ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Спецоперация на Украине и евразийская Россия

10:16 06.04.2022 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Американский стратег Збигнев Бжезинский считал Украину необходимым элементом превращения России в европейскую державу. В его изложении Украина в едином государстве с Россией, как было в СССР, или Украина независимая, но дружественно нейтральная к России, позволяет последней более широко и масштабно действовать в европейской политике.

Доля правды в этом прогнозе есть, но только доля. Пребывание Малороссии вне состава государства Российского не мешало последнему проводить активную политику в Европе при Иване Грозном и последующих государях. Объединение Украины в одну державу с Россией не означает автоматического повышения успешности российской политики на европейском направлении, хотя и улучшает стартовые позиции для этого. Успех советской политики в Европе обусловливался не столько Украиной в его составе, сколько членством в Организации Варшавского договора (ОВД) восточноевропейских соседей - Польши, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др.

Россия - самобытная цивилизация, вобравшая в себя и переплавившая политические, культурологические, мировоззренческие черты всех народов, которые её населяют - славянских, тюркских, финно-угорских, нахских и т.д. Часть этих народов европейского происхождения, часть азиатского. При этом само понятие "Европа" по прихоти западных пропагандистов давно утратило географический смысл и превратилось в идеологический конструкт. Русский мыслитель Данилевский задавался риторическим вопросом: почему рубежом, отделяющим Европу от Азии, служат пологие Уральские горы, а не высокие и труднопроходимые Альпы? (1)

Древние греки восточную границу Европы проводили по Каспию. В их понимании нынешние республики Средней Азии - это приграничные к Европе территории. Участие ислама в европейской цивилизации - открытый вопрос. Является ли эта религия её неотъемлемой частью или же она является результатом миграции в Европу из стран Африки и Ближнего Востока? Осмысленный ответ на это ещё не дан.

Мусульманская Албания настаивает на своей принадлежности к Европе. После размещения там крупнейшей военной базы США на Балканах Вашингтон считает Албанию демократическим государством. Следовательно, ислам - это тоже про Европу и демократию? Тогда почему Турция безуспешно ждёт членства в ЕС многие десятилетия? И где пролегает не надуманная, а реальная граница между Европой и не Европой?

Исламский Восток, отделённый от Евросоюза Средиземным морем - это Европа или нет? Если нет, тогда почему Средиземное море считается цивилизационым водоразделом, а Чёрное море - нет? Расстояние от европейской Испании до не европейского Марокко меньше, чем расстояние от некоторых европейских стран до черноморской Болгарии или Румынии. Почему Марокко - не Европа? А испанский полуэксклав Сеута на территории Марокко тогда тоже не Европа? Но Мадрид считает его частью испанского государства.

Позже цивилизационные границы Европы смещали дальше на восток сами же европейские политики. Министр иностранных дел Австрии в 1809-1848 годах Клеменс Меттерних видел восточную границу Европы за восточной окраиной Вены. После развала СССР в Европу, понимаемую как идеолого-политический конструкт, включили восточноевропейских членов ОВД. В ходе дальнейшего геополитического наступления коллективного Запада на Евразию званием европейских держав были польщены Литва, Латвия, Эстония, что закончилось их членством в ЕС и НАТО.

 

Дальше - больше. На звание европейских стали претендовать (не без подсказки Вашингтона и Брюсселя) Украина, Молдавия и Грузия. Притом, что Грузия находится вообще не в Европе с точки зрения современной географии. Ибо если считать Европой Грузию, почему нельзя считать Европой всё Закавказье - Армению, Азербайджан? И если их считать таковыми, тогда конфликт в Нагорном Карабахе - внутриевропейский конфликт? Для оправдания вмешательства Запада в нагорнокарабахский конфликт такая формулировка была бы удобна, но ни Армению, ни Азербайджан Европа Европой не считает, ибо использование этих стран в антироссийских игрищах обусловлено целым рядом затруднительных обстоятельств, рассматривать которые здесь мы не будем.

Киевский режим в идеологической плоскости позиционирует конфликт с Россией как войну демократической европейской державы с авторитарной и не европейской. Отсюда завышенные требования президента Зеленского к ЕС напрямую вмешаться в события и защитить этот кусочек Европы. Киев проводит восточную границу Европы строго по украино-российской границе. Где Украина - там Европа. Два шага сделал в сторону России, государственную границу пересёк - это уже Азия.

Проагандистско-идеологический характер подобных утверждения очевиден. Азиатские аналитики подмечают, что сложно считать Россию азиатской страной, учитывая, что 77% её населения географически проживают в европейской части Евразии, и 84% принадлежат к белой расе. Если всё, что за восточной границей Украины, является "по-азиатски" не демократическим, как быть с Южной Кореей и Японией? Эти азиатские страны-союзники США и ЕС пользуются славой демократических. А Новая Зеландия и Австралия? А Кипр и Израиль? Никогда Брюссель не обвинял эти государства в авторитарности и никогда не сомневался в их принадлежности к европейскому цивилизационному порядку (2).

Наблюдается беспорядочное смешение идеологии и географии, намеренно размываются разделительные линии между европейской и азиатской политикой и принадлежностью к европейской и азиатской цивилизации. По прихоти Запада обязательным следствием зачисления в европейскую семью народов должен быть переход страны-кандидата на русофобские рельсы и приверженность политике вредительства России. Ситуация доведена до точки, когда Европы без русофобии не бывает. Кто не русофоб, тот не европеец.

Примеров достаточно: чем более европейской в политико-идеологическом смысле делались Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Чехия, Хорватия, Албания, тем более антироссийскую позицию они занимают на международной арене. Каждому новому члену европейской семьи доказать свою европейскость можно не фактом расовой, культурной и цивилизационной принадлежности, а русофобией.

Побочным эффектом этого стало отсутствие чётких социокультурных маркеров, позволяющих отнести человека к европейской культуре и цивилизации. В странах бывшего социалистического блока традиции и ценностный уклад значительно отличается от насаждаемого Западом. Здесь сохраняются связи человека с обществом, историей, предками. Европа же стала синонимом разрыва этих связей, их аннигиляции как результата либеральной модернизации общественного устройства. Европа перестаёт быть сама собой и в таком виде предстаёт перед теми, кого зазывает к себе.

 

Тут опять же возникает вопрос о совместимости традиционного ислама (и не только ислама) с европейской цивилизацией в её современном виде. Ислам не приемлет либеральных ценностей в виде ЛГБТ-идеологии, следовательно, он - не часть европейской цивилизации? А как быть с той же Албанией, о которой мы говорили выше? Если вспомнить, что и христианство не разделяет этих сомнительных ценностей, что тогда останется от европейской цивилизации как таковой? У неё не остаётся внутреннего наполнения, она превращается в полую конструкцию, которая грозит обрушиться.

События на Украине не превратят Россию в цивилизационно азиатскую державу. Они приведут к тому, что на азиатском направлении Россия будет активней действовать в политике и экономике, укрепляя своё срединное положение как евразийской державы.

Это открывает новую страницу в истории России, как и в истории Европы, которая вынуждена будет столкнуться с новой геополитической реальностью, а именно осязаемому проявлению непреодолимой тенденции к геополитическому возвышению Азии при одновременном снижении авторитета Запада в мировой политике.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) Данилевский Н. "Россия и Европа".

2) https://thediplomat.com/2022/03/will-the-war-in-ukraine-turn-russia-into-an-asian-country/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати