ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Индия – РФ в контексте преодоления западных санкций

11:32 30.03.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

Конфликт вокруг Украины спровоцировал беспрецедентную по масштабам санкционную кампанию Запада против России. Вместе с тем, попытки американцев и европейцев осудить Москву «от имени международного сообщества» провалились. Одной из ведущих стран мира, занявшей сдержанную и конструктивную позицию стала Индия.

Кризис вокруг Украины не затрагивает фундаментальные интересы Индии непосредственным образом. Нью-Дели последовательно воздерживается при голосовании по антироссийским инициативам в рамках ООН. Индийское руководство заявляет о готовности не только сохранить, но и развивать отношения с Москвой, отвергая претензии Запада как лицемерные и надуманные. Основные опасения Нью-Дели в связи с нынешним кризисом связаны, скорее, с возможным усилением на его фоне позиций Китая.

По мнению индийских экспертов, «мир движется в направлении многополярности, пусть и асимметричной». Большую тревогу Нью-Дели вызывают перспективы формирования американо-китайской биполярности. В ответ нынешнее индийское руководство выдвигает амбициозные и долгосрочные цели, призванные упрочить международный авторитет страны и ее статус «серьезного глобального игрока»; одновременно генерируя новые возможности для ускоренного развития и экономического роста. Одним из важных факторов на пути обретения Индией полновесного ранга великой державы является дальнейшее укрепление и диверсификация связей с Россией.

Индия находится в процессе формирования собственного стратегического видение будущего Азии. А главным препятствием на пути усиления индийских позиций остается относительная слабость социально-экономического развития. Россия способна выступить в роли стабилизирующей и созидательной силы. Москва и Нью-Дели обладают потенциалом кардинального расширения партнерского взаимодействия в решении самых разных вопросов – «от высоких технологий, и обороны, до строительства современной инфраструктуры и снижения уровня бедности».

Большой интерес в Индии вызывает взаимодействие с Россией в рамках БРИКС и ШОС. Одним из перспективных долгосрочных совместных стратегических проектов для Москвы и Нью-Дели является Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC). «Индия может поддержать идею Большого Евразийского пространства, к которому пока скептически относится Китай, и встроиться в новую политическую и экономическую сферу, где она может быть одним из лидеров вне мнения Вашингтона или Пекина».[i]

При всем том, линия на многовекторную внешнюю политику является отличительной чертой Индии с первых дней независимости. И в настоящее время, выбор как никогда широк: «отстаивать ли дальше многополярный мир вместе с Москвой и Пекином … или же примкнуть к США, Японии и Австралии и сформировать «четырехсторонний альянс» для сдерживания Китая»[ii]. Рост неопределенности международной системы – одна из объективных тенденций последних десятилетий. А Индия – далеко не единственная держава, участвующая сразу в нескольких конкурирующих коалициях, фактические цели которых противоречат друг другу.

Нынешняя позиция Индии по отношению к РФ определяется прежде всего двумя факторами. Первый – давние дружеские связи с Москвой, тесное военно-техническое сотрудничество, а также сохраняющееся позитивное отношение к России в индийском общественном мнении. Второй – исторически присущая индийской внешней политике линия на неприсоединение к какой-либо одной из великих держав. В свою очередь, и в России хорошо помнят, что российско-индийская дружба никогда не прерывалась, что Индия не заключала сделок, нацеленных на ослабление позиций Москвы. Наконец, в ситуации, когда ведущим торговым партнером России является Китай, а Индии – США, развитие взаимовыгодных связей позволяет Москве и Нью-Дели балансировать отношения с другими ведущими центрами силы.

Между Россией и Индией имеет место и объективное совпадение многих экономических целей и задач. Оба государства являются растущими экономиками, «новыми игроками». Обе страны имеют веские основания сомневаться, что старые экономические центры искренне заинтересованы в «сохранении многосторонних механизмов и открытости глобализации», а также готовы «учитывать интересы растущих экономик». Нынешние драматические изменения международной конфигурации создают возможность преодоления многочисленных ограничений западоцентричной модели развития. «В этих условиях альянс с Россией может оказаться не только вполне реальным, но и весьма продуктивным».

Санкционный удар, формально наносимый Западом лишь по России, несет существенный урон и индийским интересам. Скажем, решение, по отключению ряда ведущих российских банков от системы международных межбанковских коммуникаций SWIFT было принято западными столицами единолично. Между тем, от работоспособности этого механизма зависят большинство стран мира, поскольку речь идет о невозможности оплатить критически важные поставки продовольствия, энергоносителей, удобрений и др. Традиционно рекламируемая Западом как «всеобщее благо», система в одночасье оказалась орудием евро-атлантической внешней политики.

Как отмечают индийские наблюдатели,[iii] азиатский гигант имеет все основания сомневаться в целесообразности той большой ставки, которую он в своем экономическом развитии делает в последнее время на западные страны. События последнего месяца показали как легко Америка и Европа пренебрегают интересами остальных членов мирового сообщества, когда какая-либо страна идет наперекор их желанию сохранить доминирующее положение в международной системе. К примеру, мобилизация финансовой помощи Украине как со стороны ведущих экономик Запада, так и по линии таких подконтрольных ему институтов, как МВФ, происходит темпами и в размерах, беспрецедентных по сравнению с кризисными ситуациями, имевшими или имеющими место в странах третьего мира.

Индию также возмущает то лицемерие, с которым американцы и европейцы требуют от других прекратить всяческие экономические отношения с Россией. Притом, что сами продолжают покупать у нее энергоносители и стратегически важное сырье. Вашингтон, скажем, неоднократно оказывал давление на индийское руководство, настаивая на остановке закупок нефти в Иране. Теперь же выясняется, что США сами готовы ускорить достижение ядерной сделки с Тегераном, дабы поскорее обеспечить поступление иранского черного золота на мировой рынок.

Несмотря на беспрецедентное давление со стороны США и Евросоюза, Россия и Индия демонстрируют решимость к развитию взаимовыгодных экономических связей. За первую половину марта российский экспорт нефти в Индию увеличился с начала месяца «в четыре раза», до 360 тыс. баррелей в день. Прежде доля российской нефти на индийском рынке составляла не более 5 процентов. Между тем, Индия – один из крупнейших в мире импортеров черного золота, закупала в 2021 году до 4,2 млн. баррелей в день. В нынешних условиях Россия готова предоставить своему давнему партнеру значительные скидки. Что делает поставки российской нефти экономически еще более выгодными. Как заявил недавно курирующий вопросы топливно-энергетического комплекса вице-премьер Александр Новак, Россия заинтересована как в привлечении индийских инвестиций в разработку нефтяных и газовых месторождений. Так и в расширении присутствия российских поставщиков нефти, газа и нефтепродуктов на индийском рынке. Речь идет о проектах "Арктик СПГ-2", "Сахалин-1", поставках СПГ «Газпромом». «Роснефть», к примеру, владеет 49-процентной долей в Nayara Energy, которая управляет вторым по величине нефтеперерабатывающим комплексом в Индии.

Как отмечает Олег Изумрудов, Исполнительный директор Консорциума РосСХД, Индия обладает «огромным потенциалом в ИТ в целом и микроэлектронике в частности», что делает ее не менее перспективным партнером для России в этих областях, чем Китай. «Страна заинтересована в выходе на глобальный рынок в качестве самостоятельного игрока или партнёра одного из ведущих игроков, и все необходимые базовые элементы, особенно кадровый ресурс, у неё для этого есть…. Синергия от взаимодействия с Россией по этому направлению представляется очень перспективной».[iv]

Мощный импульс развитию российско-индийских экономических отношений способен придать процесс перевода взаиморасчетов на национальные валюты. По словам посла России в Индии Дениса Алипова, стороны рассматривают «все аспекты, которые возможны в сфере восстановления бесперебойного финансового сотрудничества между нашими странами».

В 1970-е годы между СССР и Индией была запущена схема торговли за рубли и рупии, которая действовала до 1992 года. Ряд торговых обменов осуществлялась по бартеру. Сегодня стороны вновь обсуждают различные механизмы платежей, защищенные от санкций США и ЕС. В 2019 году Нью-Дели выразил заинтересованность к изучению вопроса формирования альтернативы SWIFT совместно с Россией и Китаем. Часть фондирования для Нового банка развития, учрежденного БРИКС, поступает в национальных валютах. В целом, на конец прошлого года товарооборот между Россией и Индией превышал 10 млрд. долларов. Руководство двух стран поставило задачу довести объемы торговли до 30 млрд. долларов к 2025 году.

Существует точка зрения, что Индии и России приходится адаптироваться «к меняющейся динамике в их отношениях» с другими ведущими державами, активно действующими в Азии. «И эта новая геополитическая динамика сильно отличается от той политики великих держав, которая когда-то в прошлом сблизила Индию и Россию».[v]

Между тем, российско-индийские отношения развиваются поступательно. Их официальный статус определяется как «особо привилегированное стратегическое партнерство». В декабре прошлого года состоялся плановый рабочий визит Владимира Путина в Индию. Президента РФ сопровождали министры иностранных дел и обороны. Прошла первая встреча руководства дипломатических и оборонных ведомств двух стран в формате «два плюс два». По итогам переговоров руководства России и Индии, было подписано без малого три десятка документов о взаимопонимании по различным вопросам, включая рассчитанное на десять лет соглашение о сотрудничестве в военной сфере.[vi]

Безусловно, отношения в четырехугольнике Россия – Индия – Китай – США приобретают всё более сложносочиненный характер. Сохраняются определенные противоречия между Дели и Пекином. Индия в последние годы расширяет политические и экономические связи с Америкой. Обострилось противостояние Москвы и Вашингтона. Растет напряженность между США и Китаем. Москве целесообразно искать такую модель отношений с ведущими державами Азии, которая содействовала бы «смягчению индийско-китайских разногласий» и вовлекала Индию «в более тесное стратегическое взаимодействие как на двусторонней основе, так и на платформах РИК, ШОС и БРИКС».[vii] При этом и в Пекине существует понимание того, что развитие российско-индийских связей позволяет Нью-Дели избежать роста зависимости от Вашингтона.

Демонстративный геоэкономический эгоцентризм Запада, наряду с выходом Китая на роль одного из двух ведущих акторов нового миропорядка, ставят перед Индией непростые вопросы. Нью-Дели опасается быть оттесненным на периферию не только на глобальном уровне, но и в делах Азии и Евразии. Если Индия желает оставаться в числе держав, которые будут устанавливать правила в XXI веке, индийской внешней политике необходимо долгосрочное стратегическое видение и динамичное развитие отношений с ведущими полюсами международной системы.

Для России, вызовы социально-экономического плана, связанные с взрывообразным ростом западного давления, предопределяют качественное ускорение «поворота на Восток». Как Москве, так и Нью-Дели, всестороннее развитие отношений сулит большие перспективы, поскольку Азия, экономически и демографически, превращается в главный центр развития в современном мире.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати