ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

«О, женщина! Ты - мира колыбель»

17:01 29.03.2022 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Екатерина Романова «Портрет в венке. Июль», 2007

И вновь нам дарят радость творчества отечественные и зарубежные художники, заявляя тему вечной женственности, открывая новые грани, нюансы, интонации в облике, характере, в духовном воздействии на мир Её Величества Женщины. Выставка с ярко выраженным международным акцентом, посвященная этой теме, - «О, Женщина! Ты мира колыбель» -открыта в залах культурного центра г.Тосно под Санкт-Петербургом. Её организовали член Союза художников России, кавалер Ордена Карла Фаберже Василий Братанюк и председатель Комиссии по культуре и сохранению духовного наследия Общественной палаты Тосненского района, историк, краевед, писатель Наталья Ющенко. Более 70 работ представлено в экспозиции, эпиграфом которой стала строчка из стихотворения русского классика Александра Куприна, пытавшегося постичь в своих произведениях неуловимость женского обаяния, способного вызвать в душе человека неподвластную уму любовь, способность к самопожертвованию и подвигу. Раскрыть тему попытались и питерские живописцы, возвысив её до уровня духовного обобщения. «Портрет в венке. Июль» Екатерины Романовой – будто привет нам из XVI века от Сандро Боттичелли. Июльской спелостью напоен облик молодой женщины, утонченной, неброской, вне «архитектурных излишеств» и ретуши. Солнцем пронизаны локоны, кожа лучится чистотой и мягкостью, изысканная грация в изгибе шеи, декольте, изящных пальцах, зажавших травинку, густой венок луговых цветов подчеркивает природную красоту создания Божия. Какого цвета её глаза – зеркало души? - Может быть, под стать спелому крыжовнику, или речной волне, небесной росе, отражающей нежную зелень июльских соцветий. Она неотразима, весь облик  - гармония. И мы настраиваемся на эту высокую частоту восприятия…

Какие разные её современницы! Они словно из далеких эпох, хотя, несомненно, родом из XX -начала XXI вв. Вот «Стрекоза» с картины Геннадия Бернадского, присела на миг: «Смотрите скорее, а то вспорхну!». И мир вокруг наполнен ароматами лета и симфонией природы.

Геннадий Бернадский «Стрекоза», 2017

Екатерина Сапогова «Молитва о мире», 2020

А на следующей картине «Молитва о мире» Екатерины Сапоговой (2020) все мелодии сосредоточены в мольбе о самом главном – это молитва за всех наедине с Богом, со Вселенной. Луч, скользящий между камней – надежда, что голос будет услышан. Сама художница так сказала журналу «Международная жизнь» о смысловом звучании своей картины: «В каждом месте и в каждом из нас должна жить и приумножаться молитва о мире. Героиня моей работы в созвучии с природой в тихий вечер обращается с горячей молитвой к миру и о гармонии в мире. Хотела бы передать и в пейзаже ее умиротворенный отклик на любовь, доброту и сострадание, обращенное женщиной ко всему живому».

Григорий Ананьев, «Даша», 2022

Портреты Григорьева Ананьева «Даша» (2022) и «Алена» (2021) - попытка автора понять внутреннее состояние своих героинь. Густой мазок, как лупа,  укрупняет неразгаданность той или иной эмоции.

Василий Братанюк «Блокадница. Искусствовед Н.Б.Нешатаева», 2019

Образец несогбенности, женственности и жертвенности – портрет Надежды Борисовны Нешатаевой, искусствоведа, члена Петровской академии наук и искусств, чье отрочество пришлось на годы блокады Ленинграда. «Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво», - разве и не о ней эти строки гения? Какой возвышенный образ передал живописец в этом портрете! Приглядитесь, кто её собеседники и спутники – властители дум прошлых веков и наши выдающиеся современники. Н.Б.Нешатаева – выдающаяся личность. Она создала около 150 документальных фильмов о художниках, монастырях, городах России, множество монографий о ленинградских художниках-ветеранах. Вела авторские программы на радио, они и поныне идут в цикле «Золотая коллекция».

Василий Братанюк, «Т.Н.Лебединская. Преданья старины глубокой», (2013)

Татьяне Николаевне Лебединской кисти Василия Братанюка посвящены два портрета. Кандидат философских наук, доцент, профессор, член Союза писателей Украины, Татьяна Николаевна известна своими трудами как на родине, так и за рубежом, является авторитетом в научном сообществе, она Кавалер «Ордена княгини Ольги» III степени, внесла неоценимый вклад в проблемы взаимовлияния культур славянских народов, знает свою родословную вплоть до XV в.

Василий Братанюк «Галина Сергеевна Уланова»,1993 и 1995

Галина Сергеевна Уланова… легенда мирового балета. Самые восторженные эпитеты сопровождали её всю жизнь – Несравненная, Непревзойденная, Неповторимая, Неразгаданная – женщина-тайна. Люди подметили и разнесли по городу, как примету, такое явление - появление Галины Улановой у парадного подъезда Вагановского училища в Ленинграде – её всегда сопровождала стая белых голубей. Такой её изобразил на портрете петербургский художник Василий Братанюк. Саму балерину это, казалось, не удивляло: она и по земле–то ходила на полу-пальцах, а уже в святая святых и подавно являлась в сопровождении птиц небесных. Портрет Г.С.Улановой открывает большой цикл «балета» Василия Братанюка. Грация и пластика балерин выделяет их на общем фоне не только на сцене, но и в жизни, - даже рядом друг с другом они такие разные и неповторимые, что невольно любуешься каждой из них. Портреты музыкальны, даже если это подготовка к репетиции, даже если это перешептывания в кулисах перед выходом на сцену, на прославленную сцену Мариинки.  Из «маленьких лебедей», таких как Ульяна Кузьмина, Екатерина Борченко, Оля Павлова вырастают прекрасные, неумирающие «лебеди» – Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Кристина Мехвеладзе и Ирина Голуб, Екатерина Кондаурова, Ирина Перрен, Габриелла Комлева.

Василий Братанюк «Ульяна Кузьмина», 2016
 

«Солистка Ирина Голуб на репетиции», 2022

Василий Братанюк «Юная танцовщица. Екатерина Борченко», 1993

«Юная Кармен у зеркала. Ольга Павлова»

«На репетиции Юлия Махалина, солистка Мариинского театра», 2021

Василий Братанюк «Лето», 2003

«Аяка Накагоми, Аяна Такахаси Волшебные сады Наины», 2016

Василий Братанюк: «Ульяна Лопаткина, Танец», 1996

«Прима-балерина Мариинского театра Народная артистка РФ Ульяна Лопаткина», 2005

Василий Братанюк «Сильфиды» в кулисах Мариинского театра», 2018

Василий Братанюк «Оля Павлова. Перед выступлением»

2005 «Юная модель у модельера Пьера Кардена», 2009

Василий Братанюк: «Кристина Махвиладзе в роли Половчанки. Опера «Князь Игорь», 2006

«Оленька в роли княжны из балета «Князь Игорь», 2017

Василий Братанюк «Екатерина Кандаурова, солистка балета Мариинского театра», 2020

Василий Братанюк «Балет «Щелкунчик». Снежинки», 1999

Василий Братанюк «Сцена из балета «Фауст». Солистка Ирина Перрен», 2021

Василий Братанюк «Народная артистка балета СССР Г. Комлева, балет «Эсмеральда», 2007

Василий Братанюк «Сестры перед выступлением на празднике», 2022

«Праздник в ожидании друзей. Татьяна Головченко», 2021

«Мелодия лета. Елизавета Фенько», 2017

Не менее поэтичны и другие портреты Василия Братанюка. Детство, взросление, расцвет личности в её многогранном проявлении. Не из таких ли счастливых в хрупком возрасте девочек вызревают личности, которые способны не только украшать, но и преобразовывать наш несовершенный мир человеческих страстей. Работы того же художника – портреты Натальи Ющенко и Елены Копыловой тому свидетельства. Наталия Ющенко долгое время заведовала Тосненским историко-краеведческим музеем под Санкт-Петербургом, была организатором многих художественных выставок. Влюблена в этот поэтический и живописный край, изучает его всю свою сознательную жизнь и, несмотря на невзгоды, переживаемые страной, полна оптимизма, веры, любви к отечественной истории, культуре, является её пламенным подвижником. На всех площадках, где речь идет о русской культуре, проповедует творчество знаменитого соотечественника, мариниста Алексея Петровича Боголюбова, (внука пламенного Радищева), создававшего при жизни музеи русских художников и оставившего родному Саратову большую галерею живописи вместе с дворцом знаменитого предка. Наталья Ющенко – знаток истории культуры Тосно. Здесь творили выдающиеся художники Аркадий Рылов, Ян Ционглинский, Андрей Рябушкин, Елизавета Меркурьевна Бём, первая профессиональная художница, иллюстратор произведений Лескова, Тургенева, Крылова, Гаршина, автор знаменитых открыток. В этих краях творил венгерский живописец и график Михай Зичи, служивший при дворе четырех российских императоров, известен иллюстрациями к произведениям Лермонтова. Знаменитый скульптор Иннокентий Жуков, автор многочисленных барельефов, украшающих здания Санкт-Петербурга, брал уроки у Огюста Родена. Выдающийся русский и советский пейзажист Юлий Клевер, Исаак Левитан и многие другие – о них Наталья Ющенко готова рассказывать много и интересно.

Василий Братанюк «Портрет Наталии Ющенко», 2022

«Елена Копылова, врач-невролог», 2022

Портрет Елены Копыловой навевает мысли о Терпсихоре, а оказывается – героиня сюжета Василия Братанюка - известный врач-невролог, руководит многопрофильным медицинским центром. Кроме того, она переводчик и издатель «Писем императрицы Александры Федоровны подруге юности Тони Беккер», любит историю, музыку, живопись.

Владимир Баженов «Мирослава», 2022

Яркая броская красота Мирославы с одноименного портрета Владимира Баженова высвечивает и столь же яркий характер молодой женщины – волевой и нежной, доброй и умной. В экспозиции несколько работ В.Баженова. А Сабина Самедова накрыла вуалью белой санкт-петербургской ночи поэтический образ своей современницы, которая не упустит минуты для чтения у открытого окна – что так характерно для города на Неве в этот сезонный период, когда «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса».

Сабина Самедова триптих «Белые ночи», 2022

О неразрывной связи и преемственности традиции говорят работы художниц Анастасии Вострецовой «Автопортрет в шляпке» и Анны Нестеровой «Автопортрет на карантине». И там, и там присутствует зеркало, и сюжет напоминает нам картину Зинаиды Серебряковой «За туалетом. Автопортрет» (1909) – ассоциации неизменны, хоть опроси фокус-группу.

Анастасия Вострецова «Автопортрет в шляпке», 2010

Анна Нестерова «Автопортрет на карантине», 2020

Интересно, что выставки петербургских художников – это всегда открытия, смыслы, новая информация, а значит - пища для ума и вдохновений. В этом плане примечательна работа Анатолия Перевышко «Портрет Альмы-Терезии Пиль-Клее». Этой картине можно было бы посвятить отдельную лекцию, но ограничимся несколькими штрихами. Более чем скромная рисовальщица, молодая дама смотрит на нас, не скрывая прямодушного взгляда. Это ученица Карла Фаберже, которая стала автором двух подарочных яиц для первых лиц царской династии Романовых. В частности, яйцо, предназначенное в дар императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III, которое заказал для своей матушки император Николай II, носит название «Ледяное». Тема навеяна сюжетами из жизни – арктическими экспедициями русских и зарубежных исследователей в первой трети XX в.  Оно передает хрустальную чистоту арктических льдов, в «скорлупках» которых заключены нежнейшие нарциссы – предвестники весеннего тепла. Альме-Терезии была суждена профессия ювелира, отец, дядя, сама она работали с фирмой Фаберже вплоть до 1917 г. А потом след её затерялся в Финляндии, где она жила в замужестве более чем скромно, зарабатывая на хлеб в должности сельской учительницы рисования.      

Анатолий Перевышко «Портрет Альмы-Терезии Пиль-Клее»

Михаил Моляков «Портрет Елены Планиной», 2021

Чем-то неуловимым этот портрет перекликается с образом молодой девушки Елены Планиной, работы Михаила Молякова. Такой же открытый взгляд, такая же крепкая родословная.

Василий Братанюк «Солистка группы АВВА», 1983

А вот ещё одна иностранка – солистка шведской и некогда мега-популярной музыкальной группы АВВА – Агнетта Фельтског. Это фактически раритет выставки. Художник рисовал его в 1983 г. как фрагмент большого полотна со всеми участниками коллектива, но поклонники музыкантов в нашей стране были так настойчивы, что уговорили автора и раскупили портреты, не дожидаясь окончания работы. Этот - уцелел и теперь составил «изюминку» экспозиции. Портреты Юлии Косцовой – всегда с историей создания образа, будь то «Пиковая Дама» или леди «В Белом зале», или наездница в национальном костюме, ведущая под уздцы скакуна по зимнему тракту. 

Анатолий Лукаш «Настроение лета. Тоармина», 2018-2021

Ши Юнь «Француженка Флора. Девушка в черном берете», 2022

«Китайская поэтесса в моей мастерской», 2022

Художница из КНР Ши Юнь, автор двух портретов – «Француженки Флоры, девушки в черном берете» и «Китайской поэтессы в мастерской» - соединяет в своем творчестве тициановскую школу и современный минимализм. Вот, что значит, «стоять на плечах гигантов». Ши Юнь это демонстрирует превосходно!

Владимир Баженов «Нино», 2015

Анна Кондратьева «Чувашский обряд», 2022

Анна Кондратьева представила на выставку единственную картину «Чувашский обряд». Совсем юную девушку подруги, родственницы наряжают на свадьбу, а у нее в глазах печаль, которую не могут растопить ни праздничные белоснежные одежды, ни узоры на них, ни фамильные украшения; она горюет о своем будущем, и обреченность во всем её облике. Художница умело передала такое состояние, на гране рыдания, безысходности. 

Екатерина Романова  «Художница», 2012

Анна Виноградова «Анюта», 2021

У Анюты на одноименной картине Анны Виноградовой, судя по всему, насыщенное трудом детство, полное лукошко грибов-боровиков говорит о том, что девочка живет среди богатой на лесные дары природы и понимает в них толк. Этот портрет скорее напоминает фрагмент к сюжетному полотну, а пока внимание сосредоточено на деревенской девчушке, которая наспех завязав волосы, устремилась в лес, чтобы успеть насобирать грибов для семьи. Думы её явно не об этих дарах леса, - о заботах по дому. Посмотрите, как стремителен её шаг.   

Наталия Назарова «К стихам иеромонаха Романа (Матюшина)», 2022

«Асенька», 2022

Прозрачны и невесомы акварели Наталии Назаровой «К стихам иеромонаха Романа (Матюшина)», 2022 и «Асенька», 2022. Синие сумерки за окном, беседа за самоваром в просторной избе, где отполированы чистотой половицы, тургеневская Асенька в кресле – все это образ милой Родины. А Родина – мать наша, неслучайно женского рода, она образ земли, на которой родился, а Отечество – отец. В эту же тему вплетены картины Геннадия Бернадского «Снегурочка. Портрет дочери» (2015), Ирины Зориной «Моя Родина» (2022) и Дарии Антипиной «Света» (2012). Так по-разному, но проникновенно и глубоко ощущают художники свою причастность к Родине.

Сколько былей-небылиц, тепла́
Мне душа народная дала!
Слушал я, Россию познавал
И по разговору засыпал.

(иеромонах Роман)

Ирина Зорина «Моя Родина», 2022

Дарья Антипина «Света», 2012

Василий Братанюк «Матушка Елизавета Лейхтенбергская-Богарне»

«Солнечный день у храма Рождества Иоанна Предтечи», 2022

Пейзаж на картине Василия Братанюка «Солнечный день у храма Иоанна Предтечи», 2022 – та же тема Родины, её истории. В этом храме была прихожанкой святая блаженная Ксения Петербургская, здесь молился император Павел I, а Александр Сергеевич Пушкин крестил здесь своих детей – «Машку, Сашку, Гришку и Наташку», - как сам поэт писал о своих чадах. К истории России причастна и насельница женского Свято-Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (Франция) – матушка Елизавета (герцогиня Елена Лейхтенбергская-Богарне), праправнучка императора Николая I. Её портрет также продолжает тему Родины в экспозиции «О, Женщина! Ты мира колыбель».  

Геннадий Бернадский «Осенний вечер», 2022

Геннадий Бернадский «Снегурочка. Портрет дочери», 2015; Владимир Баженов «Мирослава», 2015; Геннадий Бернадский «Чайка», 2022

Рассматривать картины Геннадия Бернадского – это как вдыхать полной грудью веселый ветер с родных полей, с морских берегов. Сколько в них простора, жажды жизни, неуемной энергии от всего вокруг, птичьего полета, света, воли! И «Чайка» (2022), и «Березки» (2017), и «Стрекоза» (2020) и «Снегурочка» (2021)  - это гимны Радости, оды Жизни.  Несколько иного плана портреты Г.Бернадского из цикла «Времена года», где он создает образ своей жены, а через её женственность и красоту осмысливает как соответствие возрасту разные сезоны потока времени, жизни. И каждый из них, этих сезонов, оказывается по-своему неповторим и ценен: «Осенний вечер», «Предчувствие весны», «Белая ночь», «Зимняя сказка». В центре каждого – вечная женственность, с её магнетической силой и неуловимым обаянием. Это сравнимо разве что с капелью, сумерками, густой снежной белизной зимы или дыханием спящего ребенка. Ещё интересен его портрет «заслуженной натурщицы», - было такое звание в рамках этой профессии в недалеком прошлом – «Былое». По рассказу самого художника, эта дама позировала ещё живописцу Александру Осьмёркину, родившемуся в XIX веке. «Из её рассказов помню, что в детстве, будучи совсем крошкой, она сидела на коленях у Александра Блока!», - отметил Геннадий Бернадский. - Это означает, что революция, войны, блокада, - всему она была свидетельница. Разве это не история, которую пишут и рассказывают люди, очевидцы! И запечатлевают в красках живописцы.

Геннадий Бернадский «Былое», 2017

Григорий Ананьев «Алена», 2021

Геннадий Бернадский «Березки», 2017

Дарья Фотина «Дарья Гончарова в ожидании звонка», 2021

«Александра – муза художника Климта», 2021

Ксения Салдаева «Балерины», 2020 

Дарья Фотина в поиске, её портреты смелы, она пробивается к своей теме - образу женщины - и путь этот увлекателен, контрастен, неоднозначен. Её героини не соревнуются и не претендуют на первенство, живут  в своем мире, - этим и интересны.

В беседе с журналом «Международная жизнь» Ксения Салдаева рассказала, что, создавая образы балерин, она стремится уловить неуловимое – рождение грации в юном теле, как проявление трепетной души. Художница пояснила, что в картине «Балерины» пыталась передать «ту ипостась женского архетипа, который называют девой».

Ксения Салдаева «Хозяйка Медной горы», 2021

Аспект этой темы ярко выражен в картине «Хозяйка Медной горы», где передан образ  Уральских гор, их дух. Сама Хозяйка может представать как прекрасной женщиной, так и ящерицей, сплетая из самоцветов узорную ткань каменного пояса Урала. Она и каменная, и живая, холодная и теплая. Эта дуальность женской природы и хотела передать в своей картине Ксения Салдаева.

Подведем некоторые итоги беглой прогулки по экспозиции выставки «О, Женщина! Ты мира колыбель». Трудно припомнить, чтобы осмыслению этой многоплановой, многогранной и сложной теме была посвящена подобная выставка в ближайшие прошедшие несколько лет. Музыка, поэзия, материнство, семья, молитвенность, жертвенность, верность, любовь, дружба, счастливое детство, труд, призвание, творчество, ответственность за страну и будущие поколения – это лишь некоторая часть тем, отраженных в картинах мастеров Российской академии художеств в Санкт-Петербурге. И во всем утверждение красоты как одного из главных принципов гармонии. Поэты современники немало строк посвятили духовной и земной красоте наших соотечественниц. Обобщил всё сказанное и написанное поэт Андрей Дементьев: «Отчизну не покинет красота, пока верны ей женщины России».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати