практического опыта ОДКБ в этом направлении.

Вместе с тем инициатива казахстанской стороны о приведении в действие механизмов системы коллективной безопасности ОДКБ в январе этого года подтвердила наличие должного потенциала и эффективность консолидированных усилий государств - членов ОДКБ против вызовов и угроз безопасности государств-членов.

Основополагающие принципы создания и функционирования Организации, ее внешнеполитическая и военная составляющие с учетом наработанного потенциала позволили своевременно отреагировать на обращение казахстанской стороны.

Хочу отметить, что правовые рамки для функционирования системы кризисного реагирования были внесены по инициативе кыргызской стороны в 2010 году.

Кыргызстан, как вы знаете, активно участвует в деятельности ОДКБ, заинтересован в повышении ее потенциала и последовательно выступает за конструктивное взаимодействие государств - членов ОДКБ по всем направлениям, особенно в кризисных ситуациях, когда затрагиваются интересы наших государств.

И в этом направлении мы должны продолжить совместную работу с другими международными и региональными институтами, делиться своими оценками и развивать взаимное сотрудничество. Может быть, даже создать постоянно действующую новую диалоговую площадку для стран ОДКБ, ШОС, СНГ, СВМДА по вопросам региональной безопасности. И местом такой интегрированной площадки мог бы стать Бишкек.  Надеюсь, наше предложение будет интересно и для клуба «Валдай».

Безусловно, неординарные события, которые имели место в последние годы на постсоветском пространстве и современном мире в целом, показали, что ОДКБ заняла свое достойное место в системе международной безопасности и ее роль по адекватному реагированию на вызовы и угрозы региональной безопасности будет только возрастать и станет неотъемлемой частью национальных интересов каждого государства - члена Организации.

К сожалению, международная обстановка продолжает осложняться, оставаясь предсказуемой, что требует коллективных подходов и усилий всех заинтересованных сторон на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Полагаю, что ситуация в Афганистане требует выработки согласованной позиции ОДКБ. Как вы знаете, в связи со сложным социально-экономическим положением в Афганистане, несмотря на предпринимаемые усилия талибского правительства, ситуация там близка к гуманитарной катастрофе.

В этой связи Кыргызстан как традиционно дружественная Афганистану страна, располагающаяся с ним в одном регионе, заинтересована в стабильном и процветающем Афганистане. В числе первых стран мы доставили гуманитарную помощь самолетом в Кабул, а также наземным транспортом этническим кыргызам Малого и Большого Афганского Памира провинции Бадахшан, готовим направление в Афганистан очередной партии гуманитарного груза.

Другой пример связан с вопросами взаимоотношений между членами ОДКБ, которые в силу наличия комплекса нерешенных двусторонних проблем реально угрожают снижению союзнического потенциала и уровня взаимного доверия между членами нашей организации. Учитывая огромный потенциал ОДКБ, следует усилить ее миротворческую деятельность, приняв необходимые регламентирующие документы, основанные на наших интересах и международном праве.

Несмотря на имеющиеся проблемы, сегодня с уверенностью можем заявить о том, что ОДКБ за этот период стала влиятельной структурой, завоевавшей авторитет в регионе и на международной арене.

Для решения задач, стоящих перед мировым сообществом по противодействию вызовам и угрозам безопасности, надлежит консолидировать потенциалы и усилия всех государств, международных и региональных организаций.

С момента создания ОДКБ расширяется взаимодействие с международными и региональными организациями и объединениями, в первую очередь с ближайшими партнерами Организации - ШОС и СНГ, развиваются контакты с ООН и ОБСЕ.

Продолжается курс на развитие сотрудничества с третьими странами и международными организациями, действующими в сфере безопасности.

С этой целью утвержден пакет документов о правовом оформлении статусов партнера ОДКБ и наблюдателя при Организации, открывающий новый этап совершенствования системы ее внешних связей.

Правовое оформление статусов партнера ОДКБ и наблюдателя при Организации демонстрирует открытость ОДКБ, ее готовность координировать деятельность со всеми влиятельными силами для укрепления доверия и безопасности в Евразийском регионе и пригласить третьи страны и международные и региональные организации рассмотреть открывающиеся возможности кооперации.

В этом контексте считаю важным отметить единство подходов ОДКБ и СНГ к обеспечению безопасности.

Уверен, что повышение уровня взаимодействия с СНГ будет способствовать укреплению потенциала силовых структур и правоохранительных органов и повышению эффективности регионального и международного сотрудничества в противодействии вызовам и угрозам безопасности.

В целях дальнейшего совершенствования и развития сотрудничества государств - членов ОДКБ в 2022 году кыргызская сторона считает необходимым акцентировать внимание на следующем.

Первое - развитие скоординированной деятельности в сфере биологической безопасности.

Второе - активизация сотрудничества в сфере информационной безопасности.

Третье - акцентировать внимание на развитии молодежной публичной дипломатии.

Четвертое - расширение географии Организации и ее узнаваемость.

 

Содик Ашурбойзода Имоми

Заместитель министра иностранных дел Республики Таджикистан

Прежде всего хотел бы поприветствовать присутствующих в аудитории, где я вижу Николая Николаевича Бордюжу, который сделал очень многое в важнейший период институционального становления нашей организации, начальника Объединенного штаба ОДКБ, сотрудников Секретариата Организации, постоянных представителей государств-членов при ОДКБ, ведущих экспертов, чьи оценки и суждения помогают в принятии практических решений, а также представителей средств массовой информации, которые содействуют нам в позиционировании Организации среди широкой общественности. Хотел бы поблагодарить организаторов сегодняшней встречи - Министерство иностранных дел Российской Федерации, Международный дискуссионный клуб «Валдай» - за инициирование нашей встречи, посвященной оценкам нашего 30-летнего опыта взаимодействия.

Согласен с коллегами, что в условиях турбулентности международных отношений и нарастания вызовов и угроз активизация информационной работы весьма и весьма актуальна, на это нас нацеливает и подписанное в прошлом году решение Совета министров иностранных дел о совместных мерах по наращиванию информационной работы о деятельности Организации.

Анализ военно-политической обстановки в зоне ответственности ОДКБ подтверждает неблагоприятное воздействие, которое оказывается на нашу систему коллективной безопасности. Об этом подробно говорили коллеги и генеральный секретарь ОДКБ Станислав Васильевич Зась, поэтому я бы не стал дополнять то, что уже было сказано. Очень правильные и глубоко проанализированные прозвучали оценки. С учетом того, что для Таджикистана, находящегося на южных рубежах зоны ответственности ОДКБ, главной угрозой являются вызовы, исходящие из Афганистана, хотел бы более подробно остановиться на них.

На примере событий, произошедших в августе прошлого года, мы видим, по сути, захват власти в целом государстве со стороны террористической организации. Это, в свою очередь, может стать примером для подражания в тех регионах, где наблюдается очень серьезное присутствие сил международного терроризма. Сегодня мы можем это видеть в активизации ИГИЛ в Сирии, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, а также «спящих ячеек» в наших странах. Трагические события в Казахстане убедили нас в том, что «спящие ячейки» очень скоординированы, они могут оперативно самоорганизоваться и стать для нас очень серьезным вызовом, и на это не раз на сессиях Совета коллективной безопасности обращал внимание своих коллег Президент Таджикистана уважаемый Эмомали Рахмон.

Мы поддерживаем процесс, который в настоящее время идет, - это неприятие международным сообществом в абсолютном большинстве своем, в единстве своем, режима талибов, который пока не выполняет те обязательства, которые были декларированы ими при захвате власти. Это привело к тому, что сейчас мы наблюдаем, по сути дела, гуманитарную катастрофу. Есть многочисленные случаи смертей от голода, и в этих условиях нам одновременно нужно демонстрировать свою солидарность с афганским народом, оказывать любые виды помощи. Таджикистан для этого предоставил все свои коммуникации. У нас есть на общей границе шесть мостов, которые используются для доставки международной гуманитарной помощи.

Кроме того, правительство Республики Таджикистан приняло решение об оказании гуманитарной помощи народу Афганистана, которая будет доставлена через каналы международных организаций и по линии ООН. Несмотря на сложности внутри страны, мы продолжаем поставки электричества в Афганистан, зная, что в зимний период это очень важно для поддержания жизнедеятельности. Таким образом, мы проявляем нашу солидарность и поддержку афганскому народу и тем самым показываем, что мы заинтересованы в мирном и процветающем Афганистане, но хотим видеть правительство, которое отражает интересы всего народа, весь этнополитический спектр этой страны, откуда для нас сегодня исходит очень серьезная угроза.

Если до августа на таджикско-афганской границе мы наблюдали скопление террористических группировок численностью не более 2-3 тысяч, то сейчас эта цифра возросла как минимум вдвое, притом что сегодня террористические группировки, которые не скрывают своих корыстных целей в отношении стран Центральной Азии, хорошо оснащены, а их боеготовность очень высока. Опасность в том, что они состоят из выходцев из наших постсоветских стран, и талибы, исходя из своих союзнических обязательств перед ними, мы считаем, не будут чинить им препятствия, если у них появятся такие деструктивные намерения, поэтому мы должны быть всегда готовы повышать свою боеготовность.

Другая опасность, о чем уже говорили коллеги, - это возрастающая наркоагрессия. Если обратиться к цифрам, то, по данным ООН, в прошлом году в целом объем производства опиума вырос на 8% и достиг 6,8 тыс. тонн, что равно 320 тоннам чистого героина. Если это разбить по периодам, то за первые семь месяцев (с января по июль) правоохранительными органами Таджикистана было изъято 484 кг наркотиков, а за последние четыре месяца, после прихода талибов к власти, мы уже изъяли почти 3 тонны. Это говорит о том, что талибы в отсутствие других источников не брезгуют и наркотрафиком, от чего они ранее дистанцировались. Это предполагает усиление антинаркотической составляющей нашей общей работы, мы к этому готовы и высоко оцениваем наработанные инструменты, операции, учения, которые ежегодно проводим со своими партнерами по ОДКБ.

Конечно, эти вызовы и серьезные обстоятельства предполагают наличие, скажем так, очень надежного тыла, и нас, безусловно, также беспокоит то, что мы пока не можем с нашими соседями разрешить вопросы границ, но надеемся, что, исходя из принципов добрососедства, многовекового мирного созидательного сосуществования, о чем говорил мой уважаемый коллега, мы сможем найти решение доставшихся в наследство сложных вопросов. Двусторонний переговорный потенциал далеко не исчерпан, и вы знаете, что на следующей неделе наши эксперты продолжат свою работу. Кроме того, активно подключилось гражданское общество - это инициатива, идущая от наших народов, и она, вне всякого сомнения, заслуживает всяческой поддержки.

И последнее. Хотел бы несколько слов сказать о международном позиционировании ОДКБ. Присоединяюсь к своим коллегам и отмечаю, что мы впервые продемонстрировали свою силу, свое быстрое оперативное реагирование на очень серьезный вызов, с которым столкнулся братский Казахстан. Тем не менее мы заявляем о сугубо оборонительном характере Организации, и у нас нет целей сопоставлять себя или соревноваться, наша задача - это обеспечить мир и общую безопасность в зоне своей ответственности, не имея каких-либо претензий к окружающим нас государствам, и для этого мы готовы сотрудничать с отдельными странами, со всеми международными институтами, прежде всего ООН, ШОС, СНГ, и другими партнерами, которые в той или иной степени привлекаются на определенные наши мероприятия. В институциональном плане мы совсем недавно по итогам сессии Совета коллективной безопасности в Душанбе завершили работу над институционализацией статуса партнера ОДКБ и наблюдателя при Организации. Считаю, что это позволит нам нарастить международное сотрудничество и в дальнейшем позиционировать себя в том ключе, в том плане, в котором мы в свое время создали нашу организацию.

Спасибо за внимание.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати