ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Дебаты во Франции. Ничья в пользу Макрона

10:11 21.04.2022 • Евгений Осипов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

Вечером 20 апреля, за четыре дня до второго тура президентских выборов, во Франции состоялись дебаты между Э. Макроном и Марин Ле Пен. Социологические опросы показывают, что разрыв между действующим президентом и его соперницей приближается уже к 10%. Дебаты были последней возможностью для лидера Национального объединения вернуться в реальную борьбу за Елисейский дворец. Для Марин Ле Пен это был еще и личный вызов, поскольку неудачные дебаты в 2017 г. привели к тому, что во втором туре она тогда набрала всего 33,9% голосов.

Главной темой дебатов в этом году стало снижение покупательной способности французов. На втором месте оказался конфликт на Украине и отношения с Европейским Союзом. Также речь шла о пенсионной реформе, проблемах здравоохранения, изменении климата, развитии системы образования, вопросах безопасности и миграционной проблеме. Первостепенное внимание к снижению покупательной способности населения говорит о том, что экономические проблемы в Европе, вызванные как глубинными причинами, так и введением антироссийских санкций, все-таки волнуют французов больше, чем специальная военная операция вооруженных сил России на Украине, хотя средства массовой информации по-прежнему делают акцент именно на Украине.

Экономическая часть дебатов традиционно осталась за Макроном. Действующий президент был более конкретен, говорил о снижении безработицы в последние пять лет и о том, что продолжение работы в этом направлении станет лучшим способом повысить покупательную способность французов. Марин Ле Пен ожидаемо выступила за снижение налогов, повышение престижа социально значимых профессий, выход из европейского энергетического рынка. Однако, как и пять лет назад, экономические инициативы Марин Ле Пен выглядят трудно реализуемыми и носят скорее популистский характер.

Что касается Украины, то оба кандидата в президенты выразили готовность продолжать всестороннюю поддержку киевского режима (кредиты, вооружение, прием беженцев), однако выступили против эскалации конфликта и участия Франции в нем. Марин Ле Пен в качестве красной линии упомянула также эмбарго на российские энергоресурсы, поскольку это навредит не России, которая найдет новые рынки сбыта, а французскому народу. Лидер Национального объединения также снова выразила опасения, что разрыв российско-европейских отношений приведет к союзу между Россией и Китаем, что является очень негативным сценарием для европейских стран. Интересно, что вопрос ведущих о том, будут ли сняты санкции с России после окончания боевых действий и будут ли восстановлены отношения с российским руководством, остался без ответа. Вместо этого, Макрон обвинил Марин Ле Пен в связях с Россией и в том, что она единственный политик в истории Пятой республики, взявший кредит в российском банке. Марин Ле Пен была вынуждена в очередной раз признать, что из-за отказа всех французских банков она, действительно, оформила кредит в России и до сих пор его выплачивает. В сегодняшних условиях, когда антирусские настроения во Франции сильны, связь с российской банковской системой безусловно играет против Ле Пен, и Макрон намеренно сделал это одной из центральных тем дебатов.

Макрон подтвердил приверженность франко-германскому тандему в вопросах европейской интеграции и приоритетность европейской тематики для французской политики. Марин Ле Пен учла негативный опыт дебатов 2017 г., когда она выступила за выход из ЕС и отказ от евро, и на этот раз выступила за сохранение французского членства в ЕС, но при условии глубокой институциональной реформы, которая позволит построить «Европу государств», сохраняющих свой суверенитет, а не европейское федеративное супергосударство со столицей в Брюсселе. Сильным ходом со стороны Марин Ле Пен стало обвинение действующего президента в излишней «европоцентричности» и в том, что он забыл в своей политике про другие регионы, прежде всего Африку, исторически связанную с Францией и постепенно увеличивающую свое влияние в мире.

Важной особенностью дебатов стало незначительное внимание к некоторым темам, которые либо традиционно являются очень важными для французов, либо стали таковыми в последнее время. Так, ковид почти не упоминался в ходе дебатов. Обсуждение климатической тематики впервые за долгое время прошло с акцентом не на возобновляемой, зеленой экологии, а на атомной энергетике. Вопросы национальной идентичности, распространения ислама во Франции, роста числа мигрантов были обсуждены только лишь в конце дебатов, когда многие французы уже выключили свои телевизоры, хотя эта тема является одной из центральных во французской политической жизни в последние годы.

В отличие от 2017 г., дебаты 2022 г., как и вся президентская кампания, прошли в более спокойном ключе. Пять лет назад соперничество между Макроном и Марин Ле Пен было идеальным противостоянием. Позиции кандидатов были противоположны по всем основным вопросам, а Марин Ле Пен шла на выборы как внесистемный политик, стремящийся полностью изменить сложившиеся правила игры. Сегодня ситуация изменилась. Программа Марин Ле Пен стала более умеренной. Неслучайно произошло и изменение названия партии. «Национальный фронт» был нацелен на разрушение политической системы. «Национальное объединение» призвано консолидировать вокруг Марин Ле Пен правый электорат с целью расширения своей роли внутри сложившейся политической системы.

В отличие от 2017 г., Марин Ле Пен не проиграла дебаты. Но и не выиграла их. Макрон остается очевидным фаворитом президентской гонки.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати