Чтобы ответить на вопрос вынесенный в заголовок, необходимы ответы на ряд других вопросов. Надо сказать, эти ответы ждут на освобождённых от националистов территориях, а там много гуманитарных проблем, которые смягчают российскими поставками гуманитарной помощи, там ждут местные жители - которым, на фоне санкций, меняющегося практически для каждого из нас мира, также хочется знать - что будет дальше. Что будет с Украиной, когда закончится спецоперация? Вопросы и раздумья не праздные, ведь знать в каком мире мы будем жить – просто необходимо.
Одни из первых ответов о ближайшем будущем для освобождённых территорий дали вице-премьер Республики Крым Георгий Мурадов и глава Госсовета Крыма Владимир Константинов.
По информации вице-премьера Мурадова, начато формирование военно-гражданских администраций в Херсонской области и на юге Запорожской области Украины, которые находятся под контролем российских военных: «Там уже идет формирование новых военно-гражданских администраций, запущен процесс трансляции российского телерадиовещания, люди все шире в расчетах используют российские рубли. Все это шаги в верном направлении, ведь юго-восток Украины всегда являлся важной частью русской цивилизации, был Таврической губернией».[i] По его словам, эти регионы всегда составляли единый хозяйственный комплекс с Крымом, который обеспечивал продовольствием прибывающих на полуостров туристов.
Спикер Госсовета Крыма Константинов в своем заявлении коснулся большего спектра вопросов: «Похоже, в ходе спецоперации приходит осознание, насколько глубоко придётся вмешиваться в то, что происходит на украинской территории. Первоначальная логика была такой: мы решаем военные проблемы, а люди как работали, так и работают. Мы срезаем нацистский слой, а под ним — вполне нормальное общество, способное к самоорганизации. Оказалось, что это так не работает. Нацистские метастазы проникли повсюду, во все органы украинского социума. Не говоря уже об администрациях освобождённых населённых пунктов. (…) Понятно, что пока не пройдут новые выборы и не будет определена новая власть, старая власть не может оставаться на своих местах. Эти люди себя уже дискредитировали. Это касается и верховной украинской власти, с которой ведутся какие-то переговоры. (…) Поэтому решение о создании военно-гражданских администраций своевременное. Пора наводить порядок. (…) Конечно, в освобождённых регионах будет колоссальный кадровый голод. Поэтому у нас уже ходит шутка, что скоро будет рекрутирование среди наших чиновников в эти органы, нужно будет много администрации».[ii]
Таким образом, на вопросы об обустройстве освобожденных территорий мы получили ответы, понятно, что это только первые шаги, и даже этот этап будет сопровождаться множеством трудностей и к его реализации необходимо приложить множество материальных и нематериальных ресурсов, и не все они пока есть на освобожденных территориях.
Базовые позиции и базовый сценарий был заявлен Владимиром Путиным изначально: цель спецоперации – защита республик Донбасса, нейтральный статус, демилитаризация и денацификация Украины. Затем последовало официальное заявление – Россия не намерена оккупировать Украину. Все эти позиции обозначили границы маневров для всех сторон – Киева, и стоящих за его спиной – антироссийского Запада, Вашингтона и НАТО.
Спецоперация, ее масштабы, выполняемые в ежедневном режиме задачи должны повлиять на переговорный трек, готовность к которому была заявлена Москвой сразу. Как отмечает политолог Евгений Минченко, ход мирных переговоров будет напрямую зависеть от ситуации на театре боевых действий: «Договоренности могут возникнуть только в тот момент, когда будет достигнута точка равновесия».[iii] То есть, когда в Киеве поймут, что продолжать сопротивление бессмысленно, а Москва в этой ситуации согласится с прекращением боевых действий. До наступления такого перелома шансы на успех переговоров выглядят довольно низкими, достижение каких-либо промежуточных соглашений чревато тем, что Украина в скором времени снова откажется от их соблюдения, как это произошло с минскими соглашениями, считает эксперт. Добавим, что быть столь категоричными и требовательными к украинской стороне заставляет опыт восьмилетних бесплодных переговоров в рамках Минского процесса.
Одна из последних позиций в переговорах Киева следующая – президент Украины Владимир Зеленский предложил обсуждать компромиссы с Россией о мирных договоренностях, Крыме и Донбассе на референдуме.[iv] При этом сам референдум, по мнению Зеленского, должен состояться только после того, как Украина получит некие гарантии безопасности со стороны стран НАТО. На сей раз он заявил, что народ должен будет сказать и дать ответ на те или иные форматы компромиссов. Но при этом он оставил за нынешним режимом право определять их масштаб: «…какими они будут – это уже вопрос нашего разговора и понимания между Украиной и Россией».[v]
Заявление о референдуме – попытка вывести переговоры в бесконечную историю, подобно минским переговорам. Поговорить об этом можно, с точки зрения украинской власти, но, к сожалению, говорить тут по сути не о чем. Когда и на какой территории собирается Зеленский проводить референдум? То, как он об этом говорит подразумевает прекращение военных действий и проведение референдума на всей территории Украины, при этом, предполагаю, таковыми Киев считает Донбасс и Крым. Это очередная попытка перевернуть ситуацию с ног на голову игнорируя реальность. Это попытка заявить о необходимости заведомо невыполнимых процедур. Есть еще вопрос – когда проводить референдум? Зеленский, судя по заявлениям о гарантиях безопасности, предполагает, что это должно произойти после выведения российских войск. В этой заявленной Зеленским схеме видится та же «заокеанская рука», что определяла логику украинской стороны на переговорах по Минским соглашениям. Это подтвердил Президент США Джо Байден, который заявил в Варшаве, что Западу необходимо готовиться к «долгой предстоящей борьбе».[vi] Складываем заявления Зеленского и Байдена и получаем ответ, на что Вашингтон ориентирует Украину – на затягивание переговоров и продолжение военных действий.
Ситуация ничем не отличается от Минских переговоров, жаль только, что в результате на Украине сейчас гибнут люди. Зеленский, объявивший себя «президентом мира», оказался в той же ситуации – давление националистов и политических противников, давление Вашингтона. Схожесть ситуации в том, что, имея полномочия реализовывать Минские соглашения, он не смог это сделать в прошлом - подписать договор об урегулировании ситуации на Украине, о ее нейтральном статусе, о денацификации и демилитаризации. Он этого не делает и сейчас.
Еще одна позиция, позволяющая проводить аналогии с Минским процессом – договоренности о поставках оружия. Так, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, по итогам встречи с американской делегацией в Варшаве «намекнул на достигнутую договоренность по «конкретным шагам», которые должны уменьшить количество российских ракет, попадающих в объекты в Украине».[vii] Смеем предположить, господин Кулеба намекает на переговоры о поставках США на Украину систем ПВО, для борьбы с российским высокоточным ракетным оружием.
Получается, с одной стороны Украина готовится к очередному раунду переговоров с Россией намеченных на последние числа марта, на которых речь будет идти, в частности, о демилитаризации, с другой стороны – договаривается о поставках оружия из США. Вот на слом этой специфической украинской логики и направлена спецоперация.
Вернемся к адекватности. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев сформулировал понятные и абсолютно адекватные цели переговоров между Россией и Украиной: для России целью двусторонних переговоров служит фиксация результатов, на которые направлена спецоперация, для Украины — сохранение как государства.[viii]
Вопрос сохранения Украиной государственности имеет не военно-политическое измерение, как ошибочно предполагают в Киеве, (и если политическое еще имел, то военный аспект и раньше не был главенствующим), а прежде всего социально-экономическое. Но здесь приходится признать, что за время спецоперации идеология национализма открылась во всей красе и показала свое истинное лицо. Лозунг «Украина понад усе» - мало того, что идентичен лозунгу немецких нацистов, так этот он еще и принят за принцип ведения военных действий. Ради националистической идеи они превращают мирные города в поля сражений, прикрываясь мирными жителями и совсем не думают об их жизнях и судьбах. Зачастую, те, кто не держит в руках оружие, но эту идеологию разделяют, воюют языком, позволяя себе людоедские высказывания в отношении россиян. На стороне воюющих националистов и грозных журналистов-нацистов - и нынешняя украинская власть, затягивающая переговоры о мире. Думаю, наблюдая и переживая все это жители освобожденных территорий, как некогда крымчане и жители Донбасса, со временем смогут изменить свое отношение к государству Украина.
Киев не понимает, или делает вид, что не понимает, что хотя спецоперация и разворачивается на территории Украины, Россия вступила в жёсткое противостояние не с Украиной, а с Западом, с Вашингтоном, с его правилами международной политики, которыми нагло подменено международное право. А правила просты - Западу и Вашингтону можно все: начинать войны и устраивать перевороты, с помощью санкций и военной силы перекраивать экономики, уничтожать чужие рынки и многое другое. Москва много раз говорила о том, что это недопустимо ни в отношении других стран, ни в отношении России. На это никто не обращал внимания. Более того, постоянно, целеустремлённо НАТО приближалось к границам России, подогревались недружественные настроения и к власти приводнились недружественные к России силы в граничащих с ней странах.
Украина: Запад делал в стране и со страной все, что Россия считала недопустимым ни в политическом, ни в экономическом, ни в культурно-историческом, ни в социальном измерениях. А именно: проводил так называемые «демократические революции», подогревал идеологию национализма, делал попытки энергетического шантажа (транзит энергоресурсов) и оказания влияния на энергетические проекты России («Северный поток-2»), поддерживал стремление в НАТО и комплексное военно-техническое сотрудничество со странами Альянса, легализацию вооруженных группировок националистов, отказ от подписания Минских соглашений, обстрелы Донбасса и отправку диверсантов в Крым, подготовку к «силовому решению вопроса» республик Донбасса. И все это на фоне высокомерного отказа Вашингтона заключить соглашение о новых гарантиях международной безопасности.
Приверженность украинской власти безответному служению коллективному Западу как раз и поставила вопрос об украинском государстве как таковом. Европа, пока еще представляющая из себя Европейский союз, что может стать пережитком времени по итогам нынешних событий, может сохранить себя и помочь сохраниться Украине в том случае, но только если начнет проявлять субъектность, следовать своим интересам, а не американскому видению мироустройства. Что нужно Европе, если она намерена сохранить свою субъектность в международной политике - демилитаризированное государство-сосед или серая зона сопротивления России? Серая зона, которая будет поставлять в Европу экстремистов и националистов, беженцев? Но это не все - вашингтонские парни захотят разместить где-то рядом с границами Украины тренировочные лагеря, базы, пункты сбора боевиков, будут создавать коридоры для переправки оружия.
Возможно, это все пока кажется далеким, однако, в Европе уже налицо экономические и социальные последствия украинского кризиса: неясная ситуация на будущее с поставками энергоносителей, протесты в связи с повышениями цен на топливо, секторальные дефициты продуктов, прогнозируемые проблемы сельского хозяйства, а значит и рост цен на продовольствие.
Вывод один - модель поведения, избранная Украиной в Минском процессе в нынешней ситуации неприемлема. Чем быстрей это поймут в Киеве и на Западе, тем больше вероятность сохранения государственности для Украины и ее народа.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs