Цивилизация одержима поиском энергии. По выражению известного российского физика Анатолия Зродникова, сегодня «миром правит джоуль», и это заставляет задуматься об энергобезопасности, и, в частности, возбуждает атомные аппетиты.
Запущен механизм нового российского атомного проекта Балтийской АЭС. Эту, одиннадцатую по счету, атомную станцию страны было решено построить в Калининградской области, западном эксклаве России. Почему именно там? Чем обоснована необходимость в мощном энергоисточнике на этом небольшом западном кусочке российской земли?
Предложение разместить АЭС в Калининградской области рассматривалось все последние годы. Причины назывались самые разные. Одна из главных связана с географической уникальностью региона. Цель нового проекта предельно прагматична: Москва хочет энергетически обезопасить свой балтийский эксклав. В то же время, на фоне этого "личного" интереса государства решаются и проблемы региона в более широком масштабе: благо от атомного электричества, которое будет генерировать Балтийская АЭС, ощутят европейские соседи.
Осуществление проектов развития в особой экономической зоне, какой является Калининградская область, требует гарантированных энергомощностей. В пользу атомной станции выступил также и тот факт, что иностранный "мост", с помощью которого Калининградская область в существенной мере снабжалась энергией, утерял степень надежности. А после остановки в январе этого года Игналинской АЭС, которая примерно на 1/3 энергетически подпитывала Калининград, дефицит электричества заявил о себе во весь голос.
Сегодня основа электроэнергии Калининградской области – ТЭЦ, работающие на газе. Газовая труба проходит через территорию третьих стран, и нет никакой гарантии, что кому-нибудь не придет мысль перекрыть вентиль. То есть речь идет о вполне реальном сценарии энергетической блокады области в условиях, когда своей генерации недостаточно, транзит из России перекрыт, а закупки электроэнергии на европейском рынке невозможны из-за отсутствия синхронизации с местной энергосистемой.
От названия "Балтийская АЭС" веет морем, однако, по геофизическим причинам, ставить атомный объект недалеко от берега нельзя: почвы «зыбкие». Подходящая площадка была найдена в восточной части территории эксклава, примерно в 120 км от областного центра – Калининграда. Место для станции выбиралось специалистами на основании серьезных изысканий, которые велись целый год.
На первом участке пути проекта впервые были пройдены процедуры, предусмотренные Постановлением Правительства России от 14 марта 1997 г. №306 «О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения». Для начала строительства потребовались два распоряжения правительства России за подписью В.В.Путина – о сооружении АЭС (сентябрь 2009 г.) и о месте размещения АЭС (февраль 2010 г.). Не теряя времени, уже 25 февраля, на месте будущей станции заложили памятный камень, и строители приступили к работе.
Калининградская область – уникальное административно-территориальное образование. Форпост, янтарный край, «малая земля», инклюзия - как только ее не называют. С этим местом связаны такие архетипы, как уникальная по своим экосистемам Куршская коса, прусский Кёнигсберг, эпоха просвещения и романтизма, связанная с именем великого Иммануила Канта. На этом балтийском берегу базируется российский Балтийский флот. И вот добавилось еще одно идентифицирующее понятие – Балтийская атомная станция.
За последние два десятка лет в Калининградской области выросло целое поколение молодых людей, которые много раз бывали в Литве, Польше или Германии, но ни разу в «Большой России». Этим ребятам и девушкам куда легче и дешевле съездить в выходные на рок-концерт в Варшаву или Гамбург, чем побывать в Питере или Москве. Продукты сюда везут из Литвы и Белоруссии, одежду - из Польши, машины – из Германии. Калининградцы сетуют на оторванность от материковой России и всё больше ощущают себя частью Европы. И очень важно дать понять, что о проблемах жителей эксклава в отечестве думают и помнят.
Географическая уникальность дает все шансы области стать транзитным звеном на маршруте Россия - Европа. Грех не воспользоваться ситуацией, когда территория, на которой действуют законы Российской Федерации, располагается поблизости от центра Европы. Это уже оценили военные со своей специфической точки зрения. Теперь пришла пора коммерсантов, но для этого придется решить целый ряд проблем.
С 1 января 2010 года, когда была остановлена Игналинская АЭС, область восполняет одну треть недостающей энергии из России через транзитные линии. Однако дефицит энергии все же сохраняется. Ввод в строй второго энергоблока мощностью 450 МВт на Калининградской ТЭЦ-2, который ожидается в декабре этого года, снимет проблему лишь на ближайшие 3-4 года. Если исходить из энергетических планов социально-экономического развития региона, то совершенно очевидно, что после 2014 года дефицит энергии снова возникнет, причем, в острой форме. В этой ситуации решить эту проблему призван первый энергоблок Балтийской АЭС мощностью 1150 МВт, пуск которого намечен на 2016 год.
Что же, если быть определеннее, собираются сооружать в Калининградской области? Двублочную АЭС модели ВВЭР-1200 (водо-водяной энергетический реактор). Проект, родственный тому, по которому русские инженеры строят сейчас в болгарском Белене (а также у себя, под Санкт-Петербургом - Ленинградская АЭС-2), получил сертификат качества и безопасности от Евросоюза. Этот факт должен успокоить многих, кому искусственно прививается страх «чернобыльского ужаса».
Ожидается, что относительно недорогая электроэнергия с АЭС станет своего рода «магнитом», который начнет притягивать энергоемкие производства – судостроение, химическую промышленность, биотехнологии и пр. А для целого ряда производств, помимо цены киловатт-часа, куда важнее надежность и долгосрочность поставок энергии, которые обеспечивает АЭС.
После закрытия Игналинской АЭС цены на свет и тепло в Литве и Эстонии подскочили на треть и приближаются к среднеевропейским. Дошло до того, что квартиру в этих странах снять уже можно бесплатно, только бы жилец оплачивал сам коммунальные услуги. В России стоимость света и тепла сдерживается искусственно, но после 2011 года, когда внутренние цены на газ достигнут экспортных, тариф коммунальных услуг будет зависеть от рыночной конъюнктуры.
Надежность энергосистемы Калининградской области напрямую зависит от работы энергосистемы Литвы, которая, в свою очередь, входит в так называемое электрическое кольцо БРЭЛЛ (Белоруссия-Россия-Эстония-Латвия-Литва). При этом национальные законодательства в области электроэнергетики не согласованы между собой. Операторы электрических сетей обладают разными полномочиями.
В 2012-2014 годах предполагается объединить энергосистемы стран Балтии с Европейским сообществом операторов магистральных сетей в области электроэнергетики ENTSO-E (бывш. UCTE) - организации, созданной в соответствии с директивой Евросоюза. Это значит, что, если уже сейчас не подготовиться к включению областной энергосистемы в общеевропейскую, то Калининградская область окажется просто предоставленной сама себе. Разрыв кольца БРЭЛЛ существенно снизит надежность работы энергосистем не только Калининградской, но и Псковской, Новгородской, Ленинградской областей, Санкт-Петербурга, а также объединенной энергосистемы Белоруссии.
Вместе с тем уже стартовавший проект Балтийской АЭС может стать мощным катализатором интеграционных процессов «Россия – Евросоюз». Впервые Россия предложила частным компаниям, в том числе иностранным, выступить соинвесторами в сооружении атомной станции. По замыслу, частным инвесторам может быть отдано до 49% доли в проекте, при этом эксплуатация станции будет вестись под контролем России и по установленным нормам. Иностранным компаниям предлагается поучаствовать не только в сооружении самой станции, но и в строительстве новых электросетей и подстанций для выдачи мощностей.
В настоящее время проектом заинтересовались некоторые зарубежные инвесторы - энергетические компании, и переговоры продолжаются. Еще до оформления каких-либо договоренностей на бумаге потенциальные участники проекта хотели бы услышать ответы на ряд вопросов. Главный – защита инвестиций и учет мнения миноритариев в управлении проектом. Речь идет о разработке структуры собственности. Один из вариантов - создать специальную компанию-владельца, куда и будут идти инвестиции. Таких компаний может быть две: одна для станции, другая - для сетей, и они призваны обеспечить юридическую, финансовую и организационную прозрачность проекта.
Потенциальных инвесторов также интересуют:
- Торгово-экономическая модель проекта, то есть сравнение с другими видами генерации в регионе, анализ затрат, расчет экономической эффективности, сценарии развития, методики сбыта, схема выдачи мощности (куда пойдут линии электропередач), отпускной тариф. При этом данные должны быть приведены в формате, соответствующем западным стандартам;
- Технологические аспекты, в том числе состав основного оборудования, общая промышленная безопасность, сравнение со схожими проектами других разработчиков АЭС;
- Юридические аспекты, в первую очередь анализ российского законодательства в области атомной энергетики, электросетей и иностранных инвестиций, соответствие международным конвенциям и особенности процедуры лицензирования;
- Экологические особенности проекта: оценка воздействия на окружающую среду и ее соответствие международным стандартам, требования к обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами и способы их транспортировки, планы защиты окружающей среды.
И конечно, инвесторов интересуют и отношение населения и администрации Калининградской области к проекту, и мнение соседних стран, и реакция энергетического сообщества региона. Поскольку АЭС будет строиться на российской территории, можно, в общем-то, ни на кого не оглядываться. Однако уважение европейского мнения, европейских стандартов в данном случае вполне логично и корректно: Калининградская область - эксклав с «морской дверью», но живет он все же в кольце иностранных соседей. А кому хочется увеличивать потенциальные радиационные риски?
Давайте вспомним и о рисках самой России. Атомные региональные перспективы напрямую затрагивают интересы Калининградской области: ее территория попадает в зону высокого напряжения гипотетических радиационных рисков. И при этом - все равно пришлось бы покупать «чужую» энергию по рыночным ценам.
Запуск проекта создания Балтийской АЭС сопровождается серьезной политической борьбой за доминирование в энергетике региона. Принцип один – тот, кто первым построит здесь крупный и надежный источник электроэнергии, задаст правила игры, которым будут вынуждены следовать другие.
Свои варианты предлагают соседние страны. В Литве обсуждают строительство новой АЭС (взамен остановленной Игналинской) на кредитные средства, поскольку своих у страны нет. Первоначальные договоренности об объединении усилий стран Балтии и Польши развалились из-за разногласий по поводу того, кто сколько мощности получит за свои деньги. Белоруссия продвигает свой вариант строительства - собственную АЭС, рассчитывая на иностранные кредиты и технологии. О намерении построить АЭС заявила Польша, но ей еще требуется создать независимый надзорный орган, подготовить специалистов и развить инфраструктуру обеспечения в соответствии с нормами МАГАТЭ.
Какие варианты сотрудничества в сооружении Балтийской АЭС видит российская сторона? Один из них - поставка оборудования. «Росатом» не склонен торопиться только в вопросе, касающемся инвестиций - будет проведен взвешенный конкурс. Позиция возможных партнеров зондируется, их заинтересованность – высокая. Партнерство явно выгодно западным инвесторам, поскольку они могут получить активы, граничащие с Европой. Уже есть те, кто готов «купить все на корню».
Экономическая составляющая атомной стройки вписывается в общепринятые законы рынка, и здесь все более-менее понятно. Наиболее чувствительной оказалась политическая сторона дела (так уж сложилось, что и мирные программы в ядерной сфере непременно обретают политический привкус).
Европейские соседи, мягко говоря, не в восторге от перспективы появления в балтийской зоне российского атомного объекта. Критики более всего используют экологический аргумент: Европа, мол, и без того нашпигована атомными объектами, радиационные риски слишком высоки. С этим можно согласиться, тем более что и Калининградская область находится в зоне этих рисков. Однако на самом деле европейцев не столько страшит радиационная безопасность, сколько факт усиления влияния России в регионе, чему неизбежно будет способствовать новая АЭС.
Политические риски остаются самыми серьезными для Балтийской АЭС. Инвесторы нуждаются в подтверждении того, что проект сохраняет поддержку руководства России, сроки строительства не затянутся, а расходы не будут превышены. Но сегодня уже нельзя сбросить со счетов того, что Балтийская АЭС заложена строго по графику – в феврале 2010 года. Ровно через год запланированы первые бетонные работы.
Летом 2010 года была доработана Генеральная схема размещения энергогенерирущих объектов России до 2020 года. Среди новых объектов – Балтийская АЭС. Официальная презентация проекта прошла в Москве в рамках форума «АТОМЭКСПО-2010» в июне.
Иными словами, Балтийская АЭС – уже реальность, и с этим придется согласиться всем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs