Военная экспансия НАТО не знает границ. Объявив практически весь земной шар сферой своих военно-политических интересов и военных операций, ведущие страны альянса приступили к реализации планов установления своего военного и технологического превосходства теперь уже и в космосе.
Эволюция космической политики НАТО
Космическая проблематика вошла в повестку дня безопасности ведущих стран - членов НАТО вслед за началом космической эры - запуска СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Это событие глубоко встревожило всех натовцев, особенно США, которые восприняли его как реальную угрозу своей безопасности. В качестве ответных действий США и их главные союзники форсировали работы по наращиванию своего военного потенциала и ускорению собственных космических разработок. А начиная с 1970-х годов по инициативе США в НАТО была запущена программа создания средств стратегической коммуникации (SATCOM), в рамках которой в космосе над Евразией и Северной Америкой были развернуты американские спутники, предназначенные для ведения разведки и обмена полученной из космоса информации между союзниками. По оценке экспертов альянса, космические аппараты SATCOM сыграли важную роль в войнах, развязанных странами НАТО на Ближнем Востоке и Балканах, обеспечив успех военных операций альянса в Персидском заливе в 1991 году и бывшей Югославии в 1999 году1.
В последующие годы страны военного блока продолжали расширять интеграцию космических средств в свою военную деятельность. Как отмечают военные специалисты НАТО, современные операции Североатлантического блока, а также взятый курс на развертывание европейской системы противоракетной обороны (ПРО) увеличили зависимость этой деятельности от ее космического потенциала, в результате чего использование космоса в этой сфере будет возрастать и в будущем2.
Однако из-за возникших разногласий между союзниками по вопросам военного использования космического пространства вплоть до последнего времени у НАТО не было ни собственной концепции космической деятельности, ни согласованной политики. Лишь в 2018 году на Брюссельском саммите альянса его участники провозгласили космос значимой средой для обеспечения безопасности НАТО и поручили разработать всеобъемлющую космическую политику блока3. А уже через год его военными структурами была разработана и в июне 2019 года одобрена совещанием министров обороны альянса засекреченная космическая политика, в которой космос объявлен критически важной средой для проведения военных операций на земле, в воздухе, на море и в киберпространстве.
Поскольку, как публично заявлено, космос может использоваться и в мирных, и в агрессивных целях, космическое пространство важно для осуществления политики сдерживания и обороны НАТО в таких областях, как обеспечение эффективного управления войсками, сбор разведданных, поддержание надежной связи между союзниками, навигация, а также для обнаружения пусков ракет другими странами. При этом лицемерно утверждается, будто НАТО не намерена размещать оружие в космосе, а ее подход к этому пространству будет соответствовать международному праву4.
В ноябре 2019 года совещанием министров иностранных дел НАТО космос был официально признан новой сферой операций блока в интересах противодействия вызовам его безопасности, а также для осуществления политики сдерживания. Причем руководство НАТО не скрывает, что предпринимаемые меры направлены на сохранение существующего стратегического превосходства стран альянса в космосе, разместивших в нем более половины общемирового количества находящихся на орбите действующих спутников5. На Лондонском саммите военного союза в декабре 2019 года это решение было утверждено лидерами стран НАТО.
Основной опасностью космическим объектам блока натовскими стратегами определены растущие риски и угрозы космическим системам и коммерческим интересам стран - членов альянса, а также противоспутниковые действия в космосе России и Китая, которые, дескать, бросают серьезный вызов США и их союзникам. В целях противодействия этому вызову НАТО опирается на стратегию сдерживания, которая предполагает принятие мер по обеспечению устойчивости и выживания космического потенциала блока в случае неких «иррациональных» попыток противников атаковать его космические объекты. Для обеспечения поддержки операций и миссий альянса на земле НАТО намерена также наращивать в кооперации с частными коммерческими структурами численность многоцелевых спутников в космосе, принадлежащих как можно большему числу государств - членов блока. Кроме того, НАТО становится форумом для проведения военно-политических консультаций по космической проблематике, планированию операций, обмену информацией между членами блока и организации учебных курсов и учений в этой сфере.
В феврале 2020 года штаб-квартира НАТО подписала с Италией, Францией, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами меморандум о взаимопонимании по дальнейшему предоставлению военным структурам альянса услуг военной спутниковой связи в рамках SATCOM на ближайшие 15 лет. На эти цели руководство блока санкционировало выделение 1 млрд. евро, что названо его крупнейшей инвестицией в данной сфере. Ответственность за эксплуатацию потенциала разведывательных спутников и обеспечение обмена собранной разведывательной информации в рамках альянса возложена на Агентство НАТО по связи и информации. Эта структура является также ведущим органом Североатлантического союза в сфере технологий. В его наблюдательный совет входят все 30 стран - членов союза.
В октябре 2020 года министры обороны НАТО обсудили решение о формировании нового Космического центра НАТО при Союзном командовании ВВС в Рамштайне (Германия), который должен стать ключевым командным механизмом по обеспечению координации действий альянса в космическом пространстве в интересах повышения оперативного взаимодействия государств-членов при проведении миссий, военных операций и учений6.
Дальнейшие меры по активизации космической политики НАТО были согласованы на саммите альянса 14 июня 2021 года. На этой встрече главы государств приняли решение ускорить работу по углублению и расширению использования космоса как одной из оперативных сфер альянса, в частности с помощью Космического центра НАТО в Германии и предстоящего создания во Франции Центра передового опыта НАТО в области космоса7. Условлено также повышать осведомленность НАТО о космической среде и шире интегрировать космос в ее деятельность, в том числе учебную подготовку и учения.
Кроме того, участниками саммита был утвержден доклад «Повестка дня НАТО до 2030 года», подготовленный экспертной группой альянса по поручению генерального секретаря НАТО. В нем среди прочего рекомендовано руководству блока объявить космос приоритетной операционной средой, которая важна не только для обеспечения способности НАТО победить на поле боя, но и защитить коммуникации, навигацию и коммерческие интересы стран-членов на все времена. С учетом этого, говорится в докладе, НАТО должна решить, как положения Вашингтонского договора о коллективной обороне могут быть применимы к космическому пространству, включить эту проблематику в ее военное планирование, наладить диалог с частным сектором по вопросам космических вызовов и возможностям предоставления союзникам научных космических разработок, а также решить вопрос о подготовке и публикации космической стратегии8.
В дополнение к этому американские аналитики считают критически важным включить космическую деятельность в планы проведения учений по подготовке к крупномасштабному военному конфликту с Россией, поскольку, дескать, первейшей целью РФ в таком конфликте будет уничтожение натовских космических аппаратов и коммуникационных объектов на земле. В этих целях предлагается создать специальный консультативный механизм между НАТО и Космическим командованием США, нарастить дипломатическое давление на страны - члены НАТО и ее партнеров, выступающих против планов милитаризации космоса, а также взять под контроль альянса европейскую глобальную спутниковую навигационную систему «Галилео»9.
В попытке снять с себя ответственность за инициирование милитаризации космоса натовцы обвиняют Россию и Китай в «проведении неразрушающих испытаний противоспутникового оружия» и других враждебных Западу действий. Между тем лицемерная политика двойных стандартов стран НАТО наглядно продемонстрирована позицией США и их европейских союзников по вопросу договорного запрета на размещение оружия и использования силы в космосе. Они упорно отказываются от ведения переговоров по заключению Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве (ДПРОК) и неприменению силы или угрозы силой в отношении космических объектов.
Военно-космическая деятельность отдельных государств альянса
Главным драйвером политики НАТО в космической сфере являются США, далеко опередившие на этом направлении своих союзников, создав различные ударные космические системы и разрабатывая наступательные космические оружейные комплексы для проведения боевых операций на земле и в космосе. Официальные представители военного ведомства США признали, что уже через несколько лет американские войска окажутся в состоянии вести боевые действия в околоземном пространстве. В этих целях Пентагон испытывает системы вооружений, способных вывести из строя иностранные космические аппараты и стратегические объекты на земле, разрабатывает противоспутниковое лазерное оружие и усиливает возможности ведения разведки из околоземного пространства.
Развертывание такого оружия обосновывается в американских доктринальных документах необходимостью обеспечения подавляющего превосходства и тотального господства США в космическом пространстве в интересах национальной безопасности. Так, в принятом еще в 1998 году Стратегическом плане космического командования США до 2020 года ключевыми направлениями деятельности были определены:
- развитие средств и методов установления всеобъемлющего контроля над космосом;
- поиск новых форм и способов ведения глобальных боевых действий, обеспечивающих потенциальную способность применить силу из космоса в любом районе планеты Земля;
- широкое внедрение информационных технологий в перспективные средства вооруженной борьбы на всех уровнях ее ведения10.
С тех пор военно-политическим руководством США был принят целый ряд новых доктринальных документов, обосновывающих претензии США на монопольное доминирование в космическом пространстве и дальнейшее укрепление космического потенциала Пентагона и американских союзников по НАТО. Так, например, 17 июня 2020 года тогдашний американский министр обороны Марк Т.Эспер публично озвучил основные положения засекреченной «Оборонной космической стратегии США» на новое десятилетие. В документе подтверждены предыдущие заявления высшего американского военно-политического руководства о том, что космическое пространство является уникальной сферой военных действий и применения военной силы. В нем также определены способы укрепления американской космической мощи, чтобы иметь возможность конкурировать, сдерживать и побеждать в этой сложной среде безопасности. При этом в качестве противников США, создающих им самую большую стратегическую угрозу, названы Россия и Китай.
Для достижения заявленных целей при одновременном противодействии выявленным угрозам, потенциалам и вызовам Пентагон планирует развивать четыре приоритетных направления космической деятельности: 1) создание комплексного военного превосходства в космосе и других средах; 2) интеграция военно-космической мощи в национальные, совместные и комбинированные боевые операции; 3) формирование стратегической обстановки; 4) развитие сотрудничества с союзниками, партнерами, военно-промышленным комплексом и другими национальными ведомствами США11. На военно-космическую деятельность Пентагона в военном бюджете республиканской администрации США на 2021 год было выделено 18 млрд. долларов12, а в бюджете правительства демократов на 2022 год Пентагон запросил уже 20,6 млрд. долларов13. То есть, судя по всему, администрация Дж.Байдена намерена форсировать усилия на данном направлении.
Таким образом, не вызывает сомнений, что действующая космическая стратегия США - это конфронтационная военно-политическая доктрина с весьма серьезными негативными последствиями для всего мира, поскольку в ней заложена четко выраженная заявка США на абсолютное доминирование в космическом пространстве, которая также закладывает основу для гонки вооружений качественно нового типа - гонки ударных космических вооружений.
На этот счет весьма показательным является заявление командующего Космическими силами США генерала ВВС Дж.Рэймонда в онлайн-интервью газете «The Washington Post», в котором он безапелляционно подтвердил, что космос рассматривается его ведомством сферой ведения боевых действий, в которой американские космические силы должны действовать с позиции силы, совершенствуя методы сдерживания конкурентов и противников14.
Реализуя эти установки, Пентагон осуществляет масштабные программы по разработке систем вооружений, предназначенных для применения силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса, в том числе в упреждающем порядке. В частности, создаются противоракетная группировка космического базирования и средства нейтрализации объектов космической инфраструктуры других государств. Американские программы противоспутникового оружия еще в середине 90-х годов прошлого века находились на завершающей стадии - речь идет о планах создания лазерных противоспутниковых систем воздушного базирования.
В рамках этой деятельности Пентагон испытывает на орбите новейшие ударно-боевые средства различных типов, включая уничтожение собственных космических аппаратов. Достаточно напомнить, что противоспутниковый потенциал ракет-перехватчиков, разработанных в рамках американской программы глобальной противоракетной обороны, был продемонстрирован еще в 2008 году, когда Соединенные Штаты уничтожили собственный спутник-шпион USA-193 противоракетой SM-3, входящей в комплекс морского базирования Aegis Аshore. Способностью длительно находиться на околоземной орбите, совершать маневры и нести оружейную нагрузку обладает и американский многоразовый беспилотный космический челнок X-37B.
Ныне же, как указано в заявлении российской делегации на женевской Конференции по разоружению, запуски американских спутников поставлены на поток, что все больше и больше похоже на ползучую экспансию в космосе. В скором времени, говорится в нем, американская спутниковая группировка будет достигать порядка полутора тысяч объектов, что значительно превышает космическую собственность остальных стран вместе взятых15.
Кроме США, к концу XX века национальные военные космические системы созданы Францией собственными силами и Великобританией с помощью США. А с начала XXI века военными спутниками космического базирования обзавелись также Германия, Италия, Испания и некоторые другие страны блока.
Лидером в этой области среди европейцев остается Франция, запустившая свой первый спутник еще в 1965 году. На протяжении десятилетий Франция, выйдя из военной структуры НАТО, самостоятельно развивала свою гражданскую и военную космическую систему, сотрудничая с отдельными европейскими странами как в двустороннем порядке (в том числе с СССР), так и в рамках Евросоюза. В 1995 году французами был запущен спутник дистанционного зондирования Земли (на самом деле военный разведывательный спутник), послуживший началом целой серии аппаратов системы «Гелиос». Разведывательную информацию с этой системы получают многие страны - члены НАТО.
В настоящее время космос становится одним из наиболее динамично развивающихся направлений военной политики Франции. Выступая в Министерстве вооруженных сил 14 июля 2019 года, Президент Эммануэль Макрон объявил о создании Космического командования в составе Военно-воздушных сил Пятой республики, которые теперь переименованы в Воздушно-космические. Глава государства особо подчеркнул, что Франция «укрепит свое знание обстановки в космосе, будет лучше защищать свои спутники, в том числе активным способом»16. На развитие военных возможностей и исследования в космосе выделено 4,3 млрд. евро в течение 2019-2025 годов17.
В 2019 году Министерство вооруженных сил Франции завершило разработку первого основополагающего документа в этой сфере - национальной космической оборонной стратегии. В этом документе Франция вслед за США официально признала возможность возникновения вооруженного конфликта в космическом пространстве, заявив о намерении приступить к ведению собственных военно-космических операций в целях решения следующих задач:
- обеспечение технической поддержки наращиванию французской орбитальной группировки в интересах разведки и поддержания связи и проведения наземных боевых операций;
- повышение уровня осведомленности о ситуации в космосе;
- сохранение свободы доступа к космическому пространству и пресечения враждебных действий18.
Как поясняла министр обороны Франции Ф.Парли, новая оборонная космическая доктрина страны предполагает трехуровневую систему реагирования на нападение на французские спутники, в том числе принятие пропорциональных мер на враждебные действия противника, а в случае агрессии применение права на самооборону, то есть разрушение его космических и наземных объектов19. В этих целях Франция активно разрабатывает новые виды противоспутникового оружия, включая лазерное20.
Опубликовав национальную космическую стратегию, Франция четко обозначила, что она рассматривает освоение космоса не только как задачу гражданского характера, но и в первую очередь как вопрос военно-стратегического значения. Тем самым руководство страны поддержало позицию своего военного ведомства, что применение военной силы в космосе - это реалии сегодняшнего дня, в силу которых необходимо как можно скорее предусмотреть меры по защите французских интересов.
В качестве дополнительного подспорья реализации своей военно-космической политики Франция намерена расширить кооперацию с другими странами - членами НАТО. Так, с Германией налажено взаимодействие спутниковых и радарных систем - между французской «Hélios» и немецкой «SAR-Lupe». С Италией Париж обменивается информацией, собранной спутниками «Sicral 2» и «Athena-Fidus». В рамках ЕС продолжается ряд программ с французским участием, в их числе широко известные «Коперник» (мониторинг климата) и «Галилео» (система навигации). Париж заявляет о готовности к сотрудничеству в космической сфере с США, Канадой, Австралией, Японией, Индией, а также по линии НАТО.
В марте 2021 года Франция провела свои первые военные учения в космосе под кодовым названием «AsterX2021» в память о первом французском спутнике, запущенном в 1965 году, с целью оценки способности защитить свои космические аппараты и другое оборонное оборудование от нападения гипотетических противников. В этих первых в Европе космических учениях приняли участие Космические силы США и немецкие космические агентства21.
Весьма показательным стало также резкое изменение Францией подходов к российским инициативам в области предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК). После многих лет конструктивного взаимодействия в этом вопросе Париж внезапно без каких-либо веских на то причин не только отказался присоединиться к международной инициативе по политическому обязательству о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК), но и впервые французская делегация проголосовала против одноименной резолюции 73-й сессии ГА ООН, призывавшей к диалогу по НПОК и ПГВК. В дополнение к этому на женевской Конференции по разоружению Франция выступила на стороне наиболее активных оппонентов разработки юридически обязывающего инструмента по ПГВК на основе соответствующего российско-китайского проекта договора22.
Вслед за США и Францией о решении создать Космическое командование в рамках королевских ВВС в ноябре 2020 года объявило и правительство Великобритании. До последнего времени космическая деятельность страны осуществлялась, по существу, под контролем США, которые предоставляли своему ближайшему союзнику свои ракеты-носители и космодромы для запуска английских спутников. Британские военные и разведывательные структуры имели также привилегированный доступ к данным шпионских спутников США. Теперь же, согласно заявлению премьер-министра Б.Джонсона, правительство провозгласило цель укрепления позиции Великобритании как глобального лидера в космической сфере, приняв решение о построении в Шотландии космодрома, с которого уже в 2022 году планируется начать самостоятельные запуски британских и иностранных спутников, как военного, так и гражданского назначения23.
С учетом этого Национальному космическому совету Великобритании поручено разработать в течение 2021 года первую национальную космическую стратегию, в которой будет закреплен «интегрированный подход к военной и гражданской космической политике» Великобритании. В качестве стратегических целей этого документа названы укрепление устойчивости и оперативной эффективности вооруженных сил страны в космосе, оптимизация космической поддержки войск, а также активизация деятельности других правительственных структур и частных компаний на этом направлении24.
В стремлении не отстать от своих главных союзников активизирует усилия на космическом поприще и Германия, которая, как похвально отмечают американские аналитики, не поднимая шума, уверенно укрепляет свой космический потенциал, внося заметный вклад в безопасность Североатлантического союза25. На счету Германии весьма внушительные результаты в исследовании и практическом использовании космического пространства. С 1969 года ФРГ запустила с помощью США серию спутников «Аэрос» и межпланетных станций программы «Гелиос», предназначенных для исследования околоземного и околосолнечного пространств. В качестве примера значимых шагов в германо-американском взаимодействии в космической сфере приводятся подписанное Германией и США соглашение об обмене информацией и экспертизой в этой области, а также налаженное сотрудничество с американским Объединенным центром космических операций, нацеленное на повышение операционной координации и космического потенциала союзников26.
В сентябре 2020 года военное ведомство Германии объявило о создании нового Центра воздушно-космических операций (ASOC), интегрировав в него все свои структуры, связанные с космической проблематикой. Как было подчеркнуто, этот центр станет главным командным пунктом военной космической деятельности страны и драйвером модернизации ее вооруженных сил в целом27. Центр будет также обслуживать космическую деятельность НАТО.
С учетом растущей военной значимости космоса реформируют свои военные структуры и разрабатывают национальные космические доктрины и военные космические программы другие государства - члены НАТО (Италия, Испания и др.). К примеру, Италия с конца XX века присоединилась к французскому космическому проекту разведывательного характера «Гелиос», а также эксплуатирует совместно с Францией в этих целях два спутника - «Sicral 1» и «Athena-Fidus». С середины 60-х годов прошлого века в космическую деятельность вовлечена и Испания, построив при содействии США и Великобритании наземные центры космического контроля в Торрихосе, близ Мадрида, и Маспаломасе, на острове Гран-Канария, как и собственный космодром на юге страны, около Ареносильо, с которого осуществляются запуски спутников ряда стран НАТО. Испания является активным участником военно-космических программ SATCOM НАТО и GOVSATCOM Европейского оборонного агентства28.
Кроме того, Испания формирует Систему стратегического командования и контроля при участии Франции, Германии, Италии, Голландии и Португалии, которая предназначена для усиления процесса принятия военных решений и повышения эффективности стратегического планирования и координации при проведении военных операций ЕС. Интересам укрепления военно-космического потенциала стран НАТО и ЕС служит также объявленная в ноябре 2019 года инициатива Постоянного структурного сотрудничества ЕС (PESCO) по реализации таких военных космических проектов, как создание систем раннего предупреждения о ракетном нападении с использованием действующей системы глобальной навигации космического базирования «Галилео», развернутой Францией с участием Испании, Италии, Голландии и Финляндии, и Европейской сети военно-космического наблюдения (EU-SSA-N), формируемой Францией и Италией для защиты европейских космических объектов и услуг29.
По вине НАТО в использовании космоса международное сообщество подошло к историческому перепутью: от того, сохранится ли он мирной средой сотрудничества или станет новой ареной ожесточенной конфронтации, гонки вооружений и военных конфликтов, зависит дальнейшая судьба человечества. Недопущение этого - не менее важная задача, чем, например, решение проблемы распространения ОМУ, изменения климата или глобальная борьба с пандемией. К сожалению, на фоне огромных усилий в противостоянии с такими, безусловно, серьезными опасностями международное сообщество, включая международные и национальные неправительственные организации, все еще недостаточно глубоко осознало масштабы военно-космической угрозы и срочную необходимость ее предотвращения. Назрела необходимость резко активизировать глобальную кампанию по борьбе за мирный и безопасный космос, для чего потребуется гораздо более значительная и интенсивная дипломатическая и информационная деятельность, чем сегодня, по разъяснению мировой общественности нарастающей угрозы милитаризации космоса и важности ее своевременной нейтрализации.
1Paulauskas K. Space: NATO’s latest frontier // NATO Review. March 2020.
2Tombarge P. NATO Space Operations // Marshall European Center for Security Studies. №026. December 2014.
3https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=ru
4https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_175419.htm?selactedLocale=en
5https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions-171022.htm?selectedLocale=en
6NATO plans new space center in Ramstein, Germany. 19.10.2020 // www.dw.com
7Brussels Summit Communiqué. Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Brussels 14 June 2021. NATO Press Release (2021) 086. Issued on 14 June 2021 // www. nato. int
8NATO 2030: United for a New Era // www.nato.int 201201- Reflection-Group-Final-Report-Uni.pdf
9Rose F. NATO and outer space: Now what? April 22, 2020 // https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/nato-and-outer-space
10Long Range Plan (Executive Summary). Howell E. USAF Commander-in-Chief. March 1998. Цит. по: Космос: оружие, дипломатия, безопасность. М.: РОССПЭН, 2009. С. 77.
11US Defense Space Strategy Summary. June 2020 // https://media.defense.gov/2020/june/17/2002317391/-1/-1/1/2020_Defense_Space_Strategy_Summary-pdf
12DOD Releases Fiscal Year 2021 Budget Proposal. February 10, 2020 // www.defense.gov
13The Department of Defense Releases the President’s Fiscal Year 2022 Defense Budget. May 28, 2021 // www.defense.gov
14https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11201925?htm
15Россия обвинила США в сокрытии подлинных функций спутников // ТАСС. 2021. 3 июня.
16Цит. по: Чихачев А. Звездные войны по-французски? 08.08.2019 // https://www.russiancouncil.ru
17France conducts first military exercises in space. 10.03.2021 // www.dw.com
18Space Defence Strategy of France 2019. Ministry for the Armed Forces // https://www.defence.gouv.fr
19Гибер Н. Как Франция собирается милитаризовать свою космическую доктрину // Le Monde. 26.07.2019 // inosmi.ru
20France conducts first military exercises in space…
21Ibid.
22Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с обнародованием космической оборонной стратегии Франции. №1613. 5 августа 2019 // www.mid.ru
23The UK Establishes a New Space Command and names its First Commander // The UK Defence Journal. 17.02.2021.
24Towards a Defence Space Strategy. MOD Defence Space Strategy Headlines // https://www.assets.publishing.service.gov.uk
25Rose F. The US Defense Space Strategy works on paper, but will it be implemented? // https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2020/07/06/the-us-defense-space-strategy
26Ibid.
27Vogel D. German Armed Forces Approaching Outer Space. SWP Comment 2020/C 49. October 2020. 10.18449/2020C49 // https://www.swp-berlin.org/en//
28Plan Director de Sistema Espaciales. Ministerio de Defensa de Espana. Octubre de 2015 // https://www.defensa.gob.es/Galerias/dsamdocs/plan-director...pdf
29European Military Space: EU Pursuing Space-Based Early Warning, PNT and SSA Projects Under PESCO Initiative // https://www.spacewatch.global
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs